Философия архитектуры

Ricardo Bofil является одним из известных архитекторов в мире. Он принимал участие в многочисленных проектах (около 100) во всех частях света. Представляет интерес его неординарная точка зрения на архитектуру и его видение как архитектора проблем окружающей действительности.

Воспитание взгляда

Повседневная суета снижает возможности человеческого взгляда. Он привыкает фиксироваться только на нужном объекте и игнорирует окружающее. Внимание посредством взгляда улавливает только главное. Взгляд теряет свою врожденную живость, и привычные каждодневные картины стушевываются. Кому, например, удастся точно описать свой подъезд? Нелегко отказаться от "комфортности" такого взгляда, привыкшего скользить по поверхности жизненного пространства. Но можно, например, рассматривать тот же объект наклонив голову, под углом или смотреть несколько раз с определенными промежутками.

В крупном масштабе, если имеется заказ на проектирование в черте города, для "оттачивания" взгляда может быть применима следующая методика. Первый раз вы внимательно прогуливаетесь по городу пешком; второй - проезжаете в автомашине; и третий - летите над городом по воздуху. Пройти по городу необходимо для того, чтобы посмотреть на живущих в нем людей, узнать их привычки, их отношения на улице, манеру движения транспорта. Любят ли жители находится вне дома? Встречаться в общественных местах? Каким образом они добираются к местам работы? Все это можно "прочесть" на улице. И даже какое значение жители придают деньгам, власти, коллективизму.

Однако не только эти собственно социологические аспекты принимаются во внимание. Нужно стараться заметить структуру или ритм города, его "ключ", соотношение свободного и застроенного пространства, высотности зданий. Поездка на автомобиле по проспектам и улицам города дает представление об истории города. Например, если взять Нью-Йорк, то путь от Central Park по Бродвею до южной части Манхэттена позволяет "прочитать" развитие города. Во время поездки просматриваются типы фасадов зданий, оси города, перспективы, структура. Обзор с воздуха связан с возможностью абстрагироваться. Здесь пропорции и размеры, как на макете, видны в их взаимном расположении. Заметны также плохо спроектированные здания, общие очертания города.

Таким образом, можно попытаться проникнуть в контекст, так как реализация архитектурного проекта проистекает из размышлений о структуре пространства. И это приводит к конкретным выводам по строительству здания и оформлению его интерьера, которое должно органично вписаться и украсить город.

Архитектура пространства

Ошибка городской архитектуры заключается в том, что ее разработчики считают: можно создать квартал, пригород или город, противопоставляя различные объекты друг другу. Глупо думать, что в зданиях, изолированных и оторванных от окружающего контекста, можно находиться, не испытывая некоторого психологического дискомфорта. Мы принимаем архитектурные сооружения только в том случае, когда наша культура и традиции позволяют это сделать. Современные же города, составленные из различных частей, без исторических и культурных корней зачастую представляют собой унылое зрелище. Европа с момента своего существования продолжает архитектурную линию, согласно которой пространство доминирует над материалом.

Пространство диктует камню форму и функциональность

Развитие классической архитектуры тесно связано с особым восприятием пространства. Достаточно войти в здание средневековой церкви, чтобы это понять. Природа здесь, кажется, размерена под человеческий масштаб. Зодчие сумели найти те пропорции, которые придают пространству "уютность", приспособленность к запросам человеческого естества. Архитектура - это победа человека над иррациональным.

Начиная с того времени, когда человек соорудил свое первое жилище, он открыл эпоху строительства. Он попытался установить гармоничные отношения с Богом и с людьми с помощью организации пространства. Что на самом деле имеет важное значение, это скрытая гармония, дающая понимание всей архитектурной композиции. Площади, эспланады, бульвары и проспекты, парки и сады подчиняются законам гармонии и перспективы, определяя размещение и конфигурацию окружающих их объектов. Вся история архитектуры по своей сути сводится к попытке воплощения единственной мечты: сделать из условий нашей жизни гармоничное пространство.

Город - как архитектурный объект

Если архитектура и может сказать свое веское слово, то прежде всего в городе - символе социальной неустроенности. Экономический рост оставил после себя "открытые раны" на теле города, а демографический кризис последних десятилетий привел к созданию "спальных" районов. Что касается непосредственно французского градостроения, то ему противодействуют такие факторы, как поспешность в решении вопросов с жильем, спекуляция, отсутствие единой политики застройки, а также ненависть архитекторов к городу, которая вылилась в средине прошлого века в отказе от непрерывной системы застройки города. Разрабатывались жилые массивы, а улицам и площадям не придавалось никакого значения. И уже виден результат: бетонные громадины, разделенные зелеными пространствами, с паркингами и непонятными площадками. Одновременно с процессом концентрации коммерческих заведений в нескольких гиперотрофированных центрах, нижние этажи зданий оставались пусты - без киосков и магазинчиков. Город перестал быть местом встреч, а превратился в схему сообщающихся путей. Автострады больше не заканчиваются у въездов в агломмерации, а пересекают и "разрывают" их.

Архитекторы, отказавшись от городов, отдали последние в руки предпринимателям, а те - урбанистам. Последние же обратились к инженерам, которые изучили различные функции города (промышленность, жилье, досуг, коммерцию) и разбили город на секторы. С учетом рельефа и дорожной инфраструктуры каждому сектору были приданы определенные функции, по преимуществу - изолированные. Такая модель "не-города" далеко распространилась за пределы Европы, и в карикатурном виде достигла даже СССР - напыщенный неоклассицизм при Сталине, четырехэтажки при Хрущеве, разделенные маленькими парками, затем - шестнадцатиэтажные конструкции в форме "L" при Брежневе.

Город, по определению Alberti, должен обладать такими же характеристиками, как и дом: входы-въезды; коридоры-улицы; гостинные-общественные места. При такой характеристике процесс построения города соотносится с сооружением дома не только в материальном плане, но и в психологическом, и доставляет уют и спокойствие проживающим в нем.Подготовил Дмитрий РУНЦО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2001 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость