Искусство метро


"Путешествие во времени на NY-метро" - так называется книга Стэна Фишлера, изданная "H & M Production II Inc". Она содержит не только информацию о современном состоянии дел, линиях и маршрутах, но и редкие документы, фотографии станций, историю системы метро в целом.




Ставшее легендарным метро NY сравнивают (в раблезианском стиле) с кровеносной системой метрополии Гаргантюа, оно действительно признано самым обширным в мире. Стэна Фишлера, известного спортивного комментатора и журналиста, заинтересовали секреты этого подземного мира, известные факты и анекдоты, технические подробности и житейские истории. Внутри станций внимание привлекают прежде всего мозаики. А ему, то есть метро, столько лет, что уже давно далеко не каждый специалист знает, что и какую станцию украшает и где все это находится.

Первыми проекты и контракты на строительство станций начали изучать А. Бергбом, Дж. Хорн, Дж. Харрингтон. Найти то, что касалось бы отделочных работ и мозаичных украшений, почему-то стало самым сложным. Ни официальных источников, ни набросков живописных мозаик, ни пояснения сюжетов и символики - это заставило Харрингтона говорить о "загадке искусства метро".

Декоративные работы на первой линии IRT, от Бродвея до Манхэттэна, потребовали финансирования $500 000. Потолки были облицованы панелями с орнаментированными молдингами и розеткамми. Для плинтусов использовался норманский кирпич (6,7х10х30 см), над ним - стеклочерепица или глазурованная черепица, следующий уровень - фаянсовый или терракотовый карниз. Керамическая мозаика украшает декоративные панели, фризы, пилястры и именные плиты. Декоративные панели установлены как минимум на 60 станциях. Когда линия только начала работать, они выполняли не только эстетическую, но и информационную функцию.

Старейшие мозаики IRT посвящены историческим именам и событиям: главе крупнейшего прихода NY Дж. Чэпелу, американскому изобретателю Р.Фултону (первый в мире колесный пароход "Клермонт" в 1807 г.), пуску первого поезда метрополитена. Мозаика станции на 59 улице IRT напоминает о прибытии на континент каравеллы Колумба, на 116 улице установлен символ Колумбийского университета - представительная дама, сидящая на троне, с тремя детьми, якобы студентами. Нашел свое место и образ Городского колледжа NY на станции 137 улицы IRT. В течение XX столетия он менял месторасположение и по преданию камни из подземной конструкции перенесены в новое здание кампуса. В подземной же станции остались образы Прошлого, Настоящего и Будущего, как символы познания. Академическую тему продолжает мозаика в честь Королевского колледжа Колумбийского университета (1760 - 1857 гг.) на станции Chаmbers Street IRT 7-й авеню. Церемония присоединения Бруклина в качестве одного из районов NY тоже проиллюстрирована в мозаике на станции Borough Hall той же линии. Бруклинский мост "продолжается" и в метро - на одноименной станции линии BMT. Правда, крепления моста художник Дж. Роблинг изобразил вертикально соединяющими мост и метро, но это же не чертеж, а произведение искусства! В память одного из богатейших людей Америки Дж. Я. Астора, воплотившего американскую мечту от места помощника булочника до звания "Лэндлорда NY", оформлена Astor Place IRT.

Интересно, что старые мозаики успешно используются при реконструкции, ремонте и даже в станциях новой линии IND, куда переносят фрагменты или черепицу. Часто неграмотные пассажиры по "картинкам" ориентируются лучше, чем по указателям.

Что думают о внешнем виде своей подземки сами нью-йоркцы?

Многие (во всяком случае, многие из тех, кто бывал в других странах, видел метрополитены европейских столиц, других городов и таким образом имеет возможность сравнивать) полагают, что внешне метрополитен Большого Яблока просто безобразен. Зато функционален, говорят другие. Вы что, отвечают им, давно не коротали время в подземной пробке?

Проблем, связанных с поддержанием в должном состоянии городского хозяйства, в том числе и метрополитена, у нынешнего мэра Нью-Йорка Р. Джулиани и его коллег более чем достаточно. Постояно приходится делить сответствующую долю городского бюджета между ремонтом обветшавших за век с лишним коммуникаций и постепенным приведением стен подземки в такое состояние, когда они в большей степени радовали бы глаз пассажира. Так, в тот самый день, когда были сделаны иллюстрирующие данную статью фото, прооизошла авария на узловой станции манхэттенского метрополитена Лексингтон Авеню. Прохудилась одна из магистралей напорного водопровода. Столб воды высотой со среднего человека (и с него же толщиной) вырвался прямо из-под одного из турникетов. Естественно, в тот день, 7 мая, ряд станций подземки был просто закрыт.

Но стены нью-йоркского сабвея украшаются новыми мозаиками. В проектах, заказчиками которых выступают и муниципалитет города, и частные дивелоперские фирмы, участвуют нью-йоркские художники, воспитанники художественных учебных заведений города, прооизводители керамических и мозаичных облицовочных изделий, специалисты по выполнению облицовочных работ. Мало-помалу стены, изначально облицованные простой белой керамической плиткой, начинают напоминать стены картиннных галерей. А вот граффити в манхэттенской подземке сегодня почти совсем не наблюдается.

Вот самое интересное: задача ремонта этих самых белых стен все чаще решается не путем востановления разбитой плитки, но путем заполнения свободным мозаичным рисунком пятна любых очертаний. Именно так, ad libitum, отремонтированы некоторые участки стен той самой узловой станции Лексингтон Авеню...

Любовь ГАВРИЛЮК, фото Сергея ЗОЛОТОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике материалы и технолгии

©1995-2024 Строительство и недвижимость