Архитектура обслуживания формирует облик городов


В наследство от различных исторических периодов нам достались здания и сооружения, достоверно отражающие дух времени своего возникновения. Афинский Акрополь, римский Колизей, "хрустальный дворец" Д. Пакстона, Рейхстаг в Берлине - не просто памятники архитектуры, но и определенные вехи в развитии общества. У перечисленных объектов, кроме их безусловной исторической и культурной ценности, есть еще одна общая черта: все они являются представителями "общественной архитектуры". Именно общественные объекты, а не жилье, не промышленные здания чаще всего становятся памятниками архитектуры. Это неудивительно: в "архитектуру для общества" вкладывается больше сил и средств, так как объекты общественного обслуживания - конфессиональные, административные, торговые и другие - позволяют продемонстрировать мощь государства и подчеркнуть ценности той или иной эпохи.

Конфессиональные объекты часто формируют вокруг себя целые общественные комплексы.

Культовые здания были главными элементами "архитектуры обслуживания", формирующими облик городов.

Архитектура общественного обслуживания имеет богатое историческое прошлое. Так, в странах Западной Европы формирование системы общественного обслуживания происходило под влиянием исторических, социальных и экономических факторов.

Для западноевропейского градостроительства характерны две принципиально различные модели формирования сети общественного обслуживания - линейно-узловая и чисто узловая. Причем первая модель типична для исторических городов, а вторая характерна в основном для теоретических разработок и получила воплощение на практике лишь в немногочисленных "молодых" городах.

В период раннего средневековья единственными центрами материальной и духовной культуры были монастыри. Они представляли собой развитые конфессиональные комплексы, включающие в себя церковь, монастырские постройки, библиотеки, ремесленные мастерские. Обычно монастыри располагались вблизи поселений, а иногда они сами становились причиной возникновения городов.

Позднее основными объектами, имеющими "общественное" значение в средневековых городах, стали замок феодала, собор или церковь, торговый рынок. Когда городам удается получить право на самоуправление, перечень объектов общественного назначения пополняется ратушей. Как правило, ратуша возводилась на центральной площади города.

Иногда под ратушу переоборудовались жилые дома. После получения городами права на самоуправление резко активизируется торговля, что выражается в строительстве новых торговых зданий. В этот же период (начиная с XIV века) в городах впервые начали строить детские приюты и больницы.

Изначально все эти объекты размещались компактно, в едином центре. По мере роста городов появлялись новые точечные "под"-центры - строились новые церкви, при въездах в города возникали новые рынки-"ловушки". Монастырские комплексы, располагавшиеся, как правило, за пределами городской черты, представляли собой своеобразные полифункциональные общественные центры. Они включали в себя монастырскую церковь, кельи вокруг двора, дом настоятеля-аббата, школу, больницу, хозяйственные постройки.

Развитие системы общественного обслуживания в средневековых западноевропейских городах во многом "обязано" развитию торговых и ремесленных отношений. Традиция к совмещению в одном и том же здании функции жилья и обслуживания (зачастую в нижних этажах зданий размещались торговые лавки, ремесленные мастерские, а в верхних этажах проживали владельцы этих объектов) послужила толчком к появлению целых торгово-ремесленных улиц, которые стали связующими звеньями между основными общественными центрами. Рынки и другие торговые объекты наряду с конфессиональными, гражданскими и дворцовыми центрами "цементировали" раздробленную структуру средневековых городов, связывая ее в единое целое.

Чисто узловая модель общественного обслуживания в западноевропейском градостроительстве - плод идей более позднего времени. Так, например, одним из первых "проектов", где была выдвинута идея централизованного общественного обслуживания, был замысел идеального поселения английского социалиста-утописта Р. Оуэна. Идеальное поселение на 2000 жителей, основанное на принципах Р. Оуэна и спроектированное по заданию автора архитектором С. Уайтвеллом, представляло собой замкнутый квартал, в центре которого располагался общественный двор-сквер со зданиями столовой, школы, библиотеки, зала заседаний и других учреждений общественного назначения.

Сходная идея содержится и в проекте "города эпохи гарантизма", разработанного французским утопистом Ш. Фурье. Согласно данному проекту, идеальный город делится на три концентрические зоны - коммерческий центр, промышленную и сельскохозяйственную зону. Все функции общественного обслуживания концентрируются в коммерческом центре.

Очередной всплеск идей по поводу устройств городов в целом и проектирования в них системы общественного обслуживания в частности произошел во второй половине XIX - начале XX века, когда хаотический рост городов, и особенно их промышленных зон привел к возникновению ряда острых планировочных, социальных и санитарно-гигиенических проблем. Так, идея города-сада, выдвинутая английским экономистом Говардом, содержала в себе предложения по организации общественной жизни путем создания развитой сети общественного обслуживания.

Тема общественного обслуживания нашла свое отражение и в проекте "Промышленного города" французского архитектора Т. Гарнье, где к северу от жилой зоны предусматривалось создание сети оздоровительных учреждений (больниц, санаториев, домов отдыха), отделенных от городской застройки "зеленым поясом".

В начале XX века существенно расширилась типология общественных зданий, дополнившись такими объектами, как торговые пассажи и универмаги, здания торговых фирм и банков, большепролетные выставочные павильоны и т. д. В это же время появились идеи, касающиеся централизованного проектирования объектов общественного обслуживания во вновь строящихся жилых районах.

Тенденция к созданию сложных, многофункциональных, комбинированных зданий, ярко проявившаяся в западноевропейской архитектуре в 70-х годах нынешнего века, вызвала к жизни так называемые "гипермаркеты" - общественные центры, объединяющие под крышей одного здания различные обслуживающие функции, начиная от торговли, и заканчивая отдыхом и развлечением.

Типология объектов, входящих в состав системы общественного обслуживания, чрезвычайно широка, что обусловлено высоким уровнем урбанизации и некоторыми другими факторами. В крупных городах весомую роль играет группа объектов деловой функции (банки, офисы различных компаний и т. д.). К этой группе примыкают и не столь многочисленные объекты управления.

Большое развитие получила индустрия торговли и общественного питания. В ее состав входят как укрупненные объекты (гипермаркеты, многоуровневые торговые центры, включающие не только торговлю, но и сопутствующие функции), так и "дисперсные" малые объекты (специализированные магазины, бутики, рестораны, кафе и т. д.), как правило, расположенные вдоль наиболее оживленных пешеходных и пешеходно-транспортных улиц.

Объекты просвещения и здравоохранения в основном группируются в отдельно выделенных зонах, зачастую вынесенных за пределы городского центра и так называемых "спальных" районов.

Исключение составляют крупные исторические объекты, давно обосновавшиеся на территории городского центра (например, Сорбонна в Париже), и малые объекты, дисперсным образом внедренные в структуру городских центров или жилых образований (например, частные врачебные практики, специализированные обучающие центры для взрослых и т. д.).

Номенклатура объектов культуры в западноевропейских городах чрезвычайно широка. Варианты их градостроительного решения и архитектурного оформления чрезвычайно многообразны, начиная от приспособления исторических культовых зданий под новые общественные функции и заканчивая выделением больших новых территорий под объекты культуры (например, этнографические деревни, музейные комплексы под открытым небом и т. д.). Особого внимания заслуживает экспозиционная группа объектов культуры. В последние годы большое развитие получило строительство крупных выставочных комплексов, которые могут располагаться как в пределах городской черты ("Messe Berlin" в Берлине), так и за ее пределами ("Messe Muenchen" в Мюнхене). Такие объекты не только зачастую представляют собой "находки" в области архитектурных и конструктивных решений, но и ярко иллюстрируют тенденцию превращения специализированных общественных центров в центры полифункциональные (если выставочные комплексы функционируют круглогодично, они постепенно "обрастают" сопутствующими обслуживающими объектами - гостиницами, супермаркетами, ресторанами и т. д.).

Особую роль играет группа конфессиональных объектов. Хотя они уже не имеют такого доминирующего значения в планировочной структуре городов, как, допустим, в средние века, конфессиональные объекты зачастую формируют вокруг себя целые общественные комплексы.

Индустрия отдыха и развлечений также получила широкое развитие в западноевропейских городах. Объекты такой функциональной направленности могут размещаться как на специально выделенных территориях, вынесенных за пределы городской черты (например, Диснейленд в Париже), так и размещаться дисперсным образом, создавая целые "кварталы развлечений" в границах городских центров или на других привлекательных с коммерческой точки зрения городских территориях. К этой же группе можно отнести и объекты туризма, инфраструктура которых постоянно расширяется.

Объекты спорта, как правило, образуют отдельные функциональные зоны, находящиеся за пределами городской черты, но имеющие хорошие транспортные связи с центром и всеми городскими районами.

Объекты общественного обслуживания (причем не только исторические) и по сей день являются "визитными карточками" многих городов. Не исключено, что открывая для себя новый город, вы сохраните в своей памяти прежде всего творения "архитектуры для общества".

Ариф АЛЬ-АВИ, магистр архитектуры, аспирант БГПА
Светлана ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость