электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Банкротство в странах с развитой рыночной экономикой: аспекты регулирования


1. Законодательство о банкротстве (несостоятельности).

Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.

Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны.

Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей "спасения" предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

В соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, - если бизнес должника удается сохранить, - в сохранении деловых отношений с должником в будущем.

Всегда ли нужен государственный орган по банкротству?

Как показывает практика большинства стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной системы экономической несостоятельности является наличие специального государственного органа (ведомства) с конкретными обязанностями по вопросам банкротства.

В правомочиях этого органа - контроль действия законодательства и подготовка соответствующих рекомендаций правительству относительно действий последнего в данной области. Другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе.

Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству в зарубежных странах:

- разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой;

- сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;

- сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;

- выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;

- организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;

- разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих;

- организация контроля таких аспектов деятельности арбитражных управляющих, как: соблюдение профессионально-этического кодекса; отчетность по выявленным активам; соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений; соответствующее распределение средств от реализации активов; правильное признание исков; сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемые судом; получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения;

- консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству;

- осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами;

- обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы;

- контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях- должниках, представляемой судам;

- контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров;

- защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, незаконном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного бизнеса) и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве;

- защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.

Специфика государственных органов по банкротству некоторых стран

Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, государственные органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.

В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия: анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности; обеспечивать адекватность информации о должнике; делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства; дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) правительства США.

Согласно реформированному в 1978 г. американскому Закону о банкротстве у КБЦБ есть три функции. Первая: выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в том числе, кандидатуры и уровня оплаты арбитражного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, использования, продажи и аренды собственности. Вторая: контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов. И третья - возражать против утверждения судом плана реорганизации в случае злоупотреблений со стороны должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству в США появились государственные федеральные конкурсные управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:

- выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств;

- консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;

- подготовка, лицензирование, консультирование арбитражных управляющих;

- консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;

- контроль уровня оплаты конкурсных управляющих, доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;

- контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;

- осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.

В Великобритании роль государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности , входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 2700 постоянных сотрудников. Функции этой Службы таковы:

- разработка рекомендаций Правительству в отношении политики в области банкротства;

- обследование финансового состояния и контроль финансовой деятельности всех физических и юридических лиц, в отношении которых в суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с целью выявления вероятных причин банкротства должника и понесенных им убытков;

- осуществление функций арбитражного управляющего в делах, представляющих общественный интерес;

- осуществление функций конкурсного управляющего в делах, по которым активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия не хватает для оплаты независимого профессионала;

- выявление криминальных нарушений в делах о несостоятельности (банкротстве) и возбуждение в судах дел о судебном преследовании соответствующих лиц (руководителей должников или арбитражных управляющих).

- направление соответствующей информации в правоохранительные органы;

- в случае необходимости (по жалобам или иным показаниям) - затребование и получение от конкурсного управляющего отчета о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности - возбуждение в суде дела о дисквалификации таких руководителей на максимальный срок до 15 лет;

- лицензирование и регулирование деятельности специалистов по банкротству (либо непосредственно, либо путем делегирования соответствующих полномочий аккредитованным профессиональным ассоциациям); контроль соответствия деятельности арбитражных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;

- получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией;

- выявление причин по подаче заявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно (неисполнение этой обязанности - нарушение закона);

- проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;

- предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку за счет компании и назначение определенных аудиторов;

- возбуждение дела о ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества. На такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год).

Зарубежные системы государственного регулирования деятельности антикризисных специалистов

Главными функциями специалиста по вопросам несостоятельности (антикризисного управляющего) является обеспечение квалифицированной помощи в процессе управления реорганизуемым либо ликвидируемым должником.

Законодательство большинства стран с рыночной экономикой предусматривает процедуру обязательной экзаменации антикризисных управляющих. Кандидаты должны соблюдать кодекс профессиональной этики. В связи с этим государственный орган по банкротству, в соответствии с общепринятым в зарубежных странах правилом, организует либо координирует создание для антикризисных управляющих систем обучения, экзаменации, лицензирования, контроля профессиональной этики. В профессионально-этическом кодексе, как правило, содержатся такие положения, как сохранение управляющим независимости, недопущение конфликта интересов по отношению к должнику, а также запрет на действия, преследующие цели личного обогащения управляющего сверх установленного законом уровня при урегулировании дел должника.

Зарубежный опыт говорит в пользу создания профессиональных фирм арбитражных управляющих или специализированных отделов в юридических, бухгалтерских или консалтинговых фирмах, которые занимаются банкротствами. В зарубежной практике материальное вознаграждение управляющих следует рассматривать не как заработную плату руководителя предприятия, а как персональный гонорар за оказание профессиональных услуг. При этом управляющий должен из своего дохода оплачивать расходы, связанные с ведением своей профессиональной практики.

Организация профессиональной деятельности управляющих на базе специализированных фирм, как правило, способствует выполнению задачи подготовки кадров, поскольку обучение обеспечивается непосредственно на рабочем месте.

Наиболее распространенным подходом является разрешение арбитражным управляющим работать одновременно на нескольких предприятиях. Для осуществления крупных проектов необходимы комплексные услуги группы специалистов, а не одного человека. Если управляющий ведет только одно предприятие, в случае сокращения объема работы по данному проекту его работа становится неэффективной. Если группа специалистов работает одновременно на нескольких проектах, арбитражный управляющий может значительно углубить свои знания и обогатить опыт. Если речь идет о крупном проекте, то может возникнуть ситуация, при которой арбитражный управляющий должен будет находиться одновременно в нескольких местах (на предприятии и за его пределами) в связи с его бизнесом. Эту проблему легче решить, если работает целая группа ("команда") привлекаемых управляющим специалистов.

В Великобритании и других странах, использующих систему внешнего управления, управляющий назначается как физическое лицо, несущее личную ответственность. Однако у него есть отдельное соглашение с его фирмой о распределении вознаграждения и использовании вспомогательного персонала, других услуг фирмы, на оплату которых идет часть его гонорара.

Таким образом, основные принципы деятельности арбитражных управляющих в зарубежных странах состоят в следующем: специалистов по несостоятельности никогда не заставляют принимать назначение против их воли; специалистам по несостоятельности не запрещают работать более чем над одним делом одновременно; специалисты по несостоятельности имеют право привлекать дополнительные ресурсы за счет предприятия-должника (например, консультирование по правовым вопросам и пр.); специалисты по несостоятельности несут определенную ответственность за выполнение своей работы ненадлежащим образом, однако ни при каких случаях они не отвечают по долгам, возникшим у предприятия-должника до их назначения. Особо следует отметить, что основной специализацией для арбитражного управляющего во многих западных странах являются вопросы несостоятельности, а не отраслевые (производственные) проблемы. В случае необходимости специалист по несостоятельности должен иметь возможность оплатить услуги консультанта любой отрасли экономики. Таким образом, западная практика отрицает необходимость отраслевой специализации антикризисного управляющего.

Светлана ГЛАЗКОВА

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
имитация бруса
аренда техники:
бетононасосы, стрелы в аренду
глубинные вибраторы в аренду
поливомоечные машины в аренду в России
катки дорожные в аренду в России

полезные ссылки
Moll: оригинальная офисная мебель из Германии