Цену метра узнай у банка


4 февраля состоялось заседание расширенной коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. На заседании присутствовали руководители предприятий и объединений строительной отрасли, представители министерств и центральных органов управления, руководители крупных строительных и проектных организаций республики, главные архитекторы областей и города Минска а также представители служб вневедомственной экспертизы, Госстройнадзора и регионального центра по ценообразованию.

В отчетном году основное внимание коллегия уделила решению наиболее сложных проблем отрасли: повышению загрузки производственных мощностей, увеличению объемов производства, улучшению состояния ценообразования в отрасли.

С докладом об итогах работы и задачах по повышению эффективности деятельности строительного комплекса на 2000 г. выступил министр архитектуры и строительства РБ Г. Ф. Курочкин.

В докладе, кроме обобщенного анализа деятельности и основных задач отрасли на 2000 г., были затронуты предполагаемые первоочередные меры в области совершенствования инвестиционной деятельности в строительстве, повышения качества и эффективности работы строительной отрасли.

О результатах работы строительной отрасли в 1999 году

Министерством архитектуры и строительства РБ в 1999 г. осуществлялись меры по регулированию отношений в строительстве, повышению эффективности работы предприятий строительного комплекса и обеспечению выполнения заданий прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

За 1999 год промышленностью министерства произведено товарной продукции в объеме 122,7 трлн рублей, достигнут прирост выпуска ряда материалов, в частности, нерудных (на 16,8%), пористых заполнителей (на 12,2%), блоков стеновых из ячеистого бетона (на 11%), плитки керамической для пола (на 40%), стеклотары (на 14,5%), гипса (в 1,5 раза). Предприятиями отрасли за отчетный год не допущено снижения основных показателей по сравнению с 1998 г., однако имеет место отставание от прогноза по темпам роста промышленной продукции и выпуска потребительских товаров.

В частности, объем товарной продукции составил 101,5%, производство товаров народного потребления 102,5%, производительность труда 102% при задании прогноза соответственно 105, 104 и 104%.

Выполнены целевые показатели по энергосбережению (при задании 10-11% выполнение составило 12,7%) и снижению уровня материалоемкости продукции (задание по прогнозу и фактическое выполнение - 1,3%).

Осуществлен ряд социально-экономических программ, в том числе программа возведения жилья в городах и сельской местности, строительство объектов здравоохранения.

В целом по республике введено в эксплуатацию больниц - на 500 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 709 посещений, школ - на 10 465 ученических мест, дошкольных учреждений на 760 мест.

За прошедший год акционировано 42 предприятия, в их числе 35 кредитных и 7 государственных.

Всего по программе приватизации в системе министерства разгосударствлено и приватизировано 178 предприятий, или каждое четвертое в отрасли.

В 2000 г. планируется акционировать еще 19 предприятий.

Строительными организациями министерства выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 130 029,1 млрд рублей, в том числе 44 434,6 млрд рублей за счет бюджетных средств.

Наилучших результатов по итогам работы за 1999 г. достигли коллективы ОАО "Солигорскпромстрой", АППСФ "Гродножилстрой", АП "Стройтрест № 19", ОАО "Мозырьпромстрой", АП "Строительный трест № 2", АСМТ № 27, АСМТ "Гроднопромстрой".

Как и в предыдущий период, обеспечена стабильная работа и выполнение заданий по объемам выпускаемой строительной продукции.

В сложных экономических условиях значительно нарастили объемы производства и реализации продукции Белорусский цементный завод (120,3%), АП "Сморгоньсиликатобетон" (115,1%), Минский завод гипса и гипсовых стройдеталей (149,5%), а также ОАО "Керамика", ГПП "Березастройматериалы, ОАО "Гомельстройматериалы", АП "Минский КСИ".

Вместе с тем большинство предприятий по производству бетона и железобетона снизили объемы выпуска и реализации продукции. На ряде предприятий значительно возросли запасы нереализованной продукции. Почти на треть сокращен экспорт строительных материалов и конструкций к уровню 1998 года.

Основной причиной названных сбоев явилось падение спроса и сокращение потребности в выпускаемой продукции из-за снижения как ее конкурентоспособности, так и платежеспособности заказчика.

Негативное влияние на результаты работы оказали и субъективные факторы, в том числе невысокий уровень хозяйствования на ряде предприятий, что выразилось в недостаточно рациональном использовании основных фондов, в неосуществлении их обновления и снижения ресурсоемкости, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Об инвестиционных источниках финансирования отрасли

За отчетный период на развитие экономики и социальной сферы было использовано 564 трлн рублей.

В сопоставимых ценах это составило 94,6% от уровня предшествующего года при прогнозном задании 104-105%. В структуре инвестиционных источников финансирования основной объем получен за счет собственных средств субъектов хозяйствования.

Доля инвестиций за счет бюджетных средств по сравнению с предыдущим годом сократилась, за счет средств населения возросла.

О реализации жилищной программы

Главной задачей строительного комплекса в 1999 г. явилась реализация жилищной программы.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь №389 от 23 марта 1999 г. за счет всех источников финансирования предусматривалось ввести в эксплуатацию жилые дома общей площадью 3,66 млнм 2 (или 100,5% к уровню 1998 г.).

Однако установленное задание по вводу жилья изначально не было подкреплено обоснованными расчетами по источникам финансирования.

По расчету Министерства экономики РБ, в 1999 г. собственные средства населения в общих объемах финансирования жилищного строительства должны были составить 43,6%, кредитные ресурсы - 27,9%, средства предприятий и организаций - 16%, бюджетные средства - 12%.

При этом по сравнению с 1998 г. доля кредитных средств в общих объемах финансирования жилищного строительства сокращалась на 12,8 процентных пункта, бюджетных средств на 1,6 пункта, а удельный вес собственных средств населения намечалось увеличить на 17,4 пункта, или более чем вдвое.

В то же время по разработанным и утвержденным облисполкомами и Мингорисполкомом графикам финансирования и ввода в эксплуатацию жилых домов на 1999 г. удельный вес средств населения в общем объеме финансирования был определен только в размере 14%, или одной трети от расчетного объема; средств предприятий - 8,9%, или половины от расчетного объема; бюджетных средств - 3,4%, или четвертой части от расчетного объема.

В качестве основных источников финансирования строительства жилья, по оценке местных исполнительных и распорядительных органов, как и прежде, предполагалось использовать кредитные ресурсы банков. Их доля в утвержденных графиках составила 65,4%, что в 2,3 раза выше расчетного уровня Минэкономики РБ.

Таким образом, для обеспечения ввода в эксплуатацию предусмотренной прогнозом жилой площади (3,66 млн м 2) требовалось 182,6 трлн рублей в текущих ценах, в том числе кредитных ресурсов - 119,4 трлн рублей, или две трети общего объема финансовых средств.

О льготном кредитовании жилья

Ориентировка регионов на неограниченное финансирование жилья за счет льготных эмиссионных ресурсов не только не оправдала себя, но и значительно усугубила ситуацию. Как и следовало ожидать, надежды на чудо не оправдались.

Законом о бюджете на 1999 г. и новой кредитно-финансовой политикой государства объемы кредитных ресурсов, в том числе на жилищное строительство, были жестко лимитированы.

В результате в 1999 г. по оперативным данным ввод жилья за счет льготного кредитования обеспечен только на 52% от намеченного в графиках областей. В целом за счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 2,951 млн м 2 общей площади жилых домов, или 81% к уровню 1998 г. Задание жилищной программы не выполнено ни в одной из областей. Не выполнено оно и в Минске.

Оргвыводы

По поручению Президента РБ вопрос невыполнения прогнозного задания по вводу в действие жилья, обусловленного серьезными недостатками в управлении жилищным строительством, был специально рассмотрен в ноябре 1999 г. коллегией Комитета государственного контроля РБ. Решением коллегии соответствующим органам государственного управления поручено привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших низкое качество строительно-монтажных работ, срывы сроков ввода жилья в эксплуатацию, приписки объемов, и не обеспечивших выполнение заданий по поводу объектов, а также принять необходимые меры по исправлению выявленных недостатков и нарушений при разработке и формировании программы строительства жилья и ее реализации.

Назрела необходимость кардинально изменить систему отношений в строительстве, в частности, взаимоотношений основных участников строительного процесса: заказчика, подрядчика и проектировщика.

В жилищном строительстве, особенно в домах жилищно-строительных кооперативов и коллективов индивидуальных застройщиков, привычным стало несоблюдение заказчиками договорных условий и обязательств по обеспечению проектно-сметной документацией, осуществлению своевременных расчетов и платежей, установленного порядка финансирования объектов.

Неисполнение заказчиками, подрядчиками и другими участниками строительства предусмотренных законодательством функций является одной из главных причин нарушения сроков строительства объектов, увеличения производственных затрат и удорожания его стоимости, неэффективного использования и прямых потерь финансовых и кредитных ресурсов.

Новшества

В отрасли уже апробированы новые подходы к организации строительства. Это подтверждает практический опыт работы арендной проектно-строительной фирмы "Гродножилстрой" (генеральный директор В. Я. Глухов). Фирма осуществляет проектирование, изготовление и поставку на объекты изделий деревообработки, металлоконструкций, санитарно-технических заготовок, выполняет весь комплекс строительно-монтажных работ.

Это позволяет сдавать объекты в нормативные сроки, без увеличения сметной стоимости строительства. В истекшем году фирмой обеспечен ввод в действие жилых домов в соответствии с договорными обязательствами. Уровень рентабельности реализованной продукции - работ и услуг - за год более чем в 2,5 раза превышает среднеотраслевой показатель.

Четкое выполнение функций генерального подрядчика, деловое взаимодействие с заказчиком, генеральным проектировщиком (БелНИИПградростроительства) и субподрядными организациями, применение метода совмещенного проектирования и строительства позволили арендному предприятию "Бобруйский завод крупнопанельного домостроения" (директор М. М. Винокурова) почти на год сократить нормативные сроки строительства первой очереди жилого комплекса "Олимпийский" в Минске.

О росте рентабельности строительства

Проводимая ценовая политика и принимаемые меры по снижению затрат на производство продукции, работ и услуг, усиление контроля обоснованности формирования цен на строительные материалы и стоимости строительства позволили обеспечить рост рентабельности по сравнению с 1998 г. на 2,1 пункта. В целом по министерству этот показатель достиг 19,5% при задании 7,4%.

В строительстве показатель рентабельности возрос почти вдвое и составил 12,3%. В промышленности общий уровень рентабельности составил менее 6%; наметилась тенденция роста задолженности перед кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами.

Общее число убыточных предприятий сократилось с 11% до 8,7%, а в строительстве - почти вдвое, с 8,8% до 4,8%.

Кадровая политика

В отрасли создана и действует система работы с кадрами, в том числе с руководящим составом, сформирован резерв кадров, целенаправленно реализуется система обучения и профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

Эта система включает в себя курсы повышения квалификации в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, а также в учебном центре "Белстрой" Минстройархитектуры Республики Беларусь.

Совершенствуется система базового профессионально-технического образования. Совместно с Министерством образования РБ осуществляется подготовка специалистов строительного профиля по 99 профессиям.

За 1999 г. в УЦ "Белстрой" прошли подготовку и переподготовку свыше 15 тыс. человек.

Планы на 2000 г.

На состоявшемся 7 декабря 1999 г. республиканском совещании Президентом РБ была дана неудовлетворительная оценка работе строителей по вопросам качества строительной продукции.

В соответствии с требованиями Президента о наведении должного порядка в строительстве СМ РБ поручил Минстройархитектуры РБ принять меры по совершенствованию работы строительного комплекса страны.

С учетом этого в качестве важнейших задач развития производственной базы промышленности строительных материалов в 2000 г. можно выделить следующие: завершение строительства двух технологических линий по производству цемента на ОАО "Красносельскцемент", а также ввод в действие отделения упаковки и отгрузки цемента на Белорусском цементном заводе.

Будет продолжена реализация программы мер по обновлению основных фондов, реконструкции ряда предприятий, расширению производства дефицитных материалов, в том числе ячеисто-бетонных изделий, минераловатных утеплителей, гипсокартонных листов, извести и гранитного щебня.

О жилищной программе на 2000 г.

В 2000 г. запланировано ввести в действие 3,5 млн м 2 жилья, в том числе 1,1 млн м 2 - в сельской местности.

Для обеспечения реализации жилищной программы в 2000 г., создания условий для непрерывного финансирования и строительства жилья подготовлен и внесен в СМ РБ согласованный заинтересованными органами управления проект постановления "О мерах по обеспечению выполнения заданий по вводу в 2000 г. жилых домов".

Совместно с Минэкономики РБ выработана комплексная программа мер по привлечению финансовых средств из внебюджетных источников финансирования на жилищное строительство в 2000 г. Для этих целей в первом квартале текущего года предусматривается разработать нормативные документы о порядке и условиях образования региональных внебюджетных фондов жилищного строительства, в том числе за счет отчислений от прибыли предприятий и организаций, не осуществляющих строительство жилья.

В целях реализации государственной жилищной политики Минстройархитектуры РБ совместно с АСБ "Беларусбанк" по согласованию с заинтересованными органами управления подготовлен и внесен для рассмотрения в СМ РБ проект указа Президента РБ "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений". Проектом указа предусматривается упорядочение условий кредитования, возложение на финансирующие банки функций контроля использования финансовых средств, в том числе проведения контрольных обмеров с правом удержания с подрядчика в установленном порядке выявленных сумм завышения стоимости строительно-монтажных работ и затрат, оплаченных за счет льготных кредитов, выделяемых гражданам на жилищное строительство, а также предоставление банкам права применять штрафные санкции к заказчику и подрядчику.

Министерством выработаны дополнительные меры по усилению контроля формирования стоимости строительства и исключению необоснованного завышения тарифов на строительную продукцию.

В настоящее время по поручению Комитета государственного контроля РБ разрабатывается показатель стоимости одного квадратного метра общей площади в жилых домах типовых потребительских качеств по Минску и другим регионам республики.

Указанный укрупненный показатель предполагается использовать для определения потребности в финансовых ресурсах при планировании объемов жилищного строительства, при расчете минимального размера льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в расчетах за выполненные работы, а также в качестве единицы стартовой цены при проведении торгов на строительство жилых домов в регионах.

Реализация намеченных мер позволит значительно улучшить организацию работы строительного комплекса и обеспечить выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь в 2000 году.

Подготовил Игорь ПРИВАЛОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость