О планировании регулятивном и инициативном


Последней публикацией "СиН" о ходе национального семинара "Планирование для устойчивого городского развития" было сообщение Дениз Бахароглу (IHS, Роттердам) о результатах совместного белорусско-голландского проекта "Усиление сектора городского планирования в РБ". Заместитель директора ГП "БелНИИПградостроительства" Д. И. Семенкевич был содокладчиком по данному вопросу.



Он склонен считать прошедший семинар заключительным этапом первой крупной программы, совместно выполненной роттердамским институтом исследования проблем жилища и градостроительства и ГП "БелНИИПградостроительства", а также правительствами Нидерландов и РБ и посвященной улучшению белорусской системы планирования.

Контекстом программы было все, что способствует процессу децентрализации в РБ. Под децентрализацией следует понимать делегирование ряда полномочий с верхего, республиканского уровня на региональный и местный уровни.

Местные органы управления все в большей и большей степени должны опираться на местные ресурсы. Стоит вопрос принадлежности ресурсов местным органам управления для эффективного их использования и управления ими.

Очень важно привлечь местные инициативы, местные финансовые источники в виде частного бизнеса.

Не менее важно мнение местного населения - этот фактор также следует постоянно принимать во внимание.

Следует сказать, что процесс децентрализации протекает в РБ довольно медленно. На уровне взаимодействия центральных и местных органов управления есть регулирующий это взаимодействие Закон о местном управлении. К сожалению, сегодня он лишь на бумаге дает право и ответственность местным органам управления за использование и планирование развития собственных ресурсов, собственных территорий.

К сожалению, сегодня местные органы управления еще не готовы к тому, чтобы воспринять эту инициативу. Формально они ответственны за разработку планировочной градостроительной документации, с другой стороны, они ожидают от правительства как финансовой поддержки, так и конкретных предложений по развитию их территорий.

Витебская работа показала достаточно большую готовность небольшого еще по своим масштабам и возможностям частного сектора к решению вопросов совершенствования городской среды. Понятно, что первым мотивом их участия в подобных проектах является извлечение выгоды. Они - бизнесмены. Но они согласны вкладывать свои деньги в улучшение городской среды, так как прекрасно понимают, что это - опосредованная выгода для их бизнеса. Однако сегодня контакты между местными органами управления и частным бизнесом складываются чрезвычайно сложно. Плохо решаются вопросы аренды помещений. Местные органы заинтересованы в том, чтобы всегда иметь возможность вернуть себе арендуемые помещения или объекты недвижимости. Поэтому они заключают краткосрочные (на месяц, год) договоры с дальнейшей пролонгацией. В таких условиях частный бизнесмен не может планировать свои вложения на далекую перспективу и, разумеется, сегодня он не заинтересован в улучшении состояния арендуемой недвижимости. Зачем ремонтировать и тем более реконструировать то, что через месяц будет отобрано?

Сегодня не только витебский эксперимент, но и другой опыт показывает, что ждать больших инициатив от населения не приходится. Очень часто благие намерения муниципальных структур, связанные с развитием городских территорий и размещением новых функций, не встречают понимания у местных жителей. Часто это бывает следствием слабой информированности населения о готовящихся специалистами муниципалитетов проектах развития.

Следует, однако, помнить о том, что витебская программа была учебной. Не ставилась цель разработать конкретный проект, решить проблему конкретной территории конкретного города.

Программа состояла из 4 блоков. Это были тренинговые блоки - курсы повышения квалификации.

Первый курс, организованный Хансом Тервингом и директором Клайпедского центра обучения работников местных органов управления Арташезом Газаряном, был курсом для преподавателей. Целью проведения курса было доведение знаний слушателей до такого уровня, чтобы впоследствии они сами могли организовывать подобный учебный процесс на местах. Главной проблемой в данной ситуации является отсутствие у того, кто впоследствии должен нести знания в массы, достаточно высокого инициативного потенциала.

Еще два курса были посвящены проблемам соответственно стратегического и тактического планирования. Здесь процедурным вопросам было уделено гораздо больше внимания, чем техническим (например, содержанию документации). Важнее всего было дать слушателям информацию о том, как построить процесс планирования, грамотно проанализировать ситуацию, выработать цели и предложить пути их достижения, используя опыт, знания и инициативные качества всех участников процесса. Стратегическое планирование - это долгосрочная деятельность местных органов управления. Тактическое нацелено на объединение большого количества участников, включая частный сектор и население.

Представляет интерес курс, который вели Дениз Бахароглу и Барт Маас. Он касался финансового и жилищного аспектов городского развития. Сегодня жилищная проблема является чрезвычайно актуальной, и тот опыт, те знания, которые помогают грамотно построить стратегию развития жилищного сектора в стране, неизбежно связаны как с новым строительством, так и с реконструкцией. И, разумеется, с вопросами приватизации. Что же касается финансового аспекта, то в данном случае интересными представились предложенные органам местного управления тесты на финансовую и экономическую эффективность для соответствующей проверки проектов.

Витебский пилот-проект - это попытка совместной практической реализации всех перечисленных новых методов и подходов, в частности, тактического планирования.

Все курсы были адресованы в первую очередь главным архитекторам городов. Дело в том, что функции главного архитектора города должны быть определенным образом изменены. То есть помимо контроля выполнения градостроительных проектов он должен генерировать новые идеи и организовывать процесс развития территории города.

Следует, разумеется, обучать и население, и специалистов субъектов хозяйствования всех форм собственности. В этом смысле перспективным представляется тренинг на местах; воплощая конкретный проект, можно объединять в данном процессе всех заинтересованных и таким образом помочь реализоваться уже родившимся идеям.

Именно от того, какова роль архитектора, зависит успех применения новых подходов.

Если она сводится к контролю, к выдаче разрешений на застройку территорий на основе разработанной градостроительной документации, то в данном случае речь идет о регулятивном планировании. То есть для региональной архитектурной службы в свое время разрабатывается проект, который и определяет правила игры на территории (причем эти правила, согласно которым в данном месте разрешается та или иная деятельность, определяются на далекую перспективу).

Но сегодня для архитектора гораздо важнее самому стать инициатором крупных программ городского развития. Не оставаться заложником регулятивных планов, а рождать новые (и актуальные). В этом случае процесс объединения всех заинтересованных в их финансировании (например, тех, кто в будущем мог бы арендовать здания, которые решено построить) начинает диктовать новые правила игры.

Нельзя говорить о наличии в сегодняшней РБ инвестиционного бума. Поэтому местные органы управления рады любым предложениям. Тогда непонятно, для кого регулировать процесс застройки территории, для кого заранее придумывать правила игры? Возможно, было бы правильнее помочь реализоваться на той или иной территории той или иной плодотворной инициативе и в ходе реализации составить новые, более разумные правила?

Итак, вот один достаточно актуальный вопрос: разумный баланс регулятивного и инициативного планирования.

А вот еще один. Экономические процессы сегодня заметно глобализируются. Часто мы в гораздо большей степени осведомлены о том, что происходит в других странах и даже на других континентах, чем о том, что происходит в нашей стране. Этот опыт необходимо не только накапливать, но и использовать. С другой стороны, и какой-то отечественный опыт наверняка мог бы найти применение при решении тех или иных зарубежных проблем. Как построить эти взаимоотношения, каков должен быть политико-экономический климат в РБ для их успешного развития?

Наконец, в чем сегодня нуждаются основные участники процесса городского развития? И не только органы местного управления? Какие возможности есть и какие можно и должно открывать и развивать?

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1999 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость