Выставка «Exporeal» — отражение рынка промышленной недвижимости

Выставочная компания "Messe Muenchen GmbH" проводит выставку "Exporeal", полностью посвященную промышленной недвижимости, ежегодно, начиная с 1998 года. В рамках данной выставки проводятся различные семинары и конференции, на которых обсуждаются вопросы, связанные с промышленной недвижимостью, анализируется состояние рынков промышленной недвижимости в различных странах, выделяются тенденции, имеющие место в современной экономике.

На выставке "Exporeal-2000", которая проходила в Мюнхене 4-6 октября минувшего года, немало внимания было уделено тенденциям, наблюдаемым на рынке промышленной недвижимости Германии. О некоторых из них мы поговорим ниже.

Если верить расчетам гамбургской организации "Prisma Institute", то в настоящее время в ФРГ на продажу выставлены объекты промышленной недвижимости общей площадью 103 миллиона квадратных метров: 85,7 миллиона кв. метров в западной части и 17,3 миллиона кв. метров соответственно в восточной. Причем, если в 1990-е годы в этой стране наблюдался застой в сфере розничной торговли, то объемы продажи недвижимости, наоборот, росли.

Однако, несмотря на спад в торговле, в Восточной Германии в 1990-е годы наблюдался настоящий бум строительства супер-маркетов. В большинстве своем они строились непродуманно (не так, как надо, не в том месте и, по большому счету, не в то время), поэтому негативные последствия их возведения и по сей день испытывают на себе все участники рынка промышленной недвижимости. Эти здания являют собой своего рода балласт, от которого сегодня почти невозможно избавиться.

Правда, в последние два года наблюдатели отмечают небольшой подъем на рынке Германии (по крайней мере, в крупных городах западной ее части). Поэтому вполне возможно, что, когда волна подъема докатится и до восточных земель, супер-маркеты, пустующие с середины прошлого десятилетия, окажутся вполне востребованными и обретут новых хозяев.

Одна из тенденций, наблюдаемых в настоящее время в Германии, сводится к застройке пустующих территорий, которые скопились в основном в деловых районах крупных городов. В частности, в ближайшие несколько лет там планируется построить фирменные магазины, тематические супер-маркеты, а также парки развлечений и отдыха. Организуются такие мероприятия с целью "поднять рейтинг" внутригородских районов среди населения, не занятого в бизнесе. Дело в том, что в таких районах в основном сосредоточены коммерческие объекты (к примеру, офисные комплексы), а жилых домов почти нет. А посему люди далекие от бизнеса, которые составляют немалую часть городского населения, появляются там достаточно редко. От этого уже имеющаяся в деловых частях городов инфраструктура (обслуживания, торговли, отдыха) постепенно приходит в упадок.

Если конкретно коснуться уже реализованных проектов подобного рода, то самыми яркими будут Космический парк в Бремене и город автомобилей в Вольфсбурге. Совсем скоро будет воплощен в жизнь проект по строительству шоппинг- и спортцентров в офисных районах Франкфурта-на-Майне.

Еще одна тенденция, широко обсуждавшаяся на выставке "Exporeal-2000", связана с влиянием современных информационных технологий на рынок промышленной недвижимости.

С каждым днем все больше немцев начинают использовать в своей повседневной жизни глобальную сеть Интернет и пользоваться услугами электронной торговли. Если в августе минувшего года Интернетом в Германии пользовались 16 миллионов человек, то к началу года нынешнего эта цифра возросла до 25 миллионов.

Хотя в 1999 году оборот на электронном рынке Германии превысил цифру в 2 миллиарда дойчмарок, однако даже эта внушительная сумма составила всего лишь 0,5 процента общего годового оборота в немецкой розничной торговле. Но расчеты специалистов показывают, что каждый год электронный сегмент рынка этой европейской страны растет на 200-300 процентов, то есть достаточно внушительно. Причем никто не берется с уверенностью утверждать, какую часть рынка займет в итоге электронный сегмент: 20, 50 или даже 100 процентов.

С возрастанием значения электронной торговли увеличивается и потребность в логистической недвижимости для этого вида бизнеса. К примеру, в складских помещениях, из которых вещи, заказанные через Интернет, будут доставляться покупателям. Большое количество экспертов видят в такой недвижимости огромный, но пока еще скрытый потенциал. Действительно, если на смену традиционным магазинам придут электронные, то отпадет всякая необходимость в торговых залах, а основной (и, может быть, единственной) частью электронного магазина будет именно склад. И следует отметить, что складывающаяся практика понемногу подтверждает правильность такой точки зрения: в Германии уже создано несколько инвестиционных фондов, которые вкладывают деньги только в складские помещения.

С другой стороны, развитие сети Интернет и электронной коммерции ведет еще к одной тенденции - появлению Интернет-форумов, посвященных темам, связанным с недвижимостью. За последние годы все более или менее крупные немецкие риэлторские компании открыли собственные Интернет-порталы. По мнению специалистов, в риэлторской деятельности Интернет существенно облегчает обмен информацией и является незаменимым маркетинговым средством.

Результаты опроса, проведенного организацией "Immo media Reserch", показали, что пользователи больше всего ценят веб-сайты, предлагающие полный сервис, имеющие понятный интерфейс и постоянно обновляющиеся.

Поэтому для того чтобы привлечь больше клиентов, многие владельцы веб-ресурсов предлагают своим пользователям не только информацию о недвижимости, но и различные финансовые сводки, а также другие услуги.

Что же касается выставки "Exporeal", то следующий раз она пройдет в Мюнхене с 29 по 31 октября текущего года.

Илья ЛАТЫШЕВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2001 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость