Надзор обеспечивает порядок


В условиях трансформирования экономики, когда идет изучение и освоение рыночных отношений, среди наиболее актуальных проблем особое место занимает обеспечение качества строительной продукции. Ведь именно качество является важнейшим критерием ее конкурентоспособности.

Эффективный контроль за соблюдением организационно-правового порядка в капитальном строительстве и получение качественной строительной продукции призваны обеспечить органы Государственного строительного надзора, которые являются составной частью системы государственного регулирования безопасности и эксплуатационной надежности объектов строительства.

Органы Госстройнадзора Республики Беларусь созданы в 1991 году согласно постановлению Совета Министров от 27 ноября №455. Происходящие в последние годы структурные изменения в строительном комплексе республики выявили необходимость продолжения работы по реорганизации системы надзорных органов. С этой целью в январе 1997 года при Министерстве архитектуры и строительства был создан Комитет по надзору за ведением работ в строительстве.

Таким образом, в систему контроля за соблюдением норм и стандартов на всех объектах строительства и ремонта, независимо от форм собственности, назначения и способов строительства, вошли Комитет по надзору за ведением работ в строительстве и органы Госстройнадзора облисполкомов, а также г. Минска (региональные надзорные органы).

Однако практика показала, что эта система оказалась недостаточно совершенной. Региональные надзорные органы, являясь структурными подразделениями обл(гор)исполкомов, административно не подчинялись Комитету. Анализ работы региональных органов строительного надзора выявил негативные стороны сложившейся ситуации. Были установлены факты приемки объектов в эксплуатацию (в частности, жилищного назначения) с низкой строительной готовностью, оформления документации с нарушениями СНБ 1.03.04.-92 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов".

Избежать этих моментов и уйти от влияния местнических интересов (в том числе и сдачи объектов любой ценой) можно было только путем переподчинения региональных надзорных органов, выведя их из структуры исполкомов и подчинив Комитету.

Такая работа по перестройке системы Госстройнадзора проводилась на протяжении 1999 года и завершилась принятием Указа Президента Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. №581 "Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора".

В соответствии с Указом с 5 октября 1999 г. единую систему органов государственного строительного надзора составляют: Комитет государственного строительного надзора (бывший Комитет по надзору за ведением работ в строительстве); инспекции Комитета государственного строительного надзора по областям и г. Минску (бывшие управления, инспекции при обл(горисполкомах).

Вместе с тем реорганизация системы органов Госстройнадзора не повлекла за собой существенных изменений основных функций этих органов. Как и раньше, основными задачами органов Госстройнадзора являются обеспечение эффективного контроля за соблюдением в строительстве требований законодательства РБ, утвержденной проектно-сметной документации, требований нормативно-технической документации, соответствия применяемых материалов, изделий и конструкций проектным решениям.

К сожалению, на требуемый уровень в вопросах качества стройкомплекс республики еще не вышел. Заказчики не в полной мере обеспечивают выполнение своих функций в части осуществления контроля за повышением качества строительной продукции, материалов и изделий. Недостаточна квалификация инженерных кадров, осуществляющих технический надзор за объектами. В подрядных организациях неэффективна работа систем управления качеством.

На низком уровне остается качество выпускаемых строительных конструкций, материалов и изделий. Серьезную озабоченность вызывает и анализ качества разработанной проектно-сметной документации.

Сегодня становится нормой, что некачественно выполненные работы, тем более с браком, должны быть переделаны за счет виновного в нерабочее время, не дожидаясь, когда факт нарушения станет основанием для подготовки документов о наложении штрафа.

Потери, вызванные распылением средств в капитальном строительстве из-за дефектов и недоделок, приводят к последующим непредусмотренным затратам при эксплуатации объектов.

Все это существенно снижает эффективность инвестиций и становится тяжелым бременем для нашей экономики, наших налогоплательщиков.

К необходимости усиления ответственности для юридических и физических лиц, в том числе за нарушения в строительстве, обязывает и Декрет Президента РБ от 4 августа 1997 г. №14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений". Принятие данного документа требует от всех участников инвестиционной деятельности мобилизации сил для его выполнения.

Комитетом совместно с региональными органами Госстройнадзора проводятся выборочные проверки субъектов хозяйствования по выполнению ими указанных в лицензиях особых условий и правил, в том числе и по вопросу качества строительно-монтажных работ. Так, за 9 месяцев 1999 г. в результате проверок выявлено самовольное строительство на 463 объектах. Кроме этого, выявлено 36 107 дефектов на 5502 строящихся объектах.

За нарушения требований нормативно-технической, проектной документации Комитетом государственного строительного надзора и его региональными органами применены экономические санкции по 307 объектам на сумму 16,2 млрд рублей, к административной ответственности за правонарушения в строительстве привлечено 264 должностных лица, применены штрафные санкции на общую сумму 790 млн рублей.

За отчетный период текущего года было проверено 63 подрядных организации. Проверки показали, что субъектами хозяйствования в основном выполняются условия выданных им лицензий. В то же время по итогам проверок 23 субъектам хозяйствования действие лицензий было приостановлено.

По результатам проверки проектных организаций приостановлено действие двух лицензий. В настоящее время Комитетом совместно с Главэкспертизой и институтом "Геосервис" эта работа продолжается.

В ходе проверок качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах строительства жилья на селе выявлено 11 020 дефектов. За нарушения приостановлено строительство на 40 объектах, применено экономических санкций на сумму 1,025 млрд рублей, к административной ответственности привлечено 24 человека, сумма санкций составила 116 млн рублей.

Приведенные факты дают основание говорить о том, что пока еще очень медленно идет процесс перестройки сознания участников строительства на пути реализации условий, при которых предприятия сами становятся заинтересованы в повышении качества своей деятельности (работ, услуг, материалов), как это наблюдается в странах зарубежья.

В целях обеспечения действенного контроля за организационно-правовым порядком в строительстве Комитетом проводится работа по совершенствованию законодательной базы и формированию правового поля деятельности участников строительного процесса.

По инициативе Комитета в 1999 году разработаны и утверждены в установленном порядке: "Положение о заказчике (застройщике) в строительстве", "Положение о порядке выдачи органами Госстройнадзора разрешений на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, капремонта", "Положение о порядке проведения профессиональной аттестации специалистов государственного строительного и технического надзора в строительстве", СНБ "Технический надзор в строительстве. Основные положения".

Таким образом, определены обязанности и ответственность участников строительства. Дальнейшим шагом должно стать конструктивное взаимодействие между работниками органов Госстройнадзора и субъектами хозяйствования, обеспечивающими строительство объектов. Не столько важно выявить правонарушителя, сколько не допустить в процессе строительства отклонений от требований нормативно-законодательных актов. Это возможно только при проведении профилактической работы, направленной на обеспечение четкого взаимодействия субъектов хозяйствования.

В нынешних экономических условиях хотелось бы видеть бульшую эффективность деятельности технического надзора заказчика не только в оценке количества сделанного, но, главное, в достижении высокого качества оплаченного.

Органы Государственного строительного надзора видят свою роль в реализации намерений и усилий заказчиков (застройщиков) и подрядчиков по созданию систем контроля качества, в воспитании понимания и сознания участников строительного процесса о недопустимости отклонений, а тем более нарушений существующего организационно-правового порядка в строительстве.

Александр ГУРИН, начальник отдела методологического и юридического обеспечения Комитета Госстройнадзора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 1999 год в рубрике качество

©1995-2024 Строительство и недвижимость