Спуститесь по этим ступеням


Усилиями творческого коллектива, костяк которого составили специалисты творческой архитектурной мастерской Л. М. Левина, а также ряда предприятий и организаций Минска (и не только) была завершена реконструкция одного из минских памятников еврейским жертвам гитлеровских оккупационных властей.


Скульптурный комплекс, который представляет собой реконструированный мемориал, был открыт 10 июля на улице М. Мельникайте, на месте, находящемся на территории бывшего минского гетто.

В церемонии открытия приняли участие президенты Израиля и РБ, а также представители еврейских общин Европы, Израиля и США, организаций "Сохнут" и "Джойнт". Приехали представители всех 23 еврейских общин Беларуси (1300 человек). Были приглашены узники минского гетто, ветераны Великой отечественной войны, праведники мира, спасавшие евреев в годы оккупации.

Монумент был установлен на месте, которое в Минске традиционно называют "Яма" и где 2 марта 1942 года было уничтожено около 5 тысяч евреев - узников гетто. (Всего же в гетто погибло примерно 100 тыс. человек.) Памятник создавался в течение 8 лет. Финансовую поддержку оказали Федерация еврейских общин СНГ, посольство Израиля в Беларуси и ряд общественных организаций республики.

О том, как шла работа над проектом реконструкции установленного в 1947 г. обелиска, рассказывает автор архитектурного проекта реконструкции памятника, президент Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Л. М. Левин.

В активе творческой архитектурной мастерской Л. М. Левина - не только мемориальный комплекс "Хатынь", но и целый ряд других памятных комплексов, связанных с Великой Отечественной войной.

Официальное наименование объекта - "Минское гетто. Памятник жертвам гитлеровского геноцида в Республике Беларусь".

В 1992 г. еврейская общественность Беларуси отметила 50-летие уничтожения минского гетто. (Как известно, на самом деле гетто было окончательно уничтожено в сентябре 1942 г. - это дата последнего погрома.) У установленного в 1947 г. обелиска представители минской и белорусской еврейской общественности собираются по своим памятным датам (погромы, День освобождения Минска и Беларуси, День Победы).

В ходе связанных с 50-летием уничтожения минского гетто мероприятий, естественно, встал вопрос о том, что в таком виде, в каком тогда пребывала "Яма", далее оставлять ее просто неэтично, вспоминает Л. М. Левин.

Что имеется в виду? Перед установленным в 1947 г. обелиском лежал асфальт. Для изготовления ступеней ведущей вниз лестницы были использованы сенажные плиты. Все они были почти полностью разрушены.

Встал вопрос реконструкции памятника, и Левин, как архитектор, взялся за создание соответствующего проекта.

В его творческой мастерской трудятся специалисты многих национальностей. Всех захватила предложенная им идея проекта восстановления мемориала.

В течение нескольких лет идея эта претерпела ряд изменений - от простой реконструкции до воздвижения того памятника, который и был открыт 10 июля.

Проект был подробно рассмотрен представителями организаций еврейских узников концлагерей, в том числе Координационным советом Союза белорусских еврейских общественных организаций и общин, а также Комитетом архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома и Экспертным советом Министерства культуры РБ.

Однако он долгое время не находил финансовой поддержки.

Тем не менее пять лет назад рядом с "Ямой" была открыта Аллея праведников мира. Как известно, в годы войны немало граждан Беларуси спасало евреев несмотря на распоряжения оккупационных властей, грозившие смертью не только непосредственным спасателям, но и всей их родне. В Яд-Вашеме (Иерусалим) есть аллея, в которой высажены деревья, посвященные тем, кто спас хотя бы одного еврея во время Второй мировой войны.

Сегодня поиском спасителей евреев или их потомков активно занимаются МИД Израиля и посольство Израиля в Беларуси. На создание аллеи в Минске были направлены первые же средства, оказавшиеся в распоряжении Союза белорусских еврейских общественных организаций и общин.

Несколько лет назад стала возможной международная материальная поддержка проекта реконструкции "Ямы". Первые воспомоществования поступили от международной организации "Джойнт" и президента ФРГ. Конечно, всех проблем эти поступления решить не могли - они явились скорее импульсом, необходимым для начала осуществления задуманного.

Итак, рискнули начать, располагая первоначально небольшими средствами. (Кстати, и литейные работы, и благоустройство прилегающей территории - это труд энтузиастов.)

В поисках скульптора, который был бы в состоянии наилучшим образом воплотить вынашимаемую идею (в любом случае он должен был исповедовать не бездушный соцреализм), Л. М. Левин, находясь в Израиле, познакомился с творчеством Эльзы Полак, которой сейчас 83 года. Это варшавская еврейка, которая была узницей Варшавского гетто и Освенцима, а после войны переехала в Израиль. Это скульптор, постоянно и много работающий на данную тему, в частности, являющийся автором иерусалимского мемориала "Яд-Вашем".

Когда Левин привез Эльзе Полак разработанный коллективом мастерской проект, она была очень тронута и выполнила небольшой макет памятника, передающий ту пластику скульптурной группы, которую сегодня можно видеть, придя к "Яме".

После этого в Минске к работе над проектом подключился скульптор Александр Финский.

- Александр Финский пропустил через свое сердце и произошедшую в Минске в 1942 году трагедию, и мою идею, воплощенную в макете Эльзы Полак, - говорит Л. М. Левин. -И я благодарен ему за то, что окончательное воплощение замысла в его исполнении обрело столь впечатляющие черты. Так же, как впоследствии литейное предприятие "Юнома", Александр приступил к работе совершенно бесплатно.

Итак, Леонид Левин, Эльза Полак и Александр Финский - это три соавтора проекта. Кроме них, в работе принимали участие сотрудники архитектурной мастерской Л. М. Левина - архитекторы И. Дятлов, А. Копылов, Г. Левина и М. Самосюк, а также инженер В. Сусько.

При выполнении работ по реконструкции мемориала не применялись машины и механизмы - все работы выполнялись вручную, в том числе и устройство фундамента скульптуры. Не было вскопано захоронение, не было потревожено ни одой косточки покоящихся в нем мучеников.

Но, естественно, были заменены материалы ступеней и частично мощения. После окончания работ Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин и творческая архитектурная мастерская Л. М. Левина обратились в Белорусское общество охраны памятников с просьбой об охране объекта, и новый памятник был взят под охрану.

Перед началом своей реализации проект прошел все необходимые стадии утверждения. Ход работы над проектом неоднократно освещался СМИ.

Поздравления по случаю завершения работ и открытия реконструированного мемориала поступили в адрес мастерской от президентов Германии и Израиля, а также от главного раввина Израиля.

На событие откликнулись вся пресса Израиля и многие СМИ мира.

Установление 27 бронзовых скульптур - мероприятие не из дешевых, но бескорыстие проявили многие из участников проекта. Так, бесплатно были выполнены энергоснабжение и подсветка объекта (соответственно "Минскэнерго" и фирмой А. Фалевича).

Другие работы мастерской связаны с реконструкцией Троицкого предместья и благоустройством проспекта Машерова, воздвижением памятников Янке Купале и Якубу Коласу и созданием интерьеров ряда станций Минского метрополитена. То есть тематический диапазон деятельности мастерской достаточно широк. Тем не менее тема памяти о годах Великой Отечественной войны и гитлеровской оккупации всегда остается личной темой архитектора Левина. Это часть его судьбы.

Более же всего усилий потребовала именно последняя по времени работа - "Яма". Усилий, к сожалению, не творческих. Имеется в виду не только сбор средств. Большого труда стоило убедить общественность в том, что реконструкция памятника не предусматривает снос обелиска 1947 года, а исполнители замысла не коснутся захоронения как такового. В конце концов, в том, что данный проект не противоречит канонам иудаизма и соответствующим скорбным ритуалам.

Есть определенная перекличка идеи памятника с роденовскими "Гражданами Кале", во всяком случае, в обоих случаях налицо эмоциональный всплеск, без которого подобные произведения вообще не рождаются. Обелиск остается центром композиции, но теперь для того, чобы спуститься к нему, нужно пройти по лестнице рядом с изваяниями людей, спускающихся в расстрельную яму, идущих в свой последний путь.

- Спускаясь, ты чувствуешь, что тоже мог бы оказаться среди этих людей, то есть это еще одно напоминание о пагубности бездействия, - подчеркивает Леонид Менделевич. - Тем не менее фигуры изваяны с поднятыми головами, они полны достоинства. На открытии памятника было отмечено: в конце концов, солдаты, павшие с оружием в руках на поле боя, и расстрелянные жители гетто испытывали в свои последние мгновения одни и те же чувства. Поэтому все утверждения о том, что, мол, нет никакого героизма в бараньей покорности, не являются ничем иным, как элементами определенных политических игр. Мы в эти игры не играем, посто делаем свое профессиональное дело, отдавая дань памяти всех погибших в годы войны евреев. Хотя история, несомненно, все расставит на свои места.

В соответствии с первоначальным вариантом проекта скульптурная группа должна была содержать больше конкретики, хотя и достаточно абстрактной (фигуры скрипача или беременной женщины представляли бы собой персонажи скорее собирательные). Однако окончательно остановились на по-своему более выразительной эстетике, лишенной национального колорита.

Подготовка всех частей мемориала (изготовление гранитных ступеней, литье и тонирование скульптур) велась в условиях мастерских. Смысл был в том, чтобы все работы, которые предстояло выполнить на объекте, были только монтажными, чтобы их можно было завершить в максимально короткий срок - 10 дней.

Подрядная организация, которая и изготовила, и смонтировала ступени, а также выполнила благоустройство прилегающей территории, - это ПС ООО "Хризолит".

- Можно много говорить о том, можно или нельзя было трогать это памятное место, внося те или иные изменения, - уверен Л. М. Левин, - но ведь никто в течение 53 лет не ударил пальцем о палец, чтобы как-то его облагородить. Поэтому следует сказать слова благодарности и Фрунзенскому райисполкому Минска, который следил за состоянием памятника все эти годы, и Мингорисполкому, также оказавшему определенную помощь.

В архитектуре есть понятие "пригласительные ступени". В случае же с обелиском, несмотря даже на наличие в "Яме" таких ступеней, долгие годы большинство из проходивших близ "Ямы", шло мимо, совершенно не отдавая себе отчета, что же за обелиск воздвигнут на дне ее. Теперь, после открытия нового памятника, возле него постоянно бывает народ. Разумеется, СМИ привлекли к нему всеобщее внимание, но и композиция его такова, что посетитель невольно следует за бронзовыми фигурами на дно ямы, и подходит к обелиску уже не праздным зевакой.

Как известно, минское гетто занимало достаточно обширную территорию, которая сегодня включает улицы Сухую, Короля и Романовскую слободу, а также Юбилейную площадь. (Несколько лет назад в сквере на Сухой также были установлены два обелиска; таким образом была увековечена память жителей западноевропейских гетто, которых гитлеровцы привозили в Минск и здесьь расстреливали.) Разумеется, существуют замыслы создания в этой части Минска развернутого мемориального комплекса.

Однако им пока что суждено оставаться нереализованными - колоссальных затрат потребовало бы просто объявление и проведение необходимого в подобных случаях конкурса. (Не говоря уже о выполнении таких предварительных работ, как съемка и создание подосновы.) Но, поскольку подобные комплексы в принципе могут вписываться в структуру современных городов, ничему не мешая, следует надеяться, что когда-нибудь в Минске появится и такой мемориал.

Сегодня же на подходе сдача в эксплуатацию воплощения очередной работы мастерской Левина. В Давид-Городке идет подготовка к торжествам, связанным с 900-летней годовщиной города, которая будет отмечаться в сентябре.

Но это - уже совершенно другая история, с которой мы в свое время также познакомим читателей СиН.

Сергей ЗОЛОТОВ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2000 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость