Прибыль: в защиту цели, оправдывающей средства


Продолжение. Начало в N№24.

Экономическая теория: есть вот такое мнение...

Особенностью прибыли в условиях цивилизованного рынка является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Известно, что прибыль предприятия представляет собой разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками. Но различают бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль. И различие между ними в практике предприятия колоссальное.

Под бухгалтерской прибылью понимается разность между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками предприятия.

Рассчитанная подобным способом прибыль превышает реальную величину на сумму стоимости затрат собственных ресурсов предприятия (неявных издержек), использованных в своем производстве. Между тем, их размер может оказать решающее влияние на принятие решения о целесообразности продолжения деятельности в данной отрасли производства. Так, если бухгалтерская прибыль не возмещает имплицитных издержек, то предприниматель может выйти из бизнеса и предоставить принадлежащие ему ресурсы и свои услуги по управлению другому предприятию. Поэтому каждое предприятие должно стремиться получать такой доход от производственно-хозяйственной деятельности, который превышал бы его экономические издержки.

При экономическом подходе учитываются явные и вмененные издержки производства и вводится понятие "чистая экономическая прибыль": разница между совокупным доходом фирмы и "экономическими издержками". Чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек, представляет собой экономическую прибыль. Эту мысль можно проиллюстрировать формулой:

ЭП р = ВД - БИ - НИ,

где ЭП р- экономическая прибыль; БИ -бухгалтерские издержки; НИ - неявные издержки.

Таким образом, предприятие получает экономическую прибыль, когда его валовый доход превышает сумму явных бухгалтерских и неявных издержек, т. е. ВД > (БИ + НИ).

По мнению доктора экономических наук И. М. Лемешевского, должно учитываться и использование "предпринимательства" как особого фактора производства (Лемешевский И.М. Теория национальной экономики. Часть 2: Микроэкономика.). Чтобы сохранить заинтересованность предпринимателя в избранной деятельности, нужно в издержки производства (в экономическом смысле) включать "нормальную прибыль" или предпринимательский доход. В случае, когда валовый доход равен экономическим издержкам (ВД = ЭИ), т. е. экономическая прибыль равна нулю, предприятие все же получает нормальную прибыль. Это неявные издержки, обусловленные использованием собственных ресурсов предприятия, т. е. прибыль, которую владельцы могли бы получить, вложив свои ресурсы (человеческие в том числе - например, работоспособность, активность, интуицию, настойчивость, управленческий талант, то есть все то, что экономически учесть невозможно) в альтернативное предприятие.

Экономическая теория подчеркивает различие в содержании прибыли, формируемой на предприятии, в зависимости от периода его хозяйствования. Так как оптимизационные модели управления формированием, распределением и использования прибыли еще не разработаны в нашей экономической науке в достаточной степени, мы остановимся на изложении модели ее максимизации.

Для того, чтобы достичь максимальной прибыли в достаточно короткий период, необходимо сопоставить валовой доход и валовые издержки, предположив, что цена постоянная. Западный опыт предлагает такие исходные правила краткосрочного поведения предпринимательской фирмы:

- следует осуществлять производство, если фирма может получать прибыль , так же целесообразно осуществлять производство, если валовой доход покрывает постоянные издержки, а сами убытки меньше, чем ее постоянные издержки;

- в краткосрочный период предпринимательская фирма должна производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Используя абстрактный график, можно показать, как, наращивая экономическую активность, предприятие с ростом продаж постепенно уменьшает убытки. При объеме продаж Q = 4 последние исчезают, затем появляется прибыль. Прибыль увеличивается до Q = 8, а затем ее масса постепенно снижается вплоть до достижения второй критической точки объема производства. Далее - снова убытки.

Если фирма не получает прибыль, то возникает вполне понятное стремление свернуть производство или покинуть данный вид бизнеса вообще. Но есть и другие решения. Можно отказаться на время от идеи получать прибыль, но работать без убытков. Уменьшение убытков - это приближение к "первой критической точке".

Предпринимательская фирма будет минимизировать убытки или максимизировать прибыль, производя строго в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. ( Специальный термин экономической теории, описывающий дополнительные издержки, связанные с производством каждой последующей дополнительной единицы продукции. Иллюстрирует закон убывающей отдачи факторов производства. Например, при увеличении числа занятых работников, когда постоянные издержки неизменны, производительность труда начинает падать, вызывая соответственно рост средних издержек на производство).

Максимум прибыли достигается в точке Q = 8. При Q = 7 предприятие теряет часть прибыли. При Q = 9, предприятие уже сталкивается с убытками и есть смысл сократить производство.

В целом же, выгоднее производить убыточно некоторый объем продукции, нежели вообще ничего не производить. В данной ситуации фирма не получает прибыль. Однако сумма убытков сведена до минимума. Таким образом, при определении стратегии в краткосрочный период фирма может минимизировать потери по линии компенсации постоянных издержек. Она может мириться с убытками, сводя их до минимума, рассчитывая поправить дела на долговременном этапе.

В долговременный период предпринимательская фирма обязана учитывать ряд новых обстоятельств:

- число фирм может резко увеличиться или уменьшиться, что сопровождается соответствующим изменением рыночного предложения;

- каждая фирма имеет возможность не только выйти из обозначенного бизнеса, но и расширить его за счет наращивания производственных возможностей с учетом достигнутого масштаба производства.

Наука управления: два подхода к прибыли, или все же "два в одном"?

Для того, чтобы понять сущностное значение прибыли для экономики предприятия, нам необходимо оценить ее с позиций менеджмента как науки об эффективном управлении.

Тот, кто управляет, должен ставить определенные цели, разрабатывать мероприятия по их реализации, а также сознательно ориентировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия на их реализацию. Цели представляют собой будущее состояние предприятия, которого хотят достичь или к которому стремятся, поэтому постановка целей играет центральную роль во всех управленческих решениях.

В постановке целей проявляется либо производственно-хозяйственное, либо финансово-экономическое мышление руководителя. Различие между ними прекрасно обосновано в книге В. Анташова и Г. Уваровой "Экономический советник менеджера", которых я позволю себе процитировать:

"Производственно-хозяйственное мышление ориентировано на конкретные блага (ресурсы, продукты, услуги). В отделе снабжения оно должно проявляться в стремлении к оптимизации цен ресурсов и их качества (минимизация издержек). С технической точки зрения - в стремлении к лучшей производительности в использовании ресурсов. В производстве - в комбинации применяемых ресурсов и выборе технологии с минимальными издержками. В отделе сбыта должен, соответственно, действовать принцип максимизации доходов (выручки от продажи продуктов). Иначе говоря, производственный подход сориентирован на активы предприятия, его имущество (ресурсы). Следовательно, производственно-хозяйственное мышление предполагает соблюдение принципа эффективности, который сориентирован на оптимизацию издержек и максимизацию выручки от реализации продукции. Из этого требования вытекает цель необходимой прибыли. При этом эффективность производства служит средством достижения прибыли и измеряется как в количественном (производительность ресурсов), так и в стоимостном выражении (эффективность издержек).

Финансово-экономическое мышление, напротив, ориентировано на капитал предприятия, представленный в пассиве баланса как сумму его задолженности перед инвесторами, и предполагает, прежде всего, сохранение достаточной рентабельности при соблюдении дополнительных условий: ликвидности и независимости предприятия. Финансово-экономический подход к предприятию связан с измерением полученной прибыли, а затем уже и с ее распределением".

Таким образом, цели предприятия как хозяйственной организации можно рассматривать в трех аспектах: 1) производственные (такие, как снабжение, складирование, производство и сбыт); 2) финансовые (такие, как ликвидность, инвестиции, финансирование); 3) экономические (такие, как оборот, прибыль, рентабельность).

Производственные и финансовые цели как хозяйственные материальные цели образуют предметную область хозяйствования предприятия. Прибыль и ее формы выражения отражают результаты хозяйственной деятельности при реализации материальных целей. Прибыль является индикатором успеха предприятия.

Сохранить (гарантировать) существование предприятия в долгосрочной перспективе можно при соблюдении двух условий. Первое состоит в сохранении и увеличении потенциала предприятия (факторов производства), второе - в гарантии ликвидности, т.е. нужно постоянно оставаться платежеспособным, соблюдать принцип финансового равновесия.

В стоимостной форме потенциал предприятия (его имущество) представляет инвестированный капитал, как собственный, так и заемный. Привлечь необходимый капитал могут только те предприятия, которые имеют прибыль или по меньшей мере умеют ее зарабатывать. Поэтому в рыночном хозяйстве предприятия руководствуются, как правило, принципом зарабатывания прибыли. Смысл и содержание этого принципа состоит в зарабатывании дохода для инвесторов, предоставивших необходимый для предприятия капитал . Поэтому главной целью предприятия является прибыль и рентабельность.

Если производственный подход нацелен на получение абсолютной прибыли, то финансово-экономический не ограничивается определением абсолютной или относительной прибыли (рентабельности затрат или рентабельности продукции), а оценивает прибыль по отношению к применяемому капиталу.

Представление о целях предприятия будет неполным, если не оговорить два других дополнительных условия или ограничения главной цели предприятия, а именно: стремление к безопасности и стремление к независимости. Эти ограничения имеют значение в период становления самостоятельности предприятия, и игнорировать их было бы неправильно.

Понятия "негосударственное предприятие" и "абсолютная гарантия или безопасность" взаимно исключают друг друга. Деятельность таких предприятий всегда связана с риском. Стремление к безопасности означает попытку снизить риск самостоятельного хозяйствования. Пренебрежение безопасностью или гарантией сохранения дохода или капитала может привести к снижению рентабельности или даже к убыткам. Поэтому стремление к безопасности можно рассматривать как дополняющую цель предприятия. Оно связано в большей мере с производственно-хозяйственной деятельностью. Чаще всего риск возникает в связи с инвестициями и финансированием.

С возрастанием готовности рисковать возрастает и предпринимательская прибыль, особенно в том случае, если предприятие страхует этот риск определенными мерами и способно нести его издержки. Определить грань риска, за которой начинается падение рентабельности, довольно трудно.

Последнее ограничение или дополнительное условие в системе финансово-экономических целей предприятия - сохранение независимости от инвестора. Возрастающее влияние инвестора является "ценой" за улучшение структуры капитала предприятия. При наличии внешнего инвестора (особенно зарубежного) нередко возникает конфликт между стремлением к независимости и другими финансово-экономическими целями (например, рентабельностью). Существуют определенные границы этого конфликта, т.е. превышение некоторой меры вмешательства инвестора может негативно повлиять на рентабельность в результате диктата цен и ограничения роста производства, которое может исходить от основного инвестора (в том числе, и от государства как внешнего инвестора).

В кризисных ситуациях абсолютное предпочтение перед другими целями отдается сохранению платежеспособности и восстановлению финансового равновесия предприятия.

Если при принятии управленческих решений важнее всего окажется стремление к независимости, то предприятие может отказаться от расширения мощностей и возможного увеличения прибыли, посчитав, что цена возрастающего влияния инвестора слишком велика. Другие предприятия (предприниматели), напротив, проявляют высокую готовность к риску, а безопасности и ликвидности не придают особого значения.

От имени разумного прагматизма ставим точки над "i".

Известный американский профессор менеджмента Питер Друкер считает, что "любая экономическая задача решается в трех измерениях: 1) сегодняшний бизнес следует сделать эффективным; 2) его потенциал должен быть выявлен и реализован; 3) это должно быть сделано для иного бизнеса, который будет существовать в ином будущем". Эти задачи неразделимы. И должны выполняться одновременно, уже сегодня. Они должны быть выполнены в пределах той же организации, с тем же штатом сотрудников, с теми же знаниями, средствами и в рамках того же предпринимательского процесса. Будущее не делается завтра - оно делается сегодня и в основном при решении задач сегодняшнего дня. Настоящее влияет на будущее, и наоборот, то, что делается для будущего, прямо влияет на настоящее. Задачи пересекаются. Они требуют единой стратегии. В противном случае их невозможно выполнить.

Для того чтобы решить какую-либо из этих задач, не говоря уже о том, чтобы решить их все вместе, требуется понимание бизнеса как экономической системы, ее способности к эффективному функционированию и взаимосвязей между доступными ресурсами и возможными результатами.

На самом деле все сложные проблемы предприятия сводятся к двум группам обобщений: одна связана с результатами и ресурсами бизнеса, а другая - с затрачиваемыми усилиями.

Первое. Ни результаты, ни ресурсы не существуют внутри самого бизнеса. Они существуют за его пределами. Внутри бизнеса нет никаких центров сосредоточения прибыли, существуют только центры сосредоточения затрат. Единственное, что можно сказать с определенностью о любой деловой активности, как в инженерной области, так и в области торговли, производства или учета, - это то, что она требует усилий и, следовательно, затрат.

Результаты зависят не от кого-то, кто находится внутри бизнеса, и не от чего-то, находящегося под его контролем. Они зависят от находящегося за его пределами покупателя в условиях рыночной экономики и от политической власти в условиях контролируемой экономики.

Действительно, бизнес можно определить как процесс, который превращает внешние ресурсы во внешние результаты - экономические ценности.

Второе. Результаты достигаются путем использования благоприятных возможностей, а не путем решения проблем. При решении проблем вы можете надеяться только на восстановление прежнего состояния. В лучшем случае - на устранение ограничений бизнеса в достижении результатов. Желаемые результаты должны приходить как следствие использования благоприятных возможностей.

Поэтому, третье. Для получения результатов ресурсы должны быть направлены на использование благоприятных возможностей, а не на решение проблем. Экономисты много говорят о максимизации прибыли в бизнесе. И все же прибыль не является первоочередной целью и выполняет функции общего ограничителя для хозяйственной деятельности, ниже которого она теряет смысл, но не выступает как единственный критерий эффективности. Прежде всего нужно стремиться к максимизации благоприятных возможностей. Главное не то, как вести дела, а как находить нужные дела и концентрировать на них ресурсы и силы.

На развитых цивилизованных рынках получение прибыли - это награда за уникальный или, по крайней мере, внушительный вклад в значимую область рынка; а какая область является значимой, решает потребитель. Прибыль может быть получена путем обеспечения рынка товаром, который признан ценностью, при условии, что люди готовы платить за эту ценность. А ценность всегда предполагает дифференциацию лидирующего положения.

Это не означает, что бизнес должен быть гигантом в определенной области промышленности или первым в производстве какого-либо товара, первым на каком-либо рынке или обладать передовой технологией. Большой бизнес - не то же самое, что лидирующее положение. Во многих отраслях промышленности крупнейшая компания отнюдь не является самой прибыльной, так как ей приходится производить товары, снабжать рынки или использовать технологии, с помощью которых невозможно достичь заметного и тем более уникального результата. Сосредоточившись на одном сегменте рынка, одном классе покупателей или на одной сфере применения данной технологии, можно добиться чистого лидерства.

Это может быть лидерство в производстве какого-либо товара или лидерство в техническом обслуживании товаров, в их распространении или в способности компании превращать идеи в товары, которые продаются на рынке быстро и имеют низкую себестоимость.

Ни одна лидирующая позиция не является чем-то большим, чем временным преимуществом. Знаменитая теорема Шумпетера доказывает, что прибыль может быть получена только в результате преимущества, которое имеет инновация, и поэтому исчезает, как только инновация превращается в рутину.

В экономике, как и в природе, энергия всегда имеет тенденцию к рассеиванию. От лидерства бизнес движется к посредственной позиции, а от посредственной позиции к минимальной эффективности. Результаты всегда перемещаются от прибыли к вознаграждению, которое в лучшем случае покрывает расходы на содержание бизнеса. Задача руководителя - сфокусировать бизнес на возможностях, а не на проблемах, возродить лидерство и противостоять тенденции к скатыванию на посредственную позицию, заменить инерцию новым направлением движения. .

Деловое предприятие это не природное, а социальное явление. В социальных явлениях события не распределяются в соответствии с нормальным законом распределения, как описывает кривая математика Гаусса.

В социуме очень небольшое количество событий, располагающихся в области одного экстремума, - от 10 до максимум 20% - вызывают 90% результатов, в то время как наибольшая часть событий вызывает 10 или менее 10% результатов. Это справедливо для ситуации на рынке: горстка крупных покупателей из многих тысяч дает основную массу заказов, очень небольшое количество продуктов из сотен наименований дает основной объем продаж и т. д. Это справедливо и для заводского производства - небольшое количество наименований из всей номенклатуры производимых товаров дает наибольший объем реализации продукции, и для исследовательской работы - несколько человек из всей лаборатории создают важнейшие инновации.

Это означает, во-первых: 90% результатов вызывается 10% событий, 90% затрат ложатся на оставшиеся и не приносящие результата 90% событий. Другими словами, между результатами и затратами существует обратная зависимость. Экономические результаты прямо пропорциональны доходу, в то время как затраты прямо пропорциональны количеству деловых операций.

Во-вторых, ресурсы и усилия будут нормально распределяться между 90% событий, которые практически не дают результатов. Они будут распределяться скорее по множеству событий, чем по результатам, Фактически наиболее дорогие и потенциально продуктивные ресурсы (например, высококвалифицированные кадры) распределяются хуже всего.

Большинство полагает, что доходный поток идет в расходный, который затем в свою очередь возвращается обратно в доходный поток. Но это не замкнутый круг. Очевидно, что доход дает необходимые средства для расхода. Но до тех пор, пока руководство не будет постоянно направлять усилия на проведение мероприятий, способствующих получению дохода, расходы будут распределяться на бесполезные действия, на суету, и тогда в отношении усилий и затрат, так же, как и в отношении ресурсов и результатов, бизнес будет приобретать тенденцию к рассеиванию энергии.

Следовательно, бизнес нуждается в постоянной переоценке и переориентации, и эта потребность наиболее велика там, где меньше всего предполагается: при обеспечении эффективности бизнеса. Именно в настоящем времени предприятие должно быть эффективным. В настоящем времени требуется наибольшая активность. Тем не менее, на большинстве предприятий существует опасная тенденция к латанию старой одежды, а не к созданию моделей завтрашнего дня.

Концентрация - ключ к реальным экономическим результатам. Для достижения экономических результатов менеджеры должны концентрировать свои усилия даже на мельчайших товарах, услугах, покупателях, рынках, каналах сбыта, конечных пользователях и т. д., которые дадут наибольший доход. Необходимо свести к минимуму количество внимания, уделяемого товарам, которые требуют больших затрат на том основании, например, что объем их производства слишком мал.

Важно, чтобы усилия сотрудников фирмы концентрировались на малом количестве действий, способных дать значительные результаты.

Эффективный контроль над затратами требует такой же концентрации на тех нескольких участках, где улучшение распределения затрат принесет наибольшую отдачу в эффективной работе всей организации и в результативности, т. е. на тех участках, где относительно небольшое увеличение эффективности проводимых мероприятий принесет большое увеличение экономической эффективности всего бизнеса.

Наконец, человеческие ресурсы должны быть сконцентрированы на нескольких главных благоприятных возможностях. Это особенно справедливо в отношении высококвалифицированных кадров, посредством которых знания становятся эффективной силой. И прежде всего это справедливо для дефицитнейшего, самого дорогого, но также потенциально самого эффективного из всех человеческих ресурсов, существующих в бизнесе, - для управленческого таланта.

Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА, маркетолог


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость