Положение о порядке организации и проведения торгов на строительство объектов в Республике Беларусь



С 12 июня 2000 г. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь утвердило Положение о порядке организации и проведения торгов на строительство объектов в Республике Беларусь. В связи с этим Положение о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь, утвержденное приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 декабря 1997 года N№517 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N№2), утратило силу.

Положение о порядке организации и проведения торгов на строительство объектов в Республике Беларусь (далее - настоящее Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, введенным в действие с 1 июля 1999 года, Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995г. №242 'О подрядных торгах в капитальном строительстве' (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995г., №19, ст.427; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997г., №22-23, ст.788), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997г. №474 "О коренном улучшении качества жилищного строительства" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений правительства Республики Беларусь, 1997г., №14, ст.522), Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998г. №1450 (Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998г., №26, ст.683; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №9, 5/102; №49, 5/1119), Положением о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1999 года №1944 "О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., №4, 5/2248), Положением по проектированию и строительству экспериментальных объектов в Республике Беларусь, утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 9 ноября 1998г. №376 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1999г., №2).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение регламентирует порядок организации и проведения подрядных торгов на строительство объекта как форму размещения заказа, предусматривающий выбор подрядчика на основе конкурса, и получение права на заключение договора (контракта) строительного подряда (далее - договора подряда) на территории Республики Беларусь.

2. Требования настоящего Положения обязательны при проведении торгов на размещение заказов на строительство объектов стоимостью свыше 70 000 минимальных заработных плат, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджета, а также средств юридических лиц независимо от форм собственности. При этом стоимость строительства, подлежащая сопоставлению с 70 000 минимальными заработными платами, определяется в текущих ценах, действующих на момент издания приказа о проведении торгов.

3. Закупка оборудования и других материально-технических ресурсов за счет средств республиканского бюджета, валютных средств и кредитов, необходимых для выполнения договора подряда, заключенного по результатам подрядных торгов на строительство объекта, осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

Закупка заказчиком оборудования и других материально-технических ресурсов за счет средств республиканского бюджета, валютных средств и кредитов, стоимость которых не включена в состав договорной (контрактной) цены, сформированной по результатам торгов, осуществляется в порядке, определяемом Положением о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов.

4. В Положении используются следующие термины:

Подрядные торги (торги) - форма размещения заказов на строительство объектов, предусматривающая выбор подрядчика на основе конкурса.

Предмет торгов - строительство здания, сооружения или инженерной системы, расширение, реконструкция, реставрация или ремонт, а также выполнение отдельных видов (этапов, комплексов) строительных, монтажных, специальных строительных, пусконаладочных работ, благоустройство, оказание услуг, связанных с выполнением этих работ (далее - объект строительства).

Экспериментальные объекты - градостроительные комплексы, населенные пункты, жилые районы и кварталы, промышленные районы и узлы, предприятия, здания и сооружения, мелиорационные и водохозяйственные объекты, инженерно-транспортные коммуникации, другие объекты строительства, при проектировании и строительстве которых впервые проводится проверка результатов новейших завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, объективные данные об эффективности которых не могут быть получены иначе, чем посредством проверки в производственных (натуральных) условиях.

Отнесение объектов к экспериментальным осуществляется в соответствии с Положением по проектированию и строительству экспериментальных объектов в Республике Беларусь.

Объекты специального назначения - объекты строительства, при проектировании и возведении которых должны соблюдаться требования об охране государственной тайны.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решения по инвестиционной деятельности и осуществляющее инвестиции (вложения средств).

При наличии нескольких инвесторов (долевое строительство) данные функции поручаются одному из них. Данное решение оформляется протоколом.

Заказчик - инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем заключения договора подряда.

Государственный заказчик - государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, которые заключают с подрядчиком договор подряда на строительство объекта (выполнение строительных работ (услуг)) для государственных нужд.

Инженерная организация - юридическое лицо, специализирующееся на оказании инженерно-консультационных услуг, привлекаемое инвестором (заказчиком) для выполнения на договорной основе определенных видов работ (услуг) при проведении торгов.

Организатор торгов - инвестор (заказчик) или инженерная организация.

Претендент - подрядчик, решивший принять участие в торгах и направивший организатору торгов сообщение о своем предварительном согласии, имеющий лицензию на выполнение соответствующих видов работ на территории Республики Беларусь.

Генеральный подрядчик - подрядчик, привлекающий других лиц для выполнения своих отдельных обязательств по договорам субподряда.

При проведении торгов по выбору субподрядчика генеральный подрядчик выполняет функции заказчика.

Участники торгов - организатор торгов и претенденты.

Конкурсная комиссия - постоянный или временный орган, создаваемый инвестором (заказчиком) для проведения торгов и определения их победителя.

Тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета торгов, а также об условиях и процедуре проведения торгов.

Оферта (тендерное предложение) - комплект документов, содержащих предложения претендента о заключении договора подряда в отношении предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

Оферент - претендент, приславший тендерное предложение (оферту).

Стартовая цена объекта - расчетная стоимость объекта строительства, которая устанавливается инвестором (заказчиком) в качестве предварительной цены объекта строительства до подведения итогов торгов и определяется в ценах 1991 года или в текущих ценах на момент подписания приказа о проведении торгов.

Преференция (преференциальная поправка) - преимущество, предоставляемое отечественным претендентам.

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности (подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, а также поставка оборудования и других материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения строительных работ) Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляемые на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (статьи 495 и 718 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

5. Торги могут быть открытыми, закрытыми, международными или проводиться по упрощенному порядку.

6. Открытые торги проводятся:

если настоящее Положение не предусматривает обязательства инвестора (заказчика) проводить закрытые или упрощенные торги;

по объектам (работам), финансируемым за счет иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства Республики Беларусь, если условиями предоставления этих кредитов не были предусмотрены специальные требования о порядке проведения торгов.

7. Открытые торги представляют собой процедуру выбора подрядчика из числа всех изъявивших желание подрядчиков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих разрешение (лицензию) на право возведения соответствующих зданий и сооружений (выполнение соответствующих видов работ, услуг) на территории Республики Беларусь.

Открытые торги проводятся на основе опубликованного в печати извещения (объявления).

8. Закрытые торги представляют собой процедуру выбора подрядчика из числа заранее отобранных организаторами торгов подрядчиков, имеющих соответствующие лицензии на право возведения соответствующих зданий и сооружений (выполнение соответствующих видов работ, услуг) на территории Республики Беларусь, которым направляются специальные приглашения.

Извещение в печати о проведении закрытых торгов не публикуется.

9. Международные торги - торги, в которых участвуют иностранные претенденты, нерезиденты Республики Беларусь. Такие торги могут проводиться с принятием условий иностранного кредитора, выделяющего кредит для объекта строительства, являющегося предметом торгов, и организуются с учетом требований настоящего Положения.

10. Упрощенный порядок проведения торгов может применяться по объектам с расчетной (предварительной) стоимостью строительства от 70 000 до 300 000 минимальных заработных плат, определяемой в текущих ценах, действующих на момент издания приказа о проведении торгов, по жилищным объектам независимо от их стоимости, а также в случае организации генеральным подрядчиком торгов по выбору субподрядной организации.

При строительстве объектов крупнопанельного домостроения торги должны проводиться на стадии проектирования.

Упрощенный порядок проведения торгов установлен в пункте 40 настоящего Положения.

11. При проведении открытых торгов в случае, если стартовая цена объекта строительства составляет до 500 000 минимальных заработных плат, в торгах могут участвовать только субъекты хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации.

При строительстве объектов, инвесторами (заказчиками) по которым являются иностранные или совместные предприятия, зарегистрированные в Республике Беларусь, применяется только открытая форма проведения торгов.

12. Закрытые торги проводятся:

по экспериментальным объектам;

по объектам строительства оборонного и другого специального назначения, по которым заранее известен узкий круг специализированных организаций - претендентов, имеющих соответствующие лицензии;

по объектам строительства, при возведении которых используются ноу-хау, не ставшие всеобщим достоянием;

по объектам реконструкции и ремонта в случае, если для разработки проектной документации и обоснования цены объекта строительства требуется предварительное обследование строительных конструкций и инженерного оборудования.

13. Решение о форме и времени проведения торгов принимает организатор торгов при обязательном наличии у него:

документа, удостоверяющего право на земельный участок; разрешения местных исполнительных и распорядительных органов на строительство объекта;

проектной документации, прошедшей государственную вневедомственную экспертизу, согласованной и утвержденной в установленном порядке, если условиями торгов обязанность ее разработки не возлагается на подрядчика;

исходных данных, содержание и объем которых определяются в зависимости от предмета торгов и представляющих собой комплект документации, необходимой и достаточной для достоверного определения подрядчиками объемов подлежащих выполнению работ и их стоимости.

14. Оригиналы тендерной документации и тендерных предложений (оферт) хранятся у инвестора (заказчика) до окончания строительства объекта в опечатанном сейфе в соответствии с установленными требованиями к хранению документов, содержащих несекретные сведения ограниченного распространения.

Глава 2. УЧАСТНИКИ ТОРГОВ И ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИ

15. Организатор торгов выполняет следующие основные функции:

15.1. Инвестор (заказчик):

подготавливает документ (приказ, распоряжение и другие документы) о проведении торгов, их сроках и форме, готовит предложение о персональном составе конкурсной комиссии или принимает решение о передаче функций по проведению торгов по данному объекту ведомственным или региональным постоянно действующим конкурсным комиссиям;

финансирует проведение торгов, проектирование и строительство объекта в соответствии с договором подряда;

контролирует целевое использование подрядчиком финансовых средств, выделяемых на строительство объекта;

утверждает состав конкурсной комиссии, осуществляет техническое обеспечение деятельности конкурсной комиссии: проводит сбор и анализ заявок на участие в торгах и тендерных предложений претендентов, ознакамливает их с выделенной под застройку площадкой;

обеспечивает подготовку тендерной документации и утверждает ее;

осуществляет подготовку и публикацию извещения о торгах, рассылку приглашений претендентам (при закрытых торгах);

утверждает результаты торгов, устанавливает окончательные условия договора подряда с победителем торгов и заключает его с победителем торгов;

подготавливает и направляет Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь информацию по форме государственной статистической отчетности №1-тендер;

рассматривает жалобы претендентов на решение конкурсной комиссии, а также на действия должностных лиц организатора торгов, членов конкурсной комиссии, принимает в установленном случае (порядке) при необходимости решение по рассматриваемым жалобам (при их наличии);

привлекает (при необходимости) инженерную организацию, с которой заключает договор, определяющий права и обязанности сторон и условия его выполнения;

публикует в средствах массовой информации отчет о результатах открытых торгов;

делегирует (при необходимости) часть своих полномочий конкурсной комиссии и инженерной организации.

15.2. Инженерная организация:

обеспечивает подготовку тендерной документации и других документов, необходимых для организации и проведения торгов;

осуществляет подготовку и публикацию извещения о торгах, рассылку приглашений претендентам (при закрытых торгах);

осуществляет техническое обеспечение деятельности конкурсной комиссии: проводит сбор и анализ заявок на участие в торгах и тендерных предложений претендентов, ознакамливает их с выделенной под застройку площадкой, обеспечивает претендентов тендерной документацией;

публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.

16. Претендент выполняет следующие основные функции:

подготавливает тендерное предложение (оферту) в соответствии с условиями торгов и требованиями инвестора (заказчика);

обращается при необходимости к организатору торгов с просьбой об отсрочке предоставления тендерного предложения, об аннулировании или изменении (уточнении) ранее представленного предложения;

привлекает (при необходимости) к разработке тендерного предложения (оферты) инженерную организацию *;

подписывает договор подряда в случае признания его победителем торгов в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 45-46 настоящего Положения.

17. Все сообщения (документы, уведомления, решения и другие) направляются участниками торгов только в письменном виде.

Глава 3. ТЕНДЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

18. Тендерная документация представляет собой комплект документов, разрабатываемых организатором торгов и содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета торгов, а также об условиях и процедуре их проведения.

19. Тендерная документация должна содержать сведения, сгруппированные в разделы:

об объекте строительства и предмете торгов;

о наличии и составе проектной (предпроектной) документации;

об условиях проведения торгов;

о порядке и объеме представления претендентом тендерного предложения (оферты);

об условиях заключения договора (контракта) строительного подряда;

об обязательствах инвестора (заказчика) при проведении торгов.

20. В разделе Сведения об объекте строительства и предмете торгов(приводятся данные:

об организации инвестора (заказчика): полное наименование, почтовый и юридический адреса, контактные телефоны, а также банковские реквизиты;

о месторасположении объекта строительства, о предмете торгов с обозначением основных архитектурных, технических, технологических параметров и других данных *. При этом предметом торгов может являться: традиционное строительство, когда инвестор (заказчик) уже имеет проектную документацию, прошедшую государственную вневедомственную экспертизу, согласованную и утвержденную в установленном порядке (если на подрядчика возлагается только строительство объекта); строительство объекта под ключ, когда подрядчик выполняет весь комплекс работ по строительству объекта и осуществляет изыскательские и проектные работы;

о наличии разрешения местных исполнительных и распорядительных органов на строительство объектов;

о строительной площадке (трассе): основные характеристики рельефа местности, грунтов, другие особенности площадки строительства со ссылкой на соответствующий раздел проектной (предпроектной) документации;

о населенном пункте, в котором будет осуществляться строительство объекта;

о порядке и возможных сроках ознакомления с площадкой, где будет строиться объект;

о предлагаемых сроках начала и окончания строительства (год, месяц), а при необходимости - сроках завершения отдельных очередей и этапов работ. При этом сроки строительства объекта не должны превышать проектные, а при отсутствии проекта - рекомендуемые (СН 283-64, СНиП 1.04.03-85**).

21. Раздел "Проектная (предпроектная) документация" включает чертежи, схемы, графики, расчеты, ведомости объемов работ, спецификации, особые технические условия, информацию о системах измерения, стандартах, испытаниях, сертификации и подготавливается в соответствии с установленными требованиями.

Объем и степень детализации проектной (предпроектной) проработки зависит от конкретного предмета торгов и соответствующего распределения функций между инвестором (заказчиком) и будущим подрядчиком.

Если предметом торгов является строительство объекта под ключ(с возложением на подрядчика проектирования, то в состав тендерной документации включаются подготовленные и утвержденные в установленном порядке документы (в зависимости от условий и предмета торгов): обоснование инвестиций на строительство, задание на проектирование, архитектурный проект, утверждаемая архитектурная часть строительного проекта или иная документация, достаточная для правильных подсчетов объемов подлежащих выполнению работ, в том числе проектных.

Если проектирование объекта к предмету торгов не относится и полностью осуществляется инвестором (заказчиком), то в состав тендерной документации включается: при двухстадийном проектировании - архитектурный и строительный проект или при осуществлении параллельного проектирования - архитектурный проект; при одностадийном проектировании - строительный проект или при осуществлении параллельного проектирования - утверждаемая архитектурная часть строительного проекта.

Во всех случаях в состав тендерной документации включаются заключения экспертных органов по соответствующим документам.

22. В разделе Условия проведения торгов(должны быть сформулированы выдвигаемые инвестором (заказчиком) для претендентов условия

Такими условиями могут быть:

необходимость проведения квалификационного отбора претендентов и критерии оценки его проведения;

сроки строительства объекта;

отношение к стартовой цене (либо ее уменьшение, либо обязательное ее сохранение на объявленном уровне, либо указывается возможность ее увеличения и на каких условиях);

наличие у претендентов собственного оборудования (машин и механизмов), квалифицированных кадров, необходимых для строительства объекта;

требования к претендентам по наличию у них гарантий, обеспечивающих (в случае выигрыша торгов) выполнение своих обязательств;

наличие опыта выполнения аналогичных объектов строительства;

представление претендентом отзывов нескольких инвесторов (заказчиков), которым он построил объект(ы);

в случае отказа победителя торгов от заключения договора подряда в течение установленного срока - требование к претенденту о возмещении реального ущерба, понесенного инвестором (заказчиком), и утрате гарантийного задатка;

возможность для претендентов вносить обоснованные предложения об изменениях в проектную документацию и допускаемые пределы отступления от проектных решений, а также возможность представления альтернативных вариантов;

возможность внесения изменений в проект договора подряда;

требования к наличию определенной системы контроля качества выполняемых работ; преимущество имеют претенденты, работающие по системе качества на базе стандартов ИСО серии 9000.

Конкретное содержание выдвигаемых инвестором (заказчиком) условий зависит от формы проведения торгов (открытые, закрытые, упрощенные), его технических и финансовых возможностей, характера и масштабов объекта, места расположения строительной площадки и других факторов.

23. Условиями торгов должно быть предусмотрено, что, победитель торгов, если он является иностранным предприятием (кроме субъектов хозяйствования Российской Федерации), должен обязательно использовать в работе по возведению объекта строительства не менее 30% объема изготовляемых в Республике Беларусь оборудования, сырья, материалов, а также работ или услуг, выполняемых белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

24. Кроме условий торгов инвестор (заказчик) должен привести информацию о:

сроках приемки тендерных предложений (оферт), о дате, месте проведения заседания конкурсной комиссии и вскрытия пакетов с предложениями претендентов, о необходимости присутствия претендентов, а также о публикации результатов торгов;

порядке и критериях оценки тендерных предложений (оферт) и выборе победителя;

преференциях, применяемых к подрядчикам (поставщикам);

порядке утверждения результатов торгов;

стоимости тендерной документации и порядке ее возмещения;

валюте, в которой должна быть выражена цена тендерного предложения, или порядке пересчета валюты тендерных предложений в валюту, которую инвестор (заказчик) использует для оценки тендерных предложений;

необходимости внесения гарантийного задатка или гарантийного обязательства обслуживающего банка, осуществляющего финансирование строительства, в подтверждение согласия претендента на подписание договора подряда в случае выигрыша торгов, размере и сроках гарантии;

порядке извещения претендентов о результатах торгов;

порядке проведения переговоров с победителем торгов по поводу заключения договора подряда;

праве организатора торгов изменять условия проведения торгов в пределах определенного периода или отказе от проведения торгов не позднее, чем за тридцать дней до их проведения, а также о праве претендента отзывать свои тендерные предложения и изменять их содержание, но не позднее предусмотренного условиями торгов предельного срока их представления.

25. Тендерная документация, а также вся корреспонденция и документация, связанные с проведением торгов, должны быть написаны на русском или белорусском языках.

Тендерное предложение и другие документы, представленные претендентом, могут быть написаны и на другом языке при условии, что к ним будет прилагаться точный перевод соответствующих разделов на указанных выше языках, нотариально заверенный. В этом случае преимущество будет иметь переведенная версия.

26. Раздел Порядок и объем представления претендентом тендерного предложения(должен содержать:

26.1. Перечень и формы*** документов, представляемых претендентом организатору торгов:

сопроводительное письмо к тендерному предложению претендента, отражающее его согласие подписать в течение определенного срока договор подряда на строительство объекта и принять условия, выдвигаемые инвестором (заказчиком);

копию платежного документа, подтверждающего внесение гарантийного задатка, или копию гарантийного письма банка;

данные об организации-претенденте, подтверждающие ее технические, организационные и финансовые возможности по реализации обязательств;

календарный график выполнения строительных работ, обеспечивающий сроки начала и окончания работ на объекте строительства;

обоснования и расчеты цены, предлагаемой подрядчиком, с детальным указанием состава затрат (прямых и накладных, налогов и платежей) и плановых накоплений, а также используемых при этом ценах (например, стоимость может указываться в базисных ценах 1991 года и в текущих ценах, сложившихся на дату составления тендерного предложения);

информацию о возможных организациях - субподрядчиках, привлекаемых к строительству данного объекта;

предложения по внесению изменений (если они имеются) в представленный инвестором (заказчиком) проект договора подряда;

систему контроля за исполнением работ и обеспечения их качества, которую предполагается применить на данном объекте строительства;

другие документы, необходимость предоставления которых признана организатором торгов (например, график производства работ, график движения рабочей силы, схема обустройства строительной площадки и другие).

26.2. Требования организатора торгов по оформлению чертежей, расчетов, других документов.

26.3. Порядок оформления и доставки предложения претендента, в том числе:

требования к полноте представления документов и к количеству экземпляров;

порядок внесения изменений и дополнений в представленные документы;

технические и юридические требования к подписанию представленных документов;

требования к упаковке, подписанию и опечатыванию пакетов с документами и к способу их доставки;

условия предоставления отсрочек претенденту для подготовки и доставки предложений;

сроки и адрес для представления тендерных предложений;

фамилия и должность лица, ответственного за приемку документов;

требования к сроку действия тендерного предложения;

другие требования, предусматриваемые организатором торгов.

27. В раздел Условия заключения договора (контракта) строительного подряда(включаются:

ссылки на правовые документы, на основании которых будет заключен договор подряда, а также возможность применения международных технических нормативных документов;

проект договора подряда в редакции инвестора (заказчика);

сроки подписания договора подряда после подведения итогов торгов.

28. В разделе тендерной документации 'Обязательства инвестора (заказчика)' должна отражаться следующая информация:

необходимость объективного подведения результатов торгов, обеспечения равного подхода к предложениям всех претендентов и осуществления выбора победителя торгов исходя из критериев, содержащихся в условиях торгов;

о порядке возврата перечисленных претендентами гарантийных задатков после подведения итогов торгов и подписания договора подряда, а также обязательство инвестора (заказчика) в случае отказа от проведения открытых торгов или нарушения сроков их проведения, возместить претендентам понесенный ими реальный ущерб; при закрытых торгах - возместить приглашенным им претендентам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь;

о порядке обращения претендентов к инвестору (заказчику) за получением разъяснений по тендерным документам.

29. Тендерная документация утверждается инвестором (заказчиком).

30. Наряду с указанными разделами тендерной документации при подготовке торгов, организатор торгов разрабатывает также вспомогательные документы (текст извещения о проведении торгов, письмо-приглашение претендентам на участие в предварительном квалификационном отборе для последующего допуска к торгам, письмо-приглашение претендентам на участие в торгах и другие документы), которые в состав тендерной документации не включаются.

Примерные формы документов, используемых при подготовке к проведению торгов, приведены в Приложениях 1-10 к настоящему Положению.

Глава 4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ОТБОР ПРЕТЕНДЕНТОВ

31. Условиями торгов может предусматриваться предварительный квалификационный отбор претендентов. В этом случае в извещении о торгах делается сообщение с указанием сроков проведения предварительного квалификационного отбора претендентов.

32. Предварительный квалификационный отбор претендентов осуществляется с целью выявления способности претендента осуществить строительство объекта в установленные инвестором (заказчиком) сроки и на должном уровне.

33. Предварительный квалификационный отбор претендентов осуществляется по следующим критериям:

наличие опыта в проведении аналогичных работ по строительству объекта (перечень построенных объектов и другое);

деловая репутация претендента (отзывы нескольких инвесторов (заказчиков) и другое);

производственно-технический потенциал (наличие требуемых основных фондов и их состояние, ноу-хау и другое), наличие эффективной системы управления качеством;

финансовое состояние (экономическая состоятельность, платежеспособность, величина кредиторской задолженности, наличие исков кредиторов и наложений арестов на имущество и другое);

наличие профессионально подготовленных кадров.

34. Организатор торгов может дополнить перечень критериев при проведении квалификационного отбора претендентов.

35. Процедура предварительного квалификационного отбора претендентов включает в себя:

подготовку приглашения на предварительный квалификационный отбор претендентов для последующего допуска к участию в торгах (приложение 3); перечня вопросов (квалификационных требований) для претендентов, участвующих в предварительном квалификационном отборе (приложение 10), и их рассылку;

сбор и оценку полученных ответов по названным критериям;

рассмотрение результатов анализа конкурсной комиссией и вынесение решения о допуске претендента к торгам.

В случае если информация может составлять коммерческую тайну претендента, она приводится по его желанию. Организатор торгов, конкурсная комиссия не вправе требовать от претендента обязательного представления данной информации.

36. Результаты предварительного квалификационного отбора претендентов оформляются организатором торгов протоколом и сообщаются претендентам в письменной форме. В случае отказа в допуске к торгам претенденту (то есть не прошедшим квалификационного отбора) дается мотивированный ответ.

37. Не допускается включение в условия предварительного квалификационного отбора претендентов требований (процедур), носящих дискриминационный характер по отношению к претендентам.

Глава 5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ

38. Порядок проведения открытых торгов

38.1. Извещения об открытых торгах публикуются в официальном печатном издании. По желанию инвестора (заказчика) дополнительно извещения могут публиковаться в любых других печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение (приложение 1).

38.2. Извещения о торгах должны содержать:

данные о времени, месте и форме проведения торгов;

данные об организаторе торгов, краткую характеристику объекта и места строительства, предмета торгов (мощность, строительный объем, площадь застройки, основные архитектурные и конструктивные решения, другие параметры, характеризующие специфику объекта);

предполагаемые сроки начала и окончания строительства объекта;

сведения о стартовой цене объекта строительства;

адрес, сроки, условия приобретения (получения) тендерной документации;

срок представления тендерных предложений;

уведомления о проведении/непроведении предквалификационного отбора претендентов.

38.3. Организатор торгов не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету торгов с претендентами или с другими лицами с момента извещения о проведении торгов до момента заключения договора подряда, кроме случаев, связанных с уточнением тендерных предложений, как это предусмотрено в пункте 38.14 настоящего Положения.

38.4. После опубликования в средствах массовой информации извещения о проведении торгов подрядчики, заинтересованные принять участие в торгах, направляют организатору торгов письмо с сообщением о своем предварительном согласии на участие в проведении торгов (приложение 2).

38.5. Организатор торгов регистрирует письма претендентов, изъявивших желание участвовать в торгах, и направляет им приглашения для предварительного квалификационного отбора (если это предусмотрено условиями торгов) или для непосредственного участия в торгах (приложения 3, 4).

38.6. Претенденты направляют в конкурсную комиссию письмо о согласии участвовать в предварительном квалификационном отборе (приложение 5), если таковой предусмотрен условиями торгов.

38.7. По итогам проведения предварительного квалификационного отбора организатор торгов приглашает претендентов к участию в торгах (приложение 6).

38.8. В случае проведения торгов без предварительного квалификационного отбора претенденты направляют в конкурсную комиссию письмо о согласии участвовать в торгах и с просьбой предоставить тендерную документацию (приложение 7).

38.9. Претенденты, допущенные к участию в торгах, приобретают тендерную документацию на условиях, определенных организатором торгов.

38.10. Претенденты изучают тендерную документацию, разрабатывают тендерное предложение (оферту) и направляют его в адрес организатора торгов в 3-х экземплярах: оригинал и две копии.

38.11. Претендент имеет право до окончания срока подачи тендерного предложения отозвать свое тендерное предложение. При этом если был внесен гарантийный задаток, то он возвращается претенденту организатором торгов в трехдневный срок.

38.12. В установленный условиями торгов день проводится заседание конкурсной комиссии с участием представителей претендентов (по их желанию). В ходе заседания вскрываются пакеты с предложениями претендентов, проверяется наличие всех установленных условиями торгов документов и оглашается содержание основных пунктов предложений, относящихся к цене, срокам строительства и другое. Указанные данные по каждому претенденту вносятся в протокол №1 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с тендерными предложениями (приложение 11), который подписывается членами конкурсной комиссии.

38.13. Конкурсная комиссия изучает тендерные предложения в течение тридцати-шестидесяти дней с момента вскрытия пакетов на первом ее заседании.

38.14. Если в процессе работы с тендерными предложениями у членов конкурсной комиссии возникли сомнения о достоверности представленных данных, то они вправе произвести их уточнение совместно с претендентами (оферентами). При необходимости запрашиваются обосновывающие расчеты, документы, а также привлекаются независимые эксперты, которым представляются на заключение материалы претендентов (оферентов) без указания авторов, то есть анонимно.

38.15. При оценке тендерных предложений используются критерии, установленные организатором торгов в тендерной документации.

38.16. При подведении итогов и выборе их победителя применяется преференциальная поправка к цене тендерного предложения отечественного претендента и претендента, являющегося субъектом хозяйствования Российской Федерации. В случае если цена строительства объекта, предложенная отечественным претендентом и претендентом, являющимся субъектом хозяйствования Российской Федерации, превышает цену объекта, предложенную зарубежным претендентом не более чем на 20%, то указанные тендерные предложения считаются равноценными по цене строительства объекта.

38.17. На заседании конкурсной комиссии простым большинством голосов определяется победитель торгов и составляется протокол №2 заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (приложение 12), подписываемый председателем и всеми членами комиссии и представляемый на утверждение инвестору.

В случае если у одного или нескольких членов конкурсной комиссии имеется особое мнение по обстоятельствам, излагаемым в протоколе №2 заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов, то оно оформляется отдельным документом и прилагается к нему.

38.18. Инвестор (заказчик) в недельный срок рассматривает протокол №1 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с тендерными предложениями и протокол №2 заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов, а также прилагаемые к ним документы (особое мнение, заключение экспертов и другие документы) и принимает решение об утверждении результатов. В случае неутверждения результатов торгов - направляет мотивированное решение в конкурсную комиссию.

38.19. В случаях неутверждения инвестором (заказчиком) результатов торгов, а также непризнания конкурсной комиссией ни одного из претендентов победителем торгов, инвестор (заказчик) может принять решение о проведении повторных торгов или об отмене их (если проведение торгов не является обязательным условием строительства данного объекта). Повторные торги (с уточнением, при необходимости, их условий) проводятся также в соответствии с настоящим Положением.

При отказе победителя торгов от заключения договора подряда инвестор (заказчик) может не проводить повторные торги, а предложить заключить договор подряда второму (по показателям) после победителя претенденту.

Торги, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

38.20. Организатор торгов извещает претендентов о результатах их проведения письменно.

38.21. По результатам торгов претендент, признанный победителем, и инвестор (заказчик) заключают договор подряда в порядке, установленном действующим законодательством, а также в соответствии пунктами 45-46 настоящего Положения.

38.22. После выявления победителя торгов всем остальным претендентам, участвовавшим в торгах, возвращается гарантийный задаток не позднее десяти дней со дня принятия решения о результатах торгов.

38.23. Победителю торгов гарантийный задаток (гарантийное обязательство обслуживающего банка) возвращается в семидневный срок после подписания им договора подряда.

38.24. Проведение торгов для выбора субподрядных организаций является правом генерального подрядчика, если иное не оговорено условиями торгов и законодательством. Торги по конкурсному выбору субподрядных организаций проводятся генеральным подрядчиком в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением.

38.25. Инвестор (заказчик) на второй день после утверждения результатов проведенных торгов направляет Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь Отчет о результатах проведения торгов в строительстве (форму №1-тендер).

38.26 Копия протокола №2 заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов представляется инвестором (заказчиком), наряду с другими необходимыми документами, в органы Государственного строительного надзора для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.

38.27. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в специальном бюллетене публикует результаты проведения торгов на территории Республики Беларусь.

39. Порядок проведения закрытых торгов.

39.1. Организация закрытых торгов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для открытых торгов, с учетом следующих особенностей:

извещение о проведении закрытых торгов не публикуется;

организатор торгов заранее определяет перечень претендентов, которые могут осуществить возведение объекта строительства, и направляет им приглашения;

результаты торгов не публикуются в открытой печати.

39.2. Примерные формы приглашения на участие в закрытых торгах и текста письма претендента о согласии на участие в закрытых торгах приведены в приложениях 8, 9.

40. Упрощенный порядок проведения торгов.

40.1. При упрощенном порядке проведения торгов сохраняются требования, предусмотренные настоящим Положением с учетом следующих особенностей.

В извещении о торгах указывается, что заинтересованные участвовать в торгах могут непосредственно обратиться к организатору торгов для приобретения тендерной документации. В этом случае подача претендентами заявок и направление приглашений им не производятся.

Организатор торгов имеет право одновременно с извещением в печати послать письменные извещения конкретным потенциальным претендентам.

Предварительный квалификационный отбор претендентов не производится.

Претенденты могут представить свои тендерные предложения непосредственно организатору торгов на первое заседание конкурсной комиссии, в ходе которого в присутствии представителей претендентов вскрываются пакеты с предложениями и может быть сразу определен победитель.

Единый протокол по результатам торгов в недельный срок утверждается инвестором (заказчиком) и копия его передается победителю. Остальные претенденты извещаются об их результатах письменно, в недельный срок с момента утверждения их инвестором (заказчиком).

40.2. При упрощенном порядке проведения торгов может быть сокращен объем тендерной документации, в том числе по основным разделам.

В разделах Сведения об объекте строительства и предмете торгов, а также Проектная (предпроектная) документация(объем и степень детализации проектной (предпроектной) проработки объекта строительства определяется инвестором (заказчиком) в зависимости от состава и объемов работ, являющихся предметом торгов, и соответствующего распределения функций между инвестором (заказчиком) и будущим подрядчиком. Подробная характеристика предмета торгов не приводится.

В разделе Условия проведения торгов(должны быть представлены документы, изложенные в абзацах 2 и 3 пункта 13 настоящего Положения, а также выдвигаемые условия торгов, содержащие:

информацию о структуре цены объекта строительства;

информацию о предельном сроке приемки тендерных предложений, о дате и месте вскрытия пакетов с предложениями и сведениями о возможности присутствия претендентов при вскрытии пакетов;

порядок и критерии оценки тендерных предложений (оферт) и выбора победителя;

порядок утверждения результатов торгов (при этом итоги подводятся, как правило, по одному критерию или при минимальном их количестве);

финансовые условия торгов: стоимость тендерной документации, необходимость внесения гарантийного задатка или представления гарантийного обязательства обслуживающего банка, осуществляющего финансирование строительства, в подтверждение согласия претендента на подписание договора подряда.

40.3. Раздел тендерной документации Порядок и объем представления претендентом тендерного предложения(разрабатывается в полном объеме в соответствии с пунктом 26 настоящего Положения.

40.4. В раздел "Условия заключения договора (контракта) строительного подряда" (включается проект договора подряда в редакции инвестора (заказчика).

Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость