электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Как оптимизировать затраты на противопожарную защиту

Сообщение первого заместителя министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси, главного инспектора Беларуси по пожнадзору Энвера Бариева "Перспективы развития и обеспечения функционирования системы противопожарного нормирования и стандартизации в Беларуси", сделанное им на республиканском семинаре "Пожарно-техническая классификация строительных материалов, конструкций и зданий (СНБ 2.02. 01-98*): новые требования и подходы"

Актуальность проблемы обеспечения природно-техногенной безопасности населения и территории обусловлена устойчивыми тенденциями роста потерь людей, ущерба территориям, причиняемых авариями и катастрофами. Риски природного и техногенного характера неуклонно возрастают. Население Беларуси, как и других стран СНГ, подвергается более высоким рискам от ЧС, чем население большинства развитых стран мира.

Важнейшая задача, стоящая перед правительством Беларуси, заключается в обеспечении защиты населения, территории, народно-хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Центральным звеном во всей этой работе является формирование правового поля, которое обеспечило бы защиту каждого человека и его материальных ценностей от чрезвычайных ситуаций.

Система противопожарного нормирования и стандартизации является частью законодательства о чрезвычайных ситуациях и в сочетании с решением общих задач, связанных с защитой объектов народного хозяйства, преследует цель обеспечить их пожарную безопасность.

Эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности зависит от ее качественного нормативного обеспечения, что особенно важно в условиях негативного влияния пожаров на жизнедеятельность человека и экономику страны. Это характеризуется постоянным увеличением числа людских жертв и размеров ущерба от огня, что, в свою очередь, требует постоянного совершенствования государственной системы противопожарного нормирования и стандартизации - фактора, влияющего на стабильное функционирование народнохозяйственного комплекса страны и позволяющего обеспечить оптимизацию затрат на противопожарную защиту.

Существовавшая ранее система противопожарного нормирования и стандартизации, включающая более 1500 документов, которые частично или полностью состоят из требований пожарной безопасности, не представляла собой единой системы из-за обобщенности требований документов, их сложности, негибкости норм. Документы этой системы имели ряд недостатков, среди которых в первую очередь можно выделить отсутствие связи норм с основными факторами пожара, с реальной динамикой его возникновения и развития.

Кроме того, велика стоимость противопожарной защиты при ее невысокой эффективности.

При определении расходов обеспечения пожарной безопасности объекта на разных стадиях проведения инженерно-технических мероприятий в конфликт вступают, с одной стороны, инвесторы, проектировщики, строители, пользователи, а с другой - специалисты в области обеспечения пожарной безопасности. Возникают сомнения, не слишком ли много средств предназначается на систему пожарной безопасности объекта.

Снижение этих расходов вызывает максимизацию потерь от пожаров, и их величина может превысить размеры их допустимой компенсации в масштабе предприятия из прибыли. Поэтому допустимы только такие затраты на систему пожарной безопасности, которые гарантируют возврат дополнительных расходов благодаря уменьшению потерь от пожаров.

Имеет место и негибкость норм, то есть наличие в них конкретных фиксированных требований, обязательных к исполнению, но не учитывающих складывающуюся ситуацию противопожарной защиты конкретного объекта и не допускающих замены одних мероприятий другими.

В нормах отсутствуют механизмы оптимизации затрат на обеспечение пожарной безопасности, замены средств пассивной противопожарной защиты на активную, а также стимулирования разработки и внедрения достижений науки и техники.

В результате отсутствия этого последнего отечественная стройиндустрия выпускает узкий спектр огнестойких отделочных материалов, композиций с пониженной горючестью, эффективных огнезащитных средств для металлических и деревянных конструкций.

Многие десятки лет используются малоэффективные огнезадерживающие клапаны систем вентиляции без какого-либо усовершенствования, промышленный выпуск которых к тому же в достаточном количестве не налажен. Не выпускаются и не разработаны электрокабельная продукция с трудногорючей изоляцией, автономные пожарные извещатели. Десятилетия потребовались на организацию в Беларуси выпуска трудногорючей древесины.

Что же касается обобщенности норм, то ее следует понимать как неучет местных условий, социальной инфраструктуры, наличия и возможности пожарных служб.

Примером может служить обобщенное категорирование по пожаровзрывоопасности, а, следовательно, один и тот же комплекс противопожарных мероприятий для помещений с материалами и веществами, схожими по физико-химическим свойствам, но значительно отличающимися по важности и стоимости.

Примером же автономности, отсутствия взаимосвязи между требованиями различных блоков нормативно-технических документов - стандартов, строительных норм, правил пожарной безопасности - может служить ГОСТ 12.1.044-89, который устанавливает от 10 до 14 показателей пожаровзрывоопасности для всех веществ и материалов, а реально в строительных нормах, правилах пожарной безопасности находят отражение от 4 до 6 из этих показателей, которые учитываются при определении области применения материалов. Именно вследствие этого в СНиП отделка строительных конструкций изделиями из древесины и из синтетических высокотоксичных при горении материалов рассматривается как равноценная - просто сгораемая.

Многочисленность документов, регламентирующих требования пожарной безопасности, усугубляется дублированием - рассмотрением одних и тех же вопросов в различных документах. Так, требования к путям эвакуации людей при пожаре в производственном здании содержатся в более чем 30 документах: СНиП 2.01.01-85*, 2.09.02-85*, 2.11.01-85*, 2.04.05-91, 2.09.04-87, 2.09.03-85, Правилах устройства электроустановок, ГОСТ 12.1.004-91, 12.4.026-76 и ряде других.

Отдельные критерии оценки пожарной безопасности необоснованны.

Например, в здании II степени огнестойкость колонн предусматривается не менее 2 часов, а покрытия - менее 15 минут.

Имеющая место сложность понимания, освоения и применения документов объясняется отсутствием единой логической основы (концепции) построения и взаимосвязи требований нормативов, многочисленностью отсылок документов друг на друга и стилей изложения.

Наконец, вследствие того, что документы разрабатываются различными организациями с неодинаковыми подходами к решению вопросов противопожарной защиты, имеет место противоречивость нормативных требований.

Сложившаяся система противопожарного нормирования была ориентирована в основном на решение прямой задачи проектирования. Комплекс ограничений и однозначных требований, реализованных в строительных нормах и правилах, с одной стороны, значительно облегчал процедуру принятия решения и контроля его реализации, с другой, практически исключал возможность формирования альтернативных, в том числе оптимальных вариантов.

По мере увеличения масштабов и сложности объектов капитального строительства все более трудным становилось решение задачи создания на них систем обеспечения пожарной безопасности, учитывающих многообразие возможных пожароопасных ситуаций и их последствий.

Система пожарной защиты представляет собой группу элементов, действующих совместно при выполнении поставленной задачи. Решение вопросов оптимизации системы в целом на основе технико-экономического анализа оказывается очень сложным. Поэтому приходится прибегать к решению оптимизации входящих в систему элементов или подсистем.

Экономический анализ по частям требует сопоставления результатов частной оптимизации при получении единого комплексного критерия.

Различные технические средства (первичные, автоматические, привозные) назначаются исходя из анализа возможных на объекте ситуаций возникновения и динамики развития пожара, продолжительности стадий пожара и перехода одной стадии в другую при конкретных объемно-планировочных и конструктивных решениях зданий, а также возможности подавления пожара на каждой его стадии.

Задача проектировщика заключается в установлении признаков, по которым отдается предпочтение тому или иному решению. Критерий оптимизации в данном случае должен представлять собой соотношение между ожидаемым полезным эффектом решения и связанными с ним затратами. Когда рассматриваемые варианты проектного решения имеют равноценный ожидаемый полезный эффект, в качестве критерия принимается стоимость мероприятий. Во всех остальных случаях предпочтительность проектных решений не может оцениваться с помощью этого критерия, поскольку последний не определяет ожидаемый результат, который будет достигнут за наименьшую плату.

Точно так же недостаточным будет такой критерий, который оценивает решение, обещающее наибольший полезный эффект.

Очевидно, критерий экономической эффективности системы пожарной защиты должен учитывать такие признаки, как вероятность пожара, стоимость защищаемого объекта, размеры возможного ущерба от пожара, а также капитальные вложения и текущие расходы. Необходимо было предложить методики выбора критериев, удовлетворяющие всем встречающимся на практике ситуациям.

Противопожарная защита объекта находится в прямой зависимости от содержания требований нормативно-технических документов, выполнение которых должно обеспечить требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности. Оптимизация системы обеспечения пожарной безопасности должна осуществляться в рамках требований действующих нормативно-технических документов, а также путем усовершенствования самих нормативно-технических документов.

В настоящее время экономика республики характеризуется переходной стадией развития на пути к рыночным отношениям. На многих объектах наблюдается дефицит средств. В этих условиях конкретный субъект хозяйствования стремится оптимизировать затраты на систему пожарной безопасности, так как для него они считаются непроизводительными. Поэтому допустимы только такие затраты на систему пожарной безопасности, которые гарантируют возврат дополнительных расходов благодаря уменьшению потерь от пожаров.

Система нормативных документов в строительстве должна предусматривать повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований. Принципы и классификация должны позволять производить выбор средств и способов противопожарной защиты, адекватных угрозе пожара, используя расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметров развития и распространения пожара, и технико-экономическое обоснование соотношения величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия.

Таблица 1.

Страна

Пожары в зданиях на 1000 человек

США

2,1

Литва

1,8

Россия

1,6

Швеция

1,3

Великобритания

1,2

Нидерланды

1,0

Люксембург

1,0

Португалия

0,8

Норвегия

0,8

Италия

0,7

Польша

0,6

Хорватия

0,6

Грузия

0,6

Беларусь

0,6

Румыния

0,2

Таблица 2.

Страна

Число погибших на 1000 пожаров в зданиях

Россия

68,1

Беларусь

47,3

Румыния

47,2

Литва

34,8

Польша

23,1

Норвегия

18,5

Хорватия

18,1

Великобритания

11,7

Грузия

9,5

США

8,8

Швеция

8,5

Нидерланды

8,2

Португалия

7,3

Таблица 3. Сравнительный анализ величины валового национального продукта, теряемого в результате пожаров в различных странах мира

Страна

Составляющие “стоимости” пожаров в долях ВВП (%)

Показатель “затраты/
потери”

Содержание пож. охраны

Пассивная ППЗСтрахование от пожаров

Прямой ущерб

Косвенный ущербСуммарная “стоимость”
Великобритания(1987–1989 гг.)0,280,190,290,200,1131,0732,4
Великобритания(1991–1993 гг.)0,270,140,110,190,0190,7292,488
Норвегия (1987–1989 гг.)0,120,320,140,470,0191,0691,2
Норвегия (1991–1993 гг.)0,120,280,110,240,0050,7552,08
Япония (1987–1989 гг.)0,260,280,110,110,0160,7765,2
Япония (1991–1993 гг.)0,300,270,110,080,0160,7767,1
США (1987–1989)0,280,350,090,170,0180,9083,8
США (1991–1993)0,290,300,060,150,0130,8134,0
Швеция (1987–1989 гг.)0,250,230,060,290,0410,8711,6
Швеция (1991–1993 гг.)0,210,120,060,250,0090,6491,5
Беларусь (1990–1992гг)0,120,75нет данных0,0970,2231,192,72
Беларусь (1996–1997гг)0,2360,631Нет данных0,06780,1081,04284,9
Исходной точкой, от которой начато реформирование системы противопожарного нормирования и стандартизации, стала следующая ситуация, сложившаяся с пожарами в мире и Беларуси.

Исходя из данных статистики, новая концепция обеспечения пожарной безопасности Беларуси подразумевает сочетание двух составляющих: сохранение требуемого уровня защиты и ресурсов общества.

Здесь можно выделить ряд этапов - определение желаемого уровня безопасности с учетом внешних и внутренних факторов, установление его с учетом возможностей страны, выбор оптимального решения достижения этого уровня, осуществление конкретных мероприятий.

Должны быть созданы такие механизмы (правила, нормы) для субъектов - участников процесса, которые позволили бы решать задачи обеспечения безопасности в режиме, близком к автоматическому.

С учетом изложенного в основу новой концепции обеспечения пожарной безопасности страны положены следующие принципы: разработка первоочередных законодательных актов, дополняющих и конкретизирующих правовые установления законов с учетом характерных особенностей конкретных субъектов Беларуси и обеспечивающих их активное функционирование (СТБ), принятие пакетов нормативно-правовых актов в интересах исключения дублирования правовых норм и недопущения возможных пробелов в создаваемом законодательстве (СНБ), усиление детализации правовых предписаний в законодательстве субъектов Беларуси (НПБ), создание одновременно с разработкой проектов законов иных нормативно-правовых актов и механизмов их реализации (правила, пособия).

Такая система ранжирования нормативных документов системы противопожарного нормирования и стандартизации позволяет осуществить проведение единой технической политики в капитальном строительстве, повышение эффективности капитальных вложений, обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании, строительстве и эксплуатации, ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрение достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов, экономию материальных, энергетических, трудовых и физических ресурсов, установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах, обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений, рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и окружающей среды, совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов, а также создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования.

Основные принципы реформирования системы противопожарного нормирования и стандартизации нашли отражение в постановлении Кабинета Министров Беларуси от 13 декабря 1995 г. № 684 "Об утверждении положения о системе противопожарного нормирования и стандартизации в Республике Беларусь и о мерах по совершенствованию противопожарного нормирования в строительстве".

В соответствии с ним Министерством архитектуры и строительства Беларуси была разработана Программа по созданию национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве (далее - Программа), согласованная Главным управлением военизированной пожарной службы МВД Республики Беларусь 26 марта 1996 г. (блок 2.02 "Пожарная безопасность") и одобренная постановлением коллегии Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 21 декабря 1997 г. №33.

Разработан один межгосударственный стандарт и десять государственных стандартов Беларуси системы стандартов пожарной безопасности, определяющие основополагающие аспекты деятельности системы пожарной безопасности посредством унификации и конкретизации процессов, явлений и этапов работ по обеспечению системы.

Также документы определяют противопожарные требования к основным взрывопожароопасным технологическим процессам, использованию и применению опасных веществ и материалов.

На основании программы ГП "Стройтехнорм" при участии специалистов МЧС Беларуси разработаны СНБ2.02.01-98"Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов", которые утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 2 сентября 1998 г. №314.

Данные строительные нормы являются основополагающим нормативно-техническим документом. В нормах сформирована дифференцированная пожарно-техническая классификация зданий, конструкций и материалов с целью более качественной комплексной оценки необходимого уровня противопожарной защиты зданий и сооружений с учетом их функционального назначения, поведения строительных конструкций и материалов при возникновении и развитии пожара. Расширена номенклатура основных показателей пожарной опасности строительных материалов. Такими показателями являются горючесть, воспламеняемость, распространение пламени по поверхности (для поверхностных слоев кровель и полов), токсичность продуктов горения и дымообразующая способность продуктов горения.

Комбинации требований, предъявляемых к строительным материалам, образуют обобщенные характеристики конструкций по пожарной опасности с делением их на классы, что отражает многогранность воздействия различных факторов на конструкцию при пожаре. В СНБ2.02.01-98 предусмотрено нормирование области применения конструкций по показателям их пожарной опасности в зависимости от классов огнестойкости и функциональной пожарной опасности здания, в котором они применяются. При прогнозировании поведения конструкции при воздействии опасных факторов пожара важно знать, когда и в какой степени она начинает участвовать в процессе развития пожара, какой резерв времени имеется для эвакуации и спасения людей, а также для борьбы с пожаром. При ответе на эти вопросы следует исходить из зависимости класса пожарной опасности конструкции от продолжительности ее огневого испытания.

В целом же документ образует единую многоуровневую систему. Расширение номенклатуры показателей позволяет более детально подойти к оценке пожарной опасности строительных материалов и конструкций при определении области их применения.

Такой подход к противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений позволит, с одной стороны, сократить капитальные затраты на обеспечение пожарной безопасности здания, с другой, снизить опасность для жизни и здоровья людей.

В развитие СНБ 2.02.01-98 в настоящее время разработан комплекс нормативных документов, регламентирующих требования по обеспечению безопасности людей при эвакуации и ограничению распространения пожара по зданиям и сооружениям, а также между ними. Помимо указанных документов, разработаны пособия к строительным нормам, определяющие требования по огнезащите строительных конструкций и основные положения методов расчета показателей, используемых при определении пределов огнестойкости строительных конструкций.

В СНБ2.02.02 "Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре" применен единый подход к проблеме обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре, унифицированы существующие противопожарные требования. Основу документа составляют сведенные в таблицы готовые нормативы суммарной ширины эвакуационных выходов и протяженности путей эвакуации. Таблицы унифицированы с СНБ2.02.01-98 и в большей степени, чем предыдущие аналогичные нормы, отражают взаимосвязь реальных параметров движения людских потоков с функциональным назначением, классом огнестойкости и планировочными решениями зданий. Введение в СНБ2.02.01-98 новых требований к строительным материалам позволило качественно, обоснованно подойти к нормированию путей эвакуации. Документ включил в себя требования по противодымной защите, оказывающей существенное влияние на процесс эвакуации.

В нем также приведены требования к оповещению людей при пожаре. При этом указанные требования значительно расширены.

Так, приводится классификация систем оповещения, а также обоснование необходимости применения и типа системы оповещения для заданных помещений.

В СНБ2.02.03 "Ограничение распространения пожара. Объемно-планировочные и конструктивные решения" отражены требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий и сооружений различных классов функциональной пожарной опасности и огнестойкости, направленные на ограничение распространения пожара.

В процессе подготовки документа они были систематизированы, унифицированы и изложены с учетом новой системы классификации зданий, строительных конструкций и материалов, пожарно-технические показатели пожарной опасности которых должны устанавливаться в соответствии с новыми стандартами, определяющими методы их испытаний.

Требования изложены с учетом ограничения распространения пожара в пределах пожарного отсека при условии выгораживания путей эвакуации соответствующими противопожарными преградами. Требования к пожарным отсекам - их площадь, допустимая высота с учетом огнестойкости и функциональной пожарной опасности зданий, а также пожарной нагрузки (для зданий класса Ф5) - планируется излагать в соответствующих нормативно-технических документах.

Требования к пассивной противопожарной защите территорий населенных мест и предприятий устанавливаются в СНБ2.02.04 "Противопожарная защита территорий населенных мест и предприятий". Документ направлен на предотвращение распространения пожара между зданиями, группами зданий, открытых складов и других сооружений, а также определяет правильное расположение подземных коммуникаций в пределах застраиваемого участка.

В его основу положены мероприятия по обеспечению предотвращения распространения пожаров посредством создания противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями в зависимости от их огнестойкости и функциональной пожарной опасности, категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, зонирования объектов с учетом рельефа местности и преобладающих ветров.

Документом установлены требования по обеспечению тушения пожаров на территориях населенных мест и предприятий при помощи пожарной техники, в зависимости от численности жителей в населенных местах, взрывопожарной и пожарной опасности производств на предприятиях.

Пособие к СНБ2.02.01-98 "Пределы огнестойкости строительных конструкций" содержит справочные данные о пределах огнестойкости строительных конструкций из железобетона, металла, древесины, асбестоцемента, пластмасс и других строительных материалов и предназначено, в первую очередь, для использования специалистами проектных организаций при обосновании степеней огнестойкости зданий и сооружений, разработке новых видов строительных конструкций.

Номенклатура конструкций значительно расширена путем включения современных материалов, новых способов огнезащиты. При этом показатели предельных состояний по огнестойкости и обозначения пределов огнестойкости приведены в соответствие с действующими нормативными документами.

Также в Пособии приведены основные положения методов расчета показателей, используемых при определении пределов огнестойкости строительных конструкций. Ранее такая информация была приведена в большом количестве документов нормативного, информационного и справочного характера.

После разработки основополагающих нормативно-технических документов в области пожарной безопасности появилась необходимость детализации конкретных, более минимизированных аспектов деятельности системы, по которым устанавливаются противопожарные требования. Эти требования отражены в нормах и правилах пожарной безопасности Республики Беларусь.

В настоящее время разработано 36 норм и правил пожарной безопасности, которые устанавливают требования к устройству, правила при эксплуатации, а также определяют методы испытаний оборудования инженерных систем и коммуникаций, средств противопожарной защиты, специфических технологий производства и классов по функциональному назначению зданий и сооружений.

Для реализации одинаковых подходов к решению вопросов противопожарной защиты, а также комплексной реализации противопожарных требований головной организацией в Беларуси по нормированию и стандартизации в области пожарной безопасности является Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций (НИИ ПБ и ЧС) МЧС Беларуси. Для реализации основных принципов новой концепции развития системы противопожарного нормирования и стандартизации НИИ ПБ и ЧС разработана "Перспективная программа разработки нормативных документов системы противопожарного нормирования и стандартизации в период с 2001 по 2003 гг.". В программе в соответствии с приоритетами изложена последовательность разработки нормативных документов, исходя из целей и задач системы.

В программу включены нормативные документы, которые разделены на следующие блоки: нормативные документы системы стандартов пожарной безопасности (ССПБ, 12 документов), нормативные документы системы технического нормирования в строительстве (7 документов), нормы пожарной безопасности Беларуси (48 документов), правила пожарной безопасности Беларуси (8 документов), а также методические и другие документы (14 документов).

Нормативные документы, включенные в программу, затрагивают такие аспекты пожарной безопасности, как методы испытаний строительных веществ и материалов, электротехнического оборудования, пожарно-технического вооружения, технических средств противопожарной защиты, правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, техническое нормирование в строительстве, качественные характеристики, влияющие на безопасность изделий.

В целом проводимая институтом работа по противопожарному нормированию и стандартизации осуществляется в целях реализации мероприятий по защите жизни и здоровья граждан и материальных ценностей от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, повышения эффективности борьбы с пожарами и другими чрезвычайными ситуациями, проведения единой национальной научно-технической политики по обеспечению противопожарной защиты, совершенствования нормативных документов системы противопожарного нормирования с учетом международного и отечественного опыта, формирования в Беларуси системы противопожарного нормирования и стандартизации, а также формирования и разработки межгосударственных и отраслевых научно-технических и социально-экономических программ, планов стандартизации и технических норм.

Разрабатываемые НИИ ПБ и ЧС нормативные документы образуют самостоятельные структурные элементы: в государственной системе стандартизации - систему стандартов пожарной безопасности, а в системе технического нормирования и стандартизации в строительстве - блок нормативных документов "Пожарная безопасность".

На настоящий момент времени деятельность НИИ ПБ и ЧС позволила обеспечить совершенствование нормативной базы для реализации мероприятий по защите жизни и здоровья граждан и материальных ценностей от пожаров, проведение единой национальной научно-технической политики в области стандартизации по обеспечению противопожарной защиты, гармонизацию системы нормативной документации по стандартизации в области пожарной безопасности с учетом международного и отечественного опыта, взаимоувязку требований различных блоков нормативных документов в области пожарной безопасности и противопожарного нормирования, а также разработку и использование обоснованных критериев пожарной безопасности во взаимосвязи с перспективой развития республиканской научно-исследовательской и испытательной базы в области пожарной безопасности.

Сегодняшнее реформирование системы противопожарного нормирования и стандартизации является промежуточным этапом при переходе к сближению строительных норм и основано на концепции знания характеристик поведения объектов в условиях пожара (гибкое нормирование) с целью замены традиционных норм пожарной безопасности (жесткое нормирование). Необходимость в таких изменениях норм порождена прежде всего потребностью в более гибких и экономичных способах разработки конструкций больших и сложных по конфигурации зданий.

Научное обоснование противопожарных норм предполагает постепенный отход от однозначных решений и рекомендаций в области пожарной безопасности и переход к нормированию исходных данных, пользуясь которыми можно было бы более гибко принимать необходимые технические решения в соответствии с особенностями проектируемого объекта.

Таким образом в перспективе будет создана такая система противопожарного нормирования и стандартизации, которая предоставит проектировщикам возможность упорядоченного подхода к разработке мер пожарной безопасности, даст возможность проводить сравнение уровней безопасности в альтернативных зданиях, упростит и удешевит проектирование сложных зданий без потери необходимого уровня пожарной безопасности, обеспечит основы взаимозаменяемости между системами активной и пассивной противопожарной защиты, позволит преодолеть ограничения в проектах, вызванные нормами и правилами, основанными на жестком (заранее заданном) подходе, и устранить препятствия к введению новых разработок в области конструкционных материалов и проектирования зданий, а также поможет в управлении системами обеспечения пожарной безопасности в зданиях в течение всего их жизненного цикла, включая фазу строительства, и с учетом изменения назначения здания.

Подготовил Федор СПИРИДОНОВ

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
топливные брикеты
аренда техники:
вибротрамбовки в аренду
строительные фены в аренду
тепловые пушки газовые в аренду в России
самосвалы в аренду в России

полезные ссылки
Оборудование для производства металлоконструкций