Обитаемые мосты: прошлое, настоящее и будущее



Осенью 1998 года в Нидерландском архитектурном институте проходила выставка под названием "Living bridges" - обитаемые мосты. Предметом экспозиции являлся такой вид сооружений, который практически игнорировался архитекторами-градостроителями на протяжении последних 200 лет. Несмотря на успех и известность таких примеров, как Понте Веккьо во Флоренции и Понте ди Риалто в Венеции, польза и красота которых общепризнаны, часто примеры подобных многофункциональных сооружений остаются на бумаге.



В средние века мосты могли эксплуатироваться по-разному: как мельницы, используя мощность водяного потока под ними, как ворота, обеспечивающие защиту всему городу, как укрепления для войск, часовни или мелкие лавки. К концу 18 века более сотни таких сооружений были разрушены из-за транспортной неэффективности, антисанитарии, а также из-за загромождения вида на город со стороны реки. Только в наше время возрос интерес к жилым мостам и оценены те положительные качества, которыми они могут обладать, и польза, которую они могут приносить городу.

Лондонский мост - самый старый пример обитаемого моста. Первые записи о домах на нем относятся к 1201 году. В различные периоды на мосту размещалось множество типов зданий: водяные мельницы, магазины, гостиницы, ворота, на которых вывешивались головы предателей. В 19 веке он был заменен другим мостом менее громоздким.

Во Флоренции в 1345 году был построен мост Понто Веккьо, на котором размещались магазины мясников, булочников, кузнецов и других торговцев. Позднее они были вытеснены роскошными ювелирными мастерскими и обменщиками денег.

С наступлением Ренессанса в 16 веке в архитектуру пришел классический стиль, и хаотические средневековые домики на мостах уступили место более подходящим, несколько театральным домам. Ярким примером такого моста является нереализованный проект Жака I Андруа де Карсо, придворного архитектора короля Генриха III. Спроектированный в 1578 году возле Понт Нефа, этот мост через Сену должен был улучшить связи между двумя берегами.

Понте ди Риалто в Венеции, возможно, самый известный из обитаемых мостов.

Сенат Венеции поручил этот проект архитектору Антонио даль Понте, и в 1570 году мост был открыт. Нереализованным вариантом моста стал проект Андреа Палладио, но тем не менее этот проект позднее вдохновлял многих художников и архитекторов.

В 18 веке было распространено создание триумфальных мостов. Сэр Джон Соан создал большой триумфальный мост в 1776 году. Роберт Адам спроектировал Pulteney Bridge в Бате - один из последних реализованных жилых мостов.

Ни один из обитаемых мостов не был построен в 19 веке. В 1878 году Гюстав Эйфель предложил надстроить мост Понт Д'лен в Париже ко всемирной выставке, чтобы улучшить связь между двумя берегами Сены. Изящные эйфелевские арки поддерживали площадки для мероприятий и рестораны и привлекали внимание к двум берегам реки.

В течение 20 века проектировщики мостов так и не увидели своих реализованных чертежей. В 1925 году Константину Мельникову властями Парижа было предложено спроектировать гараж на 1000 автомобилей поверх Сены. Но как только предложение было принято, проект был остановлен. Самым амбициозным проектом обитаемого моста можно назвать работу Раймонда Гуда на мостах, связывающих Нью-Йорк с его пригородами, каждый из которых размещает дома для 50 000 человек. Еще один проект Crystal Tower Bridge был предложен архитектором Национальному провинциальному банку. Огромная стеклянная суперконструкция вмещала 24 тысячи квадратных метров офисного пространства, а формой напоминала существующий Тower Bridge, который должна была заменить. Хотя проект не был реализован, он стал своего рода примером активного использования мостов в создании жилых и рабочих площадей.

В последнее время интерес к обитаемым мостам возрос, в том числе и потому, что было оценено их влияние на образ города. Например, архитектурной фирме Alsop & Stormer было предложено разработать проект дополнительных площадей для Института современных искусств. Местом для проектирования были выбраны хорошо сохранившиеся пирсы моста Blackfairs в Лондоне, где и будет построен еще один обитаемый мост.

Недавно были оглашены результаты еще одного международного конкурса The Tames Habitable Bridge Competition, проводимого Королевской Академией (Великобритания). Организаторы предложили семи всемирно известным архитектурным фирмам разработать проект обитаемого моста через Темзу, связывающего Temple Gardens с южным берегом. Победителями в этом конкурсе стали мастерская Zaha Hadid Architects и Antoine Grumbach & Associates. В проекте Antoine Grumbach & Associates в качестве основного объема выступают две башни, являющиеся своеобразными новыми ориентирами на берегу реки, визуально связанными с Вестминстерским дворцом и Биг Беном и с мостом Тауэр с востока. Через реку перекинут огромные остекленные коридоры-галлереи, подчеркнутые ограждениями, которые будут поддерживаться 160-метровыми вантами, закрепленными на башнях. Эти галлереи, похожие на гигантские плоты, разделят полосами озеленения - крытыми садами. Каждая секция будет спроектирована согласно нуждам будущего пользователя. На противоположном берегу галлереи объединяются в одно пространство, где будут располагаться кафе и другие общественные службы.

Мост, предложенный мастерской Zaha Hadid Architects, представляет собой пересечение различных объемов, соединенных в центре пешеходной дорогой. Общественные помещения заняли нижние этажи, а под жилье отведена верхняя их часть. Многофункциональные гибкие пространства для жилья, офисов, артистических студий и мастерских спроектированы на гигантских фермах, каждый объем отделен друг от друга. Особое внимание было уделено естественной вентиляции и инсоляции. Эти объемы (голубятни - по словам одного из критиков ) подняты высоко над водой и даже над нижней частью моста и позволяют максимально свободно использовать пространство внизу. Мост будет открыт 24 часа в сутки и станет крупным коммерческим, культурным, развлекательным и рекреационным центром.

Tames link Blackfairs 2000 - название проекта, предложенного мастерской Terry Farrel & Partners, это новая связь между Сити с севера и менее развитым южным берегом. Одновременно этот мост будет служить крупной железнодорожной станцией. С севера Фаррел расположил здание самой станции, а в южной части поверх существующей автостоянки будут находиться платформы. Мост (одновременно и главный зал и платформы) покрыт криволинейной конструкцией.

Жюри был отмечен проект моста, предложенный архитектурной фирмой Allies & Morrison, в котором над рекой пространство максимально открыто и просматриваемо, а основные объемы сосредоточены над двумя пирсами, расположенными на середине реки. Таким образом, мост как бы разбит на три части, внизу расположены транспортные и пешеходные коммуникации, а высокие части, напоминающие острова, используются как жилье.

Проект группы Richard Horden Associates узнаваем благодаря своему пластичному дизайну и легким светлым конструкциям. Остекленная аркадообразная галерея обеспечивает отличный вид на собор св.Павла и старую часть города. Ламинированное стекло галереи будет способствовать накоплению тепла внутри объема, а 40 процентов энергии будет производиться за счет текущей воды. Таким образом предполагается компенсировать большие капитальные затраты при строительстве этого моста. Осталось только надеяться, что хотя бы одно из предложенных решений будет реализовано.

Елена ВЛАСОВА, фото M. Lathouwers


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость