О корректных расценках и упрощении взаимоотношений


В N№3 "СиН" от 25 января 2000 г. была анонсирована публикация сообщений, сделанных заведующими лабораториями научно-исследовательского арендного предприятия "Стройэкономика" С. В. Старинским, В. Ф. Боханом и В. Е. Адамовичем на семинаре, посвященном вопросам ценообразования в строительстве и порядку расчетов между заказчиками и подрядчиками за выполненные работы. Сегодня вниманию читателей предлагается сообщение С. В. Старинского "Формирование договорной (контрактной) цены на строительную продукцию".

Проблема формирования цены на производимую продукцию является фундаментальной проблемой в любой экономической формации.

От эффективности системы ценообразования зависит решение основных экономических вопросов, связанных с приватизацией, арендой, налогообложением, оплатой труда.

В условиях переходной экономики эта проблема приобретает дополнительную сложность ввиду происходящей замены директивных методов ценообразования на методы рыночного саморегулирования, а также нестабильности денежной единицы, измеряющей цену производимой продукции.

Проблема формирования достоверной цены на строительную продукцию в этих условиях является особенно сложной и трудноразрешимой ввиду специфических особенностей строительного производства.

Под достоверной ценой на строительную продукцию понимается цена, обеспечивающая возмещение затрат подрядных организаций при выполнении строительных работ, услуг и нормальную рентабельность строительного производства.

Одной из основных особенностей является более длительный, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, цикл производства продукции. Период времени от начала строительства объекта до приемки его в эксплуатацию может исчисляться годами. В этот период действуют различные факторы неопределенности и риска, влияющие на достоверность цены, сформированной на момент начала строительства объекта.

К этим факторам в первую очередь относятся: инфляционные процессы; изменение действующего законодательства по вопросам ценообразования и налогообложения; изменения проектных решений, происходящие в период осуществления строительства.

Второй основной особенностью является порядок определения цены на строительную продукцию, принципиально отличный от имеющих место в других отраслях народного хозяйства.

Если в других отраслях народного хозяйства цена на продукцию определяется на основании калькуляций фактических затрат предприятий на ее производство, то строительные организации определяют цену на основании смет на строительные работы и услуги, разрабатываемых по государственным единым сметным нормам и расценкам (ЕРЕР). При этом затраты подразделяются по таким статьям, как строительные материалы, изделия и конструкции, эксплуатация машин и механизмов, основная заработная плата, накладные расходы, лимитированные затраты.

Каждая из вышеуказанных сметных статей затрат строго регламентирована и является единственным источником возмещения строительным организациям соответствующих фактических затрат при осуществлении строительства объектов.

Поэтому в отличие от других отраслей народного хозяйства оплата заказчиком выполненных работ и услуг по их сметной стоимости не является гарантией возмещения им строительной организации фактически произведенных ею затрат.

Для того, чтобы определить степень такого возмещения, необходимо проводить ежемесячный анализ оплаченных заказчиком работ, услуг и соответствующих им фактических затрат в разрезе каждой статьи.

Кроме того, при таком централизованном порядке определения цены на строительную продукцию подрядным организациям очень сложно учесть свои специфические условия производства (конкретных поставщиков строительных материалов и транспорта, применяемую на конкретном объекте строительную технику, сложившийся уровень оплаты труда, уровень производительности и организации труда).

Вышеуказанный порядок определения строительными организациями цены на строительную продукцию вне зависимости от фактической себестоимости выполненных работ также оказывает негативное влияние на достоверность цены, сформированной на момент начала строительства объектов.

Проблема формирования цены на строительную продукцию в период планово-распределительной экономики решалась следующим образом.

Проектными организациями разрабатывалась проектно-сметная документация на строительство объектов, в состав которой входили сметы на работы и услуги, подлежащие выполнению.

После утверждения этой ПСД в установленном порядке сметная стоимость выполняла функции цены на строительную продукцию ввиду следующих обстоятельств: сметная стоимость строительства объекта указывалась в договорах строительного подряда; по сметной стоимости осуществлялись расчеты между заказчиком и подрядчиком за выполненные в процессе строительства работы и услуги; по сметной стоимости зачислялись на баланс заказчика (эксплуатирующей организации) основные фонды законченного строительством объекта. Кроме того, денежная единица, в которой выражалась сметная стоимость, была стабильна и являлась реальным средством платежа.

Процесс перехода к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х гг., породил целый ряд проблем, которые не решала и не могла решить действовавшая в тот период система ценообразования в строительстве.

Назовем основные: проблема создания ценовой конкуренции подрядных организаций при размещении строительных заказов посредством проведения торгов, проблема компенсации подрядным организациям потерь, связанных с инфляцией в период строительства объектов, а также проблема осуществления контроля окончательной стоимости строительства в новых экономических условиях.

По существу в рыночных условиях сметная стоимость в традиционном ее понимании и цена на строительную продукцию стали различными понятиями. Чем более экономика республики приближалась к рыночным отношениям, тем шире становилась пропасть между этими понятиями.

К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин совершенствование системы ценообразования в строительстве адекватно меняющимся условиям хозяйствования сводилось к попыткам сохранения за сметной стоимостью функции цены на строительную продукцию путем ее осовременивания. Это осуществлялось посредством изменения и разработки новых единых сметных норм и расценок в базисном уровне цен 1991г., изменения норм накладных расходов, плановых накоплений, лимитированных затрат и базы для их начисления, а также применения к сметным статьям затрат индексов, компенсирующих инфляцию.

В начале 90-х гг. вышеуказанный путь был оправдан ввиду невозможности быстрой перестройки строительной отрасли с учетом новых экономических условий.

Однако в конце 90-х гг. отсутствие новой рыночной концепции формирования цены на строительную продукцию стало приводить к определенным негативным последствиям.

В 1991-1992 гг. была введена методика пересчета сметной стоимости в базисном уровне 1991г. в так называемый текущий уровень цен.

В соответствии с этой методикой уже в тот период необходимо было производить достаточно сложные расчеты, особенно по производным сметным статьям (накладным расходам, плановым накоплениям, лимитированным затратам), ввиду того, что каждая из них содержала в себе основные элементы затрат (материальные затраты и заработную плату).

Ввиду быстрого и непредсказуемого роста цен на строительные материалы, изделия и конструкции оплата расходов подрядных организаций на их приобретение стала осуществляться по фактическим затратам.

Компенсация же роста заработной платы работников осуществлялась значительно более низкими темпами, так как индекс изменения стоимости строительства по статье "основная заработная плата" устанавливался в зависимости от изменения минимальной заработной платы в республике.

В результате структура сметной стоимости в текущем уровне цен подвергалась все большему искажению, так как удельный вес статьи затрат "основная заработная плата" постоянно снижался, а удельный вес статьи "строительные материалы и конструкции" увеличивался.

Кроме того, оплата расходов подрядных организаций на приобретение строительных материалов, изделий и конструкций по фактическим затратам приводила к отсутствию у них заинтересованности в поиске дешевых материалов и, как следствие, к не всегда обоснованному росту стоимости строительства.

В целях устранения этих негативных моментов с 1997 г. стали применяться индексы изменения стоимости строительства по средневзвешенным ценам материалов-представителей и групп машин.

Однако средневзвешенные цены ориентируют подрядные организации на усредненного, мифического изготовителя и не учитывают их реальные затраты по доставке, переработке и комплектации строительных материалов, изделий и конструкций. Поэтому очередная попытка сдержать рост цен в строительстве административными методами вызвала многочисленные нарекания в строительных подрядных организациях.

Кроме того, это привело к еще большему усложнению системы определения стоимости выполненных работ и услуг в текущем уровне цен, так как одни сметные статьи затрат пересчитываются по общим индексам, другие по индексам, определяемым на основе средневзвешенных цен, а расходы на материалы и машины, не имеющие аналогов, оплачиваются по фактическим затратам.

Нельзя также не сказать о том, что за прошедший период в РБ были введены многочисленные налоги, неналоговые платежи и сборы, которые потребовалось включать в сметную стоимость выполненных работ и услуг для последующего возмещения их заказчиком.

Однако налоговое законодательство в республике ориентировано на промышленное производство, где формирование цены на производимую продукцию и учет затрат осуществляется по таким элементам, как материальные и приравненные к ним затраты, заработная плата, социальные выплаты, амортизация и прочие затраты.

Именно элементы, а не сметные статьи затрат, являются базовыми для начисления налогов, неналоговых платежей и сборов. Поэтому для правильного их включения в сметную стоимость выполненных работ, услуг подрядные организации должны ежемесячно производить дополнительные, сложные расчеты, которые не производятся в других отраслях народного хозяйства.

Например, для того, чтобы рассчитать базовую заработную плату для начисления на нее налогов, необходимо вычислить ее удельный вес в каждой сметной статье затрат (материалы, изделия и конструкции, транспортные расходы, эксплуатация машин и механизмов, накладные расходы, плановые накопления, лимитированные затраты).

В результате в настоящее время методика определения стоимости стала настолько сложна, что для правильного составления ежемесячной справки о выполненных работах, услугах, предъявляемой заказчику для оплаты, необходимо быть квалифицированным инженером, экономистом и бухгалтером.

В особо тяжелое положение попали специализированные (субподрядные) строительные организации, одновременно осуществляющие строительство большого количества объектов.

Необходимо также отметить, что в последние годы Президентом РБ и СМ РБ был введен в действие ряд нормативных документов, которые потребовали принципиально новой концепции формирования цены на строительную продукцию.

В первую очередь имеются в виду Указ Президента РБ от 28 июня 1995 г. №242 "О подрядных торгах в капитальном строительстве" и разработанное в его развитие "Положение о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь", утвержденное приказом министра архитектуры и строительства РБ №517 от 4 декабря 1997 г.

В соответствии с этими документами цена на строительную продукцию является одним из основных критериев выбора победителя торгов.

Однако если участники торгов - заказчик (инвестор), подрядные организации (претенденты) - будут определять цену на строительную продукцию при помощи одних и тех же централизованных сметных нормативов и по одинаковой методике, то в результате цена получится также одинаковой. Это дискредитирует смысл проведения торгов по ценовому критерию.

Заслуживает внимания и такой документ, как "Правила заключения и исполнения договоров подряда в капитальном строительстве", утвержденный постановлением СМ РБ №1450 от 15 сентября 1998 г.

Согласно этому документу неотъемлемым условием заключения договора (контракта) строительного подряда является указание в нем договорной (контрактной) цены.

Договорная (контрактная) цена может изменяться только в специально оговоренных в договоре (контракте) случаях.

Однако в настоящее время в договорах (контрактах) строительного подряда чаще всего указывается не договорная (контрактная) цена, а сметная стоимость подлежащих выполнению работ и услуг в базисном уровне цен 1991 г. Базисные цены 1991 г. давно не являются средством платежа, а сметная стоимость содержит только часть затрат подрядчика (отсутствуют налоги, неналоговые платежи и сборы).

Указание в договоре (контракте) сметной стоимости в базисном уровне цен 1991 г. ни к чему не обязывает ни заказчика, ни подрядчика, так как реальную окончательную стоимость строительства объекта в этом случае невозможно проконтролировать.

Существует Закон РБ "О ценообразовании" от 10 мая 1999 г., принятый Палатой представителей Национального собрания РБ 13 апреля 1999 г. Есть и Указ Президента РБ "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ" от 19 мая 1999 г.

Согласно этим документам строительная продукция является социально значимой и подлежит государственному регулированию при помощи предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, работы, услуги, утверждаемые СМ РБ. На III и IV кварталы 1999 г. для строительной отрасли страны был утвержден предельный индекс в размере 15% (или 5% за месяц).

Однако при сложившейся между заказчиком и подрядчиком системе расчетов за выполненные работы и услуги, основанной на применении индексов изменения стоимости строительства к сметным статьям затрат в базисном уровне 1991 г., утверждаемых Минстройархитектуры РБ, практически невозможно проконтролировать соблюдение вышеуказанного предельного индекса.

Ввиду вышеуказанных обстоятельств Минстройархитектуры Республики Беларусь было принято решение о выработке нового механизма формирования цены на строительную продукцию, который обеспечивал бы осуществление строительства по реальной договорной (контрактной) цене.

В начале 1999 г. в СМ РБ был направлен такой документ, как "Мероприятия по организации и регулированию деятельности строительного комплекса в новых экономических условиях", в котором была предусмотрена разработка нормативного документа, регламентирующего порядок формирования договорной (контрактной) цены в условиях проведения подрядных торгов.

В июне 1999 г. СМ РБ поручил Минстройархитектуры РБ разработать и ввести в действие вышеупомянутый нормативный документ (Поручение СМ РБ №04/200-274 от 9 июня 1999 г.).

Разработку этого документа осуществило по заданию Минстройархитектуры РБ НИАП "Стройэкономика".

22 октября 1999 г. приказом министра архитектуры и строительства РБ было утверждено "Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены на строительную продукцию и порядке расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, услуги". 8 ноября 1999 г. оно было зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Положение регламентирует порядок формирования договорной (контрактной) цены на строительную продукцию и порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные в процессе работы и услуги при условии размещения строительных заказов посредством проведения торгов.

Положение не распространяется на объекты, строительство которых осуществляется за счет иностранных инвестиций.

Данный документ разрабатывался в целях обеспечения подрядным организациям ценовой конкуренции при размещении строительных заказов посредством торгов, формирования по результатам торгов реальной договорной (контрактной) цены, а также обеспечения контроля соблюдения договорной (контрактной) цены в процессе строительства объектов.

Положением предусмотрены формирование участниками торгов цены на строительную продукцию различными методами, определение по результатам торгов договорной (контрактной) цены на момент заключения договора (контракта) строительного подряда, осуществление расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные этапы (комплексы) работ (услуг), входящие в договорную (контрактную) цену, а также индексация стоимости выполненных этапов (комплексов) работ (услуг) в рамках установленных действующим законодательством предельных индексов.

Кроме того, данный документ обеспечивает значительное упрощение системы расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы (услуги) в процессе строительства объектов и контроль строительства объектов со стороны заказчика и других контролирующих органов путем проверки строительной готовности этапов (комплексов) работ и услуг, не вмешиваясь при этом в производственно-экономическую деятельность подрядчиков.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость