Доброе имя фирмы должно стоить дорого


Случалось ли вам, находясь в большом здании, заблудиться в нем? Даже посетив несколько раз такое здание, мы не всегда можем в точности запомнить, где находится тот или иной отдел, зал или другое нужное помещение. В настоящей статье речь пойдет о самом известном примере монументального строительства в столице РБ - Дворце Республики на Октябрьской площади.

Этот объект считается гордостью страны как по причине его чрезвычайной насыщенности техническими средствами, так и размаху проекта. Окаймляющие здание колонны образуют квадрат 100 на 100 метров - целый гектар! Самая нижняя отметка Дворца 16,6 метра ниже уровня поверхности - это отметка пола цеха насосов. Самая верхняя отметка находится на высоте 34 метров. Его кубатура по грубым подсчетам составляет полмиллиона кубометров. Весь Дворец может быть поделен на 5 независимо функционирующих блоков - только сценических площадок четыре. Каждый из них имеет свой собственный жизненный цикл. В таком блоке своя система лестниц, лифтов и эскалаторов. Посетитель через главный вход попадает в фойе. Это только первый уровень - пригласительный. По бокам пригласительного уровня большого концертного зала эскалаторы; на этом же уровне входы в партер, гардеробы и множество других помещений. Без системы внутренних коммуникаций человеку, впервые попавшему сюда, не обойтись.

Недавно Белорусский союз дизайнеров (БСД) выполнил разработку средств внутренних коммуникаций Дворца Республики. Также были разработаны изобразительный знак и комплексный фирменный стиль. О различных аспектах дизайна рассказывает один из главных разработчиков президент БСД Дмитрий Сурский.

- Работа шла месяца четыре. Было много всяких достаточно разных предложений. Каждый раз они обсуждались с архитекторами. Дворец - это их детище, в первую очередь, и поэтому нам была важна их реакция. Рассматривались варианты: ковчег, корабль, раскрытая книга, на основе белорусских солярных звезд, на основе листа клевера... Сама архитектура, ее наружный облик - он достаточно путанный, потому что неясно, то ли это мавзолей, то ли дворец съездов. Очень сложный объект. Он замысливался как одно, а на самом деле это будет концертный зал. Поэтому мы ушли от наружного облика - он достаточно традиционный: эти колоннады, пересчет - и обратились к его внутреннему пространству. Оно сложное и интересное: ромбовидные крыши, выходящие наружу, необычные переходы пространства... Мы его посещали неоднократно. Мы также ушли от официозности и не стали использовать государственные символы - и архитекторы, и проектировщики это приняли. Министерство культуры утвердило этот знак. Знак строится на начертании самого слова плюс зеркальное отображение его элементов, создающее особый ритм.

Мы сделали для Дворца Республики стандарты как фирменного стиля, так и внутренних коммуникаций. После того, как было сделано это предложение, я увидел люстры, которые разрабатывали для этого дворца. И как четко соответствует эта стилистика! Причем это я увидел позже чем сделал этот знак. Озарение! (Прим. В.Б. - Люстры в количестве пяти штук соединены в единую композицию. Композиция имеет размер 5х3х3 метра и вес 4 тонны.)

- Какие требования предъявляются к фирменному стилю?

- Фирменный стиль - это извечная проблема спора с заказчиком, потому что в лучшем случае заказывается просто знак, а в дальнейшем они уже самотужно пытаются его привязать к тем конкретным носителям, на которых он присутствует. Это не совсем правильно, потому что вообще серьезные фирмы разрабатывают целые системы стандартов нанесения знаков и их использование в фирменном стиле. Это целые большие "талмуды", которые регламентируют все способы изображений, точные местоположения этих знаков, характер графики. Они расписывают все - и отступать не позволено никому. Как правило, это фирмы мирового уровня, которые имеют множество представительств. Именно следование этим стандартам определяет единое запоминающееся лицо.

- Есть ли понимание этих задач у белорусских заказчиков?

- Наши белорусские бизнесмены достаточно бедны для того, чтобы делать такие заказы дизайнерам. Хотя даже в советские времена это было предметом многолетнего проектирования для группы дизайнеров, когда такие стандарты заказывали серьезные предприятия, которые выходили на международные рынки. Этим занималась в свое время Торговая Палата, например. Как правило, они делали такие емкие и серьезные разработки. В свое время мы подобную работу делали для "Приорбанка". Были разработаны стандарты фирменного стиля. Фирменный стиль представляет из себя достаточно широкую номенклатуру отдельных элементов, которая включает в себя разработку изобразительного знака, разработку логотипа. Логотип - это шрифтовое начертание названия, но с какими-то индивидуальными особенностями. Например, когда мы работали над шрифтом для "Приорбанка", мы изменили его начертание по сравнению со стандартными шрифтами. Мы ужали шрифт по горизонтали, расставили буквы так, чтобы между ними выстроились пробелы, и название стало сбалансированным. Мы выправили несколько букв ("Р" и "Б") для того, чтобы лучше заполнить просветы, - и получился логотип, который к сожалению сейчас не используется. Как правило, предлагается модульное начертание логотипа для того, чтобы в дальнейшем можно было это изображение простыми техническими средствами увеличивать и переносить на различные носители.

Фирменный стиль - это и разработка набора средств персональной идентификации, в которые входят пропуска, бэджи, визитки, значки, шевроны. Дизайнер должен продемонстрировать различные способы трансформации знака в зависимости от технологии: под шелкографскую печать, под вышивку, для тиснения, для сувениров. Мы предложили несколько вариантов визиток, причем они тоже дифференцируются: для обслуживающего персонала визитка попроще, для VIP-персон - посолиднее, с тиснением, с элементами позолоты. Это тоже - на модульной сетке, чтобы художнику-оформителю было достаточно просто его изобразить. Сегодня это уже не очень актуально, потому что компьютерные технологии позволяют все делать гораздо проще и иначе.

- Как вы видите перспективы профессии в конкуренции с компьютером?

- Естественно, что компьютер лишь вторичен, в то время, когда дизайнер первичен, потому что компьютер - это не более того, что это инструмент. Многие настоящие дизайнеры справляются и без компьютера не хуже. Десять лет назад все делалось руками и с помощью простых технических средств.

- Что такое торговый знак с точке зрения дизайнера?

- Вообще, разработка знака - это квинтэссенция таланта и интеллекта дизайнера, потому что нужно отразить множество факторов, которые бы позволяли идентифицировать данную фирму самыми минималистскими средствами, - обычно знак подается в черно-белом начертании. Каждый элемент знака должен продумываться, прорабатываться, и в то же время нужно не забывать, что в этом жанре нельзя повторяться. Компиляция и плагиат недопустимы. Поэтому нужно очень хорошо владеть, скажем, информацией о том, что было сделано раньше другими людьми, какие знаки существуют.

- Удается ли не повторяться?

- Этот процесс достаточно сложно анализировать в том плане, что в каждой разработке присутствует какой-то элемент авторской индивидуальности. В мировой практике известны случаи, когда на основе начальных букв в названии фирмы строится изобразительный фирменный знак. И тем не менее они достаточно индивидуальны и отличаются друг от друга. Ну вот композиторы как-то умудряются из семи нот писать совершенно разные мелодии.

- Приоткройте завесу секретности над работой дизайнера?

- Это для профессионалов известный набор технических, композиционных, стилистических приемов, оперируя которыми автор пытается создавать что-то новое и неповторимое. Существуют особенности формального восприятия какого-то графического элемента - они связаны с психофизиологией восприятия - и какой-то ассоциативный уровень, когда человек, видя изображение, начинает достраивать, развивать свое представление о том, что за этим стоит. Нужно иметь очень серьезные знания в области семантики, потому что это цельный и емкий язык. Нужно знать и исторические традиции.

- Может ли опытный дизайнер придать торговой марке свой "характер" - сделать ее веселой или респектабельной, например?

- Естественно. Создание знака - это серьезное проектирование, которое начинается с формулировки технического задания, с постановки задания. Сначала выясняется у заказчика, что он хочет, что он вкладывал в название фирмы, какие группы товаров он собирается предлагать и продвигать на рынок. Ищутся аналогии и ассоциативные ходы. Есть приемы, когда изобразительный знак носит достаточно конкретный характер, когда изображается какое-то животное. Но это тоже не делается "просто так", а закладываются какие-то характеристики, неизвестные ранее.

- Слон, например?

- Слон, например, для индусов это символ изящества, а для европейцев это символ неповоротливости, массивности. "Слон в посудной лавке". Но с другой стороны, символ стабильности, монументальности, защиты. В каждом конкретном случае нужно ориентироваться на ту среду, которая является потребителем этого знака, на ее интеллектуальный уровень. Это все не так просто, а вместе с тем интересно.


- Насколько удачно использование образа слона, к примеру, в связи с мебелью?

- Это случайно. Но тем не менее и это допустимо. Наверное, в знак может быть заложен символ стабильности, мощи, надежности, статичности - в первую очередь, потому что мебель не предполагает каких-то особенных перемещений. Хотя есть и, скажем, какие-то мобильные элементы в мебели: стулья, катающаяся мебель, трансформирующаяся.

- Можно ли передать в знаке настроение оптимизма?

- Вы знаете, это во многих случаях субъективно. По этому поводу есть много анекдотов - как реагирует пессимист и как реагирует оптимист. Наверняка, это какой-то набор динамичных, жизнеутверждающих символов: цветы, дерево... Хотя и цветок может быть мрачным. Роза, которая находится на памятнике, несет один смысл. Роза, которую используют в мире демократические партии - символ жизнеутверждения. Все зависит от отрисовки и от того контекста, в котором этот знак подается. Поэтому сказать, что какие-то символы являются чисто пессимистичными, а другие чисто оптимистичными, - это не совсем правильно.

- Какие требования предъявляются к фирменному знаку?

- Знак живет и на гигантских "биг-бордах", и на визитках, и на сувенирной продукции, и он должен учитывать все эти особенности - должен быть технологичным. Этот жанр требует определенной стилизации, и фотографические изображения либо просто равнотолщинная графика не всегда предпочтительны. В некоторых случаях достаточно важно соблюдать такую степень формальности знака, чтобы он не был лобовым, чтобы за его изобразительным рядом все-таки прочитывалось главное, но чтобы оно считывалось не сразу. Когда есть какая-то интрига в изображении, тогда это хочется рассматривать - "включаться".

- Г-н Сурский, расскажите, как происходит взаимодействие с заказчиком?

- Как правило, художник сам предлагает несколько вариантов своего видения развития знака и его каких-то изобразительных начал. Вот, например, когда мы делали фирменный стиль для Фонда социального обеспечения населения, им предлагались разные мотивы. В принципе, формальное решение может быть тоже достаточно выразительным и запоминающимся. Семиотика символов может строиться на основе букв, изображения человека, лица, глаза, кисти руки. Сами руки обозначают сохранение, подношение, и поэтому возник образ чаши - чаша благоденствия, - за которой стоит образ человека, несущего чашу. Остановились на мотиве, где буква "Ф" - заглавная буква их названия - вырастает из рук в форме чаши. Изобразительный знак и логотип разрабатываются отдельно. Немаловажно иметь так называемый фирменный блок, который объединяет изобразительный знак и логотип, - или комбинированный фирменный знак, - в котором найдены четкие пропорции и сомасштабность элементов. Их, как правило, предлагается несколько вариантов. В одном случае знак может быть больше, а надпись меньше, в другом, наоборот, - надо, чтобы человек прочел надпись, а потом увидел знак.

- Как становятся профессиональными дизайнерами?

- Я считаю, что в первую очередь надо получить образование. Хотя есть случаи, что люди из совершенно далеких от искусства сфер этим занимаются достаточно успешно и активно. Для того, чтобы стать дизайнером, нужно начать с какой-нибудь элементарной практики. Нужно пытаться что-то делать. Если вам не хватит ваших знаний и образования, нужно его где-то получать. Сейчас есть разные формы обучения. Можно садиться просто рядом с профессионалом и смотреть, как делает он. Я считаю, что нас, может быть, излишне нагружали академическим образованием. У нас был академический рисунок - очень серьезная и ответственная работа. Благо, что для создания фирменного стиля не нужно особенного уровня технологий: то, что дизайнер рисовал рукой, карандашом, на компьютере, все это можно транслировать в массы.

- Как вы оцениваете состояние рынка сегодня?

- Мало сейчас заказчиков на знаки. А почему? Потому что у нас не регистрируются фирмы. Потому что бизнес закрывается, бизнес сворачивается. В США лет 5 назад, мне говорили, 100 000 знаков регистрируется в год. 100 000 дизайнеров загружены работой. Причем там, естественно, получают за это не такие деньги. В Москве еще до дефолта, скажем, разработка фирменного стиля ценилась от 1000 до 10 000 долларов.

- Говорят, доброе имя фирмы стоит дорого. А сколько стоят услуги дизайнера сегодня в республике?

- Сегодня белорусские дизайнеры просто исходят из того, что реально может заплатить заказчик. Я считаю, что опускаться профессиональному дизайнеру ниже цены в 150 долларов некорректно по отношению к коллегам, что это уже нарушение каких-то профессиональных корпоративных норм. Почему знак должен стоить дорого? Дело в том, что знак - это тоже ведь предмет авторского права, и дизайнер, отдавая знак заказчику, практически передает ему все авторские права. Поэтому он стоит таких денег - достаточно больших по представлениям обывателей.

- Как выживают сегодня белорусские дизайнеры?

- Индивидуально многие дизайнеры работают активно в Москве, работают на зарубежные фирмы. Есть еще система продвижения - сэлф промоушен - через международные конкурсы, биеннале, выставки. В биеннале прикладной графики, которая проходит в Брно раз в 2 года, например. Это биеннале посвящено плакату и фирменному знаку. Ежегодно издательство "Грэйфис" публикует лучшие знаки в серьезных дорогих изданиях

БСД - структура общественная. Мы - общественное объединение и, скажем, работа для Дворца Республики проходила через Союз дизайнеров, но такая производственная деятельность для нас не доминирующая. Конечно, если какие-то интересные заказы приходят, мы с удовольствием их выполняем или представляем членам нашего союза. Одна из главных наших целей - это, в первую очередь, пропаганда тех достижений и того уровня дизайна, которые транслируют сегодня члены нашего союза. Так сложилось, что в графике наиболее заметные проявления таланта и профессионального уровня, которые мы сегодня наблюдаем, - это белорусский плакат. Он уже имеет практически мировую известность благодаря многим нашим авторам, которые выставляются на международных конкурсах, выставках, завоевывают очень престижные награды. Вот и мы попытались представить материалы, которые наработаны в области знакового искусства. Эта тема сама анонимная, и нам хотелось бы персонально представить авторов, которые этим занимаются профессионально. И наше издание - это первая такая в республике антология знаковой культуры Беларуси. Справочник ориентирован, в первую очередь, на профессиональную среду, потому что материал достаточно уникальный. Но и для того, чтобы с помощью такого справочника заказчики могли сравнить уровень и выбирать тех авторов, которые им подходят по своим пластическим, стилистическим подходам. Собраны материалы - около 1000 знаков - от около 100 белорусских авторов, которые профессионально занимаются их разработкой. Это не только члены Союза дизайнеров. Мы попытались охватить профессионально работающих в данном направлении. Это также члены Союза художников. Мы хотим показать также и работы студентов Академии художеств и архитекторов, которые работают в этом жанре. Дизайнеры, конечно, в первую очередь.

- Как будет происходить отбор авторских работ?

- Существует редакционный совет. Люди подают по 20 и по 30 знаков. И мы уже отбираем то, что, на наш взгляд, будет более интересным и то, что представит весь диапазон работ в данном направлении. Дать знаку оценку - красивый, некрасивый - достаточно сложно. Дело в том, что существует еще другая форма "работы" знака. Насколько красив знак "Сони"? Насколько красив знак "Мерседеса" - трехлучевая звезда? Уже немыслим "Мерседес" без этого знака. А видя знак, мы сразу подразумеваем за этим прекрасную машину. За словом "Сони" мы видим не просто набор из 4-х букв, а прекрасные качества этой аппаратуры, ее надежность - ее имидж.

Виталий БЕРЕЗИН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость