Опыт антидемпинговых расследований

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, вовлечения в нее широкого круга участников остро встает вопрос о так называемой демпинговой торговле и как следствие - антидемпинговое расследование. В течение 1999-2001гг. Министерство архитектуры и строительства и подведомственные предприятия - ПРУП "Белорусский цементный завод", ОАО "Красносельскстройматериалы", ПРУП "Кричевцементношифер" и ОАО "Гродненский КСМ" - участвовали в антидемпинговых разбирательствах, связанных с экспортными поставками цемента и извести на рынки Литвы и Латвии.

Следует отметить тот факт, что до проведения антидемпинговых разбирательств как в Литовской Республике, так и в Латвийской Республике были созданы независимые государственные службы (Совет конкуренции Литовской Республики, Государственное Бюро по защите внутреннего рынка Латвийской Республики), а также соответствующая нормативно-правовая база (Антидемпинговый закон Литовской Республики, Антидемпинговый закон Латвийской Республики). В Республике Беларусь такая служба и правовая база на тот момент отсутствовала.

Принципиальные схемы принятия решений и информирования заинтересованных лиц при антидемпинговом расследовании как в Литве, так и в Латвии схематично можно изобразить следующим образом:


Последовательность принятия решения при проведении антидемпингового разбирательства включает в себя:

1. Заявление от местного производителя с просьбой исследовать случай возможного демпинга поступает в соответствующий орган государственного управления.

Структура заявление состоит из разделов:

Общая часть.

Указываются юридические реквизиты заявителя и просьба о начале расследования демпинговых поставок в отношении определенного вида продукции.

Также указывается снижение объемов производства аналогичной продукции у местного производителя - заявителя.

Раздел I. Исследуемый товар

В этом разделе приводится описание способа получения товара, а также сравнение технических свойств на соответствие стандартам, принятым в стране производителя. Также приводится анализ импорта аналогичного товара, в отношении которого предполагается начать антидемпинговое разбирательство, рассматриваются каналы продажи исследуемого товара, указывается схема реализации на внутреннем рынке и экспортные поставки, приводится список как экспортеров, так импортеров исследуемого товара.

Раздел 2. Демпинг

Приводится констатация факта о демпинге и далее приводятся доводы по следующим категориям.

1. Нормальная стоимость, которая включает в себя цену на товар на заводе изготовителе + транспортные расходы до потребителя.

В качестве аналога подбирается товар из третьей страны с рыночной экономикой и с аналогичной технологией производства исследуемого товара.

2. Экспортная цена.

Средняя экспортная цена в расследуемый период подсчитана на условиях DAF (граница) на основании данных таможни (полная стоимость всего исследуемого товара, ввезенного из-за границы за расследуемый период, делится на количество ввезенного исследуемого товара в этот же расследуемый период).

Также идет расчет экспортной цены на условиях EXW (с завода) путем вычитания транспортных расходов от завода до белорусской границы. Определение экспортной цены необходимо для определения демпинговой разницы.

3. Определение демпинговой разницы.

Определение демпинговой разницы получается путем вычитания экспортной цены из нормальной стоимости.

Раздел 3. Определение ущерба

Рассматривается динамика продаж импортного исследуемого товара и отечественного аналогичного товара на внутреннем рынке, а также делается прогноз на ближайший период.

Раздел 4. Причинная связь между демпингом и ущербом

В этом разделе заявитель документально устанавливает связь между демпингом и ущербом, а также указывает на негативные последствия (уменьшение прибыли, занятости, объемов производства).

Заключение.

В заключении излагается просьба о начале расследования, а в случае подтверждения демпинга - просьба о введении антидемпинговых таможенных пошлин.

После рассмотрения заявления местного производителя соответствующий орган государственного управления принимает решение о начале антидемпингового расследования и информирует об этом как заявителя, так и через МИД страны - экспортеры аналогичного товара.

Орган государственного управления направляет экспортеру аналогичного товара постановление о начале антидемпингового расследования, запрос-анкету и копию письменного обращения местного производителя.

На подготовку ответа, а также проведение необходимых консультаций, запросов дается очень сжатый срок - 30 дней со дня опубликования решения о начале антидемпингового расследования.

Причем направляемые материалы могут быть как на русском, так и на английском языке. В случае с Латвией белорусская сторона была вынуждена в очень ограниченные сроки делать перевод опросника, включающего 100 вопросов по направлениям, освещающим экономическое и правовое положение в республике экспортера товара.

Объективность содержащейся в заявлении информации и других требований государственная служба должна проверить в течение 45 дней, а само расследование не должно занять более года. Но на реальную защиту от недобросовестного экспортера производители могут рассчитывать уже через два месяца после начала расследования. Именно столько времени нужно Кабинету Министров на принятие решения о введении временных санкций против демпинга соседей на срок от шести до девяти месяцев. Цель которых - не убрать конкурентов с рынка, а выровнять цену, тем самым лишив импортный товар его главного козыря - дешевизны.

Делается это с помощью введения временных пошлин. Величина и продолжительность доплат определяют государственные эксперты из служб, проводящих расследование. Вырученные деньги идут в госбюджет.

В феврале 2000 года СП ЗАО "Етернит Акмяне" обратилось в Совет по конкуренции Литовской Республики с просьбой провести антидемпинговое расследование в отношении асбестоцементных гофрированных листов из Республики Беларусь и Российской Федерации, несмотря на то, что в 1998г. была увеличена до 30% автономная и конвенциональная пошлины. Первая проба защиты своего рынка оказалась удачной.

Также в этот период АО "Науясис кальцитас" - производитель извести - обратилось в Совет по конкуренции Литовской Республики с исковым заявлением, требуя рассмотреть демпинговую политику, которую с 1998г. проводят белорусские, а с 1999 г. российские предприятия, поставляющие известь в этот регион. В качестве аргументов литовская сторона выдвигала следующее:

1. В 1999 г. производственные мощности АО "Науясие кальцитас" задействованы на 21%.

2. Доля продукции на внутреннем рынке 36,6%.

3. Сокращение числа работников.

Аргументы белоруской стороны:

1. Сравнение по техническим и ценовым параметрам белорусской извести с эстонской некорректно потому, что эстонская известь - это продукция 1-го сорта с высоким содержанием CaO, MgO, а белорусская и российская - второго. Соответственно и их цена никак не может быть одинаковой.

2. Несмотря на дополнительный запрос, белорусской стороне не была представлена информация о том, как формируется на АО "Науясис кальцитас" экспортная цена.

3. Не изучено, как курсовая разница и проведение зачетных операций посредниками за электроэнергию и газ влияет на стоимость белорусской продукции.

Несмотря на это, Совет по конкуренции в июле 2000 г. принял решение в пользу отечественного производителя и ввел временную антидемпинговую пошлину на 6 месяцев в размере 36 лит (9 долларов) за тонну.

За время действия пошлины литовские потребители белорусской извести смогли убедиться в том, что введение пошлины уменьшило их прибыль, привело к увеличению стоимости силикатных изделий и всего строительства.

В настоящее время литовская сторона склоняется к мнению о необходимости начала переговоров, связанных с экспортными поставками извести.

В сентябре 2000 г. в Совет по конкуренции Литовской Республики обратился АО "Акмянас цементас" с просьбой ввести антидемпинговые пошлины на цемент белорусских и российских производителей.

АО "Акмянас цементас" - единственный цементный завод в Литве, а ЗАО "Цемека" - единственный продавец данного цемента, обладающий акциями предприятий, потребляющих цемент, таким образом введение антидемпинговых пошлин на портландцемент повлечет за собой полную зависимость строительного рынка страны от естественного монополиста и увеличение рыночной цены цемента, а, следовательно, и удорожание строительства.

Следует также отметить, что СП ЗАО "Етернит Акмяне", инициировавшее антидемпинговое разбирательство в отношении асбестоцементных гофрированных листов, являлось дочерней компанией АО "Акмянас цементас". Учитывая, что контрольный пакет акций в АО "Акмянас цементас" принадлежит компании "RMC group p.l.c.", а также то, что АО "Броцены" (Латвия) также контролируется вышеупомянутой компанией, то белорусские производители цемента столкнулись с антидемпинговым разбирательством и в Латвии.

Был проведен ряд консультаций и переговоров как с производителями цемента в Латвии и Литве, так и с руководством соответствующих органов, проводивших антидемпинговое расследование. Белорусской стороной были направлены соглашения, предусматривающие обязательства поставлять цемент по ценам, исключающим возникновение антидемпинговой разницы. В результате предпринятых действий белорусские предприятия - производители цемента получили возможность сохранить прибалтийский рынок.

Опыт участия в антидемпинговых разбирательствах позволяет сделать следующие выводы:

1.Необходимо тщательно отслеживать и пресекать попытки отечественных производителей поставлять товар на внешний рынок по демпинговым ценам.

2.Необходимо создать эффективный механизм защиты внутреннего рынка от аналогичных попыток зарубежных поставщиков.

Следует отметить, что активное участие в антидемпинговых разбирательствах приняло МИД республики и его службы в странах, проводивших антидемпинговое разбирательство. Поэтому предлагаем аналитический материал, который учитывает опыт участия белорусских компаний в антидемпинговых разбирательствах.

Практические рекомендации экспортерам по избежанию демпинга и применения антидемпинговых санкций

Основными принципами, на которых основывается деятельность государств-участников ВТО, является либерализация, гармонизация и создание условий, благоприятных для внешней торговли. Однако наряду с этим подходом к свободной торговле в тех случаях, когда появляются элементы нечестной торговли, в ВТО активно используются антидемпинговые и другие меры для защиты своих производителей. Такие меры заключаются в применении ограничений импорта товаров, несправедливо разрушающего конкурентную ситуацию на соответствующих рынках.

Наличие в этих странах детального антидемпингового законодательства отнюдь не означает того, что экспортеры должны избегать поставок своей продукции в этот регион. Законодательство, как правило, содержит определенные гарантии для экспортеров из других стран, включая страны СНГ, по защите интересов в ходе антидемпинговых разбирательств. Умение грамотно их использовать зачастую играет решающую роль.

В этой связи можно выделить следующие необходимые действия экспортеров для предотвращения начала антидемпинговых расследований или минимизации последствий введения антидемпинговых мер.

I. Меры по предотвращению начала антидемпинговых расследований:

1. Проведение постоянного мониторинга рынков сбыта, уделение особого внимания ценовым показателям на аналогичный товар внутренних производителей рынка сбыта, проведение корректировок соотношения цен на внутреннем и зарубежном рынках.

2. Регулярный мониторинг и анализ законодательства страны сбыта в части применения антидемпинговых или компенсационных мер против производителей аналогичного товара, происходящего из третьих стран.

3. Сведение к минимуму поставок производимой продукции по бартеру или производства продукции на давальческом сырье.

4. Поддержание рабочих контактов с МИДом, Посольствами в странах сбыта, импортерами для получения оперативной информации о складывающейся ситуации на рынке с целью проведения возможных превентивных мер.

5. Налаживание связей с производителями и потребителями страны или региона поставки, выпускающими или потребляющими аналогичную продукцию, обеспечение членства в ассоциациях таких производителей и потребителей для возможного обмена информацией и совместного поиска взаимоприемлемых решений спорных вопросов.

II. Действия экспортеров в случаях, когда разбирательство уже начато (первые 40 дней с момента начала расследования):

1. Незамедлительно после получения информации о начале процедуры расследования связаться со своим Министерством иностранных дел и Посольством в данной стране.

2. Заключить контракт с юридической компанией о защите интересов вашего предприятия в ходе проводимого расследования.

3. Направить в орган, ответственный за проведение расследований, письмо о готовности сотрудничать с данным органом на всех этапах проведения расследования.

4. Создать на предприятии рабочую группу, включающую главного бухгалтера, юриста и сотрудника отдела маркетинга для подготовки ответов на вопросник. В составе группы как минимум один человек должен в совершенстве владеть языком страны экспорта.

5. Совместно с юридической компанией подготовить комментарии и предложения относительно выбора аналоговой страны для определения нормальной стоимости товара.

6. Запросить у органа, ответственного за проведение расследования, слушания с целью уточнения позиций сторон и выработки стратегии дальнейшей работы.

7. Совместно с юридической компанией подготовить и направить в адрес органа, ответственного за проведение расследования, ответы на вопросник и свои комментарии относительно начала процедуры расследования.

8. Четко соблюдать временные рамки представления запрашиваемой информации. (В Европейском союзе - это 10-дневный период по предложениям относительно аналоговой страны и 40-дневный по подготовке и направлению ответов на вопросник).

III. Дальнейшие действия экспортеров в ходе проведения расследования и до введения временных антидемпинговых мер:

1. Проводить постоянный обмен информацией с юридической компанией, МИД, Посольством в стране экспорта.

2. Совместно с юридической компанией и сотрудниками Посольства в стране экспорта провести слушания в органе, ответственном за проведение расследования.

3. Через импортеров и конечных потребителей вашей продукции организовать кампанию в стране экспорта по доказыванию отсутствия интересов от введения антидемпинговых санкций на продукцию вашего предприятия в данной стране.

IV. Действия экспортеров после введения временных антидемпинговых мер:

1. Совместно с юридической компанией подготовить и направить свои комментарии относительно правомерности введения временных антидемпинговых мер.

2. Оценить возможности принятия на себя добровольного ценового обязательства и получения соответствующих гарантий со стороны правительства.

3. Запросить и провести в органе, ответственном за проведение антидемпингового расследования, дополнительные слушания.

V. Действия экспортеров после введения окончательных антидемпинговых мер.

1. Совместно с юридической компанией оценить правомерность введения окончательных антидемпинговых мер и возможности направления иска в соответствующие судебные органы.

2. Через период, определенный законодательством страны экспорта, после введения окончательных антидемпинговых мер направить обращение с просьбой начать процедуру пересмотра.

Сейчас инициаторами начала антидемпинговых расследований, как правило, являются различные ассоциации производителей той или иной продукции. Участие производителей стран СНГ в этих ассоциациях или, по крайней мере, постоянные контакты с их представителями позволили бы проводить превентивные меры, направленные на предотвращение возбуждения дел.

Еще несколько рекомендаций относительно вопросника, представленного органом, ответственным за проведение расследования. Если производитель из экспортирующей страны не направит ответы на вопросник в указанные сроки, либо направит неполную или неточную информацию, орган, ответственный за проведение расследования, имеет право использовать при проведении расследования и соответствующих расчетах "доступную информацию". Как правило, такой информацией становятся данные, содержащиеся в иске производителей. Нет нужды говорить, что при таком варианте развития событий в отношении экспортера будет введена максимально возможная антидемпинговая пошлина. Поэтому самой правильной линией поведения будет сотрудничество с указанным органом на всех стадиях проведения расследования. При этом информацию желательно представлять очень сжато и по возможности не конфиденциальную.

В заключение следует отметить, что гораздо легче предотвратить начало антидемпингового разбирательства, нежели проводить работу по смягчению или отмене уже введенных санкций.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ,
заместитель начальника управления внешних связей и информации Минстройархитектуры Республики Беларусь


Когда номер готовился к печати, из Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь поступило сообщение о том, что Совет по конкуренции Литовской Республики рассмотрел вопрос о применении временной антидемпинговой пошлины в отношении импортируемого в Литву портландцемента из Беларуси, Украины, России, в связи с истечением действия временной антидемпинговой пошлины.

Совет по конкуренции принял решение принять обязательства экспортеров портландцемента Республики Беларусь ПРУП "Белорусский цементный завод", ОАО "Красносельскстройматериалы", ПРУП "Кричевцементношифер" о поставке портландцемента по минимальной экспортной цене (на условиях DAE граница Беларусь-Литва) на таможенную территорию Литвы в размере $32 за одну тонну. В отношении данных белорусских экспортеров не применять антидемпинговую пошлину в размере $13 за одну тонну за ввозимый на территорию Литвы портландцемент, производимый в Беларуси.

В этом же документе предусматривается в срок не позднее 6 месяцев выполнить процедуру изучения применения антидемпинговой пошлины и соблюдения минимальной экспортной цены белорусскими экспортерами портландцемента.

В отношении Украины и России установлена антидемпинговая пошлина на постоянной основе на импортируемый портландцемент (код ТН ВЭД 252329000) Украине - 47 лит за тонну, России - 22 лита за тонну.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость