Прибыль: в защиту цели, оправдывающей средства


Прибыль - одна из основных категорий современной экономической науки. Известная с древнейших времен, в последние годы она получила новое содержание, причем не только для отечественных экономистов, воспитанных на понимании прибыли в изложении "Капитала" К. Маркса, но и для зарубежных бизнесменов, воспитанных в духе рыночной экономики. Акцент понимания прибыли переместился: если ранее прибыль рассматривалась как основное устремление и частное дело участников рынка, то к концу 90-х годов ей отводится макроэкономическая роль главной движущей силы рыночной экономики, обеспечивающей интересы не только собственников и персонала предприятия, но и государства.



Так ли просто ее сегодня получить? По мнению некоторых западных экономистов, никогда ранее не было так трудно получать чистую прибыль, как теперь. Дело даже не в том, что современный бизнес и его взаимоотношения с государством очень сложны. За какие-то полувека темп изменения условий хозяйственной деятельности вырос в десятки раз. Процессы монополизации и изменения экономической политики государства в сторону все большего регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в отношении прибыли подтолкнули западных экономистов к утверждению, что для предприятий по большому счету цель получения прибыли сменилась целью достижения определенного уровня конкурентоспособности.

Несмотря на всю свою кажущуюся простоту, дефиниция "прибыль" сегодня в определенной степени расплывчата и требует большей строгости определения. Например, сегодня не только у белорусских хозяйственников, удрученных инфляцией и нормированием ценообразования, возникает чувство, что бизнес требует все больших вложений, не оставляя ничего в виде чистой прибыли самому предпринимателю. Наиболее экстремальные высказывания практиков сводятся к тому, что не существует никакой другой реальной прибыли, кроме чистого дохода, что "общая балансовая прибыль" - обманчивое понятие, придуманное бухгалтерами с целью большей презентабельности балансовых отчетов. Только чистая прибыль определяет ценность какого-либо бизнеса. В действительности система получения прибыли является системой прибыли и убытков: настоящую прибыль получают способные, а остальные - убытки.

Отечественная наука пока не может дать ясное определение понятию "прибыль". Господствовавшее в учебной и научной литературе бывших социалистических стран Марксово определение прибыли как модифицированной прибавочной стоимости сегодня даже не подвергается критике. Не вдаваясь в подробности, заметим лишь, что выведение природы прибыли из частной собственности, эксплуатации и неоплаченного прибавочного труда наемных рабочих, предпринятое Марксом, не нашло подтверждения временем. Нынешняя экономическая теория, которая преподается и в белорусских высших учебных заведениях, трактует прибыль как доход от использования четырех факторов производства (а не трех, как у Маркса) - труда, земли, капитала и предпринимательства как особого фактора.

Прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.

В то же время прибыль - понятие не однозначное. Так, нормальную прибыль можно рассматривать как элемент внутренних издержек: она есть та минимальная плата за предпринимательский талант и работоспособность, которая удерживает предпринимателя именно в данной сфере бизнеса. Сегодня такая концепция принята и отечественной экономической наукой, хотя и не служит практике государственного управления.

Большинство наших экономистов по-прежнему отмечает, что целью предпринимательской фирмы является максимизация прибыли. Однако в действительности современная западная экономическая литература предлагает варианты оптимизации хозяйственной деятельности фирмы, но в их основу принцип максимизации прибыли не заложен. В условиях устоявшихся рынков важнее не максимизация прибыли, а устойчивость объема продаж (оплачиваемых, разумеется). То есть решение задачи удержания на возможно большем временном интервале определенного уровня прибыли. На наш взгляд, исходя из постулата современной экономической теории об ограниченности природных ресурсов и неограниченности человеческих потребностей, более осознанный подход к данной проблеме состоял бы в оптимизации прибыли за счет направления усилий в сторону управления затратами и формированием прибыли. К сожалению, сегодня нашими экономистами, как и предпринимателями, делается упор на вопросы распределения и использования прибыли и упускается из виду сам процесс формирования прибыли, управления прибылью в целом.

К вопросу о реальном источнике реформирования отечественной экономики. Сегодня Беларусь осторожно классифицируют как государство с переходной, а значит нестабильной экономикой, что определяет все-таки стремление наших предпринимателей получить максимальный доход в кратчайший срок и обеспечить сохранность заработанной прибыли. И осуждать их за это было бы лицемерием. Но каким путем? По сути их всего два: реинвистирование прибыли для ее последующего умножения (путь развития и риска), либо ее извлечение, дележ и потребление (путь стагнации предприятия).

Функционирование переходной экономики характеризуется неопределенностью поведения как элементов самой системы, так и хозяйствующих "внутри нее" субъектов. Ситуация усугубляется неопределенностью, возникающей вследствие несплошного измерения и преднамеренного искажения исходной информации. Среди факторов, порождающих неопределенность в переходной экономике - отсутствие доминирования какого-либо одного механизма координации хозяйствующих субъектов: существуют элементы и рыночного механизма, и централизованного планирования.

Длительное сосуществование мощного государственного и развивающегося частного секторов, по сути дела, означает установление двухсекторной модели функционирования экономики. И развитие каждого из секторов осуществляется в соответствии с собственными внутренними законами и критериями. Предприятия, освобожденные от государственного принуждения, имеют возможность испытать на себе воздействие рыночных сил и перестроить свое производство. Однако многие по привычке надеются на помощь государственного бюджета, формируемого за счет налогов на успешную производственную деятельность других предприятий. Реальные прибыли последних сокращаются.

Вместе с тем возникает вполне закономерный вопрос о том, откуда предприятие возьмет средства для подобного рода трансформации, то есть вопрос об инвестиционных ресурсах. Ведь собственно приватизация в той форме, в которой она проводится в нашей стране, не содержит источников формирования дополнительных финансовых ресурсов для предприятия. С другой стороны, внешняя инвестиционная среда в республике не развита по ряду причин. Причем, зарубежные инвестиции, как наиболее серьезные, "пойдут" к нам широким потоком только после того, как сами белорусы начнут инвестировать в экономику собственного государства. В таких условиях именно прибыль предприятий - источник возобновления цикла хозяйственной деятельности предприятия, исполнения долговых обязательств перед другими субъектами хозяйствования, оживления экономической жизни республики в целом.

"Белорусская модель" экономического развития, суть которой - в использовании кредитной экспансии центрального банка для вовлечения в производственный процесс имеющихся неиспользуемых производственных мощностей и свободной рабочей силы при жестком государственном управлении, - позволила на некоторое время стабилизировать такие важнейшие макроэкономические показатели, как производство ВВП и занятость населения. Но что происходит на уровне строительного предприятия? В условиях возрастающей инфляции прибыль предприятий все в большей мере расходуется на пополнение оборотных средств (наиболее значительно - на закупку материалов), превращаясь из источника расширенного в источник простого воспроизводства. Постоянно ужесточается политика административного ограничения уровня и темпов роста цен на продукцию. В результате мы наблюдаем резкое ухудшение всех финансово-экономических показателей деятельности предприятия, и, прежде всего, чистой прибыли. Сегодня большинство частных предприятий недолговечно, а государственных - убыточно. С другой стороны, в условиях конкуренции объективно не все фирмы могут обеспечить себе постоянную и достаточную прибыльность, поэтому проблема банкротства - составная часть рыночной экономики.

Все это связано не только со сложностью общей экономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям, но и с управленческими трудностями. Потребность в оперативных действиях сегодня часто превосходит имеющиеся знания в области принятия управленческих решений. А ведь настали времена, когда возможности получать сверхприбыли существенно уменьшились. Если в предшествующие годы превышение доходов над расходами в два-три раза было вполне обычным (хотя и не массовым) явлением, то сейчас нормальной является рентабельность в 10%, а максимумом является превышение доходов над расходами на 50%. Значит, необходимо научится управлять самим процессом формирования прибыли, грамотно ее распределять и использовать. "Копейка рубль бережет", - говорили в старину. Пришло время по-новому доказывать эту истину. Ведь истинная прибыль образуется не путем спекуляции или воровства, а на основе скрупулезных расчетов.

Принятию управленческих решений должны предшествовать анализ и оценка исходной ситуации на предприятии, особенно если речь идет об основном источнике его жизнедеятельности - прибыли. Ввиду подвижности управленческой структуры небольших строительных предприятий, обусловленной оперативной сменой производственных задач, система отслеживания исходной экономической информации внутри строительного предприятия должна быть максимально простой и конкретной. Например, можно осуществлять управление прибылью, определив, в каком именно звене производственной, либо финансовой деятельности предприятия она образуется. Технология дифференциации центров затрат и центров прибыльности на предприятии (контроллинг) - не что иное, как отражение на практике понимания прибыли как управляемой, а не случайной величины.

Кстати, о научном подходе.€Понимание сути прибыли как категории имеет свою историю. Только с момента перехода советских предприятий на хозрасчет в период реформ 60-х годов прибыль была названа главной целью хозяйственной деятельности. Принцип хозрасчета, реанимированный в годы перестройки, предполагает самоокупаемость затрат (полное самофинансирование всех расходов предприятия) и получение предприятием прибыли. Самоограничение принципа хозрасчета состояло в том, что прибыль признавалась "одним из основных утверждаемых вышестоящей организацией показателей эффективности строительного производства. В экономических справочниках второй половины 80-х годов прибыль рассматривалась как часть чистого дохода и как основной источник денежных накоплений. Методологически анализ прибыли был тесно увязан лишь с одним показателем - себестоимостью. Область анализа была определена такой практикой планирования и учета, в разрезе которой прибыль подразделялась на балансовую, расчетную, нормативную и плановую. Превышение же фактической прибыли над плановой понималось как сверхприбыль!

Некоторые экономисты вообще отказывают сфере нематериального производства в способности зарабатывать прибыль, что исключает из анализа такую быстрорастущую сферу экономики, как рынки услуг и информации. По их мнению, "прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю". (Финансы предприятий. Под. ред. Е. И. Бородиной. - М., 1995, с.39) На наш взгляд, такое понимание прибыли гораздо ближе к эпохе промышленной революции, чем реалиям информационного общества.

Тем не менее, авторами этой концепции высказана глубоко верная мысль, что только стоимость, признанная покупателем на рынке, может быть источником прибыли.

Нам кажется, что в постсоветской литературе лучше всего сущность прибыли определена доктором экономических наук И. А. Бланком : "Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности". Но и данное определение не лишено недостатков, так как не учитывает влияние на размер прибыли вмененных издержек и отражает скорее бухгалтерский, чем экономический подход к прибыли.

Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Ее простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В то же время ее сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает.

Что действительно имеет значение, когда мы хотим ее оправдать? Если мы захотим определить сущность прибыли, то мы обязательно отметим такие ее характеристики.

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.).

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действии или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат, а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

Что она для рыночной экономики - "золотой телец" или "священная корова"? Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (см. рисунок).

1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

2. Прибыль предприятия создаст базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа - "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

3. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях- тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.

7. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от "теневой" деятельности предприятий и тому подобному. Рассмотрим, полностью ли лишены "позитива" эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.

Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций (так называемых "арбитражных сделок", основанных на разнице в ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного биржевого рынка - товарного, фондового, валютного - спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска.

Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая "сверхприбыль" от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема "теневой" прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.

Светлана ГЛАЗКОВА, маркетолог


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость