Почему немецкая экономика так хорошо работает? (заметки по поводу одной поездки)

В рамках программы Трансформ в августе 2000 года было продолжено консультирование предприятий строительной отрасли. Основной задачей этой программы является поддержка процесса трансформации стран Восточной и Центральной Европы. Если в 1998-1999 гг. субъектами, получающими консалтинговые услуги в рамках Трансформ, были подрядные строительные предприятия Беларуси, то в проекте 2000-2001 гг. акцент смещен в сторону помощи предприятиям промышленности строительных материалов.

Основными темами консультирования в рамках проекта обозначены: улучшение маркетинга и сбыта, а также улучшение организации производства; оптимизация организационных структур; менеджмент качества; вопросы международной сертификации продукции; внедрение современных методов подсчета затрат; финансовый менеджмент.

Исполнителями задач проекта в 2000 году являются консультанты немецкой компании "Innotech" (г. Берлин) и белорусские эксперты консалтингового центра Института приватизации и менеджмента (г. Минск).

Координатором проекта является г-н Ульрих Курт. Руководителем с белорусской стороны стал директор центра "ИПМ-консалт" г-н Алексей Пушкарев.

Важным пунктом среди задач проекта стоит помощь развитию консалтинга в Беларуси как сферы высоко профессиональных услуг и неотъемлемой части инфраструктуры экономики. Повышение квалификации белорусских консультантов вошло первым пунктом в программу мероприятий проекта.

Поездка группы белорусских экспертов в Германию состоялась в период с 25 октября по 2 ноября. В состав делегации наряду с экспертами центра "ИПМ-консалт" входили представители БГЭУ, НИПТИС, консультируемых предприятий. Мне, как эксперту по маркетингу и члену команды консультантов проекта в 1998-2000 годах, посчастливилось принять участие в поездке.

Все увиденное, услышанное, осознанное произвело на меня большое впечатление, вызвало желание поделиться новым опытом с соотечественниками.

Повышение квалификации предусматривало не столько чтение лекций и проведение семинаров по проблемам управления и вопросам теории менеджмента - в этой области наши специалисты достаточно подкованы. Скорее программа была составлена так, чтобы сформировать у белорусов целостное представление о механизмах и инфраструктуре немецкой экономики, а также о том, как предприятия стройиндустрии восточных земель Германии нашли свою нишу на рынке.

Программу мероприятий составила фирма "Innotech" и сделала это просто талантливо. В силу своей профессии я участвую в программах повышения квалификации постоянно и могу сказать, что все они очень похожи друг на друга: теоретические лекции со ссылкой на примеры "из жизни" и практические семинары, опирающиеся на ситуативные и ролевые игры. Вы можете активно участвовать в них, брать на заметку удачные приемы и новую информацию, но все же ваша жизнь находится в некотором отстранении от проблематики семинара.

Возможно, это объясняется тем, что в ходе таких мероприятий оттачивается ваш ум, но мало задействованы чувства, а, значит, в большинстве случаев полученная информация так и останется только информацией.

Концепция повышения квалификации, разработанная фирмой "Innotech", апеллировала не только к интеллекту, но и к чувствам участников делегации. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит пословица. Но важно то, что именно вы в состоянии увидеть и каков контекст увиденного: является ли увиденное просто деталью или частью общей мозаики .

Все, что мы увидели на предприятиях и в лабораториях, на выставках и стройплощадках, просто на улицах немецких городов, было живой иллюстрацией к тому, что мы слышали на встречах с практиками.

При этом внутренняя логика программы встреч и экскурсий позволила не задохнуться в массивах информации, а увидеть объемную картину взаимосвязей немецкой экономики, понять причины ее стабильного функционирования. При других обстоятельствах на это, возможно, потребовался бы год проживания в стране.

Когда смотришь на Германию с самолета, поражаешься тому, как густо населена эта страна, опоясанная сетями транспортных коммуникаций. И тем не менее она интенсивно строится и реконструируется - мосты, автобаны, производственные и офисные здания, жилые дома...

Две мысли при этом волнуют ум. Первая - сколько средств требуется вложить в осуществление всех этих строительных проектов. Вторая - как это, наверное, сложно - эффективно управлять вкладываемыми средствами, обосновывать экономическую целесообразность инвестиций, соблюдать равновесие интересов всех участников, контролировать качество выполнения проектов и вести учет!

Становится понятно без лишних объяснений, что логистика, маркетинг, контроллинг для немцев нечто большее, чем модный лексикон. А еще замечаешь, что экономика работает автоматически.

Это значит, что любой структуре - будь то маленькое частное предприятие, влиятельный профессиональный союз или исследовательский институт, - предназначено свое уникальное место в экономическом механизме.

День первый. "Маленькое - это прекрасно" - лозунг новой Европы, или "Небольшое предприятие - этосовременно"

Судите сами. Первым шагом в познании нашей делегацией рычагов и взаимосвязей немецкой экономики строительства стало знакомство с небольшими частными фирмами. Эти предприятия узко специализированы в области производства строительных материалов и изделий.

А именно, одно из них производит кирпич, другое - окна. Каждая из этих двух фирм расположена в восточных землях Германии.

Совсем недавно, всего лишь десять лет назад, в строительной отрасли ГДР не было ни одного частного предприятия. Что строить, где строить, из чего строить - определяли строительные комбинаты. После воссоединения двух Германий комбинаты были признаны неэффективными и перестали существовать. Итогом стало не только закрытие неконкурентоспособных предприятий, но и большая безработица.

Одним из путей ее преодоления стала предпринимательская инициатива, создание частных предприятий. Однако, чтобы победить в конкурентной борьбе, небольшие предприятия стройматериалов в Германии не стремятся любой ценой конкурировать со „старожилами" рынка - они отыскивают свою рыночную нишу.

Так, предприятие по производству кирпичей в местечке Глиндов поставляет на рынок кирпичи для реставрации старинных построек. Эти кирпичи делают по старинной технологии, из традиционных материалов.

Они соответствуют "собратьям", производившимся лет 100-200 тому назад, по цвету, фактуре, размерам. Эти качества и делают продукт предприятия востребованным на рынке, стоящим над конкуренцией. Интересно, что отчасти предприятие продает на рынке и современные кирпичи, но оно их... импортирует из Дании.

С точки зрения маркетинга, интересна концепция позиционирования этого предприятия. Это одновременно и действующий завод, и творческая реставрационная мастерская, и "живой" музей как кирпичного производства и уникальной печи для обжига, так и истории кирпича, производившегося из местных глин еще в средневековье. Все три компонента придают глиндовскому кирпичу шарм уникального марочного продукта на рынке стройматериалов.

Неудивительно поэтому, что он открывает для себя новые рынки: все больше любителей старины, движимые мотивами экологичности, эстетичности и национального "характера" такого дюжинного стройматериала, как кирпич, покупают его для возведения новых зданий.

День второй. "От социалистического НИИ - к органу контроля и сертификации"

Несмотря на наличие частной собственности, мелких предприятий и свободного рынка, этот самый рынок отнюдь не носит стихийный характер. Мощным регулятором выступают сертифицирующие и проверяющие организации, снабженные современным инструментарием и технологиями.

В области деревообрабатывающей промышленности Германии одной из таких независимых проверяющих инстанций выступает Институт деревообработки в Дрездене. Сотрудники института любезно уделили время нашей делегации и не только рассказали, но и показали во всех подробностях, как осуществляются процессы аудита и сертификации.

В прежние времена это был один из известных научно-исследовательских и проектных институтов деревообрабатывающей и мебельной промышленности в рамках СЭВ. С момента своего образования в 1952 году институт проводил исследования по вопросам, прямо или косвенно связанным с деревом и его применением.

Сегодня институт видит себя партнером предприятий деревообрабатывающей промышленности, ориентированных на средний класс, а также небольших ремесленных предприятий.

Институт выполняет для них необходимые исследования, разработки, проверки. Важную часть деятельности института занимают вопросы сертификации изделий и материалов согласно европейским стандартам.

Институт как общественная организация не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Чтобы решить проблему самоокупаемости, институт имеет дочернее предприятие, оснащенное самой современной лабораторией, или вернее - комплексом лабораторий.

Оснащенность последних такова, что позволяет проводить исследования физической и химической устойчивости материалов, безопасности и эргономичности изделий. Есть отдельная лаборатория для испытаний окон и дверей.

Кроме того, дочерняя фирма аккредитована проводить аудит и сертификацию систем качества предприятий деревообрабатывающей промышленности по ИСО 9000.

Институт старается использовать все возможности отстаивать свое место на рынке. Например, среди 300 международных проектов Германии, представленных на всемирной выставке "ЭКСПО-2000", был и проект дизайнеров института под названием "Variabel Wohnen - Mebelvision 2020" ("Меняющееся жилье - видение мебели 2020").

День третий. "Выставка как катализатор перемен в экономике и культуре"

Лейпцигская выставка "Denkmal-2000" ("Памятник - 2000") - следующая цель нашего путешествия. По всему миру Лейпциг ассоциируется со словом "ярмарка".

Поэтому город инвестирует в эту традицию ее позитивный образ. В окрестностях Лейпцига в 1996 году были построены суперсовременные здания нового выставочного комплекса, взамен того, который существовал в центре города с 15 века.

Ажурный павильон ярмарки из стекла и металлических конструкций произвел неизгладимое впечатление на всех нас.

Организация обслуживания посетителей и экспонентов, доступность информации, само внутреннее обустройство выставочных залов позволяют не тратить время на толчею и блуждания. Пространство выставки составляют несколько обособленных выставочных залов, помещения для проведения конференций и конгрессов, кафе и киоски, галереи, водоемы, деревья. Такая организация пространства делает удобным проведение сразу несколько выставок, облегчает деловые контакты.

Выставка, которую посетила наша делегация, имеет европейский статус, находится под патронажем ЮНЕСКО и посвящена реставрации и охране памятников. Это единственная в мире выставка, которая исчерпывающе охватывает тему реставрации и обновления городов.

Ее характер охватывает как масштабные проекты ближайшего будущего, так и практические тренинги специалистов. Интересно, что на выставке функционировала биржа памятников, на которой исторические здания, находящиеся в государственной или частной собственности, были выставлены на продажу.

Одновременно с этой выставкой в других залах проходили ярмарка недвижимости и выставка-конгресс проектов регионального развития в Европе - "Euregia".

Все три мероприятия удивительным образом формировали собой единое информационное пространство, основное сообщение которого вовне можно выразить так: "Граждане и организации европейских деревень, городов и регионов имеют большие возможности принимать участие в планировании, развитии общественных структур и использовании ресурсов наилучшим образом для окружающей среды (имеется в виду не только экология природы, но и экология человека, культуры и сообщества)".

С европейской точки зрения, в эпоху глобализации именно регионы с их спецификой и культурным наследием превращаются в фактор поступательного развития, а не крупная промышленность и транснациональные корпорации. Население регионов, объединенное в общественные организации по территориальному признаку, превращается в экономическую силу влияния.

Но самые богатые впечатления ожидали нас на выставке "ЭКСПО-2000" в Ганновере.

День четвертый. "Первая всемирная выставка - в Германии. Что заботит мир"

Разместившаяся на 160 гектарах выставка "ЭКСПО-2000" напоминала собой прекрасный город будущего с широкими улицами, нарядными бульварами, фонтанами и собственной площадью-форумом. Магазины, почта, кафе и рестораны, даже храмы - все это усиливало сходство с городом... Фантастический город, вместивший в себя лучшие достижения и идеи почти 200 стран.

Как и полагается всемирным выставкам, "ЭКСПО-2000" демонстрировала самые последние успехи в области техники и технологии, о чем можно было судить уже по архитектуре павильонов стран-участниц и фирм-партнеров "ЭКСПО-2000", способах подачи информации посетителям. Но все же выставка, проходившая под девизом: " Человек - Природа - Техника: рождается новый мир", была прежде всего коллекцией новых идей. И эти идеи предстоит воплощать веку 21-му.

Целью "ЭКСПО-2000" стала наглядная, непосредственная демонстрация того, как высокие требования 21 века к проблемам экологии и развития могут быть успешно выполнены во всем мире.

"ЭКСПО-2000" - первая всемирная выставка, которая проходила в Германии за всю более чем 150-летнюю историю всемирных выставок.

Поэтому Германия постаралась сделать ее экстраординарным событием уходящего века, внести свой вклад в философию и практику всемирных выставок.

Первым новшеством всемирной выставки 2000-го года стало то, что она действительно проходила во всем мире. Не только в Ганновере, но и по всей Германии и в других странах были отмечены проекты, сооружения, здания, концепции, достойные, по мнению организаторов, символизировать собой итоги уходящего столетия и одновременно вклад современников в будущее.

Второе новшество заключалось в разработке и инсталляции на территории Ганноверской выставки Тематического парка, по замыслу - парка идей, составляющих основные направления развития науки, техники и философии в ближайшие десятилетия 21 века.

Несмотря на то, что проведение деловых переговоров было возможно в рамках Ганноверской выставки, она в отличие от выставок, с которыми мы познакомились в Лейпциге, носила все же культурный, информационный и образовательный характер.

Информацией было наполнено все видимое и подразумеваемое пространство выставки, начиная от особенностей футуристической архитектуры павильонов (в самом лучшем смысле этого определения) и заканчивая запахами национальных кухонь. Все пять органов чувств, оглушенные, ослепленные и обостренные до предела, внимали разнообразию мира, явленному в одном месте.

Шестое чувство связывало познаваемое воедино, дорисовывая грандиозную картину взаимозависимости мира, называемую глобализацией.

Поверьте, самые блистательные экономические концепции, самые последовательные учебники по экономике и управлению не расскажут вам больше, чем одна всемирная выставка, о том, в какой точке пути находится современное человечество, что для него актуально и важно, в чем его самые насущные проблемы, а в чем - действительные достижения.

Что касается лично меня, то переходя от павильона к павильону, засматриваясь на сменяющие друг друга картины огромных экранов, без слов, но при помощи музыки, рассказывающих о красоте стран, людей и их мыслей различных уголков планеты, я испытывала радость и гордость, и надежду, а еще - опьяняющую внутреннюю свободу. Это дает мне силы верить в будущее и моей Беларуси.

Но все же, сознание того, что все это великолепие недолговечно, как цветение яблони, что через три дня "ЭКСПО-2000" станет только историей, что мои дети никогда ее не увидят, оставалось горьким осадком на дне каждого вздоха восхищения. Красоты выставки, ее архитектура, внутренний вид павильонов, культурные события не были показаны даже по немецкому телевидению.

Многие немцы остались недовольны результатами "ЭКСПО-2000". Выставку посетила лишь половина от предполагаемого числа посетителей. Цена билета даже по немецким меркам была слишком высокой (около 70 DM), что, несомненно, сказалось на посещаемости. Убытки выставки, которые составили 2 млрд DM, будут компенсироваться за счет налогоплательщиков.

Все это просчеты маркетинга. Однако очевидно, что концептуально выставка удалась. И спасибо Ганноверу за пережитую радость.Светлана ГЛАЗКОВА
Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость