Возможно, кто-либо сделает лучше

Ежегодно проводимый Белорусским обществом защиты потребителей и ООО "Экобрейн" конкурс "Лучшая продукция года" включает такие номинации, как "Кровельные, гидро- и теплоизоляционные материалы", "Отделочные материалы", "Лакокрасочные материалы", "Окна", "Двери". Лучшие в стране производители данных изделий по состоянию на 2001 г. были названы 5 июля. А вот что думают специалисты данных подотраслей о дальнейшем развитии обсуждаемых областей деятельности.

Доцент БГПА Геннадий Галузо, возглавляющий центр испытания строительных материалов, подчеркивает, что центр проводит сертификационные испытания как отечественных, так и импортных строительных материалов, поступающих на белорусский рынок. К эффективным теплоизоляционным материалам относятся такие, коэффициент теплопередачи которых не превышает 0,06 Вт/(м*°К). Из таковых импортных сегодня на рынке в большей степени представлены жесткие минераловатные плиты. Этот материал применяется как при утеплении существующих зданий, так и при новом строительстве.

Введенный недавно нормативный документ "Комплексная система утепления наружных ограждений" включает пять вариантов утепления наружных стен. Сегодня наиболее применяемый в этих системах утеплитель - минеральная вата (Paroc, Fassrock). Отечественное предприятие, которое начало выпускать подобие аналога, - это Березовский КСМ. Соответствуя нормативным требованиям по теплопроводности, данная продукция пока не соответствует жесткостным фирменным параметрам. Плотность импортных материалов, как правило, лежит в пределах 150-200 кг/м 3, но что касается их гидрофобизации, то соответствующим параметрам отечественных аналогов пока далеко до этих показателей. А если учесть, что коэффициент их теплопроводности составляет 0,05 Вт/(м*°К), то стоит ли удивляться их популярности?

На втором месте среди эффективных утеплителей стоит полистирольный пенопласт. Этого материала в Беларуси производится достаточно много. Плотность данного утеплителя - самая малая (20-30 кг/м 3), то же можно сказать о теплопроводности (0,03 Вт/(м*°К), однако действующие в Беларуси нормы пожаробезопасности ограничивают высоту выполнения теплоизоляции с использованием пенополистирола двумя-тремя этажами. Применение этого материала при утеплении зданий более высокой этажности возможно лишь при условии выполнения минераловатных вставок по высоте фасада. Тем не менее это чрезвычайно широко применяемый материал. При условии увеличения его плотности до 60 кг/м 3 (материал такой плотности изготавливают в Украине) он может применяться для утепления кровель. В Беларуси широко распространен и выпускаемый в стране газосиликат, или ячеистый бетон. В настоящее время материал выпускается плотностью 300-400 кг/м 3, имеются разработки и, соответственно, опытное производство газосиликата плотностью 200кг/м 3. При плотности 150кг/м 3 этот негорючий материал будет вполне конкурентоспособным. (Нужно сказать, что за рубежом сегодня выпускается и газосиликат плотностью 100 кг/м 3.) Сегодня следует снижать среднюю плотность отечественного газосиликата - в этом случае можно будет рассчитывать на его широкое применение, на высокий спрос на этот материал.

На четвертое место можно поставить жесткий пенополиуретан, который сегодня применяется ограниченно, но по ряду свойств является материалом эффективным. К сожалению, сегодня в Беларуси его получают с использованием импортных составляющих, что не может способствовать его удешевлению. Сегодня этот материал применяется для теплоизоляции предизолированных труб. В данной области пенополиуретан вполне удовлетворяет требованиям противопожарной безопасности.

На пятое место можно поставить пеноизол, плотность которого составляет 20 кг/м 3, и который в основном поступает в Беларусь из России. (Однако и в Беларуси есть несколько предприятий, которые его выпускают.)

На шестое - пеностекло. В Беларуси его выпускают мало, но у строителей этот негорючий, малогигроскопичный, паропроницаемый материал достаточно популярен.

Требование паропроницаемости предъявляется ко всем без исключения названным материалам, и все они являются паропроницаемыми (даже жесткий пенополиуретан, каковая продукция фирмы "Сармат" прошла испытания в центре в связи с выполнением фирмой опытной кровли).

Доцент кафедры "Железобетонные изделия и конструкции" БГПА Дмитрий Подобед считает, что сегодня все в большей степени руководителей предприятий, производящих кровельные материалы, и подрядных организаций, эти материалы применяющих, волнует долговечность кровель, выполняемых с их использованием. (Потребителей же этот вопрос волновал всегда.) Сегодня белорусский рынок забит российскими материалами по $1,2-$1,3 за 1 м 2. Это чисто битумные материалы - иногда на картонной основе, иногда на стеклохолсте. Качество их приводит в недоумение - сегодня, когда на счету каждый рубль, приходится расходовать значительные средства на ликвидацию последствий недавнего применения подобных материалов. Если же продолжать применять их, то сегодняшняя низкая цена кровель ляжет тяжелым бременем на плечи следующего поколения. Поэтому сегодня во главу угла ставится вопрос создания нормативной базы.

Как известно, вступили в действие СНБ 5.08.01-2000 "Кровли. Технические требования. Правила приемки". Сейчас идет разработка пособия к этим нормам. И в каждом из этих документов акцент делается на то, что проектировщик, порой идя на снижение стоимости закладываемого в проект материала, компенсировал связанное с этим неизбежное снижение качества доскональной разработкой всего комплекса проектной документации, всех узлов, деталей. А также на то, чтобы подрядчики, которые сегодня порой, как индульгенцией, прикрываются выданной им лицензией, обеспечивали нормальное качество работ. Учащаются случаи применения разнообразных самодельных мастик, которые через год превращаются в кашу. Если ОАО "Кровля" сегодня выпускает материалы, качество которых, не являясь европейским, тем не менее не ниже качества таких сертифицированных российских материалов, как технониколевские и киришевские (два слоя такого материала составляют толщину 6 мм), то при устройстве мастичной однослойной кровли удается достичь ее толщины не более 2 мм. Настораживает то, что порой подобные решения, приводящие к необходимости повторного ремонта не позже, чем через год, принимают проектировщики.

Сегодня качество белорусских кровельных материалов регламентируется СТБ 1107-98, который нуждается лишь в небольших доработках. Действует и российский межгосударственный стандарт, в соответствии с которым при толщине кровельного материала менее 4 мм, даже если в его паспорте значится "наплавляемый", следует укладывать данный материал только на мастиках (дополнительно минимум $1,5 на каждый квадратный метр). В то же время белорусские нормы позволяют укладывать как наплавляемый такой материал, толщина которого превышает 3 мм. Сегодня важно, чтобы применяемые иногда даже с толстыми материалами (при устройстве примыканий, ендов, воронок) мастики по своим качественным показателям соответствовали основным свойствам кровельных материалов.

В течение последних двух лет был утвержден СТБ 1262-2001, который вводится в действие с 1 января 2002 г. (Но так как уже есть контрольный экземпляр, то на него можно ссылаться как проектировщикам, так и разработчикам). Стандарт включает 5 видов кровельных и гидроизоляционных мастик, в том числе горячие мастики, которые разрабатывает ОАО "Кровля". Но горячие мастики не так технологичны, как более поздние разработки, поэтому достаточно активно в кровельной отрасли стали работать ученые-химики. Поэтому сегодня в Белоруси НП ООО "Алкид" изготавливается лучшая на всей постсоветской территории холодная мастика. Это битумно-полимерная мастика с теплостойкостью +90°С.

К сожалению, никто из белорусских производителей не берется за производство армирующего материала - полиэстерной пленки, хотя необходимые технологические мощности есть и в Светлогорске, и в Могилеве, и в Гродно. Бобруйские специалисты работают над получением отечественного стиролбутадиенстирола. Новополоцким и мозырским производителям битума пора начать его рафинировать. Иначе европейское качество отечественных кровельных материалов никогда не будет достигнуто из-за последующего естественного окисления битума.

Достаточно острой продолжает оставаться проблема посыпки. Беспокоит она сегодня в первую очередь подрядчиков. Речь идет об удорожании работ за счет посыпки, наличия которой требуют пожарные. Неоднократно говорилось о необходимости внесения в документ о качестве продукции двух пожарно-технических характеристик - "РП" и "В". Если в этом документе значится, что обе характеристики для нанесенной на кровельный материал посыпки равны 2, строители могут избежать до $2,5 лишних затрат на 1 м 2. В последнее время в стране наблюдается чрезмерное увлечение минераловатными утеплителями без умения их использовать. Если конструкция кровли, в состав которой входит минераловатный утеплитель, плохо вентилируется, но хорошо увлажняется, утеплитель быстро разрушается. Более долговечны ячеистые бетоны. Обследование старых кровель показало: как ни странно, наиболее долговечным оказался утеплитель из битумоперлитных плит. Для эксплуатируемых и инверсионных кровель необходим экструдированный пенополистирол, но его опять-таки не выпускают в Беларуси, хотя производить его не так сложно, и его уже давно изготавливают во всех соседних странах.

Наконец, потребитель, приходя на строительный рынок, не должен смотреть только на цену. Он должен интересоваться, каким нормативным документам соответствуют характеристики предлагаемых товаров, испытывался ли тот или иной материал в каком-либо из сертификационных центров страны. Покупая первый попавшийся материал только потому, что на приобретение более качественного нет средств, потребитель сразу же загоняет эксплуатируемый им объект в так называемое четвертое предельное состояние (когда стоимость поддержания существующих конструкций превышает затраты на возведение нового здания, сооружения или какой-то его части).

Евгений Тарасюк ("Березастройматериалы") уверен:

Все проблемы отечественных производителей в конце концов сводятся к двум основным - стоимости энергоносителей и состоянию оборудования. Кроме того, они часто испытывают дефицит регулярного общения с представителями белорусской строительной науки. Что же касается предприятия "Березастройматериалы", то ему нужны гидрофобизаторы. И "Paroc", и "Isover", и "Rockwool" производят качественные утеплители, в частности, в отношении водопоглощения. И удивляются, что волокно, производимое "Березастройматериалами", которое ничуть не хуже, получено на таком оборудовании, каковое эксплуатируется на предприятии.

В советское время завод проектировался под выпуск прошивных матов, впоследствии была осознана необходимость расширения ассортимента, поэтому сегодня освоен выпуск теплоизоляционных минераловатных плит плотностью 125 кг/м 3, которые признаны негорючим материалом, сертифицированы и поставляются на российский рынок. Предприятие многопрофильное - на нем также производятся керамическая плитка и кирпич. Для того же, чтобы развиваться дальше, совершенствовать качество своей продукции, заводу нужно новое оборудование.

Михаил Лазарашвили возглавляет Новолукомльский завод керамзитового гравия, который был построен в 1977 г. Уже более 20 лет он выпускает керамзитовый гравий и керамзитовый песок. На строительном рынке Беларуси (а ранее - и СССР) этот материал достаточно известен. Тем не менее было необходимо усовершенствовать и технологический процесс, и технические характеристики продукции. Это было осуществлено предприятием за счет собственных средств. Был получен керамзитовый гравий, объемный вес которого составляет 250-350 кг/м 3. Аналогичные показатели получили европейские производители - но не российские! Продукция сертифицирована в Беларуси, России, а также в Берлинском институте экспертизы строительных материалов. Продукции присвоен U-символ, дающий право на ее ввоз и применение в странах Европейского сообщества. Это дало возможность экспортировать продукцию в Литву, Латвию, Польшу, Чехию, Германию, Австрию, Финляндию и ряд других стран.

Необходимо отметить экологические свойства этой продукции. Керамзит - это обожженная, вспученная при термоударе глина. Трудно придумать более экологичный материал. Человечество использовало обожженную глину в течение тысячелетий (древнекитайская, древнегреческая, старинная итальянская керамика). Поэтому данная продукция широко применяется как в жилищном строительстве, так и в растениеводстве.

На упаковке керамзитового дренажа помещен комплексный логотип, в состав которого входят U-символ, название предприятия, наименование евронормы, которой соответствует продукция (DIN 4226, часть вторая) и логотип Берлинского института экспертизы стройматериалов. При экспертизе продукции не просто завозятся ее образцы в институт. Его специалисты изучают технологический процесс, при этом отбирают образцы из технологического цикла, после чего испытывают их в институте на соответствие повышенных требований к керамзитовому гравию.

Что же касается конкретно дренажа, то он позволяет решать проблему деревьев, высаженных вдоль центральных улиц Минска. Очень часто мощение тротуара вокруг них таково, что нет доступа влаги и кислорода к корневой системе. В подобном случае во многих городах Европы осуществляется бурение скважин в 4 углах вокруг дерева. В каждую из скважин помещается сетка с керамзитовым гравием. Данное решение обеспечивает доступ и кислорода, и влаги к корневой системе. Таким образом были восстановлены деревья вдоль центральных улиц Берлина. Не так давно была осуществлена поставка партии дренажа Мосзеленстрою.

К сожалению, пока нельзя говорить о плодотворном сотрудничестве с Минскзеленстроем.

Инженер отдела маркетинга ОАО "Изоляция" Виталий Михнюк напомнил, что завод, которому скоро исполнится 7 лет, проектировался еще специалистами Миндорстроя СССР. Он был нужен для более полного удовлетворения потребности в гидроизоляционных материалах, применяемых при строительстве мостов и тоннелей. Потребность получения материалов современных характеристик вызвала необходимость доработки запроектированной в свое время технологической линии. Изначально линия была запроектирована специалистами НПО "Союз" (Москва), изготовлена на Алексинском опытно-механическом заводе. После прекращения существования СССР линия дорабатывалась уже в Беларуси. Дирекции строящихся автодорог Брестского облдорстроя было приказано построить завод на промышленной базе в Бронной Горе (Березовский район). Линия была доработана объединением "Мадикор", а затем - АО "Ирмаст".

Изначально производственная мощность линии составила 400 тыс. м 2 в год. За 1995-2000 гг. специалистами завода, а также приглашаемыми со стороны велась дальнейшая работа по модернизации линии, увеличению ее производительности. Удалось довести производственную мощность до 3 млн м 2 в год. Сегодня эксплуатация линии позволяет выпускать материалы для верхнего (поликрол) и нижнего (изокрол) слоя кровли. На первый наносятся минеральные посыпки - гранитные, слюдяные, сланцевые. Выпускается и материал для гидроизоляции (березол). В 2000 г. был закуплен станок для высечки черепицы шинглз, название которой в соответствии с СТБ - "Плитки битумополимерные кровельные". После получения технических условий на опытную партию предприятие приступило к выпуску шинглз.

Трудности сегодняшнего дня связаны с устареванием оборудования. Хотя после приобретения гомогенизатора удалось существенно улучшить качество мастики, используемой для выпуска кровельных и гидроизоляционных материалов. Сильная конкуренция, имеющая место на белорусском рынке, вызвала определенное падение спроса на материалы ОАО "Изоляция". Хотя тот факт, что продукцией предприятия заинтересовались на Польской бирже стройматериалов, вселяет определенный оптимизм.

Генеральный директор НП ООО "Алкид" Владимир Сохадзе констатирует: битум - это давно известный материал, который на самом деле является сырьем при производстве работ. Его необходимо рафинировать - модифицировать с помощью всевозможных добавок. То же, что выпускается нефтеперерабатывающими предприятиями - это сырец, который или трещит, или плывет, но никак не соответствует нормативным требованиям к качеству производства работ.

Что касается подслоев, то в Беларуси достаточно предприятий, чтобы обеспечить "Алкид" нормальными подслоями. Например, "Лавсан", разработав хороший подслойный материал, скромно предложил его на рынке. Предложение "Алкида" о сотрудничестве поначалу даже повергло руководство "Лавсана" в легкий шок: откуда информация? Отчего на самом деле нет исчерпывающей информации о необходимых составляющих, производимых предприятиями страны, не очень понятно. Во всяком случае, материалы, отвечающие современным требованиям, сегодня нужны для того, чтобы из комбинации имеющихся можно было изготавливать качественные покрытия. Что же до цены, то хороший материал не может быть дешевым. Не будет хорошо продаваться продукция - не будет возможности ни технического перевооружения, ни найма классных специалистов, ни приобретения качественного, элитного сырья. На суррогате может получиться только суррогат.

"Алкид" работает только на белорусском (битум, растворители, модифицирующие добавки) и российском сырье. Сочетание этих исходных материалов и белорусской технической мысли дало битумно-каучуковый материал Аутокрин, производство которого "Алкид" начал в 1994 г. Сегодня собственными силами на производстве удалось наладить точный процесс, электронный контроль дозирования. Сегодня качество продукции "Алкида" зависит только от качества сырья.

Требование запрещения применения обычного битума на объектах актуально, но труднореализуемо. А ведь этот самый битум, расплавом которого поливаются железобетонные каналы теплотрасс при их гидроизоляции, легко отваливается после нескольких переходов температуры воздуха через 0°С. А мастичные материалы благодаря своей высокой поропроницаемости проникают в защитный слой железобетонной конструкции, не откалываясь впоследствии. Только не нужно пытаться что-то ввести в состав мастики в процессе производства работ. Настоящие, высококвалифицированные химики уже поработали над этим составом. На стройке же места "химикам" быть не должно. Строитель должен строить, а не "химичить". Битумная мастика - предмет тонкий, не терпящий никакой самодеятельности, никакого вмешательства в рецептуру. Иначе качество тут же пропадает.

Владимир Мельниченко - заместитель директора СП ОАО "Кровля": Предприятие известно всей Беларуси и всему бывшему СССР. Завод союзного значения, пущенный в Осиповичах в 1972 г., был рассчитан на производство рубероида на основе картона. Поставки осуществлялись во все прибалтийские республики, УССР, РСФСР, а также в Болгарию и Вьетнам. Со временем появились новые требования и к качеству, и к долговечности продукции. В 1999 г. было создано белорусско-британское СП ОАО "Кровля". Для производства новых видов кровельных и гидроизоляционных материалов была приобретена и установлена итальянская технологическая линия Polyglas. Проектная мощность линии - 8 млн м 2 в год. На сегодняшний день выпущено около 1 млн м 2 мягких кровельных и гидроизоляционных наплавляемых материалов нового поколения. (Но ежемесячно реализуется не более 250 тыс. м 2 вследствие всеобщей ограниченности в средствах.)

Линия выполнена в виде комплекса, своего рода мини-завода - на ней предусмотрено место для установки второй линии. Подготовительное отделение, складские помещения - все предусмотрено для двух агрегатов. Поэтому в ближайшее время объем выпуска может быть наращен до 18 млн м 2 в год. Кроме того, реконструированы старые агрегаты, которые использовались для производства на картонной основе. После этого на них уже производилась продукция с использованием битума, модифицированного полимерами, которая и тепло-, и холодостойка (от -15 до -25°С в зависимости от содержания водополимера). Понятно, что цена снижается с увеличением объемов производства. Уже сегодня белорусский рынок может быть насыщен без проблем. Поэтому и появились проблемы со сбытом, упомянутые г-ном Михнюком (ОАО "Изоляция"). Цена и качество неразрывно связаны, но сегодняшние белорусские реалии таковы, что в первую очередь говорят о цене, о качестве же лишь во вторую. Битум поступает с Новополоцкого НПЗ, но нефть-то на НПЗ для переработки поступает российская. Ряд других составляющих приходится приобретать в России, Чехии, Германии.

Если сравнивать "Кровлю" с аналогичными предприятиями России, то битум им обходится дешевле примерно на 30%, газ - в 5 раз, электроэнергия - в 2 раза. Еще 4 года тому назад Рязанский картонно-рубероидный завод был не в состоянии конкурировать с Осиповичским в области цен и объемов производства. Сегодня ситуация на рынке пока не в пользу "Кровли", есть проблемы с реализацией. К сожалению, сегодня завод пока что извлекает прибыль, реализуя не новые, изготавливаемые на Polyglas, а традиционные материалы. Однако под заказ на "Кровле" могут сделать и необходимую мастику. Цены "Кровли" близки к российским, но одним из факторов, мешающих предприятию занять свою нишу на российском рынке, является провозная плата. На каждый рулон только за его доставку из Осиповичей в Москву или Санкт-Петербург нужно добавить около 20 российских рублей.

Иван Зановский возглавляет СП "Колор", которое существует с 1994 г., ежегодно производя около 1,5 тыс. т различных красок. В основном производятся акриловые краски. В течение последнего года было освоено производство красок по дереву Мастер и Мастер-М, шпаклевок для наружных и внутренних работ, а также лазури по дереву для проявления и сохранения текстуры древесины. Руководство предприятия стремится к снижению цены на продукцию. Занимает этот вопрос и правительство страны. В связи с этим три последние месяца СП "Колор" работало с убытками - нельзя было повышать цену сверх установленного предела. Сейчас производимые объемы позволили выйти на 10%-ную рентабельность. Это немного, но для того, чтобы предприятие существовало, одного качества мало. Нужно набирать объемы, давать работу людям.

Не секрет, что состояние строительных организаций в этом году хуже, чем в предыдущие. Все просят в долг на 10, на 20 дней. Подрядчиков можно понять - заказчики просят их как можно скорее приступить к работе. Если в 1994 г. СП "Колор" было монополистом, то сегодня на рынке действует достаточно конкурентоспособных предприятий, что вынуждает идти на различные уступки. Немецкий партнер, соучредитель предприятия - аналогичное германское предприятие по производству красок. Специалисты СП "Колор" не придумывают ничего такого, что могло бы так или иначе нанести урон потребителям. Все производимые краски по своим рецептурам являются аналогами немецких и соответствуют нормам DIN. К сожалению, все компоненты приходится возить из-за границы.

В Малорите есть меловой карьер, добываемый в котором мел-сырец по своим параметрам подходил бы для производства при условии определенной корректировки параметров. Поскольку миссию доведения сырья до необходимого состояния никто на себя не берет, все компоненты приходится ввозить из-за границы. Как наполнитель используется не мел, а мраморная крошка. Мелкомолотый мрамор доставляется из Чехии. До 65% продукции поставляется в Россию - в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Там ее берут с удовольствием. Хотя данный процесс также небезболезнен для СП "Колор" - доставка продукции осуществляется предприятием за свой счет.

Немецкий соучредитель уже производит два новых вида грунта. Это грунты для бетона и газосиликата, укрепляющие основание. А еще - два новых вида красок. Можно предположить, что "Колор" первым будет производить такие краски (силиконовые и силикатные) в Беларуси. Это активно дышащие фасадные краски, пленка которых работает на разрыв гораздо лучше всех известных сегодня. Многим известна краска Белоснежка - гордость предприятия.

Галина Анцелиович (Минский лакокрасочный завод):

Предприятие было основано в 1935 г. Это старейший производитель лакокрасочных материалов Беларуси. В 1975 г. была осуществлена реконструкция завода. Модернизация производства осуществляется постоянно. Все это, а также наличие высококвалифицированного персонала позволяет заводу выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям самого взыскательного потребителя. Завод небольшой, мобильный, что позволило ему легко перестроиться с учетом новых экономических отношений. Однако в настоящее время, когда возникает много маленьких заводиков, выпускающих лакокрасочную продукцию, именно выпуск высококачественной продукции позволил заводу выжить. Поэтому обеспечение рынка высококачественной продукцией и есть основная задача предприятия. Традиционная продукция - это эмали ТФ-115 и ТФ-256. Это качественные эмали, но данное обстоятельство сыграло и свою негативную роль. Многие начали подделывать эту продукцию, авторитет которой в стране достаточно высок. Руководство поняло, что пора предлагать на рынке что-то новое, и в торговую сеть стали поступать материалы, ранее успешно применявшиеся в промышленности.

Был освоен выпуск антикоррозионных грунтовок, авторемонтных эмалей и большой группы воднодисперсионных материалов. На конкурс были представлены материалы серии Белла (Беларусь-Латвия). Это новое поколение алкидных материалов.

Если алкидные материалы популярны на рынке благодаря таким качествам, как блеск, хорошая атмосферостойкость, прочностные показатели, то единственным их недостатком является то, что они высыхают в течение 24 часов. Новые же алкидные материалы, сохраняя все преимущества уже известных, сохнут в течение 4-6 часов. В данной серии выпускаются и грунтовки, и грунт-эмали, и эмали. Грунт-эмаль - это новый материал, сочетающий защитные и декоративные свойства. Освоено производство новых (и, естественно, дорогих) материалов для отделки как деревянных конструкций и изделий, так и мебели. Это материалы на алкидно-уретановой основе, обладающие повышенной прочностью и твердостью.

Сегодня перед строителями Беларуси стоит задача снижения стоимости жилищного строительства. Вряд ли снижение стоимости 1 м 2 может быть осуществлено за счет кровельных или теплоизоляционных материалов. За счет же отделочных материалов строители страны экономят, и дома сдаются ими в основном без отделки. С одной стороны, тенденция вроде бы тревожная. С дугой стороны, не очень, так как по данным Минторга Беларуси, 75% рынка лакокрасочных материалов данной группы - это материалы Минского ЛКЗ.

Николай Радченко (ООО "Автосиб"):

Фирма существует с 1993 г. Однако к производству лакокрасочных изделий приступила лишь с 1995 г. Основные выпускаемые заводом продукты - это грунтовка-модификатор ржавчины Уникор-РБ, фасадная краска Универсал, водно-дисперсионный лак по дереву Универсал и краска для разметки проезжей части дороги. Вся продукция изготавливается на водной основе. Поэтому она нетоксична, негорюча и экологически чиста. Данная продукция имеет ряд преимуществ перед традиционными лакокрасочными материалами. Это отсутствие летучих органических растворителей. Поэтому материалы от "Автосиба" обладают пониженной токсичностью, пожаро- и взрывобезопасностью. Кроме того, на воднодисперсионную грунтовку-модификатор ржавчины Уникор-РБ имеется гигиенический сертификат, который позволяет покрывать данной грунтовкой как антикоррозийным покрытием чугунные трубы хозпитьевого водоснабжения.

Основные покупатели и заказчики - МАЗ, МТЗ, МЗОО, Могилевский металлургический завод, а также минские строительные тресты и управления. Продукция "Автосиба" используется во многих регионах России. Только 20% этой продукции остается на территории Беларуси. Все остальное экспортируется в Россию и Германию. Основная проблема - несвоевременные платежи на территории Беларуси. Все просят в долг на 20-30 дней, и в некоторых случаях приходится, чтобы не терять постоянных клиентов, давать им в долг. Это - основная проблема. Вся продукция сертифицирована, а грунтовка Уникор-РБ запатентована на территории Беларуси. Лак на водной основе нетоксичен, высыхает в течение 2-3 часов, и вообще вся продукция, в зависимости от температуры воздуха, высыхает в течение часа.

Елена Марунько (деревоперерабатывающий комбинат "Лясковичи"): С 1999 г. комбинат оснащен импортным оборудованием, в частности, итальянским и германским. На предприятии установлено 6 сушильных камер вместительностью 60 м 3 каждая. Продукция по выходе из камеры содержит приемлемую долю влаги (8%). За счет этого древесина хорошо обрабатывается, и качество обработки довольно высокое. Одно из направлений деятельности комбината - производство паркета. Массив - в основном дуб, также используются ясень и клен. На сегодняшний день паркету от "Лясковичей" свойственны хорошая геометрия и высокое качество обработки. Комбинат работает на рынках Беларуси, а также ряда стран СНГ. В настоящее время заключаются контракты с Германией и Ирландией.

Директор ЗАО "Анпласт" Сергей Мироничев:

Вспомнился небезынтересный факт: в Дании, в том самом населенном пункте, где изготавливается небезызвестный теплоизоляционный материал Rockwool, стоят глинобитные дома, крытые соломой, и никого это не шокирует. Но окна во всех этих домах пластиковые. Поэтому нельзя согласиться с тем, что вышеописанная конструкция жилищ обусловлена бедностью. Очевидно, что доход любого хозяина этих домов выше, чем у любого из присутствующих на данной пресс-конференции. Видимо, каждый заказчик имеет право выбирать, что ему нужно, по одежке протягивая ножки. В том-то и беда, что основной отечественный подрядный заказчик - государство. Государство и решает, какой материал применять.

На конкурс "Анпластом" была выставлена продукция, которая выпускается компанией уже в течение года. Но ни одного окна подобного типа пока не установлено в Беларуси. Все эти окна ушли в Россию. Ушли они к частным заказчикам и установлены в основном в индивидуальных домах. В настоящий момент "Анпласт" выпускает два типа пластиковых окон - Викинг и Арктика. Сопротивление теплопередаче окна Арктика составляет 0,69. Данное окно дороже аналога от "Забудовы".

Кто в Беларуси реально платит за тепло (за исключением предприятий и частных застройщиков)? В России частный застройщик уже начал платить за тепло. В настоящее время в Москве разворачивается программа поквартирного отопления. Уже подсчитано, насколько это будет экономно. Напрашивается вопрос: какое окно устанавливать, дешевое или дорогое? Каждому предстоит решить, то ли, недоплатив сегодня, переплачивать в течение периода эксплуатации, то ли напрячься и уйти от грядущих проблем. (То же, по-видимому, касается и кровли, и утеплителей.)

Выход "Анпласта" на конкурс "Лучшая продукция года" должен в конце концов инициировать использование в Беларуси нормальных теплых окон. Предприятие принципиально отказалось от применения К-стекла по причине того, что его нет в Беларуси. То, что завозится в страну, чаще всего уже потеряло свои потребительские свойства. Как К-стекло, так и I-стекло должно устанавливаться в стеклопакеты сразу же, как только оно сходит с линии. Через 1,5 месяца это уже выброшенные деньги, продукция, утратившая свои потребительские свойства. Поэтому "Анпласт" делает толстые стеклопакеты (Арктика - 42 мм), заполняет их аргоном. Толщина створки и коробки - 75 мм, можно изготовить и по 120 мм.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2001 год в рубрике материалы и технолгии

©1995-2024 Строительство и недвижимость