«Архипелаги» Итсуко Хасегава


Выставка текущих проектов японского архитектора Итсуко Хасегава была открыта в ноябре 1998 года в Нидерландском архитектурном институте (Роттердам). Ее видение архитектуры, объемные и градостроительные работы, представлено в серии из двенадцати проектов под общим названием "ARCHIPELAGO".


Культурный центр Kanagawa Shonandai (1990)


Центр искусств в Ниагата (1993-1998)


Опера в заливе Кардиф (1994)

Использование названия архипелаг не случайно, по словам архитектора, это выделяет самые разные направления представленных проектов, общей для которых является концепция "разумного подхода " к архитектуре.

"Для нас среди многих факторов, определяющих современную архитектуру, использование различных мнений и разрешение сложных систем отношений очень важны. В моих прошлых проектах я использовала ряд концепций, таких, как "комфортная архитектура", где ощутимо присутствие легкого ветра, воды и света, "перетекающее пространство", где одни объемы плавно переходят в другие, концепция архитектуры, максимально приближенной к окружающей среде, архитектура, идеально соответствующая нашему качеству жизни: возможности беспрепятственного свободного общения, культуре жилья и, наконец, следование историческим традициям.

Создание архитектурного образа сходно с поэтическими мечтами об островах в море или с сочинением музыки. Действительно, музыка может подтолкнуть к появлению архитектурного образа, поэтому для меня музыка и архитектура тесно связаны, и в одном и другом присутствует ритм. В моей собственной архитектуре я стараюсь избегать чрезмерно обобщенных подходов в угоду множества различных интересов и мнений. Я как бы путешествую от острова к острову, мне пришла в голову мысль, что человечество намного ближе к воде, чем к земле. Эту идею я стараюсь отразить в своей архитектуре".

Представленный проект художественного центра в Ниагата (1993-98) стал победителем в открытом международном конкурсе. В состав центра искусств входят 1900-местный концертный зал, 900-местный театр и 350-местный театр "Но", которые окружены 8 гектарами прилегающего ландшафта.

Проект расположен на приподнятой, мелиорированной земле, которая до недавних пор являлась частью реки Shinano. Это было сделано для того, чтобы возродить место когда-то бывшее частью города Ниагата, а затем исчезнувшее под водой. Проект включает 7 искусственных островков, связанных друг с другом и с существующими зданиями мостами. Для проведения фестивалей были устроены временные экраны, чтобы определить пространственные границы поля, в качестве покрытия была использована вантовая конструкция. В целом это сооружение стало центральным во всем комплексе и благодаря своей легкости и полупрозрачности выражает идею японского термина "harrapa" - свободное пространство.

В 1996 году архитектор участвовала в международном конкурсе на проектирование здания Национальной библиотеки Канзаи в Киото. До этого единственный филиал национальной библиотеки в Японии находился в Токио.

Человечество, вступая в 21 век, накопило огромное количество знаний, которые могут быть сравнены с океаном, и изучение этих знаний похоже на плавание через него - эта концепция отражена в проекте архитектора.

В библиотеке основной объем хранимой информации будет расположен под землей, а специальные системы смогут извлекать ее из хранилища. Благодаря этому пространство над землей может быть относительно свободно и использовано под мультимедийные технологии, здание станет своего рода "виртуальным" миром. Чтобы сохранить связь между пользователями и реальностью, было решено внести элементы реального мира: деревья посажены как снаружи, так и внутри здания, форма крыши напоминает волны океана.

Центр мастерских в Фукурои (1997) содержит концепцию скрытой природы. В его состав входит 400-местный зал, обогреваемый бассейн и несколько помещений-мастерских для местного населения. Одним из традиционных способов организации пространства в Японии является разделение его на внешнее и внутреннее полупрозрачной мембраной "manmaku". Это "оборачивание" внутреннего пространства часто использовалось для устройства мероприятий какого-либо вида искусства. Все здание расположено вокруг центрального общественного салона, предназначенного для встреч людей и обмена информацией. Помещения, занятые под мастерские, расположены по обе стороны от него и отделены друг от друга врезающимися снаружи садами. Эти мастерские и озелененные площади вместе создают концептуальный "manmaku", который оборачивает центральное салонное пространство.

Но наружное озеленение выполняет по отношению к зданию несколько функций, работая как своего рода контроль над окружающей средой. Они блокируют горячее летнее солнце, но пропускают солнечные лучи зимой. Это также система, способная накапливать дождевую воду, при испарении которой в летнее время создается холодный бриз через весь комплекс. Таким образом внутри всех помещений соблюдены параметры климатического комфорта: оптимальная влажность, температура и подвижность воздуха.

В 1994 году Хасегава участвовала в международном конкурсе на проект здания оперы в заливе Кардифф (Уэльс, Великобритания). Берег залива, известный в истории как процветающий торговый и промышленный порт, планируется превратить в крупный развлекательный и деловой центр, а здание национальной оперы будет построено в Великобритании впервые за 100 лет. Создание проекта здания оперы влечет за собой реконструкцию огромной территории, где портовые склады будут заменены зданиями для офисов и жилья, а вместо крупных грузовых кораблей будут швартоваться легкие яхты. Эта территория - место, где город встречается с морем, а метафорически, где прошлое встречается с будущим. Объем зрительного зала напоминает корабль, покидающий док, символизируя историческое значение порта. Он облицован деревянной обшивкой как гигантский музыкальный инструмент, а фойе отделено прозрачным стеклянным экраном.

Kanagawa Shonandai культурный центр (1990) содержит концепцию скрытой природы, которая обращается здесь к сентиментальным настроениям горожан. 70 процентов площади обеспечивается за счет подземного пространства, а наверху устроено множество садов. Зеленая площадь и сады на крышах напоминают поля, что по мнению архитектора и отражает подсознательное стремление человека к природе. Хасегава считает, что природа и человек, архитектура и общество не должны исключать друг друга, а, взаимно сосуществуя, создавать лучшую жилую среду, выражение авторского "разумного подхода" к архитектуре.

Елена ВЛАСОВА,фото M. Lathouwers


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость