Неокаменный век, или ближайшее будущее керамической плитки


Человек использует каменную текстуру давно и плодотворно. Натуральный камень долго был для него универсальным материалом. Но даже когда каменные топоры, ножи, наконец, не выдержали конкуренции с металлом, камень остался одним из основных строительных материалов. Возрастающие темпы развития мировой индустрии облицовочной плитки свидетельствуют о том, что функциональные и декоративные возможности этого вида отделки далеко не исчерпаны, несмотря на то, что история ее применения исчисляется уже тысячелетиями.




Современная ситуация на мировом рынке плитки впечатляет разнообразием предложений. Причем касается это как способов обработки и дизайна собственно плитки, так и разнообразия оформительских сценариев, которые возможно осуществлять с ее помощью.

Современная плитка от лучших производителей, которыми по-прежнему считаются итальянцы, испанцы, англичане и немцы, сделана просто идеально. За каждой процедурой ее изготовления, на любой стадии следят компьютеры, которые проверяют степень шероховатости, ровность краев, точное соблюдение размеров, строгой прямоугольности, идеальной плоскости при отсутствии выпуклостей центра или краев. Все это гарантирует удобное использование плитки. Современные стандарты строго требуют полнейшего совпадения каждой отдельной плитки в серии по цвету и размерам. Кроме того, в случае напольных вариантов должно быть учтено сопротивление скольжению; во всех прочих случаях важными факторами качества являются высокое сопротивление воздействию химических агентов, загрязнению, а следовательно, нетребовательность к уходу, огне- и морозостойкость, отсутствие запаха и низкая адсорбирующая способность.

Равномерный блеск поверхности определенно можно считать символом качества. Но понятно, что должна быть учтена декоративная задача. Поэтому различные степени отполированности позволяют добиться не только необходимых визуальных эффектов, но и дифференцировать плитку в зависимости от сферы использования.

При самом дорогом из видов отделки - полировании с заготовки снимают всю верхнюю часть, где были сосредоточены пузырьки газа. Плитка при этом получается тонкой и роскошной. Шлифование - промежуточная стадия между грубой, начальной обработкой и полированием. В этом случае с заготовки тоже снимают верхний слой, но так, что поверхность становится рельефной - ровной, но с небольшими впадинками, которые играют роль своеобразных присосок, препятствуя скольжению. Поэтому, в отличие от полированных, шлифованные плитки можно безопасно укладывать на полу. Шлифовка каждого отдельного экземпляра, точная шлифовка граней позволяет добиться полного отсутствия каких бы то ни было дефектов поверхности и достичь высокой степени блеска.

Но в связи с модой "на старину" широко применяется и так называемая рустикальная обработка поверхности, имитирующая неотшлифованную, грубую поверхность материала, природную фактуру каменной глыбы, а также терракота - неглазурованные облицовочные плитки.

Кроме того, современные процессы полировки, сатинирования или лощения позволяют преждевременно старить плитку и создавать эффект долголетнего ее вощения или так называемый "durbar"-эффект, когда плитка выглядит так, будто была в обращении много лет. Слово "durbar" непальского происхождения и означает "дворец". Такое название модной техники обработки современной плитки говорит о том, насколько популярными сейчас являются имитации текстуры старого камня. Совершенствование производственных процессов позволяет получать керамические продукты, успешно имитирующие натуральный камень. Появился даже новый материал из натуральных минералов, освобожденных от примесей, с добавлением оксидных пигментов минерального происхождения, который получил название керамического гранита. Его плиты формуются на прессах под давлением в 2500 тонн (450 кг/кв. см), а затем помещаются в вакуумные печи для обжига, который ведется при температуре 1200 градусов Цельсия. (ITALGRANITI: Ufficio Marketing: Viale Virgilio, 48 - 41100 Modena - Italy, tel. 059.888.411, fax 059.848.808; http.//www.italgraniti.it - http.//www.impronta.it E-MAIL: impronta@italgraniti.it).

Но не менее популярны и материалы, имитирующие саму плитку. Испанцы, например, продолжают продвигать на рынке свое недавнее изобретение - Onlyglass. Это тонкая пластинка стекловидной глазури толщиной 1 мм с декоративной поверхностью и самоклеящейся основой. Ее используют по принципу детских переводных картинок, потому что Onlyglass может приклеиваться на любую ровную поверхность, будь то мрамор, керамика, стекло, дерево, пластик, металл. Благодаря своей оригинальности, несложности применения и многообразию оформительских возможностей, это наиболее перспективное предложение для непрофессиональных проектов "сделай сам".

Испанская компания, запатентовавшая самоклеящуюся плитку еще в 1995 году (TRES ESTILOS Ceramic Group: Ctra. de Alcora, km. 17, 12130 SAN JUAN DE MORO (Castellon Spanien).Tel. +34 64 32 83 84 Fax +34 64 32 82 59. http:// www.tresestilos.com), в 1997 получила за нее самую престижную награду испанских керамистов Alfa de Oro. Но и до сих пор этот проект имеет серьезные перспективы не только на внутреннем испанском рынке, но, что более важно, на мировом.

Тенденции оформительских решений, предлагаемых дизайнерами для облицовочных плиток, прослеживаются прежде всего в обилии глазурованных настенных рельефов, часто расписанных вручную. Рельефность привлекательна тем, что добавляет пространству глубины, отражая свет, форму и цвет окружающих предметов. Практически все национальные керамические "школы" представили в 1999 году серии таких рельефов. Плитка часто украшается тиснением, имитирует лепнину или алмазную грань, особенно на бордюрах.

Модная объемность, кроме того, достигается с помощью всевозможных декоративных вкраплений и инкрустаций, в качестве компонентов которых сегодня используются хрусталь, янтарь, металлы, в том числе драгоценные (AGROB BUCHTAL GmbH, Servaisstrasse D-53347 Alfter-Witterschlick, Postfach 2540 - D-53015 Bonn. Tel.:0228* или 09435*-/3 91-0/ или 3 91-35 55. Fax.: 02 28* или 09435*-/ 3 91-1222). Популярны отделки, в процессе производства которых использовано жидкое стекло. Так, очень распространены плитки двойного обжига с остекленными гранями.

Что касается колорита, то среди многообразия расцветок можно отметить природные или пищевые оттенки - коньяк, лосось, крем, горчица, орех, карамель, слоновая кость, верблюжья шерсть. Тонкость нюансировок объясняет популярность такой эффективной техники нанесения рисунка, как шелкография, которая кроме того наиболее удачно позволяет имитировать текстуры "модных" природных образований - камня, плесени, мха.

Усиленно эксплуатируется эффект цветовой размытости. При этом и пастельные, и яркие тона поощряются одинаково.

И конечно, смешение текстур - комбинации полированного и зернистого, люстровой глазури и матового стекла, сочетания вроде стекло-сталь-керамика.

Обновляются и способы укладки облицовочной плитки. Так, например, серии настенной плитки всегда сопровождаются подходящей напольной плиткой. Можно комбинировать цветовые варианты. Интересна "паркетная" манера складывать узкие прямоугольные мозаичные плитки в восточном стиле (JASBA CmbH. Im Petersborn 2 D-56244 Otzingen. Tel. 0 26 02/68 20 Fax 0 26 02 68 21 06). Белая плоская плитка фона почти обязательно должна быть "озвучена" цветными рельефными мотивами бордюров. Серия проектируется так, что можно компоновать композицию по собственному выбору. Но существуют и законченные орнаменты, скажем, круглые или воспроизводящие живописные полотна. Интересны восьмиугольные плитки, которые предлагается сочетать с маленькими квадратами контрастного цвета. По этому принципу, в частности, формируются английские орнаменты, в точности копирующие образцы плиточного дизайна викторианской эпохи, воспроизведенные по каталогам девятнадцатого века (ORIGINAL STYLE LIMITED, Falcon Road, Sowton Industrial Estate, Exeter, Devon, England EX2 7LF. Tel. (торговый отдел): (03192) 473000, tel.: (03192) 474011 Fax: (03192) 219932).

Стоит отметить невероятную популярность мозаики. Ее предлагают использовать повсюду, особенно для декорации домашних ванных комнат и кухонь. Мозаичный формат - это 10х10 см и меньше. Причем он используется как для стеновой, так и для напольной плитки.

Но форматные новинки, конечно, мозаикой не исчерпываются. Так, например, размер, 34х34 см и 34х56 см часто признается оптимальным, позволяющим существенно упростить укладку. Существуют новые модели в формате 25х33 см, а также новый мегаформат 60х120 см, предложенный на мюнхенской строительной выставке BAU-99 испанской фирмой Tau Ceramica. Кроме того, расширяется сфера предложений для усложненных архитектонических решений - оформления сводов, углов, фризов, полукруглых профилей и так далее.

Пожалуй, сегодня уже нет места, где использование облицовочной плитки не признано было бы одним из самых желательных средств оформления. Жилые помещения, аэропорты, выставочные центры, гостиницы, парки, магазины, клиники - везде, где функциональность должна быть сопряжена с эстетичностью, керамическая плитка по-прежнему остается одним из самых эффективных решений.

Елена КЛИНЦЕВИЧ



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике керамика

©1995-2024 Строительство и недвижимость