Как стать хозяином безвредной недвижимости


26 марта в Беларуси отмечается День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. В декабре 2000 года городской службе республики исполняется 70 лет. Об истории создания и функционировании жилищно-коммунального хозяйства рассказывает директор музея отрасли В. Н. Киселев.

Исторически Беларусь образовалась на пересечении некогда великих торговых путей - из бассейнов балтийских рек Невы, Западной Двины и Немана через притоки в Днепр, а затем в Черное море и далее в Византию и Грецию (то есть к "грекам"). Поэтому первые наши города также тяготели к рекам.

В первом тысячелетии создаются города Полоцк (862 г.), Витебск (974 г.), Туров (980 г.), Заславль (985 г.), В летописях IX-XIII веков упоминается о существовании на нашей земле 35 городов. Найденные остатки 1500 городищ свидетельствуют о высокой заселенности нашего края с древнейших времен.

Со временем возникает необходимость в проведении в городах некоторых общественных работ: оборудования и содержания тротуаров и мостовых, организации единого водоотвода, уборки и вывоза отходов жизнедеятельности€ В Полоцке еще в IX веке создается централизованный водопровод.

Краткий исторический экскурс свидетельствует о том, что коммунальная отрасль в нашей республике одна из самых древних и ее создание относится еще к первому тысячелетию. Со временем совершенствовалась и организация жизнедеятельности городов.

Так, управление вассальными территориями некогда обеспечивалось через княжеских ставленников - воевод. Они осуществляли всю полноту власти, в первую очередь военной, охраняли внутренний порядок.

Они же определяли и ход хозяйственной жизни вверенных им мест.

В последующем ее обеспечивали городские, иначе муниципальные власти - магистраты. Во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой в XIII-XVIII веках ряду городов было придано так называемое магдебургское право, то есть была установлена система самоуправления, содействовавшая усилению их роли как центров производства и товарно-денежного обмена. Первым таким городом стал в 1390 году Брест.

Городское управление возглавлял войт. Работал городской совет из 12-20 мещан. Вместе они составляли магистрат, который занимался вопросами городского хозяйства.

С конца XVIII века городское хозяйство перешло в ведение городских дум (аналогов нынешних горсоветов) и городских управ (нынешних горисполкомов). В конце XIX века в Минске работала городская дума из 46 гласных, избранных на четыре года по жесткой цензовой системе.

В Российской империи все городское хозяйство было в ведении министерства внутренних дел. С ним согласовывались проекты новых строек и сооружений, генеральные планы застройки городов.

Существенным образом положение начало меняться с отменой крепостного права, сооружением сети железных дорог.

В крупнейших центрах Беларуси в последней четверти XIX и начале XX веков быстро развивалась промышленность, а с нею и города.

Крепло финансовое положение городских служб. Им стали под силу крупные проекты. В 1873 году сооружен и в начале следующего года освящен при включении фонтана в Александровском сквере минский городской водопровод. За ним в 1876 году введен водопровод в Гродно.

В 1892 году вступила в работу минская городская конно-железная дорога, действовавшая до 1927 года. В этом же году к городской водокачке пристроено здание электростанции, позволившей осветить улицы центра города и некоторые дома. Улучшалось благоустройство, укреплялась пожарная служба.

Оставили свой след в истории развития коммунального хозяйства некоторые городские руководители. Так, весной 1800 года минский городской губернатор Захар Корнеев заложил первый парк - Губернаторский сад площадью 18 гектаров (ныне Центральный детский парк им. М. Горького). В память о З. Корнееве главная улица Минска была названа Захарьевской (ныне пр. Франциска Скорины).

Спустя сто лет в развитии Минска преуспел председатель Минской городской Думы и городской управы граф Карл-Эмерик Чапский, известный меценат, один из образованнейших людей Минщины. В 1912 году городским головой стал помещик Хржонстовский, при нем началось строительство минского трамвая.

За время первой мировой войны, революции 1917 года и последующей гражданской войны хозяйство белорусских городов пришло в полный упадок. Управление им осуществлялось децентрализовано через систему органов местных советов.

Первоначально Минский городской коммунальный отдел нес на себе и некоторые функции республиканского органа. Существовавшие в структуре республиканского НКВД отдел, главное управление и инспекция коммунального хозяйства преимущественно разрабатывали и контролировали исполнение нормативно-правовых юридических документов.

Уровень обслуживания действующих и вводимых в эксплуатацию фондов коммунального и жилищного назначения стал отставать от потребностей и давать сбои. В этой связи в конце 20-х годов возникла дискуссия о необходимости совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством городов.

15 декабря 1930 года в связи с ликвидацией НКВД БССР из него было выделено в качестве самостоятельного Главное управление коммунального хозяйства при СНК БССР и образованы при исполкомах районные и городские отделы коммунального хозяйства.

С этого времени ведет свой официальный отсчет и система жилищно-коммунального хозяйства республики.

Первым начальником главка, а затем наркомом коммунального хозяйства (в начале 1931 года главк был преобразован в наркомат) стал Н. Л. Аксючиц. В середине 1932 года его сменил нарком Е. Ф. Жукович, перешедший в последующем на работу председателем Минского горсовета. В дальнейшем наркомат более двух лет возглавлял П. И. Амбражунас. При нем в 1933 году начала работу коллегия наркомата. Затем наркомом работал С. И. Васерман.

В 1937-1938 годах Е. Ф. Жукович, П. И. Амбражунас и С. И. Васерман были бездоказательно репрессированы. В 1957-1958 годах реабилитированы посмертно.

С сентября 1937 года по июль 1938 год наркомат возглавлял в качестве временно исполняющего обязанности наркома С. А. Варно. В дальнейшем в 1945-1947 и 1950-1957 годах он снова возвращался на пост наркома (министра) коммунального хозяйства БССР.

До войны в должность наркома вступил В. С. Забелло, который находился на ней в 1938-1941 и 1949 годах. С 1947-го по 1949 год на посту министра работал И. М. Драгун, до войны занимавший должность заместителя наркома.

В середине 1957 года министерство было упразднено и вместо него образованы главки коммунального хозяйства и энергетики (1957-1959 гг.) и коммунального хозяйства при СМ БССР (1959-968 гг.). Их возглавлял работавший до этого председателем Минского горисполкома К. Н. Длугошевский.

В феврале 1968 года образовано Министерство коммунального хозяйства, его возглавил министр В. Б. Трунов. В 1973 году оно преобразовано в министерство жилищно-коммунального хозяйства БССР и его руководителем стал А. И. Безлюдов. После него министерство возглавлял М. В. Мясникович, нынешний глава Администрации Президента.

С 1990 года в течение почти девяти лет министром работал Б. В. Батура, ныне вице-премьер правительства республики. С прошлого года министерство возглавляет А. А. Милькота.

Это всего лишь беглый обзор развития структуры и системы управления республиканской отраслью жилищно-коммунального хозяйства, но и он позволяет представить сложнейший путь, пройденный за 70 лет.

Задачи системы со временем все более усложнялись. Росла численность городского населения. Ныне в 212 городах и городских поселках сосредоточено 7159 тыс. человек, или 70,3% от общего его количества. Растут качественные требования к продукции и услугам жилищно-коммунальной отрасли.

Жилищно-коммунальное хозяйство местных советов, включающее в себя до 16 различных по характеру деятельности подотраслей, сосредоточенное в 650 предприятиях и организациях системы, насчитывает 146 000 высококвалифицированных специалистов. Хорошо известны трудовые династии Шкодовых в Слониме, Нестеровичей в Витебске и другие. Более 50 из них носят высокие звания заслуженных работников жилищно-коммунального хозяйства республики, 364 - почетных.

В последнее время активизировали деятельность ветераны войны и труда, объединенные во вновь созданную Белорусскую общественную организацию ветеранов жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на самоотверженный труд работников отрасли, в деятельности предприятий и организаций системы имеются недостатки, вызывающие справедливые нарекания горожан. Поэтому в настоящее время главной задачей отрасли является: улучшение работы подразделений по предоставлению населению высококачественных услуг, укрепление производственно-ценовой и финансовой дисциплины.

Будут продолжены работы по повышению надежности инженерных систем и сооружений жилищно-коммунального хозяйства, по внедрению новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Кроме того, продолжаются работы по укреплению связей с населением и обращениям граждан. Повышается действенность ведомственного контроля, создаются здоровые и безопасные условия труда, повышается научно-технический потенциал отрасли и эффективность работы промышленности, совершенствуется деятельность по улучшению экологической обстановки в городах республики, особенно по сокращению ущерба от последствий аварии на ЧАЭС.

К своему профессиональному празднику система подошла мобилизованной, сориентированной на достижение положительных результатов работы.

Владимир КИСЕЛЕВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2000 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость