Чтобы знать, что делать, необходимо решить, чего делать не нужно


Окончание. Начало в "СиН" N№1



Приватизация в Беларуси

Осуществляется на основе Закона "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ", принятого 19 января 1993 г. на сессии Верховного Совета РБ, и Государственной программы приватизации. Объектами приватизации, согласно Государственной программе приватизации, являются: государственные предприятия и учреждения (организации), предприятия, сданные в аренду, структурные единицы. Основными принципами проведения приватизации являются сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации (именные приватизационные чеки). Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, разрабатывается Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации РБ (до 14 марта 1994 г. Госкомимущество) совместно с министерствами, ведомствами и утверждается Советом Министров РБ.

Объекты приватизации, находящиеся в коммунальной собственности, приватизируются по программам, разработанным органами приватизации местных Советов народных депутатов, и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов. Общее методическое руководство и координацию программ приватизации осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации РБ. Контроль за осуществлением Государственной программы приватизации осуществляют Контрольная палата РБ и другие полномочные органы. Государственная программа направлена на приватизацию 2/3 стоимости основных фондов предприятий и организаций, принадлежащих государству.

В соответствии с Государственной программой приватизации РБ определены следующие способы приватизации: преобразование государственного предприятия по инициативе правительства путем образования акционерного общества с дальнейшей открытой продажей акций, выкуп арендованного имущества арендным предприятием, преобразование арендного предприятия в ОАО, продажа объектов государственной собственности на аукционе и по конкурсу.

Объекты малой приватизации

В РБ (к сожалению, в большинстве случаев) представляют собой убыточные, обремененные долгами предприятия с изношенным оборудованием и недостатком оборотных средств. На плечи их новых собственников ложится обязанность рассчитаться по обязательствам приватизируемого предприятия, произвести необходимый ремонт, сохранить их профиль или назначение, продлить трудовые соглашения с их работниками. Затягивание процесса приватизации сопровождается ухудшением финансового положения подлежащих приватизации предприятий и ведет к росту затрат их будущих собственников, снижает интерес потенциальных покупателей к таким объектам. В последнее время в республике наблюдается тенденция снижения спроса на покупку предприятий. Результаты аукционов показывают, что наибольшим спросом у покупателей пользуются не сами предприятия, а помещения и другие объекты недвижимости. В отличие от предприятий, объекты недвижимости чаще можно использовать в качестве залога для получения кредита, их покупателю не надо сохранять профиль объекта и трудовые отношения с работниками или покупать изношенное производственное оборудование.

На темпы малой приватизации оказывают влияние, с одной стороны, структурная приватизация, с другой стороны, структурные реформы. А без создания рыночной структуры экономики приватизация не дает положительных результатов. Для создания рыночной структуры необходимо создать рынок капитала, фондовую и сырьевую биржи, наладить работу рынка ценных бумаг, создать устойчивую нормативно-правовую базу, отрегулировать налоговую систему и механизм санации и банкротства, оказать поддержку работе инвестиционных фондов. Наряду со всеми вышеперечисленными мерами в условиях либерализации экономической деятельности Национальный банк должен проводить независимую финансовую политику.

Поскольку приватизация сопровождалась оценкой имущества, финансовым и экономическим анализом предприятий, ее проведение дало импульс развитию институтов санации и банкротства (чтобы он заработал, необходимо поддержать его законодательно). В РБ существует Закон о банкротстве, но тем не менее он не работает в полную силу. В контексте процесса приватизации под налаживанием работы рынка ценных бумаг (РЦБ) в первую очередь подразумевается работа с акциями предприятий. Законодательство должно обеспечить развитие всех составляющих рыночной структуры. Например, для того чтобы развивать рынок ценных бумаг, нужно отменить часть запретов на отчуждение акций, которые получают члены трудовых коллективов в обмен на собственные чеки имущество в процессе акционирования. Получается, что эти акции в течение определенного срока (на период безвозмездной приватизации) не могут быть проданы на вторичном рынке ЦБ.

В соответствие с Декретом Президента РБ №3 от 20 марта 1998 г., п. 1.12, "акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество", не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации, за исключением случаев перехода права собственности в связи со смертью акционера или с выездом его на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь".

К вопросу о создании рынка капитала: собственность и капитальные вложения в собственность должны оцениваться по законам рынка на основе спроса и предложения, а не на основе коэффициентов, которые Министерство статистики ежегодно доводит до предприятий всех форм собственности (используя эти коэффициенты, предприятия переоценивают свои основные фонды). Если предприятие акционируется, то оно должно иметь право на продажу своих акций предприятиям своей отрасли или вышестоящей отраслевой структуре.

Следующий шаг - снижение налоговых ставок и упрощение налоговой системы. Образно говоря, надо чтобы предприятия не платили налоги там, где в этом нет необходимости.

В республике зарегистрировано около десятка инвестиционных фондов, но особенное внимание им уделялось в период, когда они могли свободно работать с чеками "Имущество". Деятельность инвестиционных фондов многогранна, они могут покупать чеки у граждан, продавать акции, могут являться участником РЦБ. Сейчас что-то сдерживает их работу - что, непонятно.

Для того чтобы любое государственное предприятие могло приобрести необходимые фонды или продать лишние, купить-продать сырье по рыночным ценам, необходимо создать и наладить работу фондовой и сырьевой бирж.

Что касается независимой финансовой политики Национального банка, то НБ РБ должен обладать правами самостоятельного регулирования денежной массы, чтобы, сдерживая ее рост, способствовать тем самым снижению инфляционных процессов.

Под либерализацией экономической деятельности подразумевается проведение политики ограничения цен и их искусственное сдерживание.

Но прежде всего для того, чтобы рынок заработал, необходимо прекратить дотации госпредприятиям. В структуре консолидированного бюджета в январе-сентябре 1999 г. на поддержание отдельных отраслей и объектов экономики, социально-культурные мероприятия и государственное управление направлено 381,9 трлн рублей, что составило 57,4% от общей суммы расходов и 20,9% от ВВП. Это больше чем половина расходной части бюджета.

По словам министра по управлению Государственным имуществом и приватизации О. В. Мельникова, "сейчас недопустимо тратить бюджетные средства на поддержку неэффективно работающих государственных предприятий - для них нужно найти нового эффективного собственника". Справедливость высказанного мнения очевидна. Например, бытовое обслуживание населения - отрасль с наиболее низкими темпами реформирования государственной собственности. На 1 апреля 1999 г. приватизировано лишь 35% предприятий бытового обслуживания. Это лишь треть того, что включено в графики приватизации, которые разработаны в соответствии с подписанным правительством РБ и Всемирным банком 18 июня 1997 г. Меморандумом о взаимопонимании.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий бытового обслуживания среди отраслей коммунальной сферы одни из самых низких. Именно в этой отрасли сосредоточено наибольшее количество убыточных предприятий. Государственные предприятия работают значительно хуже негосударственных и выживают только за счет поддержки государства. Большую часть прибыли предприятия бытового обслуживания получают от сдачи в аренду государственного имущества - аренда площадей занимаемых помещений, в то время как их основная деятельность - оказание бытовых услуг населению - убыточна. По данным Белбытсоюза, убытки предприятий этой отрасли от основной деятельности за 1998 г. исчисляются в 57 млрд рублей, а прибыль составила 269 млрд рублей (причем основная ее часть получена от сдачи помещений в аренду). Государственные предприятия бытового обслуживания продолжают получать от государства значительную финансовую помощь в виде налоговых льгот, субсидий и дотаций, льготных кредитов и тарифов на коммунальные услуги.

В 1998 г. общая сумма преференций предприятиям бытового обслуживания составила 124 млрд рублей. И все же по отношению к бытовому обслуживанию продолжает сохраняться устойчивый миф, связанный с так называемой социальной значимостью бытовых услуг для населения. В отличие от других видов обслуживания населения отношение к этому вопросу в республике меняется очень медленно. Практика уже доказала неэффективность дотирования предприятий и отраслей в целях социальной поддержки населения. Так как в результате дотируются люди и с высокими доходами, и с низкими. Только адресная поддержка конкретных категорий населения при создании равных конкурентных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности позволит действительно повысить эффективность всей экономики и как результат - уровень жизни населения.

Приблизительно также обстоят дела и в кооперативном секторе торговли, который, не показывая хороших результатов в части прибыли, тем не менее продолжает спокойно работать. Летом на совещании потребкооперации Президент РБ предложил взять сектор потребкооперации под крыло государства, оговорив условия: "Мы будем вас дотировать, но и требовать при этом будем, как с государственных предприятий". О том, что произошло дальше, судите сами - форма собственности у предприятий потребкооперации с тех пор так и не изменилась... В чем заключается смысл экономического существования потребкооперации, для многих до сих пор остается загадкой.

Результаты приватизации в РБ

Смена форм собственности в республике не создала новый слой собственности. Поскольку акционеры образованных АО не стали эффективными собственниками, произошла замена государственного собственника на коллективного, частного. При этом следует отметить, что собственность на акции экономически реализуется через участие в управлении акционерными обществами и получение дивидендов, а также через возможность реализации акций.

В этой связи большинство собственников лишены права управления АО, потому что имеют незначительное количество акций. Для реального управления необходимо как минимум 10% и более акций. В результате происходит скупка акций администрацией предприятий либо теневыми структурами, в итоге количество фактических собственников сокращается. Держатель незначительного количества акций выступает в роли наемного рабочего, и в этой связи предположить, что работа его на данном предприятии будет эффективной, невозможно. При настоящем уровне развития производства трудно представить, что акционер получит значительные дивиденды и укрепится как собственник. Сомнительным является и посыл о том, что произойдет становление собственника за счет реализации акций. Дело в том, что реализация акций по более высоким ценам по сравнению с номиналом в условиях экономического спада весьма проблематична.

Выполнение второй задачи, поставленной перед приватизационным процессом, также осложняется. А все потому, что эффективность работы как государственных, так и приватизированных предприятий находится на очень низком уровне. Причем основной причиной невысокой эффективности приватизированных и государственных предприятий является то, что большинство из них оснащено устаревшим оборудованием и применяет устаревшие технологии. Улучшение же работы предприятий в первую очередь зависит от уровня применения современных технологий и техники, от совершенствования управления, серьезных исследований в области маркетинга. Решить эти проблемы за короткий срок ни государственные, ни приватизированные предприятия не смогут, поскольку для этого требуются серьезные инвестиции, а большинство предприятий не обладает достаточным количеством денежных средств.

Быстрое завершение малой приватизации могло бы создать условия для роста активности внутренних инвесторов и позволило бы обеспечить приток иностранных инвестиций. В новых независимых государствах есть примеры прямой связи между проведением малой приватизации и активностью иностранных инвесторов. Так, по данным прошлого года средства иностранных фирм и СП составили 69% общего объема инвестиций в основной капитал в Азербайджане, а в Грузии - 80% всех инвестиций. Для сравнения, в Беларуси этот показатель - всего 5%. Хотя Беларусь могла бы рассчитывать на значительные иностранные инвестиции. Для этого есть все предпосылки: удобное географическое положение, высококвалифицированные кадры, хороший предпринимательский потенциал.

Сегодня субъекты малой приватизации остаются одним из немногих источников негосударственных инвестиций в экономику Беларуси. Белорусские инвесторы не располагают крупным капиталом, и поэтому ограничены в возможности финансировать крупные проекты, но они все же способны стать спасательным кругом для небольших предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Так или иначе, в сфере привлечения иностранных инвестиций произошли некоторые методологические сдвиги. Отдельные западные инвесторы начали вкладывать свои средства в приватизированные предприятия (гостиница "Планета"). Однако и здесь возникает масса вопросов, на которые нет ответов. Например, по каким критериям оценивались объекты приватизации при продаже иностранным фирмам, почему приватизируются с участием зарубежных инвесторов наиболее эффективно работающие предприятия, не окажутся ли ведущие отрасли народного хозяйства республики под контролем иностранных инвесторов.

Анализируя первые шаги приватизации в РБ, необходимо отметить, что данный процесс имеет серьезные экономические и социальные последствия, которые следует учитывать при проведении дальнейшей приватизации.

Создание рыночных правовых основ является сложным и интенсивным во времени процессом. Например, превращение государственной собственности в частную может вызвать многочисленные проблемы. Так, при отчуждении земли и земельных участков сначала необходимо выяснить, были ли они уже ранее отчуждены, кто был их прежним владельцем, имеет ли он право на какие-либо притязания и многое другое. Невыясненные отношения по вопросам собственности могут вызвать значительные инвестиционные задержки. При создании адекватных правовых условий при переходе к рыночной экономике необходимо иметь в виду, что для реформирования правосознания и сознания рыночных отношений требуется большой отрезок времени, требуется изменение менталитета. Только тогда, когда произошли определенные изменения в сознании, созданные правовые условия могут вступить в силу.

Проведение малой приватизации и развитие частного бизнеса - два неразделимых и взаимно поддерживающих друг друга процесса. Самыми важными проблемами, сдерживающими развитие частного сектора в стране, являются: меняющееся законодательство и неустойчивая правовая среда, что придает любому виду бизнеса высокую степень риска; регулируемые цены; множественность валютных курсов; сложность налоговой системы. Кроме того, развитие предпринимательства сдерживают слишком большие минимальные размеры уставных фондов, трудность получения кредитов. Поэтому вполне объяснимы цифры: занятость в сфере индивидуального и частного секторов предпринимательства упала с 1995 г. по 1999 г. на 36%. Частные предприятия Беларуси оказались встроенными в нерыночную структуру экономики, они не могут работать по законам рынка. Промедление в реформах снижает их эффективность, ведет к обесцениванию государственного имущества и ухудшению финансового состояния как государственных, так и частных предприятий. Сегодня доля малых и средних предприятий в ВВП республики составляет всего 9%. На негосударственных малых предприятиях занято всего 7% трудоспособного населения. Экономика Беларуси много теряет из-за медленных темпов процесса приватизации. Чтобы вытащить белорусскую экономику из кризиса, не обязательно делать ставку на промышленные гиганты - нужно позволить развиваться сектору малых и средних предприятий. В этом секторе производится значительная часть товаров и услуг, что способствует созданию новых рабочих мест и увеличению национального богатства страны. Эти процессы происходили и происходят во всех странах мира. Будем надеяться на то, что и в Беларуси приватизация завершится должным образом.

Мэри ЛЭНД


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2000 год в рубрике приватизация

©1995-2024 Строительство и недвижимость