Ученые, архитекторы, проектировщики подвели итоги


Заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Анатолий Ничкасов 11 января подвел итоги работы за 1999 год двух подотраслей министерства. На совещании присутствовали руководители научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и предприятий, главные архитектуры областей, областных центров, городов областного подчинения, начальники управлений государственной вневедомственной экспертизы областей.



В ходе мероприятия подведены итоги за прошедший год и определены задачи проектных, научно-исследовательских организаций и предприятий, а также органов управления архитектурной и градостроительной деятельности на 2000 год.

Каковы же результаты работы и какие существуют проблемы, которые нужно решить в текущем году?

Научно-исследовательские разработки

Здесь решались важнейшие проблемы строительного производства - снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества, что должно повысить конкурентоспособность отечественных производителей строительной продукции и улучшить жилищное строительство. Так, БелНИИС-ом на основе обобщения опыта проектирования и строительства разработана унифицированная открытая архитектурно-строительная конструктивная система с плоскими перекрытиями на основе существующей индустриальной базы. Этим же институтом, НИПТИС, Белпроектом, БГПА и другими организациями ведется работа по созданию ряда других проектов жилых домов нового поколения, в том числе в сборно-монолитном и монолитном исполнении, а также с применением металлического каркаса. Разработаны рабочие чертежи проектов домов-представителей. Эти проекты предусматривают снижение ресурсо- и энергопотребления в 1,5-2 раза и гибкие планировочные решения. Такие решения позволяют в одних и тех же конструкциях строить как муниципальное жилье, так и квартиры под заказ, что повлияет на снижение стоимости строительства. В будущем такое жилье будет легко поддаваться модернизации и трансформации без существенных капитальных вложений.

Начиная с 1999 года в отрасли будет обеспечено применение новых ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем не менее 30% от объемов проектируемого жилья. Не все проектные институты выполнили это задание. Поэтому на совещании поручено Главэкспертизе при проведении экспертизы проектов обеспечить безусловное выполнение этого требования.

В 1999 году создан и внедрен в производство ряд новых эффективных строительных материалов. Так, по разработкам БелНИИС в КПП "Радекс" (г. Минск), "Радекс-М" (г. Жлобин), "Витстройсервис" (г. Витебск) организован выпуск целого ряда полимерминеральных составов. Окрасочных - для внутренней и наружной отделки бетонных, кирпичных и оштукатуренных поверхностей. Клеевых - для укладки облицовочной плитки, приклейки теплоизоляционных материалов и армирующих сеток при осуществлении тепловой санации помещений. Шпаклевочных - для заделки раковин, выбоин и т.д. Штукатурных - для простой и высококачественной штукатурки. Гидроизоляционных - для гидроизоляции подвалов, ванных, туалетов и других помещений.

Развернуты исследования по созданию составов, обеспечивающих восстановление несущей способности строительных конструкций, подвергшихся коррозионному разрушению. Ведутся научно-исследовательские работы по реализации государственных подпрограмм "Строительные материалы и технологии" и "Химия в строительстве". К их решению наряду с подведомственными институтами подключены четыре высшие учебные заведения и четыре института Национальной академии наук.

Это позволит подойти к решению ряда ключевых проблем для строительного комплекса. В частности, получены составы антипиренов, с их применением разработана применительно к Минскому гипсовому заводу технология производства негорючих гипсокартонных листов. В результате ограждающие конструкции с минераловатными плитами ОАО "Гомельстройматералы" выдержали огневые испытания, что позволит заменить импортную минвату и гипсокартон. Разработана и передана для апробации на Борисовский завод резинотехнических изделий технология получения уплотнительных прокладок для столярных изделий. Создан ряд составов экологически чистых красок. С целью экономии металла и повышения долговечности систем водоснабжения разработаны опытные образцы полимерных труб, уплотнителей и фитингов для внутренних систем горячего и холодного водоснабжения зданий.

Функционирование инновационного фонда

В текущем году, как и в предыдущие годы, Министерству архитектуры и строительства республики Беларусь в соответствии с Законом "О бюджете Республики Беларусь на 1999 год" было предоставлено право формировать внебюджетный инновационный фонд.

Финансированию в прошедшем году подлежали в основном инвестиционные проекты, направленные на экономию материально-энергетических ресурсов и освоение выпуска новой конкурентоспособной строительной продукции, ранее не производившейся в Республике Беларусь, а также мероприятия, включенные в отраслевую программу "Энергосбережение".

Так, выделялись средства АП "Березовский комбинат силикатных изделий" на выполнение работ по модернизации цеха извести, ГП "Стройтехнорм" на приобретение, монтаж и наладку оборудования для испытательных лабораторий в целях внедрения системы сертификации выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций, ГП "Стройтехпрогресс" на изготовление экспериментальной опалубочной системы для возведения каркасных зданий в сборно-монолитном исполнении, ОАО "Барановичидрев" на выполнение мероприятий по реконструкции цеха дверей и ряду других предприятий.

Техническое нормирование и стандартизация

При создании национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве в течение 1999 года работа выполнялась в соответствии с утвержденной Программой технического нормирования и стандартизации, которой предусмотрена разработка более 250 документов по различным направлениям деятельности строительного комплекса республики. В прошедшем году разработаны, утверждены и введены в действие на территории республики 255 государственных нормативно-технических документов. Более 100 документов находятся в стадии разработки разной степени готовности.

Необходимо отметить, что при разработке и подготовке нормативно-технической документации к утверждению особое внимание уделяется вопросам повышения физико-механических и качественных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций. Так, с целью повышения качества испытаний, в том числе и сертификационных, разрабатывается руководящий документ в строительстве "Система аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь. Аккредитованные испытательные лаборатории в строительстве". В документе устанавливается организационная система аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь, а также устанавливаются требования к порядку их аккредитации.

Большое внимание уделено блоку 1.03 "Производство". Нормативно-технические документы этого блока направлены на установление требований к производству работ, контролю их качества и процедуре приемки.

Пособием "Отделочные работы. Производство работ" регламентируются требования к производству отделочных работ с использованием новых материалов, применяемых в республике, в том числе тонкослойных композиций на основе полимеров. В результате обеспечивается долговечность отделываемых поверхностей в 1,5-2 раза, улучшение эстетических качеств фасадов и интерьеров. Пособие "Комплексная механизация бетонных работ" предусматривает снижение стоимости механизированных процессов на 5-8% и энергоемкости на 15%.

Разрабатываются строительные нормы Республики Беларусь "Автозаправочные станции", которые предусматривают снижение в среднем на 20% затрат при строительстве автозаправочных станций за счет регламентации возможности блокирования помещений операторской службы с помещениями ремонтной базы и помещениями торговли товарами для технического обслуживания автомобилей, а также повышение безопасности эксплуатации автозаправочных станций за счет ужесточения требований к оснащенности средствами пожарной безопасности. Документ содержит повышенные требования к экологической безопасности эксплуатации автозаправочных станций.

Актуальной является разработка пособия "Проектирование и строительство малых ГЭС". Разработка данного документа базируется на прогрессивных инженерных решениях, учитывающих природные условия республики и накопление опыта строительства, реконструкции и восстановления малых ГЭС. Приводятся требования к реконструкции и восстановлению ранее построенных малых ГЭС, строительству ГЭС на малых и крупных реках (Западная Двина, Неман, Днепр) с пониженными подпорными уровнями воды в водохранилищах, а также использованию энергетического потенциала существующих водохранилищ неэнергетического назначения. Это может обеспечить среднегодовую выработку электроэнергии порядка 975 млн кВтч, что даст ежегодную экономию 300 тыс. т условного топлива на тепловых электростанциях.

В 2000 году работа над совершенствованием Национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве будет продолжена. По-прежнему особое внимание будет уделяться разработке нормативно-технических документов, направленных на снижение расхода производственных ресурсов. Проектом Программы технического нормирования и стандартизации Минстройархитектуры на 2000 год предусматривается разработка 90 нормативно-технических документов. Будет продолжена разработка серии стандартов по контролю качества и приемке работ.

Так, впервые будет разрабатываться стандарт Республики Беларусь "Инженерно-геоде-зические изыскания. Контроль и приемка работ", который направлен на повышение качества инженерно-геодезических изысканий. Экономический эффект будет заключаться в снижении затрат на возможное исправление или переделку проектов из-за некачественных материалов изысканий. Внедрение стандарта повысит качество работ и технической документации инженерно-геодези-ческих изысканий.

Также впервые будет разрабатываться стандарт Республики Беларусь "Отделочные работы. Контроль и приемка работ. Состав контролируемых показателей", устанавливающий номенклатуру контролируемых показателей, объем и методы контроля и будет служить основой для разработки группы стандартов по контролю и приемке конкретных видов отделочных работ. Внедрение стандарта повысит требования к качеству выполнения работ.

Разработка пособия "Расчет, проектирование, технология возведения, организация строительства жилых и общественных зданий каркасного типа с несущими самонапряженными конструкциями из монолитного бетона" направлена на повышение технического уровня бетонных работ, жесткости и трещиностойкости перекрытий каркасных зданий. При применении напрягающего бетона в разрабатываемой конструктивно-технологической системе по сравнению с традиционными типовыми решениями достигается экономия стали в 1,15 раза.

Впервые будут разработаны строительные нормы Республики Беларусь "Гидроизоляция станций и тоннелей метрополитена, сооружаемых открытым способом", предусматривающие применение новых гидроизоляционных материалов, повышающих эксплуатационные характеристики, что позволит снизить трудозатраты и сметную стоимость строительства перегонных тоннелей до 10% и повысить их эксплуатационные качества.

Предусматривается разработка пособия "Проектирование мелиоративных систем с механическим водоподъемом". Внедрение документа обеспечит повышение надежности работы мелиоративных систем с механическим водоподъемом в экстремальные по влажности годы; будет учтен зарубежный опыт; достигнута минимизация ущерба народному хозяйству Республики Беларусь от наводнений. Реализация требований пособия позволит ежегодно экономить до 12 млрд рублей, выделяемых на мелиоративное и водохозяйственное строительство.

Разработка пособия "Проектирование систем теплоснабжения с использованием теплонаносных установок мощностью до 500 кВт" и применение теплонасосных установок для систем теплоснабжения позволит сократить потребление первичного топлива от 30 до 40% по сравнению с котельными установками. В масштабах республики годовая экономия топлива от внедрения теплонасосных установок может составить около 0,6 млн т условного топлива. Срок окупаемости капиталовложений при строительстве теплонасосных установок составляет три года.

Разработка и практическое применение стандарта Республики Беларусь "Панели металлические с утеплителем из пенопласта полистирольного. Общие технические условия " обеспечит повышение эксплуатационных свойств панели на основе применения металлического профиля с полимерным защитно-декоративным покрытием и обеспечение требований по термическому сопротивлению ограждающих конструкций зданий.

В 1999 году осуществлялось сотрудничество в области разработки межгосударственных нормативно-технических документов с Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) при Межправительственном Совете по сотрудничеству в строительной деятельности. Всего в течение 1999 года на территории Республики Беларусь в качестве государственных нормативно-технических документов введено в действие 8 межгосударственных нормативно-технических документов. В области разработки нормативно-технической документации по сертификации строительной продукции, работ и услуг откорректированы основополагающие руководящие документы по сертификации в строительстве по замечаниям Госстандарта. Разработано Положение о центральном органе по сертификации в строительстве, которое устанавливает его функции, структуру, обязанности, права и ответственность. Документ является логическим завершением создания блока документов по организационно-методологическим вопросам сертификации в строительстве. Центральный орган по сертификации в строительстве определяет политику в области сертификации в строительстве, осуществляет координацию и организационно-методическое руководство работами по сертификации, аккредитовывает совместно с Госстандартом органы по сертификации в строительстве и выполняет ряд других функций, возложенных на него указанным Положением. Указанные документы подготовлены к утверждению и после обсуждения в министерстве могут быть введены в действие.

Разработка нормативно-технических документов на основе стандартов ИСО серии 9000

На совещании отмечено, что министерством осуществляется системный подход к созданию строительной продукции высокого качества на базе разработки и внедрения систем качества на основе стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО серии 9000). Так, разработаны и утверждены строительные нормы Республики Беларусь "Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения" и пособия к ним по системам качества в строительно-монтажных организациях, в проектных организациях и на предприятиях промышленности строительных материалов, изделий и конструкций. Документами предусматривается комплексный и системный подход к решению проблем совершенствования качества строительной продукции и повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Предлагается единый подход к системам управления качеством для всех главных субъектов инвестиционного процесса в строительном комплексе - проектировщиков, строителей, изготовителей строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования. Документы введены в действие на территории Республики Беларусь с 1 июля 2000 года.

Приказом Минстройархитектуры от 4 мая 1999 года N 108 определены базовые предприятия и организации по подготовке к внедрению систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000. Это ОАО "Институт Минскгражданпроект", ГП "Геосервис", ОАО "Солигорскпромстрой", Молодечненский ЗЛМК, ОАО "Керамин".

В соответствии с утвержденной программой поэтапного внедрения на предприятиях и в организациях строительного комплекса систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000 на оказание методическо-консультационной помощи при разработке и внедрении систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000 проектными, изыскательскими, строительно-монтажными и другими предприятиями строительного комплекса из инновационного фонда Минстройархитектуры выделены финансовые средства в объеме 5 млрд руб., по 1,0 млрд руб. для каждой организации.

С целью обеспечения заинтересованных организаций и предприятий строительного комплекса нормативной документацией в области систем качества ГП "Стройтехнорм" создается фонд нормативных, методических и информационных документов по разработке систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000.

В 1997 году принята в промышленную эксплуатацию автоматизированная система организации и ведения банка данных государственного фонда нормативно-технических документов в строительстве, предназначенная для ввода, учета, хранения и актуализации нормативно-технической документации и получения оперативной информации о ней (ИПС "Стройдокумент").

Работа автоматизированной системы организована в режимах накопления и потребления информации. Режим накопления обеспечивает ввод, корректировку информации и формирование банка данных с проведением комплексного контроля вводимой информации на корректность, непротиворечивость и целостность. Режим потребления обеспечивает возможность просмотра, поиска, выбора и выдачи требуемой информации. В настоящее время осуществляется наполнение банка данных нормативно-технической документацией. Информационно-поисковую систему ИПС "Стройдокумент" уже приобрели более 70 предприятий и организаций.

Сертификация

Предприятия и организации строительного комплекса республики все чаще стали осуществлять сертификацию продукции как собственного изготовления, так и продукции, поставляемой из стран дальнего и ближнего зарубежья. На 1 декабря 1999 года действует 768 сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации системы Минстройархитектуры, из них 305 - на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. С 1 июля 1999 года введена обязательная сертификация элементов благоустройства, столярных изделий, фасадных эмалей и красок.

Однако, отмечено на совещании, еще не все предприятия и объединения строительного комплекса подготовились и должным образом провели работы по обязательной сертификации выпускаемой ими продукции. Проверки, выполненные территориальными органами Госстандарта в ноябре месяце текущего года, показали, что ряд предприятий и объединений министерства в нарушение Закона Республики Беларусь "О сертификации продукции, работ и услуг" продолжают выпускать и применять на объектах строительства строительные материалы и изделия, подлежащие обязательной сертификации, без сертификатов соответствия. Некоторые структурные подразделения объединений "Могилевоблсельстрой", "Полоцксельстрой", "Мозырьсельстрой", "Гомельоблсельстрой", "Гроднооблсельстрой" не обеспечили подготовку производства и своевременную сертификацию изготавливаемой продукции. Руководителям предприятий и объединений на совещании поручено осуществить меры по улучшению состояния производства, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования, обеспечению нормативно-технической и технологической документацией, средствами контроля и испытаний и обеспечить выпуск продукции, соответствующей требованиям нормативных документов. Установлена персональная ответственность первых руководителей объединений и предприятий за соблюдение требований законодательства в части реализации и применения на территории республики продукции, подлежащей обязательной сертификации. Со стороны отраслевых подразделений министерства установлен жесткий контроль за ходом выполнения работ по подготовке и проведению обязательной сертификации строительных материалов и изделий.

Предприятием "Стройтехнорм" как аккредитованным органом по сертификации строительных материалов, конструкций и изделий в 1999 году осуществлена разработка программного обеспечения и создание на его основе информационных банков данных по сертификации строительной продукции, систем качества и аккредитованным испытательным лабораториям.

Одновременно с проведением работ по сертификации развивается и совершенствуется испытательная база строительного комплекса. В соответствии с утвержденными программами продолжается оснащение испытательных лабораторий и центров современным испытательным оборудованием и приборами. Проведен анализ и разработан Перечень импортозамещающего испытательного оборудования, необходимого для нужд отрасли, которое может быть изготовлено на промышленных предприятиях республики.

В 1999 году проводилась работа в области аттестации испытательных подразделений строительных предприятий и организаций. В течение года организациями, ответственными за аттестацию (ГП "Стройтехнорм", НПП "Белавтодорпрогресс", фирмой "Стройкомплекс", НИЦ "Сертис") проведена аттестация и инспекционный контроль на 57 испытательных подразделениях строительных организаций и предприятий стройматериалов и стройиндустрии. Результаты проведенной работы показали слабую оснащенность низовых испытательных подразделений испытательными приборами и оборудованием, недостоверность проводимых ими испытаний, приводящую к снижению качественных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций.

В целях повышения качества строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечения конкурентоспособности продукции в строительстве на внутреннем и внешнем рынках Министерством архитектуры и строительства проводится также работа по формированию аккредитованных центров и лабораторий по сертификационным испытаниям строительных материалов, изделий и конструкций.

В настоящее время в Республике Беларусь действует 58 испытательных центров и лабораторий, аккредитованных на право проведения испытаний продукции в строительстве для целей сертификации, из них 28 - в системе Минстройархитектуры.

Однако большинство из действующих сегодня испытательных центров и лабораторий по своему техническому оснащению не соответствуют современным требованиям, испытательное оборудование и приборы, как правило, изношены и устарели морально и физически. Помимо этого, из-за отсутствия испытательного оборудования и приборов не проводятся испытания продукции по целому ряду физико-технических показателей.

Это прежде всего испытания по показателям горючести и воспламеняемости материалов, огнестойкости конструкций, испытания санитарно-технической и запорной арматуры, отопительного оборудования и некоторые другие.

Отмечено также, что большинство испытательных лабораторий и центров аккредитованы на право проведения только отдельных видов испытаний, что связано с отсутствием испытательного оборудования для проведения испытаний по всей номенклатуре показателей качества.

Перечень действующих аккредитованных испытательных центров и лабораторий показал, что такие центры и лаборатории имеются не во всех регионах республики и область их аккредитации недостаточна для проведения необходимых сертификационных испытаний. Многие испытательные лаборатории созданы на предприятиях-изготовителях продукции. Только в Минске, Бресте, Новополоцке имеются испытательные центры и лаборатории, аккредитованные на независимость и техническую компетентность.

На совещании отмечено, что наиболее неблагополучно положение дел с наличием аккредитованных испытательных лабораторий и центров в Могилевской, Витебской, Гродненской областях.

В целях совершенствования системы испытаний в строительстве, обеспечения объективной и достоверной оценки качества строительной продукции как производимой на территории Республики Беларусь, так и ввозимой из-за ее пределов, Минстройархитектуры разработан план развития и технического перевооружения испытательной базы в строительстве. Планом предусматривается осуществить в ближайшее время переоснащение испытательных лабораторий и центров современным испытательным оборудованием и приборами, компьютерной техникой, что позволит проводить испытания на современном техническом уровне. Предусмотрено создание новых испытательных лабораторий и центров, а также расширение области аккредитации действующих.

В 1996-1999 годах министерством выделено на приобретение испытательного оборудования 26,3 млрд рублей. Это позволило обеспечить сертификационными испытаниями строительные материалы и изделия, подлежащие обязательной сертификации. В то же время отсутствие необходимых финансовых средств не позволило решить проблему повышения технического уровня испытаний в строительстве, так как финансовые средства были направлены целевым назначением только ОАО "Стройкомплекс" и НИЭПП "Институт "БелНИИС".

Технические свидетельства

В последние годы отечественный рынок строительных материалов, изделий и конструкций наводнен материалами импортного производства. Зачастую на них отсутствует не только нормативно-техническая документация, но и сертификат соответствия, и определить их качественный уровень и оптимальную область применения не всегда было возможно. Это приводило к снижению качественных характеристик возводимых зданий и сооружений.

Для защиты отечественного рынка от поступления строительной продукции низкого качества Минстройархитектуры с октября 1997 года введена процедура выдачи Технических свидетельств на импортируемые в республику строительные материалы, изделия, конструкции и технические решения. За истекший период выдано более 150 Технических свидетельств на различные виды строительных материалов и изделий, ввезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья (стеновые, гидроизоляционные, отделочные, теплоизоляционные и другие материалы и изделия).

Энергосбережение

В 1999 году в министерстве проведены по энергосбережению две коллегии, два семинара и две конференции. Создан и функционирует инженерно-технический центр "Стройэнергосбережение" для оказания помощи предприятиям в области энергосбережения.

Анализируя выполнение мероприятий программы энергосбережения в отрасли по направлениям, можно сделать выводы, что основная экономия энергоресурсов получена: за счет совершенствования технологических процессов - 18,3 тысячи тонн условного топлива; использования отходов деревообработки и местных видов топлива - 14,7 тыс. т у.т.; утилизации вторичных энергоресурсов - 6,5 тыс. т у.т.; а также автоматизации технологических процессов, внедрения котлов с высоким КПД, приборов учета, эффективного освещения и других.

Положительные результаты в области энергосбережения получены на предприятиях: ОАО "Барановичидрев", ОАО "Лидастройматериалы", ОАО "Стройдетали" (г. Вилейка), ОАО "Гомельстройматериалы", Борисовский хрустальный завод.

В то же время имеются предприятия, руководители которых в своей работе недостаточно уделяют внимания вопросам энергосбережения. Так, не всеми предприятиями создан фонд "Энерго- и ресурсосбережение", что предусматривалось постановлениями двух коллегий министерства, и это не стимулирует коллектив предприятия наиболее эффективно реализовывать энергосберегающие мероприятия. Неудовлетворительно проводится работа с областными комитетами по энергосбережению в части финансирования мероприятий из фондов Госкомэнергосбережения. Низка исполнительская дисциплина в представлении статистической отчетности по энергосбережению. Не выполнен приказ о представлении предприятиями в срок до 30 декабря прошедшего года на утверждение норм расхода топливно-энергетических ресурсов. Руководители, не обеспечившие согласование норм расхода топливно-энергетических ресурсов, предупреждены о том, что их предприятия будут подвержены экономическим санкциям со стороны соответствующих органов за допущенные нарушения.

В последнее время ужесточились требования к нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1583 от 16 октября 1998 г. предприятия обязаны производить расчет технически обоснованных норм один раз в три года, а энергетическое обследование 1 раз в 5 лет. В 1999 году технически обоснованные нормы согласовали только 68 предприятий из 210, а энергетическое обследование всего шесть предприятий, в том числе: ОАО "Минский фарфоровый завод", ОАО "Кровля", ОАО "Керамин", Гродненский стеклозавод, Гродненский КСМ, стеклозавод "Неман". В результате проведенного энергоаудита выявлены резервы экономии энергоресурсов на предприятиях. В проведении энергетического обследования оказывает помощь ГП инженерно-технический центр "Стройэнергосбережение".

В 2000 году министерству предстоит решать задачи в области энергосбережения не менее сложные, чем в предыдущем. Основная задача - сохранить темп снижения потребления энергоресурсов на уровне 1999 года. Разработанная ведомственная программа энергосбережения предусматривает такую возможность. От предприятий потребована активная работа по реализации энергосберегающих мероприятий в 2000 году.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2000 год в рубрике наука

©1995-2024 Строительство и недвижимость