Продолжится ли проект?


На страницах "СиН" четыре месяца назад (№19) мы информировали читателей о проекте оказания консультационной поддержки малым и средним строительным предприятиям в рамках программы немецкого правительства "Трансформ"(Transform) по поддержке реструктуризации предприятий Восточной Европы. Главная идея - предоставить частным строительным предприятиям РБ возможность получения консультативных услуг в технической и экономической областях строительства, адаптировать немецкий опыт к современным экономическим условиям Беларуси. Основными темами консультирования являются: улучшение организации строительных участков; корректирование процедур сдачи-приемки строительных работ; улучшение качества на строительном участке; оптимизация организационной структуры; калькуляция затрат; менеджмент ликвидности; маркетинг.

Исполнителями задач проекта в 1999 году, как и в 1998, являются эксперты немецкой консалтинговой компании "КонсалтТим", представительство которой было открыто в Минске в 1993 году, в сотрудничестве с белорусскими консультантами. Публикация вызвала интерес у белорусских компаний (четыре выразили желание присоединиться к проекту) и даже у российских. Благодаря организаторским усилиям главы представительства в Минске г-на Пармона деятельность в рамках проекта отличается стабильностью и качеством как организации работы, так и оказываемых услуг.

Можно ли сегодня говорить о каких-то промежуточных результатах? Надо сказать, что этот вопрос интересует не только вас, дорогой читатель: 8 сентября, в преддверии обсуждения государственного бюджета на 2000г., Минск посетила г-жа Хорн, инспектор Минэкономики Германии по странам Восточной Европы, с целью контроля выполнения проекта. Ее сопровождали не менее значительные лица - г-н Бек, представитель Кредитного ведомства реконструкции и развития ФРГ, г-н Мильднер - первый секретарь посольства ФРГ и руководитель координационного бюро KfW в Минске, а также г-жа Домбровская, сотрудник координационного бюро. В ходе своего визита г-жа Хорн инспектировала не только работу "КонсалтТим", но и деятельность других немецких экспертов в Беларуси, на Украине и в России.

Чтобы представление о работе консультантов было более наглядным, делегацию пригласили на отчетную презентацию в ОАО "Минскэнергострой" - строительное предприятие республики, вошедшее в проект весной этого года. Помимо экспертов, в презентации принимали участие руководящие работники ОАО "Минскэнергострой", глава представительства "КонсалтТим" г-н Пармон и гость из Нижнего Новгорода, директор по развитию ООО "Евродом" г-н Шуманов, прибывший в Минск с целью переговоров о возможности сотрудничества с "КонсалтТим".

Предваряя отчеты своих белорусских коллег, г-н Аренс, представитель немецких экспертов, технический консультант при НИПТИС, изложил концепцию консультирования, разработанную для ОАО "Минскэнергострой" и принятую предприятием. ОАО "Минск-энергострой" - предприятие, имеющее богатейший опыт, репутацию надежного партнера и высококвалифицированных работников, будучи приватизированным, тем не менее столкнулось с типичными проблемами экономической самостоятельности: после выделения из концерна в 1995 году объем выполненных за год работ не увеличивался, сокращалось количество занятых.

Первым шагом сотрудничества стало изучение состояния предприятия - определение его сильных и слабых сторон, ситуационный анализ положения предприятия на рынке строительных подрядных услуг, эффективности организационной структуры. Основными сферами, где нужна была консультационная поддержка, оказались менеджмент, маркетинг и финансовый анализ. Вырисовывались и задачи: реорганизация структуры фирмы и внутрифирменных процессов, приобретение ноу-хау для эффективной работы с зарубежными строительными материалами, улучшение организации планирования хода строительства, совершенствование калькуляции себестоимости и финансово-учетной системы, исследование рыночных возможностей и освоение новых сфер деятельности.

Все выделенные направления работы были подразделены на более мелкие задачи, для выполнения которых были сформированы рабочие группы. В состав каждой группы, в зависимости от требуемой компетенции, входили один немецкий консультант (технического или экономического профиля), один-два - белорусских и два-три работника из управленческого аппарата ОАО "Минскэнергострой". Всего было сформировано 16 рабочих групп. В ходе внутригрупповых дискуссий были определены конкретные шаги по преодолению проблем. Директор предприятия г-н Дубинин с энтузиазмом отнесся к такой форме работы и принимал участие в работе групп.

На первом этапе консультирования активно прорабатывались вопросы маркетинга, организации финансовых потоков, реорганизации структуры управления, компьютеризации управленческих и информационных процессов. В ходе консультаций выяснилось, что работа групп требует тесной координации и оперативного реагирования. Так, группа по маркетингу поддерживала работу группы побочного производства, в свою очередь используя информационную поддержку групп материального снабжения и калькулирования затрат. Группа по компьютеризации увязывала свою работу с группой по реорганизации управления и поддерживала в свою очередь работу группы калькулирования затрат.

От группы белорусских экспертов с отчетом выступили два консультанта - консультант по маркетингу г-жа Глазкова и консультант по организационной структуре и бизнес-планированию г-н Уваров.

Г-жа Глазкова представила концепцию маркетинга для ОАО "Минскэнергострой" и рассказала о практическом осуществлении запланированных мероприятий, их результатах. По мнению консультанта, на таком сравнительно крупном предприятии невозможно сразу внедрить маркетинг в полном объеме, прежде всего по объективным психологическим причинам. Поэтому надо начинать с простых шагов, наглядных примеров и проводить преобразования там, где менее всего возможен риск убытка, с другой стороны - где и не требуется значительных первоначальных вложений. Например, с коммерциализации побочной деятельности: в данном случае - растворно-бетонного производства.

Другое важное направление маркетинга на первоначальном этапе - помочь предприятию самоидентифицироваться на рынке. Для этих целей было принято решение проводить продвижение торговой марки предприятия, определены мероприятия промоушн и паблик рилейшнз, стратегия рекламы. Особое внимание было уделено разработке фирменного стиля: был даже организован конкурс среди студентов-дизайнеров БАИ и БУК для сбора интересных идей.

Третья часть плана маркетинга на первоначальном этапе включала в себя тренинги по различным технологиям обеспечения маркетинга (маркетинг баз данных, телемаркетинг и т.д.).

Г-н Уваров в своем выступлении представил новую схему организационной структуры предприятия. Основной идеей его предложений стало увеличение пространства для принятия решений для первых помощников директора, передачи им части директорских полномочий, более четкое разделение функций и ответственности. Для этого управление, как предполагается, должен осуществлять совет директоров, отделенный от собственно среднего звена. К примеру, вместо традиционной должности главного инженера предложена должность директора по производству, что выделяет производственную деятельность предприятия в определенное стратегическое хозяйственное подразделение.

Такая организационная структура лучше соответствует и новой модели организации учета на предприятии, который в отличие от традиционного бухгалтерского учета, где сбор информации подчинен одной цели - отчитаться перед внешними контролирующими органами (типа налоговой инспекции), получил название управленческого или аналитического учета. А организация такого учета - контроллинг. По сути, это формирование и управление соотношением "цель - средства" на предприятии и контроль его состояния в любой момент времени.

Особое место в данной системе учета занимает учет издержек - отдельно по хозяйственным подразделениям, видам продукции, строительным объектам. Исходя из полученной информации, предприятие должно делать выводы, какое подразделение приносит большую прибыль, чтобы из полученных доходов восстанавливать ресурсы именно в тех местах, где деньги зарабатываются. И если "количество" власти распоряжения ресурсами по управленческой пирамиде уменьшается при движении сверху вниз, то наполнение ресурсов по этой же пирамиде должно двигаться напротив - снизу вверх. Эту мысль г-н Уваров проиллюстрировал остроумным рисунком, судя по которому премия директору выплачивается в последнюю очередь.

Г-н Дубинин, энергичный директор ОАО "Минскэнергострой", в своем выступлении дал оценку работе экспертов, постановке процесса консультирования, значимости проекта для белорусских строительных предприятий. В частности, он сказал, что участие в проекте позволило руководству предприятия оценить свои слабые стороны, осознать резервные возможности, воспринять современный подход к управлению. Есть и материальные результаты. Например, реализация продукции собственного бетонного производства возросла в среднем на тридцать процентов. Осуществляется постепенное формирование новой структуры управления. Приобретена дополнительная компьютерная техника, началась автоматизация отдела технической документации, подготовка к созданию баз данных. Сделаны необходимые вложения в приобретение транспортных средств для организации поставок заказчикам.

Г-жа Хорн, задав несколько вопросов выступающим, важнейшим из которых был вопрос о возможности частичной оплаты белорусскими участниками услуг консультантов или их транспортных и других производственных расходов, высказала свою удовлетворенность по поводу проекта и предположила, что он, возможно, будет продолжен и в следующем году. Окончательное решение будет принято после обсуждения полученной информации в Министерстве экономики ФРГ.

Белорусские предприятия-участники, однако, уже строят свои планы. Так, ОАО "Минскэнергострой" считает, что на втором этапе консультирования возможно решение таких проблем, как оптимизация процессов на строительном объекте, организация предварительных приемок строительных работ с учетом немецкого опыта, внедрение системы менеджмента затрат и проведение учебы мастеров, прорабов, бригадиров с целью повышения качества производства строительных работ.

Людмила ГОРБАЧЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость