Капитальный ремонт жилья


29 марта в Минске состоялось заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

В присутствии руководителей предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства республики члены коллегии рассмотрели три вопроса.

1. О состоянии и мерах по повышению действенности ведомственного контроля в системе министерства, соблюдении законодательных и нормативных актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

2. Об эффективности работы ремонтно-строительных организаций отрасли по совершенствованию капитального ремонта жилищного фонда на примере МАРСП "Минскремстрой".

3. О состоянии дел с расчетами за энергоресурсы, по отчислениям в бюджет и своевременной выплате заработной платы.

Учитывая важность введения в жилищный фонд домов после капитального ремонта, хотелось бы основное внимание читателей сосредоточить на этой проблеме.

Общая картина работы ремонтно-строительных организаций отрасли представлена в графике. Всего в прошлом году введено в строй общей площади отремонтированных жилых помещений 391,2 тыс. м 2. Не меньше предстоит отремонтировать в текущем году.

Из графика видно, что больше половины всех ремонтно-строительных работ проводится минским арендным ремонтно-строительным предприятием "Минскремстрой". Поэтому проблемы совершенствования капитального ремонта жилищного фонда коллегия рассматривала на примере этого предприятия.

В составе предприятия имеется 1 дочернее предприятие и 20 структурных подразделений без права юридического лица: 11 генподрядных РСУ, управление сантехработ, управление электромонтажных работ, 2 управления механизации, хозрасчетное проектно-сметное бюро, завод строительных деталей, производственно-коммерческий центр, детский оздоровительный центр "Спутник", хозрасчетный жилищно-эксплуатационный участок и дом отдыха "На Росстанях". Общая численность работающих - 2820 человек, в том числе промышленно-производственного персонала - 2577 человек.

В 1999 году предприятием выполнено работ на сумму 2753,2 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 12,7% превышает объем работ, выполненных в 1998 г. Наибольший удельный вес в структуре выполненных работ (76,3%) составил капитальный ремонт жилищного фонда местных Советов, где выполнено работ на сумму 2101,8 млрд руб., что позволило отремонтировать 103 жилых дома общей площадью 191 506 м 2.

Из введенных в эксплуатацию после ремонта жилых домов 66 сдано в нормативные сроки, из них 31 - досрочно.

Предприятием проводится системная работа по повышению эффективности производства и совершенствованию ремонта объектов.

Основными направлениями этой работы являются внедрение внутрипроизводственного хозяйственного расчета и совершенствование инженерной подготовки, которые стимулируют сокращение внутрисменных простоев, рост выработки, улучшение качества работ и сокращение сроков ремонта. Результатом этого явилось увеличение удельного веса своевременно введенных жилых домов с 47% в 1998 г. до 64% - в 1999 г. и выработки в сопоставимых ценах 1991 г. с 13,1 до 14,1 тыс. руб., что превышает аналогичные показатели по другим ремонтно-строительным организациям республики.


В целях усиления контроля за качеством работ внедряется "Комплексная система управления качеством строительной продукции". Введено в действие 10 стандартов предприятия, в том числе: "Порядок приемки и передачи выполненных работ бригадами смежных профессий", "Учет потерь от брака и порядок возмещения ущерба", "Порядок проведения Дня качества на предприятии", "Входной контроль качества поставок продукции" и др. Проведение дней качества сопровождается видеосъемками с последующим обсуждением на производственных совещаниях и принятием конкретных решений по устранению выявленных недостатков.

В связи со значительными изменениями законодательных и нормативных актов на предприятии организована систематическая учеба всех руководящих и инженерно-технических работников в шести учебных группах по отдельно разработанным программам с аттестацией слушателей после завершения занятий.

Проводится целенаправленная работа по сокращению издержек производства, охватывающая совершенствование экономики, премирование бригад за сокращение плановых затрат, внедрение прогрессивных форм материально-технического обеспечения, компьютеризацию и повышение эффективности использования основных производственных фондов. В результате достигнут самый высокий среди ремонтно-строительных организаций показатель балансовой прибыли на 1 работника 204,3 млн руб./чел.

Для обеспечения непрерывного технологического цикла подведомственными организациями привлекались кредитные ресурсы банка общим объемом до 100 млрд руб. в месяц. Все ссуды своевременно возвращались.

В каждом отдельном случае при представлении обоснованных бизнес-планов подведомственных организаций МАРСП "Минскремстрой" выступал гарантом погашения банковских кредитов, упрощающих процедуру их получения.

Совершенствование экономической работы обеспечено централизацией в аппарате предприятия методологии ценообразования, разработки отпускных цен на изготавливаемую продукцию и планово-расчетных цен на строительные механизмы, индексов изменения стоимости бытовых услуг, пересмотра нормативов теплоэнергетических ресурсов и горючесмазочных материалов, смет общезаводских цеховых расходов и расходов на эксплуатацию оборудования, а также проведения оперативного контроля и информационного обеспечения. Все расчеты осуществляются с использованием программного обеспечения, разработанного программистами предприятия. В настоящее время предприятие имеет 114 компьютеров, большинство которых объединены в локальную вычислительную сеть и имеют выход на серверный компьютер МАРСП "Минскремстрой". Автоматизирован учет основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и кредиторами, заработной платы, а на заводе строительных деталей и РСУ Фрунзенского района - баланса.

Ужесточение норм расхода теплоэнергетических ресурсов позволило сократить потребление электрической энергии на объектах ремонта к уровню 1997 г. в 1,4 раза (с 1125,7 до 811,4 тыс. кВтч.), а установка в административном корпусе предприятия автоматизированной системы регулирования подачи теплоносителя уменьшила потребление тепловой энергии на единицу площади - в 1,7 раза (с 50,1 до 28,8 Вт/м 2).

Эффективность материально-технического обеспечения осуществляется проведением маркетинговых исследований и торгов по закупкам строительных материалов, что позволило экономить на отдельных группах материалов до 5% их стоимости.

В целях повышения эффективности использования основных производственных фондов малорентабельные подсобные производства законсервированы, а оборудование передано заводу строительных деталей. На предприятии нет производств, не имеющих на изготавливаемую продукцию сертификатов соответствия. Значительное внимание уделяется внедрению современных материалов и технологий. На заводе строительных изделий внедрена новая технология производства железобетонных и бетонных изделий с применением химических добавок, позволяющая перевести производство на беспрогревную и малоэнергоемкую технологию при отрицательных температурах окружающего воздуха. Освоена технология устройства холодного и горячего водоснабжения из полипропиленовых труб, внедрение которых снижает трудоемкость в три раза с увеличением срока службы в 1,5-2 раза.

Освоено производство работ по локальной тепловой реабилитации жилых домов. Большая часть этих работ в г. Минске в 1999 г. выполнена организациями МАРСП "Минскремстрой" (72,3%), что превышает аналогичные показатели в областях республики.

Осуществляется обновление основных фондов в соответствии с разработанными программами. В 1999 г. приобретено 7 автомобилей, 4 строительные машины, 82 единицы станочного оборудования и средств механизации, а в первом квартале текущего года - 4 автомобиля и 47 единиц средств механизации.

Источниками обновления основных фондов являются отчисления на развитие производственных баз и прибыль.

Несмотря на проводимую работу по совершенствованию управления производством, 37 жилых домов введено с превышением нормативных сроков ремонта, в том числе на 19 жилых домах - из-за неудовлетворительной организации производства работ и низкой исполнительской дисциплины. Так, 4 года ремонтировались жилые дома по Красноармейской, 16 (РСУ Ленинского района), пр. Партизанский, 41 (РСУ Партизанского района). Неоднократно срывались и переносились сроки ремонта кровли на жилом доме по ул. Я. Мавра, 1 (РСУ Фрунзенского района).

Завершение работ на таких объектах происходило после многочисленных обращений граждан и неоднократных поручений и вмешательства министерства.

Имеют место факты низкого качества работ. Осмотр объектов капитального ремонта в г. Минске выявил многочисленные отступления от установленных требований к организации и проведению их ремонта, порождающих недовольство и жалобы жильцов.

Так, на жилом доме пр. Партизанский, 41 (РСУ Партизанского района) при осмотре выявлены некачественно выполненные работы по настилке полов, установке плинтусов и оконных блоков, монтажу железобетонных плит перекрытий и трубопроводов отопления, а также креплению водосточных труб.

Несмотря на авторский надзор проектировщика, на технический надзор заказчика и технические службы подрядчика брак своевременно не был выявлен.

Осмотр показал низкий уровень инженерно-технологической подготовки на жилом доме по ул. Козлова, 19 (РСУ Первомайского района), где имели место случаи отключения квартир от инженерных коммуникаций в период их ремонта без предварительной комплектации строительными материалами.

Это затягивало сроки ремонтных работ. Факты низкого качества имели место и на других объектах.

На сроки ввода объектов оказывают влияние недостатки организации ремонта службами заказчика. По этой причине в 1999 г. введено 18 жилых домов с превышением нормативных сроков.

Негативное влияние на сроки ремонта оказывает распыление заказчиками финансовых ресурсов по многочисленным объектам ремонта и несвоевременная передача проектно-сметной документации, вынуждающая производить ремонтные работы без соответствующей инженерной подготовки, увеличивая сроки ремонта и издержки производства.

Из-за низкого качества предпроектного обследования на большинстве объектов капитального ремонта возникает необходимость составления дополнительных смет или разработки проектных решений.

На заседании коллегии отмечено, что превышение нормативных сроков ремонта по указанным выше причинам имеет место в большинстве подрядных организаций и регионов республики. Так, Брестский ГПСРСТ своевременно ввел в 1999 году только 1 жилой дом из 11-ти, Могилевское ОПСРСО - 3 из 7-ми, в Витебской и Минской областях, где более половины отремонтированных жилых домов введено с превышением нормативных сроков.

Одновременно обращено внимание на то, что в большинстве ремонтно-строительных организациях не завершена работа по сертификации изготавливаемой продукции и получению сертификатов соответствия.

Ремонтно-строительные организации самоустранились от участия в разработке нормативно-методических документов по унификации ценообразования в капитальном строительстве и ремонтно-строительном производстве, а также совершенствованию порядка разработки проектно-сметной документации, сдерживающих повышение эффективности подрядной деятельности.

Большинство подрядных ремонтно-строительных организаций не определились по вопросу приведения юридического статуса в соответствии с новым Гражданским кодексом.

Эти и другие нерешенные вопросы нашли отражение в принятом постановлении коллегии. Рассматривая состояние и определяя меры по повышению действенности ведомственного контроля в системе министерства, коллегия отметила, что контрольно-ревизионные службы в 1999 году свою работу направляли на обеспечение экономии затрат и сохранность государственной собственности, а также устранение причин, порождающих незаконные расходы, хищения денежных средств и материальных ценностей.

В 1999 году ведомственными ревизорами проведены ревизии на 413 предприятиях и в организациях, что на 25 больше по сравнению с 1998 годом, в том числе 314 комплексных и 330 тематических проверок, которыми выявлено незаконных расходов, недостач, хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей и прочего ущерба на общую сумму 26 258,0 млн рублей.

По результатам ревизий привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 797 должностных лиц, в том числе 23 освобождены от занимаемых должностей. Принятыми мерами обеспечено возмещение 28 909,0 млн рублей выявленного ущерба, в том числе взыскано с виновных лиц 5322,8 млн рублей. Предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 2943,6 млн рублей, доначислено платежей в бюджет 773,8 млн рублей.

Вместе с тем эффективность отдельных ведомственных ревизий и проверок в ПУ ЖКХ Гродненского и Могилевского облисполкомов, областных и городских ремонтно-строительных трестах недостаточна, своевременно не выявляются и не пресекаются нарушения в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, хотя при проверке финансовых органов и ценообразования вскрываются нарушения в использовании бюджетных средств, соблюдении цен и тарифов, оплате за сдаваемые в аренду помещения, оплате за коммунальные услуги.

Органами ценообразования вскрывались нарушения применения цен и тарифов практически на каждом втором из проверенных предприятий и организаций в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома, ЖКА "Миноблкоммунальник", УЖКХ Гомельского облисполкома.

Не принимаются меры к увеличению численности контрольно-ревизионных служб в количестве, необходимом для обеспечения установленной периодичности проведения ревизий и проверок подведомственных организаций в ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома, ЖКА "Миноблкоммунальник", Брестском, Витебском, Гомельском, Могилевском ОПРСО, Витебском тресте "Стройбытремонт", концерне "Белводоканал".

В постановлении коллегии по данному вопросы определены меры по устранению имеющихся недостатков в ведомственном контроле, повышению его действенности и эффективности, соблюдению установленного порядка формирования и применения цен и тарифов.

В ходе заседания был сделан анализ и обсуждено состояние дел с расчетами за энергоресурсы, по отчислениям в бюджет и своевременной выплате заработной платы.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2000 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость