Условия приема сточных вод в городские канализационные сети


Сообщение главного технолога АНПО "Жилкоммунтехника" Н. В. Холодинской, сделанное ею 12 апреля на научно-практическом семинаре, состоявшемся в рамках 2-й специализированной выставки "Вода"

Городское канализационное хозяйство в большинстве случаев выступает в качестве основной организации, принимающей на отведение и очистку сточные воды промышленных предприятий. Оно же несет всю полноту ответственности за сброс очищенных сточных вод в водоемы перед природоохранными органами. Эффективность и стабильность процесса очистки сточных вод на эксплуатируемых очистных сооружениях определяется, в первую очередь, качественным составом поступающих сточных вод, а также технологическими возможностями названных сооружений. При относительно стабильных качественных параметрах хозяйственно-фекальных сточных вод, поступающих от населения, определяющую роль в формировании качественного состава городских сточных вод для каждого населенного пункта играют сточные воды промышленных предприятий, сбрасывающих свои стоки в сети канализации данного объекта.

Основным нормативным документом, определяющим сегодня в РБ условия приема промышленных сточных вод в сети городской канализации, являются "Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", разработанные в 1988 г. АКХ им. Панфилова (издание 4-е, дополненное). Изложенные в "Правилах" положения относятся главным образом к полнораздельной системе канализации.

Основные общие положения о приеме и отведении производственных сточных вод сводятся к следующему. Совместное отведение бытовых и производственных сточных вод целесообразно, если последние нуждаются в очистке и могут быть совместно очищены на городских очистных сооружениях механическими (а в основном, как правило, биологическими) методами. Выпуск производственных сточных вод в городскую канализацию не должен приводить к нарушению режима ее эксплуатации, вызывать образование взрывоопасных и токсичных газов, отложений, засорений сети, не должен способствовать попаданию в городскую сеть патогенных бактерий, нарушать технологический режим работы городских очистных сооружений.

Первым этапом работ по установлению для промпредприятий населенных пунктов норм сброса загрязняющих веществ является составление и согласование с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства перечня контролируемых промышленных объектов, в который должны войти все, сбрасывающие значительные объемы сточных вод, а также те, воды которых содержат специфические ингредиенты.

При выполнении работ по расчету допустимых концентраций загрязняющих веществ сточных вод специалистами АНПО "Жилкоммунтехника" проводится обследование водного хозяйства определенного предприятия, изучаются источники образования сточных вод, количественные и качественные анализы применяемых в технологическом процессе химических реагентов и веществ, наличие и эффективность работы локальных цеховых и заводских очистных сооружений. По результатам обследования для каждого объекта устанавливается рекомендуемый перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ, сбрасываемых в промышленных сточных водах. Перечень этот, как правило, включает загрязняющие вещества, которые могут попасть в сточные воды в процессе производства и величина концентрации которых зависит от совершенства технологического процесса и рационального использования химических веществ. При этом обязательно учитываются имеющиеся возможности утилизации этих стоков на данном промышленном предприятии.

В соответствии с действующими "Правилами" на сегодняшний день рекомендуется осуществлять контроль производственных сточных вод по 28 показателям, в том числе для каждого типа отраслей этот перечень колеблется от 4-8 показателей для предприятий нефтехимической, пищевой, топливной и транспортной отраслей до 10-18 для предприятий электроэнергетической, химической, машиностроительной и лесохимической отраслей. Однако в результате обследования систем водоотведения промпредприятий рекомендуемый перечень контролируемых показателей, как правило, корректируется в соответствии с действительным положением дел.

Разработка допустимых концентраций загрязняющих веществ в промышленных сточных водах выполняется для среднемесячных расходов сточных вод, определенных заявками, которые подаются промпредприятиями предприятиям ВКХ данного населенного пункта.

Концентрации эти устанавливаются в следующей последовательности. По условиям сброса очищенных стоков в водоем определяется допустимая концентрация загрязняющих веществ в очищенной воде после городских очистных сооружений. С учетом технологической схемы очистки, эффективности процесса очистки на эксплуатируемых очистных сооружениях определяются допустимая концентрация и количество загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих на очистные сооружения. С учетом соотношения объемов бытовых и производственных сточных вод, качественных показателей загрязнения загрязняющими веществами бытовых стоков, которые определяются или экспериментально, по нормативным данным, или по фактическому соотношению суммарного загрязнения промышленных сточных вод в городском стоке, определяется допустимое количество загрязняющих веществ в общем объеме промышленных сточных вод для данного населенного пункта. С учетом специфики производства и характерных показателей промпредприятий данного населенного пункта определяются количество и соответственно концентрация загрязняющих веществ для промпредприятий по отраслям промышленности и по конкретным предприятиям.

Допустимая концентрация загрязняющих веществ, не удаляемых в процессе очистки на городских очистных сооружениях, определяется, исходя из предельно допустимой концентрации (ПДК) для вида водного объекта приема очищенных сточных вод и соотношения объемов бытовых и производственных сточных вод.

Разработанные нормы загрязняющих веществ направляются соответствующим промпредприятиям для предварительного уведомления об условиях приема производственных и сточных вод.

Разработанные нормы и правила приема производственных сточных вод в систему канализации данного населенного пункта и порядок контроля сброса согласуются с местными органами регулирования использования и охраны вод, рыбоохраны и утверждаются местной исполнительной властью.

После этого промпредприятиям выдаются окончательные уведомления об условиях приема их сточных вод. Контроль соблюдения условий сброса производственных сточных вод, определенный разработанными правилами приема и разрешениями, выданными на сброс стоков в системы канализации населенных пунктов, осуществляется, как правило, предприятиями ВКХ.

В соответствии с действующими "Правилами" промпредприятия должны нести ответственность не только за нарушения ими установленных "Правил", но и за следующие за этим нарушения режима работы как канализационной сети, так и городских очистных сооружений. К сожалению, в большинстве случаев при поддержке местных контролирующих органов предприятия не несут ответственности за вызванные по их вине нарушения режима работы сети и очистных сооружений, перекладывая всю ответственность на эксплуатирующие предприятия ВКХ. Это, безусловно, грубое нарушение существующего порядка, и оно не должно поддерживаться местными властями.

В практике эксплуатации городских систем канализации не исключены случаи принятия природоохранными и местными органами власти односторонних решений по установлению предприятиям повышенных норм сбросам загрязняющих веществ без соответствующей корректировки условий выпуска очищенных сточных вод после городских очистных сооружений. Такие решения недопустимы, поскольку это всегда негативно сказывается на работе очистных сооружений. Безнаказанными остаются случаи залповых сбросов промпредприятиями высококонцентрированных сточных вод, осуществляемых в вечернее и ночное время. Все эти случаи также приводят к нарушениям работы канализационной сети и очистных сооружений.

Изучение причин невозможности достижения предприятиями установленных нормативов сброса загрязняющих веществ показало, что это - результат нежелания эксплуатировать внутриплощадочные сети канализации и имеющиеся на предприятиях локальные очистные сооружения должным образом.

В плане совершенствования и доработки "Правил приема промышленных сточных вод", учитывая складывающиеся обстоятельства и стремление предприятий к уменьшению объемов потребляемой воды и соответственно сбросов сточных вод, кроме устанавливаемых допустимых концентраций загрязняющих веществ, целесообразно в качестве второго контролируемого параметра установить допустимое балловое количество сбрасываемых загрязнений. При этом необходимо решение вопроса учета и регистрации расходов сбрасываемых сточных вод.

При разработке республиканских "Правил приема промышленных сточных вод в сети городской канализации" целесообразно предусмотреть механизм поэтапного внедрения на промпредприятиях разработанных нормативов допустимых загрязнений с обязательной разработкой реализации и контроля выполнения предприятиями планов внедрения. В данном случае должны предусматриваться и соответствующие корректировки условий выпуска очищенных стоков в водоемы после городских очистных сооружений.

Еще при разработке республиканских "Правил" должны быть пересмотрены порядок и периодичность отбора проб. Разовые отборы проб в течение 50 минут не всегда являются объективными. Отбор проб должен осуществляться в течение определенного времени, что должно дать более достоверную информацию о качестве стоков.

Одним из основных направлений стимулирования предприятий к внедрению технологических и технических решений в области снижения загрязненности образующихся промстоков является совершенствование системы оплаты сброса сточных вод. Целесообразно и необходимо для каждого ингредиента в соответствии с его классом опасности установить и коэффициент экологической опасности, и оплату сброса стоков промпредприятий осуществлять с учетом данного коэффициента и валового количества сбрасываемых загрязнений.

Методики, по которым сегодня проводится качественная оценка сточных вод, должны быть унифицированы. Эти документы должны быть едиными и для контрольных, и для эксплуатирующих организаций. Это исключит расхождение получаемых результатов и, как следствие, возникновение конфликтных ситуаций.

В качестве третейского судьи в подобных случаях мог бы выступать наделенный определенными правами аналитический центр.

В настоящее время на базе технологического отдела "Экология систем водоснабжения и водоотведения" АНПО "Жилкоммунтехника" создано подразделение, которое будет решать вопросы оказания промпредприятиям помощи в области эксплуатации систем внутренней канализации и совершенствования работы локальных очистных сооружений с целью достижения концентрацией в промстоках загрязняющих веществ допустимых значений.

АВТОР


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость