Экскаватор не пригоден для монтажных работ


12 апреля в Минске при монтаже экскаватором перекрытия колодца трубопроводов погиб монтажник наружных трубопроводов Ч.

Работы по отрывке и прокладке ливневой канализации по ул. Корженевского были начаты в марте месяце 2000 года. Первоначально отрывка траншеи производилась экскаватором на пневмоколесном ходу. До начала апреля была отрыта траншея длиной около 45 м, проложено и засыпано 20 м канализации и смонтировано два кольца колодца. Для продолжения работ в связи с увеличением глубины траншеи требовался более мощный экскаватор и работы были прекращены.

11 апреля 2000 года по заявке СУ-101 на объект был доставлен одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу ЭО-5124.

От прораба СУ машинист экскаватора получил задание разобрать отвал грунта, зачистить траншею от обвалов грунта и смонтировать на отрытом участке траншеи четыре железобетонных трубы диаметром 400 мм длиной 5,5 м. О принятом решении прораб поставил в известность начальника участка, на что получил его согласие.

12 апреля 2000 года до 15 часов 30 минут машинист экскаватора вместе с монтажниками наружных трубопроводов СУ-101 произвели необходимые подготовительные работы, монтаж четырех труб и выполнили частичную засыпку траншеи, после чего монтажник Ч., имеющий большой опыт и стаж работы, принял решение смонтировать экскаватором перекрытие колодца.

Колодец выполнен из двух установленных одно на другое железобетонных колец диаметром 1500 мм, на которые уложено железобетонное перекрытие диаметром 1500 мм толщиной 150 мм. Перекрытие имеет отверстие диаметром 700 мм для лазового люка, смещенное относительно центра перекрытия. Перекрытие колодца находилось не в проектном положении, а было смещено относительно вертикальной оси. Максимальный зазор между внутренней стенкой кольца и краем перекрытия составлял 150 мм. Обратная засыпка колодца выполнена не полностью. Расстояние по вертикали от верха перекрытия до грунта составляла 50-90 см. Монтажник Ч. застропил одноветвевым стропом за две петли перекрытие колодца, набросил середину стропа на зуб ковша экскаватора и перекрытие было подано экскаватором к месту его монтажа.

Во время укладки перекрытия в проектное положение Ч., находясь вне зоны видимости машиниста экскаватора (за ковшом), голосом и жестом подал команду на опускание перекрытия, а один из монтажников, находившийся в зоне видимости машиниста, продублировал ее. В момент опускания перекрытия голова Ч. была прижата ковшом экскаватора к перекрытию колодца. В результате от множественных переломов костей черепа и кровоизлияния под оболочки и в вещество головного мозга рабочий погиб.

Специальным расследованием установлена причина несчастного случая: нарушение потерпевшим инструкций по охране труда, выразившееся в выполнении работы по монтажу перекрытия колодца экскаватором, что не предусмотрено технологической картой и является нарушением функциональных обязанностей рабочих по охране труда.

При производстве работ были нарушены инструкции по технике безопасности для монтажников наружных трубопроводов и инструкции по безопасному ведению работ для стропольщиков. Допущено использование экскаватора ЭО-5124 не по назначению для выполнения монтажных работ, что не предусмотрено техническим паспортом экскаватора и инструкцией по охране труда для машиниста и помощника машиниста экскаватора. Проявлено несоблюдение технологического процесса по прокладке ливневой канализации, заключающееся в использовании экскаватора для монтажа железобетонных изделий, что не предусмотрено технологической картой и паспортом экскаватора, а также невыполнение непосредственными руководителями работ должностных обязанностей по охране труда.

Лицами, допустившими нарушения, определены: монтажник наружных трубопроводов, который принял решение смонтировать перекрытие колодца экскаватором, что не предусмотрено технологической картой и заданием производителя работ, в результате чего нарушил требования инструкции по технике безопасности для монтажников наружных трубопроводов, инструкции по безопасному ведению работ для стропольщиков и функциональных обязанностей рабочих по охране труда; машинист экскаватора, который применил экскаватор не по назначению для выполнения монтажных работ, что является нарушением требований технического паспорта и инструкции для машиниста экскаватора; прораб СУ-101, который дал задание на выполнение монтажных работ экскаватором, что не предусмотрено технологической картой, чем нарушил требование функциональных обязанностей по охране труда; начальник участка, который разрешил использование экскаватора для выполнения монтажных работ, что не предусмотрено технологической картой, чем нарушил требование функциональных обязанностей по охране труда.

По данному происшествию проведены мероприятия по предупреждению подобных случаев. Обстоятельства и причины его рассмотрены в трудовых коллективах УМСР-154 и СУ-101. С монтажниками наружных трубопроводов и машинистами экскаваторов проведены внеплановые инструктажи.

В инструкцию №21 внесено требование о запрещении использования экскаватора не по назначению.

Материалы расследования переданы в прокуратуру.

Николай ФЕЩЕНКО, главный государственный инспектор труда Минского городского управления по инспекции труда


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике del - безопасность

©1995-2024 Строительство и недвижимость