О ходе оздоровления строительной отрасли


Финансовое состояние отрасли и реструктуризация ее подразделений

В структуре затрат за этот период несколько увеличился по сравнению с прошлым годом удельный вес расходов на оплату труда. (И составил 19,7% себестоимости.) При этом следует учесть, что помимо указанных затрат на отдельных предприятиях на оплату труда в виде премий расходуется до 30% полученной прибыли.

По предварительной оценке финансового состояния отрасли за 1999 г. каждая строительная организация в 2000 г. должна обеспечить прирост производительности труда в размере не менее 2%, уровень рентабельности реализуемых продукции, работ и услуг - не менее 9%. Прирост объема экспорта строительных услуг за этот период должен увеличиться на 3%. С учетом предполагаемого снижения инвестиций в основной капитал по отраслям экономики республики в 2000 г. министерство будет проводить работу по совершенствованию организационно-правовой структуры отрасли. Сегодня насчитывается 406 предприятий и организаций, задействованных в строительстве объектов и находящихся в системе Минстройархитектуры РБ (64% от общего их количества). Общестроительных трестов и приравненных к ним организаций всех форм собственности - 35 структурных единиц, специализированных предприятий отраслевого назначения - 13. Более 50% предприятий (352 субъекта хозяйствования, в том числе 270 строительных) находятся в составе объединений по сельскому строительству. Из них 230 структурных единиц составляют ПМК, СПМК и ДСПМК.

Анализ структуры предприятий по регионам показал значительную концентрацию вышеназванных организаций в одном регионе. Довольно много однотипных предприятий находится в областных центрах (в Минске и Минском районе -12, в Бресте - 12, в Витебске - 5, в Гродно - 9, в Гомеле - 9, в Могилеве - 8). В некоторых районных городах, где сосредоточено по 2-3 предприятия однотипной направленности, гораздо сложнее обеспечить полную загрузку имеющихся мощностей и эффективное их использование. Таким образом, в настоящее время с учетом снижения объемов работ и убыточности предприятий назрела необходимость рассмотреть целесообразность функционирования отдельных предприятий и организаций в системе министерства.

Было бы уместным отметить, что сегодня объединение "Минскоблсельстрой" активно проводит политику реорганизации предприятий путем их слияния, присоединения к финансово устойчивым предприятиям, расположенным в одном и том же регионе, что позволяет сохранить рабочие места, сократить управленческий персонал, обеспечить наиболее полную загрузку предприятия объемами работ. Одновременно сохраняется правопреемственность по всем обязательствам реорганизуемых предприятий.

Аналогичную работу начало объединение "Гомельоблсельстрой". Учитывая отрицательную тенденцию маломощных предприятий и организаций по наращиванию объемов работ, убыточность таких предприятий, низкую загрузку мощностей, а также положительный опыт в проведении реорганизации однотипных предприятий, министерство идет навстречу руководителям объединений по сельскому строительству в проведении реорганизации и считает необходимым в месячный срок провести анализ убыточных, неплатежеспособных предприятий и внести предложения по их реорганизации (в первую очередь - расположенных в одном и том же регионе, городе) с проработкой данного вопроса соответственно в трудовых коллективах.

В текущем году значительно возрос уровень акционирования предприятий. В связи с отсутствием в уставах объединений по сельскому строительству функции управления акциями, долями, принадлежащими государству, обеспечения деятельности представителей государственных органов управления АО, министерство вынуждено исключать их после акционирования из организационной структуры объединений, что в последующем затрудняет и усложняет работу самого аппарата министерства по оперативному управлению предприятиями, выходящими на уровень министерства в проработке текущих вопросов, касающихся деятельности отдельно взятых предприятий.

Однако пока в республике не решен вопрос о порядке создания и функционирования объединений, созданных по решению министерства как государственного органа управления. С этой проблемой министерство вынуждено считаться. В дальнейшем, возможно, этот вопрос будет решаться посредством передачи функции осуществления владельческого надзора объединений Минстройархитектуры РБ. В течение 8 лет в рамках правового поля и экономических возможностей министерство последовательно осуществляет реформирование государственной собственности. За это время преобразовались в АО и выкупили государственное имущество 153 предприятия строительства и строительных материалов, что составляет 19,7% от общего их количества. Из 56 арендных предприятий, находящихся в ведении министерства, в 8 срок аренды истек в 1997-1998 гг., у 17 закончились в 1999 г. За 1999 г. акционировалось 15 арендных предприятий.

Особое беспокойство вызывают следующие арендные предприятия: лельчицкое ПМК-103, гомельское "Автоспецтранс", Гродненский ЗСЖБ-10, Могилевский ЗСЖБ-7, Борисовский ДСК. Сроки действия их договоров аренды истекли в 1997-98 гг. В 1999 г. истекли сроки действия договоров у "Белэлектромонтажа", ПМК-75, стройтрестов №№ 12, 19, 25, 28, 30, 41, "Гродножилстрой", Гомельского ДСК. Всем остальным АП до 1 мая 2000 г. следует представить необходимые для акционирования документы в отраслевую комиссию Минстройархитектуры РБ.

Финансовое состояние строительных организаций в 1999 г. можно охарактеризовать как ухудшающееся. Например, кредиторская задолженность на 1 декабря 1999 г. составила 29,3 трлн руб. (в том числе просроченная - 4,3 трлн руб.) и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла в 3,4 раза. Дебиторская задолженность на эту дату составила 22,3 трлн руб. (в том числе просроченная - 4,9 трлн руб.) и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 3,6 раза. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 7,1 трлн руб. В составе просроченной кредиторской задолженности задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составляет 13,1%, или 0,6 трлн руб.

В сентябре 1999 г. Главным управлением экономики Минстройархитектуры РБ было проведено совещание с заместителями управляющих по экономическим вопросам, на котором были рассмотрены вопросы платежной дисциплины. Однако, по данным Государственного налогового комитета, задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды свыше 1 млрд рублей по состоянию на 1 октября 1999 г. имели 75 строительных организаций, на 1 ноября - 87. Рост показателя составил 16%.

Отрицательно сказывается на платежной дисциплине недостаточный уровень работы подрядных организаций с заказчиками. За 1999 г. задолженность заказчиков составила 12 трлн руб., в том числе по объектам, финансируемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, - 4 трлн руб. Постоянная задолженность заказчиков привела к тому, что строительные организации как бы кредитуют заказчиков и не могут своевременно рассчитаться по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Не выполняются организациями и указания министерства о проведении зачетов между субъектами хозяйствования и налоговыми инспекциями. Так, задолженность заказчиков по объектам, строящимся за счет средств местного и республиканского бюджета, объединению "Брестоблсельстрой" составила на 1 декабря 1999 г. 366 млрд руб. (а объединения по платежам в бюджет - 25), объединению "Минскоблсельстрой" - 218 (а его долг - 28).

Одной из причин тяжелого финансового положения подрядных организаций является и то, что они работают на объектах, не в достаточной степени обеспеченных источниками финансирования. Получив аванс, подрядная организация приступает к работе, отработав же его, продолжает строить на данном объекте уже за свой счет.

За 11 месяцев 1999 г. в фонд строительной науки поступило 558 млрд руб. Перечислено средств на мероприятия согласно утвержденной смете по финансированию научно-исследовательских разработок 373 млрд руб. В инвестиционный фонд поступило 165 млрд руб., израсходовано за отчетный период 157. Задолженность предприятиями и организациями по фонду составляет 151 млрд руб.

Энергосбережение

Министерством проводится целенаправленная работа в данной сфере. В 1999 г. теме энергосбережения были посвящены 2 заседания коллегии, 2 семинара и 2 конференции. Создан и функционирует инженерно-технический центр "Стройэнергосбережение" для оказания помощи предприятиям по работе в области энергосбережения. В результате реализации мероприятий отраслевой программы "Энергосбережение" выполнение основного отраслевого показателя по этому пункту за 1999 г. составило 12,1% вместо 10% плановых. Это обеспечило экономию 73 тыс. т у. т. В то же время руководителями ряда подрядных организаций не выполнен приказ о предоставлении предприятиями до 30 декабря 1999 г. для утверждения в срок норм расхода топливно-энергетических ресурсов. В последнее время ужесточились требования к нормированию ТЭР. В соответствии с Постановлением СМ РБ от 16 октября 1998 г. предприятия обязаны производить расчеты технически обоснованных норм раз в три года, а энергетическое обследование - раз в пять лет. В проведении энергетического обследования может оказать помощь ГП ИТЦ "Стройэнергосбережение".

Как известно, строительный комплекс РБ является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов. В условиях перехода на мировые цены на энергоносители вопрос своевременного выполнения платежей и их потребления принял не только экономический, но и политический характер. К сожалению, в 1999 г. отдельные руководители не поняли значимости данного вопроса для страны. Вместо конкретной работы по обеспечению текущих платежей и погашению образовавшейся задолженности за энергоносители и природный газ они выговорили себе иммунитет объяснением сложного финансового положения организаций. И, как следствие, по состоянию на 1 января 2000 г. допустили задолженность по платежам за ТЭР, значительно превышающую долг на начало 1999 г.

К числу предприятий, которые в течение 1999 г. своевременно рассчитывались по текущим платежам за использованный природный газ, электрическую и тепловую энергию, находясь в равных условиях с должниками, по итогам же года не допустили появления задолженности, а, наоборот, произвели предоплату, относятся "Брестоблсельстрой", "Нефтезаводмонтаж", стройтресты №№ 14, 16, 22, 27 и 40, а также Гомельский ДСК.

Передача жилфонда

Одна из основных задач, стоявших перед предприятиями подрядной деятельности в 1999 году, - передача ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность. Уже передано в собственность 530 м 2 жилищного фонда, что составляет 81% от запланированной к передаче площади и 77% жилищного фонда, находящегося на балансе строительных организаций по состоянию на 1 декабря 1999 г.

Активизировалась работа по передаче жилищного фонда в коммунальную собственность организациями Витебской области, где за прошедший год передано 320 тыс. м при задании 294 (то есть 109% от планового задания и 62,4% от жилищного фонда, находящегося на балансе строительных организаций области). В 1998 г. задание по приемке-передаче было выполнено всего лишь на 39%. Особенно успешно работа по передаче жилого фонда ведется такими организациями, как СМТ-16, СПО АП "Трест №28 "Витебскгражданжилстрой", объединение "Полсельстрой".

По Брестской области передан в коммунальную собственность жилищный фонд всех организаций, кроме объединения "Брестоблсельстрой", где осталось передать один 105-квартирный жилой дом для малосемейных в Ганцевичах общей площадью в 4 тыс. м2, который на сегодняшний день подготовлен к передаче. По Гродненской области задание выполнено, жилищный фонд остался только на балансе объединения "Гроднооблсельстрой" - это одно-двухквартирные жилые дома с частичными удобствами, которые передаче не подлежат. Остальные дома находятся в поселках, которые не имеют служб ЖКХ.

Необходимо отметить, что отдельные руководители и организации Гомельской области уделили недостаточно внимания вопросу передачи ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность. Ими не проводилась планомерная работа с жилищно-коммунальными службами и местными советами. Несмотря на неоднократные указания министерства об ускорении передачи жилищного фонда, конкретные меры предприняты не были. Не велась работа с облисполкомами в части оказания с использованием средств целевого бюджетного фонда финансовой поддержки процессу приведения жилья в надлежащее состояние. В результате за 1999 г. передано только 11,1 тыс. м 2 жилищного фонда при задании 48,4 тыс. м 2 (22,9% от годового задания). Такими организациями, как Гомельский ДСК, "Гомельпромстрой", передача жилищного фонда в прошедшем году не осуществлялась.

По Минской области критическое положение с передачей жилищного фонда сложилась в тресте № 21, на балансе которого находятся 60,4 тыс. м 2 общей площади. Для передачи этого фонда необходимо свыше 50 млрд руб. Таких средств у предприятия не имеется.

По Могилевской области строительными организациями передано на баланс местных советов 55% площади жилищного фонда, оговоренной заданием. Организацией "Лавсанстрой" передан весь жилищный фонд, объединением "Могилевоблсельстрой" - почти весь, кроме двух одно-двухквартирных домов старой постройки, расположенных в радиационной зоне. В то же время стройтрест №12 из 30,1 тыс. м 2 общей площади жилищного фонда, подлежащего передаче в 1999 г., из-за отсутствия финансовых средств, необходимых на подготовку домов и инженерных коммуникаций (50 млрд руб.), передачу не осуществлял.

Научно-техническая деятельность Минстройархитектуры РБ

В 1999 г. научно-технический потенциал строительного комплекса работал над решением проблем, направленных на снижение стоимости материало- и энергоемкости строительства и улучшения его качества. Из нерешаемых проблем особое место занимало жилищное строительство. Институтом БелНИИС на основе обобщенного опыта проектирования строительства разработана типовая серия домов унифицированной открытой архитектурно-строительной конструктивной системы с плоскими перекрытиями на основе существующей индустриальной базы. Этим же институтом, а также НИПТИС, Белпроектом, БГПА и другими организациями ведется работа по созданию ряда других проектов жилых домов нового поколения. При этом предусмотрены как сборномонолитное, так и монолитное исполнение, а также применение металлического каркаса и максимальное использование изделий и оборудования ДСК. Разработаны рабочие чертежи проектов домов-представителей. Все эти проекты предусматривают снижение ресурса энергопотребления в полтора-два раза и гибкие планировочные решения. Такие подходы позволяют в одних и тех же конструкциях строить как муниципальное жилье, так и квартиры под заказ, что повлияет на снижение стоимости строительства, более того, в будущем такое жилье будет легко поддаваться модернизации и трансформации. Первыми строительство домов такого типа освоили тресты №№4 и 27. Сегодня с данными системами работают "Минскпромстрой", "Гомельпромстрой", тресты №№7 и 20.

Важным направлением в обеспечении населения республики жильем является надстройка верхних этажей мансард существующих зданий. Дело в том, что центры городов застроены, как правило, 4-5-этажными зданиями. Здесь имеется вся инфраструктура, дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и другие объекты социального назначения. На их развитие в новых микрорайонах требуется увеличение капитальных вложений на 50%. Определенная экономия капитальных вложений достигается также и за счет того, что так называемый нулевой цикл зданий уже имеется. Кроме этого снижаются расходы на транспортные потоки. В связи с этим подготовлен и утвержден полный комплект нормативно-технической документации, регулирующей эти вопросы. Так, институтом БелНИИС разработаны архитектурно-конструктивные решения мансард, надстраиваемых над существующими зданиями всех ранее применявшихся серий, типовые узлы, "Рекомендации по проектированию и технологии возведения мансард". С учетом особенностей условий функционирования отопительных систем в мансардах, институтом БелНИИС подготовлены рекомендации по проектированию этих систем. Ведется проектирование и надстройка мансардами конкретных домов в Гомеле, Минске и других городах РБ. В БелНИИС ведутся работы по созданию конкурентоспособной опалубочной системы, позволяющей поднять на новый технический уровень строительство из монолитного бетона. Разработаны мелкощитовая металлическая опалубка "Модостр" и комбинированная опалубка "Модостр-комби". Изготовленная в комплекте опалубка успешно эксплуатируется на объектах КПП Минскпромстрой.

Подготовили Мэри ЛЭНД и Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость