Заговорил главный конструктор Всемирного торгового центра



На прошлой неделе главный конструктор нью-йоркского Центра международной торговли Лесли Робертсон выступил перед коллегами на собрании совета национальной ассоциации инженеров-строителей. До сих пор 73-летний Робертсон не высказывался публично по поводу гибели своего детища. 11 сентября он был в Гонконге и в течение нескольких дней не мог вернуться в США.

На вопрос о том, что бы он изменил в проекте, Робертсон, заплакав, сказал: "Только его судьбу". Он заявил, что гордится своей работой и тем, что башни торгового центра хорошо проявили себя в таких чрезвычайных обстоятельствах, гораздо лучше, чем можно было предполагать. Тем не менее, по словам Робертсона, он почти не спит после 11 сентября, обдумывая, был ли способ сделать так, чтобы здания простояли еще дольше. Его сомнения, главным образом, касаются цилиндрических стержней ферм, перекрытий. По его мнению, Тавровые балки вели бы себя лучше при пожаре. Но в начале 70-х из соображений экономии были выбраны круглые фермы.

В начале 1960-х, когда архитектор Ямасаки выиграл конкурс на строительство небоскребов Всемирного торгового центра, он нанял для проектирования сиэтлскую фирму, которую возглавлял Робертсон. До тех пор он никогда не проектировал здания выше 20 этажей. Тем не менее, эксперты считают, что Робертсон проявил себя как высококлассный инженер. Строительству нью-йоркских близнецов были посвящены более десяти лет его жизни, а обслуживанием зданий его фирма занималась вплоть до 11 сентября.

Робертсон заявил, что он и его нью-йоркская фирма готовы выступать по судебному иску, хотя он не уверен, что следствие сможет выдвинуть какие-либо конкретные обвинения.

Строители британских небоскребов не пропускают уроков истории

Подрядчик проектируемой лондонской Башни Моста (Bridge Tower) Ирвин Селлар решил дополнительно протестировать свой проект в свете террористических нападений в США. Эксперты исследуют, насколько безопасным будет 66-этажное здание, которое должно стать самым высоким в Европе. Их задача заключается прежде всего в том, чтобы указать наилучшие способы эвакуации из Мостовой Башни, которая пока еще существует только в чертежах. При этом будет учитываться самый широкий спектр возможных чрезвычайных ситуаций. Одним из уроков Нью-Йорка стала уверенность в том, что любое здание должно выдерживать удары как можно дольше.

Одним из наиболее вероятных результатов исследования станет предложение использовать стальную оставляемую опалубку как армирующий элемент. Кроме того, башня, вероятно, будет строиться с более широкими, чем первоначально планировалось, лестницами. Но критическим фактором проектировщики считают организацию управления зданием. Они настаивают на необходимости обеспечить автоматический режим эвакуации.

Все эти изменения сделают здание более дорогостоящим. В прессе уже появились сообщения о том, что строительство лондонской Мостовой Башни может быть отложено или даже отменено. Но проектировщики утверждают, что основная часть нового исследования будет закончена через год-полтора, и башня будет построена до 2006 года.

Китайцы стремятся на внешний рынок

По сведениям ассоциации международных подрядчиков Китая, заграничные проекты китайских фирм составляют более 90 процентов общего объема строительства. Согласно официальной статистике, общий объем внешнего бизнеса китайских строителей составил за последние двадцать лет 111,4 миллиарда долларов, ежегодный рост оценивается в 32 процента. Эти проекты обеспечили более 2,25 миллиона рабочих мест. Китайцы ищут все новые способы проникновения на внешний рынок, делая это одним из своих ключевых приоритетов. Почти все китайские компании строят за пределами страны. В то время как в конце 1970-ых только четыре компании имели заказы заграницей. О результатах говорит и тот факт, что сразу тридцать четыре китайские компании числятся в известном рейтинге 225 ведущих международных строительных подрядчиков, который ежегодно публикует американский журнал "Engineering News Report".

Ассоциация международных подрядчиков Китая, основанная в 1988 году, является посредником между правительством и своими членами, которыми являются более 900 китайских строительных компаний.

Тайская борьба цементных тяжеловесов

Швейцарская компания "Holcim" включилась в войну за право контролировать тайскую цементную компанию "TPI Polene". Теперь сразу три цементных гиганта соперничают за этот бизнес в Таиланде. "Holcim" предложил купить долю в "TPI Polene" после того, как стало известно, что кредиторы компании отказались от предложения мексиканской "Cemex" и французской "Lafarge". Конкуренция между тремя глобальными компаниями обещает быть очень жесткой. "Holcim", которая владеет тайской компанией "Siam City Cement", хотела бы блокировать бизнес "Cemex" в Таиланде, где последний в мае тоже купил цементную компанию "Saraburi Cement". Тот из них, кто приобретет "TPI Polene" сможет серьезно влиять на местные цены, что скорее всего приведет к настоящей ценовой войне.

"TPI Polene", которая производит около девяти миллионов тонн цемента в год, процветала в 1990-ых благодаря строительному буму в Таиланде. Но уже больше года она ищет инвестора, чтобы оплатить хотя бы часть из 1,1 миллиарда долларов, которые она должна кредиторам. Это одна из двух последних тайских цементных компаний, не поглощенных глобальными игроками, горстка которых контролирует всю мировую цементную промышленность. Другая компания "Siam Cement" контролируется королевским семейством Таиланда.

Юкос-нефть и строительный бизнес "Kvaerner"

"Юкос-финанс", дочернее предприятие нефтяной компании "Юкос", которая является второй по величине нефтяной компанией России, 11 октября объявила о том, что приступила к проведению серии рыночных операций по приобретению 10 процентов акций англо-норвежской строительной компании "Kvaerner".

"Квернер", которая проектирует для российской компании трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы в Сибири, переживает теперь период неопределенности. Норвежская газета "Aftenposten" сообщила о том, что "Юкос", которая стала третьим по величине акционером "Kvaerner", и ее крупнейший акционер, норвежская нефтяная и газовая группа "Aker Maritime", которая владеет 18 процентами акций, готовятся разделить "Kvaerner". Они заключили сделку, в которой "Aker" покупает нефтяное и газовое подразделение "Kvaerner", а "Юкос" берет технические и строительные направления. Но ни одна из сторон не подтвердила и не прокомментировала это сообщение.

Агенты по продаже недвижимости стараются работать деликатно

Если раньше американские агенты по продаже недвижимости не слишком задумывались о моральной стороне своего бизнеса, то после 11 сентября они несколько сменили тактику. Теперь они стараются быть более внимательными. Это стало настоящей проблема для агентов по всей Америке, которым нужно вербовать клиентов и при этом не казаться черствыми и циничными. Немногие хотят открыто наживаться на компаниях, потерявших свои офисы в Нью-Йорке. Хотя эта ситуация предоставляет редкую возможность. Многие отказываются от слишком навязчивых рекламных кампаний. Так, туристическое бюро в Джорджии отменило 12-страничную рекламу в октябрьском выпуске "Fortune magazine", где должны были продвигаться уникальные экономические возможности штата. Даже туроператоры Лас-Вегаса, которые никогда не отличались тонкостью подходов, колебались перед началом рекламной кампании стоимостью в 13 миллионов долларов.

В Китае строят жилье будущего

На прошлой неделе в Пекине состоялась генеральная ассамблея и ежегодная конференция Международного союза строительных центров (UICB). Ее темой стало "Строительство жилья в будущем". Впервые UICB, который сформировался в 1958 и теперь насчитывает 48 членов в 29 странах, провел свою ежегодную конференцию в Китае.

Участники пришли к выводу, что жилье 21 столетия должно служить различным потребностям людей из всех слоев общества. Индустриализация, урбанизация, энергосбережение, защита окружающей среды, высокотехнологичная экономика заметно изменили повседневную жизнь, а значит, и требования к жилым зданиям.

В частности, китайская концепция жилья включает четыре ключевых принципа - экономичность, учет стиля жизни, безопасность и адаптируемость. Современное строительство жилья должно предполагать экологичные строительные материалы. Специальные проекты должны быть разработаны для пожилых, инвалидов и детей. Китайские проектировщики жилья не стремятся копировать западные стили, а планируют и строят в соответствии с национальной культурной традицией. Кроме того, китайская концепция современного жилья предполагает рентабельную и модернизированную строительную индустрию, банковские гарантии и услуги страхования.

Первый мост через Cуэцкий канал

Во вторник президент Египта Хосни Мубарак открыл первый подвесной мост через Суэцкий канал, который является важнейшей вехой в египетской программе развития Синайского полуострова. Мост и дорожный туннель соединили материковый Египет с Синаем, где строится главный ирригационный канал. Его высота составляет 70 метров, что достаточно для свободного движения кораблей. Проект предполагает и строительство в ближайшем будущем железнодорожного моста такой же высоты.

Эти объекты должны поощрить египтян переезжать из узкой долины Нила, где живет большинство из 67 миллионов жителей Египта. По словам министра транспорта Ибрахима Демири, с открытием этого моста жизнь должна измениться с обеих сторон Суэцкого канала. Власти расчитывают, что с открытием моста население в Синае может увеличиться к 2017 году до 3,2 миллионов человек. Развитие Синая имеет политический подтекст для правительства Египта, так как полуостров был оккупирован Израилем в 1967 году и возвращен Египту только после подписания мирного договора 1979 года.

На открытии моста присутствовал и бывший премьер-министр Японии Рютаро Хашимото, одобривший объединенный египетско-японский проект в1997 году. Церемонию в прямом эфире транслировало египетское телевидение.

Невероятные покупки итальянцев в Англии

Итальянцы в массовом порядке покупают недвижимость в Англии. Их не останавливает даже то обстоятельство, что английские дома часто стоят гораздо дороже итальянских. По данным римского научно-исследовательского института "Scenari Immobiliari", теперь итальянцы ежегодно покупают в Англии в три раза больше домов, чем в 1991, когда законодательство позволило им покупать собственность за границей. Теперь Англия в глазах итальянцев вторая страна после Франции. 3 542 итальянских семейства купили в прошлом году вторые дома в Британии - это 22 процента от всех, купивших собственность за границей.

Тенденция, когда итальянцы покупают дома в Англии, сменяет так называемый "тосканский" синдром, когда англичане покупали дома в сельской местности Италии.

Причем покупателями теперь являются не только богатые миланцы, но разбогатевшие предприниматели из небольших южных городов Италии. Часто они даже не знают английского языка. Однако появляется все больше специализированных агентств, предлагающих полные услуги, в том числе и переводческие.

Итальянцы интересуются, главным образом, домами в Лондоне, а также в Оксфорде и Кембридже. Они хотят жить в Англии, чтобы их дети могли там учиться, особенно изучать английский язык. Кроме того, британская собственность сейчас представляет лучшие возможности для инвестиции, чем итальянская. В Италии недвижимость также повышается в цене, но не так быстро, как в Англии. Дома часто требуют дорогостоящего ремонта, к тому же в Италии приходится платить высокие налоги при продаже дома. Единственное, чего хотели бы итальянцы, так это чтобы Англия поскорее вступила в зону евро, чтобы фунт несколько упал в цене.

Третья линия римского метро

После нескольких лет бездействия министерство транспорта Италии выделило более триллиона лир для строительства в Риме третьей линии метро, которая к настоящему времени стала почти легендой Рима.

По плану Linea C должна пройти через древний центр Рима, что до сих пор было строжайшим табу. Предполагается, что будут даже остановки под собором Святого Петра, Пьяцца Венециа и Капитолийским холмом. Уже потрачено 18 миллиардов лир на предварительные раскопки, чтобы у строителей не было никаких археологических сюрпризов. Но власти утверждают, что понадобится семь лет, прежде чем линия хотя бы частично войдет в эксплуатацию. И даже тогда она, вероятно, будет построена лишь наполовину. Целиком же Linea C будет иметь протяженность 32 километра и 34 станции. Линии метро, которые уже есть в городе, имеют общую длину только 40 километров.

Выделенная правительством сумма покрывает только 60 процентов стоимости проекта. Но это позволит хотя бы начать работы. В транспортном совете Рима обещают, что неудобства и путаница, которые сопровождали строительные работы перед чемпионатом мира 1990 года в Риме, больше не повторятся.

Нижний Манхэттен находится под угрозой

В прошлый четверг Мировой фонд памятников внес Нижний Манхэттен, пострадавший в прошлом месяце в результате террористических атак, в список архитектурных сокровищ, которым угрожают серьезные опасности в виде природных катаклизмов, войн, запустения или, напротив, активного туризма. В этом списке числится сто исторических городских центров, ландшафтов, поселений и археологических участков, из которых 42 объекта находятся в Европе, остальные примерно поровну распределены между другими частями света.

По мнению экспертов фонда, под угрозой находятся, например, лондонская церковь Святого Георгия, которая не ремонтировалась более ста лет, крепость в Гданьске, которая может не перенести соседства химического производства, замковый мост в украинском Каменец-Подольске, который может не выдержать новейших пристроек, и барельефы королевского дворца Абомей в Бенине. В новом списке 2002 года под номером 101 теперь значится Нижний Манхэттен, где на площади 3,9 квадратных километра находится 65 вех американской архитектуры и шесть районов исторической застройки.

По материалам "Reuters", "People's Daily", "Building magazine", "New Civil Engineer Plus", "The Financial Times"
подготовила Елена РЫБАЛТОВСКАЯ.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость