Государственная научно-техническая программа «Чистая вода»


1. Обоснование целей программы

Население Беларуси (10,2 млн человек) проживает в 24701 населенном пункте (102 города, 106 поселков и 24 493 сельских поселений), основным источником водоснабжения которых (до 95% объема) являются пресные подземные воды и лишь в гг. Минске, Гомеле, Гродно и Полоцке частично используются поверхностные воды.

В условиях развитой промышленности и сельского хозяйства и связанного с этим высокими техногенными нагрузками на ландшафт, поведшими за собой загрязнения поверхностных вод, надежным источником питьевых вод может быть только подземная гидросфера. Вместе с тем и она на протяжении последних десятилетий испытывает отрицательные и часто неконтролируемые антропогенные воздействия, ведущие к загрязнению подземных вод на действующих водозаборах (гг. Минск, Гомель, Борисов, Слоним, Солигорск, Речица и другие). Особенно велики масштабы загрязнения подземных вод первых от поверхности земли водоносных горизонтов, воду которых использует население с помощью шахтных и трубчатых колодцев.

Около половины всего населения республики потребляет питьевую воду не соответствующую требованиям по целому ряду показателей (железо, нитраты, соли аммония, тяжелые металлы, ядохимикаты, микробиологические загрязнения и др.). Это является основной причиной постоянного роста инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной этиологии, риска и многочисленных случаев канцерогенных заболеваний, что ведет в конечном счете к уменьшению рождаемости и продолжительности жизни населения.

Все это определило необходимость проведения новой государственной водохозяйственной политики. Конкретным выражением этой политики явилось принятие Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 июня 1998 г. и одобренного Советом Республики 29 июня 1998 г. "Водного кодекса Республики Беларусь", а также принятого в первом чтении Закона республики Беларусь "О питьевом водоснабжении". Базовой основой введения и применения этих Законов стала "Республиканская программа первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой", одобренная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 2 июня 1998 г. № 871.

Программой предусмотрено решение широкого комплекса задач организационного, экономического и производственно-технического характера с целью обеспечения бесперебойного водоснабжения населения качественной питьевой водой в сравнительно короткий срок - до 2001 года.

Научно-техническое обеспечение реализации заданий Программы возложено на Минжилкомхоз, Минздрав, Минприроды и НАН Беларуси с объемом финансирования менее 10 млрд рублей, которое не исчерпывает всего многообразия стоящих перед Программой проблем и нуждается в создании серьезного научно-технического сопровождения (Национальная академия наук Беларуси и отраслевые институты).

Должны быть глубоко проработаны и решены проблемы: повышения эффективности использования водных ресурсов и охраны их от загрязнения и истощения для сохранения и обеспечения высокого качества природных источников водоснабжения; создания систем и средств очистки природных и сточных вод; управления, экономики и экологии водопользования, а также установления корреляционных связей между качеством питьевых вод и состоянием здоровья населения.

В этой связи было достигнуто соглашение между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Беларуси (Министр Б. В. Батура) и Национальной академией наук Беларуси (Президент А. П. Войтович) о создании специальной Государственной научно-технической программы "Разработать стратегию рационального водопользования, оценить состояние водных ресурсов, предложить новые средства и методы их эффективного использования и охраны для улучшения качества питьевых вод " (ГНТП "Чистая вода"). Общей и объединяющей для обеих программ является концепция обеспечения высокого качества питьевых вод при оптимальном расходовании водных и энергетических ресурсов и минимизации экологической нагрузки водоисточников.

Основная цель ГНТП "Чистая вода" состоит в научно-техническом обеспечении безусловного выполнения пионерной "Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой" посредством решения целого ряда научных и научно-технологических проблем, включающих: управление и планирование использования подземных и поверхностных вод как исходного источника питьевого водоснабжения; разработку единой системы мониторинга с обоснованием пунктов контроля; создание методов математического моделирования и оптимизации технологических процессов систем забора, подготовки, подачи и распределения воды; снижение антропогенного воздействия на окружающую среду путем эффективной и глубокой очистки сточных вод; создание высокоэффективных систем и технологических процессов для очистки природных и сточных вод на основе новейших физических, химических, биологических и комбинированных методов с использованием современных материалов.

2. Состояние научно-технического прогресса в области питьевого водоснабжения населения

2.1. Управление, планирование и экономика водопользованием

Вода, как природный ресурс, является объектом государственной собственности во всех странах мира, в которых первоочередное внимание уделяется вопросам управления, планирования и экономики водопользованием в народно-хозяйственном комплексе.

В Республике Беларусь государственная система управления водным хозяйством фактически отсутствует, и практически никто не несет ответственности за нерациональное использование и загрязнение водных источников, чего нет ни в одной цивилизованной стране мира. Этим обуславливается сложившаяся негативная тенденция, когда действующая система управления лишь следит за отношениями между водопользователями. Децентрализация властных полномочий в области водного хозяйства, когда органы местной власти, став коммунальными собственниками, по своему усмотрению без должной ответственности и компетенции решают проблемы воды без увязки с водохозяйственным комплексом республики, еще более усугубило кризисную ситуацию в данном вопросе.

В результате этого мы имеем один из самых худших показателей в Европе по загрязнениям водных источников и снабжению населения качественной питьевой водой.

Экономическая политика государства в области водохозяйственной деятельности должна опираться на принцип компенсации затрат на эксплуатацию и развитие водохозяйственных систем за счет тарифов и налоговой политики в части платы за водопользование.

Вопросы определения уровня тарифов носят политический характер и не охватывают экономические аспекты национальной стратегии.

Проблемы:

Отсутствие научно-обоснованной модели и системы государственного бассейнового управления водным хозяйством республики.

Отсутствие генеральных схем и программ рационального использования и охраны вод в разрезе республики, областей, районов и крупных административно-промышленных узлов.

Вмешательство в текущую деятельность предприятий и принятие решений некомпетентными лицами.

Отсутствие экономического стимулирования рационального использования воды. Несоответствие тарифов фактическим затратам.

Низкий охват приборным учетом сооружений забора, подачи, распределения воды и потребителей. Нерациональное использование и большие непроизводительные потери воды.

2.2. Источники водоснабжения. Ресурсы и качество питьевых вод

Источником водообеспечения народного хозяйства республики являются поверхностные и подземные воды, общий сток которых оценивается в 54 км 3/год, а местный - в 34 км 3/год.

Поверхностные воды характеризуются незащищенностью от влияния сточных вод предприятий и смывов с сельскохозяйственных угодий, а в период паводков и наводнений - от интенсивного химического и микробиологического загрязнений. Их естественные ресурсы оцениваются в объеме 17,1 км 3/год.

Подземные воды характеризуются в целом благоприятными условиями формирования естественных ресурсов, обеспеченных инфильтрацией атмосферных осадков. Естественные ресурсы оцениваются в объеме 15,9 км 3/год.

В структуре водопользования большая часть поверхностных вод используется в промышленности и энергетике, а добываемые пресные подземные воды расходуется, в основном, на нужды хозяйственно-питьевого водоснабжения. С 1991 г. наметилась тенденция сокращения водопотребления во всех отраслях экономики, кроме использования воды на хозяйственно-питьевые нужды и в сельском хозяйстве.

Значительная часть качественных питьевых вод используется для технического водоснабжения промышленности. Только промышленные предприятия г. Минска для технических нужд потребляют около 80 тыс. м 3/сут подземных вод

Наиболее крупными пользователями подземных вод хозяйственно-питьевого назначения являются жилищно-коммунальное хозяйство и сельское хозяйство.

На сельскохозяйственных объектах учет и контроль использования подземных вод практически отсутствует, велики их нерациональные потери и опасность загрязнения. Сами же источники водоснабжения и зоны санитарной охраны находятся в антисанитарном и полуразрушенном состоянии.

Питьевое водоснабжение большинства сельского населения основывается на использовании грунтовых вод из шахтных колодцев и неглубоких индивидуальных скважин на подворьях. Колодцами до настоящего времени пользуется и значительная часть населения в городах, особенно в городских поселках. Общее их количество в Беларуси оценивается в 400 тысяч, которыми пользуются в настоящее время не менее 3,3 млн человек, т.е. третья часть населения. Качество грунтовых вод и по химическим, и по микробиологическим показателям не отвечает нормативным требованиям и во многих случаях является опасным для здоровья. Только 10% сельского населения имеет возможность пользоваться системами централизованного водоснабжения, однако вода в них подается, как правило, без водоподготовки и имеет, вследствие этого, неудовлетворительные качественные показатели.

Качество подземных вод до 80% основных эксплуатационных водоносных горизонтов и комплексов не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию железа (1-10 мг/л) и марганца (0,3-1,0 мг/л), солей аммония и др. Вода многих месторождений обладает высокой коррозийной активностью, способствует возникновению вторичного загрязнения воды в металлических емкостях и трубах, что требует создания специальных разнотипных сооружений водоподготовки.

На качество питьевых вод отрицательное влияние может оказывать не только избыток, но также и недостаток в них некоторых компонентов (фтор и йод). В Беларуси известны районы зобной эндемии, связанные с дефицитом йода в пищевых продуктах и питьевых водах.

Особое место занимают вопросы охраны подземных вод от загрязнения и истощения, где главными загрязнителями выступают сельскохозяйственное производство и промышленность. Наметилась тенденция ухудшения качества подземных вод по ряду показателей: нитраты, сульфаты, хлориды, фенолы, хром, свинец, нефтепродукты, микробиологические загрязнения и пр. Более 31% подземных водоисточников не соответствует санитарным нормам, что приводит к ликвидации водозаборных скважин в Борисове, Новогрудке, Речице и др.

Проблемы:

Несовершенство методологии поисково-разведочных работ месторождений подземных вод и неучет экологических критериев, обусловленных влиянием подземных вод на природные экосистемы (поверхностный сток, лесные фитоценоозы, продуктивность сельскохозяйственных угодий, состояние почвенного покрова).

Недостаточная изученность искусственного восполнения запасов подземных вод.

Отсутствие технологий санации загрязненных водоносных горизонтов и комплексов.

Отсутствие достоверных данных о ресурсах и качестве поверхностных вод малых рек, а также об условиях их взаимосвязи с подземными водами.

2.3. Водозаборные сооружения

Добыча подземных вод осуществляется более чем 48 тысячами водозаборных скважин с разными глубинами и конструкциями. Большинство скважин не отвечает санитарно-техническим требованиям эксплуатации, свыше 40% находятся в нерабочем состоянии, а удельные энергетические параметры водозаборных скважин в 2-5 раз ниже зарубежных, чем наносится огромный экономический ущерб республике.

Обусловлено это: несовершенством методологий проектирования водозаборных скважин; изготовлением и устройством конструкций проволочных и сетчатых фильтров, которые более 50 лет не используются в зарубежной практике; несовершенством технологий их сооружения и применением устаревших 40-летней давности конструкций буровых агрегатов; игнорированием при эксплуатации использования новейших технологий регенерации фильтров от механической, химической и биологической кольматации.

Проблемы:

Отсталые техника и технологии сооружения скважин на воду.

Низкий технологический уровень проектирования, строительства и эксплуатации.

Отсутствие эффективных средств и технологий декольматации и дезинфекции фильтров водозаборных скважин.

2.4. Водоподготовка

Подготовка поверхностных вод (гг. Минск, Гомель, Полоцк и Гродно) базируется на устаревших технологиях. Отсутствуют сорбционные методы очистки, обеззараживание сводится лишь к хлорированию, что не исключает уничтожения вирусов в воде (в г. Гомеле в 1997 г. по этой причине возникла эпидемия серозного менингита), хлор также ухудшает вкусовые качества воды и ведет к образованию хлорорганических соединений, являющихся канцерогенами. Показатели качества питьевой воды этих водозаборов по многим параметрам не соответствуют требованиям Всемирной организации здравоохранения.

Очистка подземных вод сводится к удалению железа до уровня концентрации 0,3 мг/л. Мощность станций обезжелезивания в республике составляет 55% потребной. Применяемые на них технологии для 45% питьевой воды не соответствует нормативным требованиям по содержанию железа.

Между тем, наблюдающиеся в воде отдельных водозаборов повышенные концентрации нитратов, солей аммония, нефтепродуктов, хлоридов, сульфатов и других загрязнителей (тяжелые металлы, ядохимикаты и др.) еще не стали объектом детального изучения.

Проблемы:

Несовершенство технологий очистки воды от высокотоксичных (ядохимикаты, тяжелые металлы, нитраты и др.) и органических загрязнений.

Опасные для здоровья человека применяемые технологии и методы обеззараживания воды на станциях водоподготовки крупных городов.

Отсутствие средств и технологий стабилизационной обработки воды.

Неиспользование современных сорбционных, микробиологических и физико-химических методов очистки природных и сточных вод.

2.5. Вода в системах подачи и распределения

Общая протяженность водопроводной сети в республике около 8,9 тыс. км (Брестская область - 1,0; Витебская - 1,2; Гомельская - 2,0; Гродненская - 0,9; Минская - 1,1; Минск - 1,0; Могилевская - 1,7). Около 60% водопроводных сетей и оборудования находится в весьма изношенном состоянии и подвержено частым авариям, образованиям скрытых утечек.

Водопроводная сеть является одним из опаснейших источников вторичного загрязнения питьевой воды вследствие биообрастаний внутренних стенок труб, образования при дезинфекции побочных продуктов в воде, протекания коррозионных процессов, проникновения загрязнений через неплотности различных соединений и сальников, наличия застойных зон в тупиковых участках, больших колебаний давлений и перераспределения потоков воды. Аналогичным образом происходит в напорных регулирующих емкостях, водонапорных башнях и резервуарах. Исследованиям причин образования и разработкам методов их предотвращения и удаления практически в республике не уделялось внимания.

Практически искоренились из практики проектирования и эксплуатации проведение комплексных технико-экономических, гидравлических и гидродинамических анализов режимов работы водопроводной сети с помощью современных методов математического моделирования. Этим во многом объясняется высокий уровень энергопотребления.

Проблемы:

Несовершенство методов экономико-математического моделирования технологических режимов работы водопроводной сети и процессов гидравлического удара.

Неизученность характера биообрастаний водопроводной сети и методов их удаления.

Несовершенство технологий и применяемых средств дезинфекции водопроводов и регулирующих емкостей.

Отсутствие надежных способов обнаружения утечек в водопроводной сети.

2.6. Экология водопользования

Загрязнение и ухудшение качества питьевых вод всецело зависит от проблем водоотведения и очистки городских, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод, которые должны решаться в единой системе водного хозяйства городов и окружающих их регионов.

Практически повсеместно не соблюдаются простейшие требования соблюдения зон санитарной охраны водоисточников, имеют место многочисленные свалки бытовых и промышленных отходов, отсутствуют эффективные очистные сооружения, заводы по переработке и утилизации отходов и пр. Вследствие этого практически все 100% отходов производства и потребления сбрасывается без переработки в окружающую среду, что ведет к деградации природных комплексов, загрязнению природных вод и ухудшению здоровья населения.

Экономические принципы и стимулы также остаются невостребованными и не способствуют охране водных ресурсов от загрязнении.

Проблемы:

Отсутствие промышленных полигонов по переработке и утилизации отходов производства и потребления.

Отсутствие научно-обоснованной программы и стратегии строительства и модернизации систем водоотведения, очистки сточных вод и утилизации их осадков.

Невостребованность современных эколого-экономических регламентаций водопользования.

Несовершенство методик проектирования зон санитарной охраны водоисточников.

Невостребованность отечественных технологий очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод.

2.7. Вода и здоровье населения

По данным Всемирной организации здравоохранения свыше 80% заболеваний на планете связано с употреблением недоброкачественной питьевой воды. Сегодня свыше 50% населения Республики потребляет для питьевых нужд воду несоответствующую санитарно-гигиеническим требованиям по целому ряду показателей (наличие железа, мутности, аммиака, микроорганизмов и др.), многие показатели в воде вообще не контролируются, что является одной из причин роста кишечной и инфекционной заболеваемости, бактериальной и вирусной этиологии, увеличения степени риска в отношении канцерогенных и мутагенных факторов.

Этим в значительной степени объясняется сокращение средней продолжительности жизни в Беларуси.

Существующая система организации технологического, санитарно-гигиенического контроля требует своего серьезного пересмотра и научного обоснования. Многочисленные химические, микробиологические и радиологические лаборатории Минприроды, Минздрава, Минжилкомхоза и НАН Беларуси выполняют анализы по устаревшим методикам без основания мест отбора и количества проб.

Отсутствие научного анализа и зависимости характеров заболеваемости и эпидемий от качества воды, потребляемой населением для питья, не позволяет определить состав нормируемых показателей.

Проблемы:

Несовершенство системы контроля качества добываемой воды.

Отсутствие центрального республиканского информационно-аналитического центра комплексного контроля качества воды с современными методами анализа и квалифицированными кадрами.

Отсутствие обоснованных санитарно-гигеенических критериев и состава нормируемых показателей безопасности потребляемой населением воды.

2.8. Правовое и нормативно-техническое обеспечение

Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение в Беларуси значительно отстает от уровня передовых зарубежных стран. Система нормативных и технических документов в области водоснабжения не учитывает многих положений современного водоохранного законодательства. Так, например, нормативы качества питьевой воды не пересматривались уже более 17 лет, несмотря на то, что международные нормы ужесточались в интересах здоровья человека. Уровень многих правовых и нормативных документов не отвечает требованиям и местным условиям и сдерживает внедрение передовых технологий, а в отдельных случаях ухудшает экономику.

Проблемы

Отсутствие единой системы нормативов и правил.

Несовершенство нормативно-технической документации.

2.9. Научно-технический потенциал и научно-производственная база

Республика Беларусь имеет достаточный научный и технический потенциал для решения проблемы обеспечения населения чистой питьевой водой как в плане оптимального выбора наиболее чистых природных источников водоснабжения, так и разработки методов и оригинальных технологий и устройств для очистки уже загрязненных вод, а также в организации производства этих устройств в количестве, удовлетворяющем потребности республики.

В Институте геологических наук НАН РБ совместно с Белорусским научно-исследовательским институтом и Белорусской гидрогеологической экспедицией ПО "Белгеология", другими организациями (ГТУ, ЦНИИКИВР и др.), разрабатываются географические информационные системы (ГИС) качества вод природных водоисточников с целью выбора альтернативных вариантов, оцениваются ресурсы подземных вод, создаются модели процессов антропогенного загрязнения и перераспределения ресурсов питьевых вод по крупным и средним городам областного и районного подчинения, решаются злободневные вопросы водоснабжения населения качественной питьевой водой в сельской местности.

Весьма значительный потенциал белорусских НИИ и других организаций в разработке технических средств очистки и обеззараживания загрязненных питьевых и технических вод.

В Институте физико-органической химии НАН РБ созданы высокоэффективные полимерные мембраны и ряд промышленных аппаратов на их основе для тангенциальной и фронтальной осветляющей и стерилизующей фильтрации воды для медицины, биотехнологии, фармацевтической и пищевой промышленности, создано опытное производство по выпуску мембран и оборудования. В настоящее время установки мембранного разделения внедрены в промышленных масштабах более чем на 30 предприятиях Беларуси и стран СНГ. Разработаны и готовятся к серийному производству стационарные бытовые фильтры "Мифил", по основным показателям превосходящие зарубежные аналоги соответствующего класса.

Институт общей и неорганической химии и Институт микробиологии НАН РБ на протяжении многих лет осуществляли исследования и разработки новых технологий очистки природных и сточных вод физико-химическими и микробиологическими методами.

В институте механики металлополимерных систем НАН РБ для систем очистки природных и сточных вод созданы новые эффективные композиционные пористые порошковые и волокнистые материалы на основе полимеров, поверхность которых модифицирована комплексообразующими сорбентами (очистка воды от ионов тяжелых металлов), мелкодисперсным магнитным порошком (очистка воды от коллоидной окиси железа и магнитных частиц). Совместно с Российским Государственным научным центром прикладной микробиологии (г. Обнинск) разрабатывается технология биологической очистки стоков с новыми культурами микроорганизмов и высокоэффективными пористыми волокнистыми носителями биомассы.

В ИТМО НАН РБ разработано и выпускается фильтровальное устройство для санитарно-биологического анализа воды, поставляемое региональным центрам санитарии и эпидемиологии и предприятиям пищевой промышленности. Характеристики устройства соответствуют зарубежным аналогам и в 2 раза дешевле "Фильтрационной системы" фирмы "Сарториус" (ФРГ).

В Белорусском НПК порошковой металлургии созданы титановые и керамические фильтроэлементы и ряд устройств на их основе: мобильная установка для очистки воды от микропримесей и микроорганизмов производительностью 3 м 3/час, модули дисковых аэраторов для систем биологической очистке сточных вод и диспергаторов озона производительностью по газу до 4 м 3/час на один аэратор, модули стерилизации воды биохимических и фармацевтических производств производительностью до 10 м 3/час, установка осветления конденсата энергетического оборудования производительностью до 2 м 3/час.

В Белорусском технологическом институте разработана технология и изготовлена пилотная установка деструкции токсичных отходов химических производств до нейтральных или слаботоксичных соединений с использованием озона. В установке используются дисковые пористые диспергаторы из спеченного порошка титана, выпускаемые концерном порошковой металлургии.

В Полоцком государственном университете разработана оригинальная технология и изготовлена опытная установка выделения и утилизации нефтепродуктов из технологических стоков предприятий. Опытный образец установки прошел успешные испытания на ПО "Омскнефтеоргсинтез" (Россия), ПО "Нафтан" (Беларусь).

В Гомельском государственном университете разработана технология и организовано опытное производство керамических мембран, по своим эксплуатационным характеристикам (производительность, тонкость очистки, рабочий диапазон давлений и температур фильтруемой среды) находящихся на уровне лучших зарубежных аналогов. Мембраны испытаны в установках получения стерильной воды в производстве медпрепаратов.

ЦНИИКИВР Минприроды Беларуси имеет большой опыт в разработке схем комплексного использования водных ресурсов, моделировании процессов миграциии загрязнений в подземных водах, оценке водных ресурсов и условий их взаимосвязи, мониторинга и кадастра, создании новых технологий водоподготовки и очистки промышленных сточных вод.

ГО "Белводоканалремналадка" является ведущей организацией Минжилкомхоза Беларуси по разработке и внедрению новых технологий проектирования, строительства и эксплуатации водозаборов подземных вод, очистки воды от железа, систем подачи и распределения воды.

НПО "Жилкоммунтехника" имеет опыт исследований и разработок технологий очистки природных и сточных вод, обследования источников водоснабжения, химико-бактериологического анализа природных и питьевых вод, городских и промышленных сточных вод.

Гомельским радиозаводом осваивается выпуск комплексных автоматизированных водоочистных установок производительностью от 20 до 1000 м 3/сутки, а также мобильные установки подготовки сверхчистой воды производительностью 0,6-0,8 л/мин для систем внепочечного диализа.

Координация и объединение усилий научно-исследовательских учреждений с предприятиями и организациями коммунального хозяйства Беларуси позволит создать оригинальные установки, фильтрующие модули и бытовые фильтры, аппараты для физико-химической обработки воды и их отдельные узлы, узлы систем озонирования и биохимической очистки воды и другое оборудование, характеризующееся высокой производительностью, высоким качеством очистки и меньшей ценой по сравнению с зарубежными аналогами. При этом главным преимуществом создаваемых технологий и устройств будет обязательное соответствие требованиям норм и стандартов Беларуси, жесткий государственный контроль за соблюдением этих требований.

3. Обоснование целесообразности научно-технического сопровождения и обеспечения "Республиканской программы первоочередных мер..."

Реализация ГНТП "Разработать стратегию рационального водопользования, оценить состояние водных ресурсов, предложить новые средства и методы их эффективного использования и охраны для улучшения качества питьевых вод" позволит обеспечить население Беларуси высококачественными источниками подземных питьевых вод с высокой эффективностью выбора наиболее выгодных вариантов водоснабжения, разработать и внедрить в промышленных масштабах высокоэффективные и экологически безопасные технологии и оборудование для очистки природных и сточных воды, решить комплекс задач как по защите окружающей среды в регионах, так и по получению коммерчески выгодной продукции, избавиться от импорта изделий и комплектующих, привлечь к реализации проектов, исполняемых зарубежными фирмами, отечественных подрядчиков, решив при этом и важную социальную проблему - загрузку имеющихся производственных мощностей и создание новых рабочих мест.

Значительный экономический эффект будет получен на всех этапах реализации программы. Так, внедрение только высокоэффективных диспергаторов кислорода для систем озонирования питьевой воды и биохимической очистки стоков позволит на 25-30% снизит энергопотребление воздуходувных установок при сохранении и даже повышении степени очистки. Экономия средств только на АО "Белмедпрепараты" при отказе от закупки импортных промышленных установок очистки технологической воды стоимостью 3000-100 000 USD на отечественные с аналогичными эксплуатационными характеристиками и на порядок меньшей стоимостью составит не менее 1 млн USD.

Окупаемость производственных затрат на разработку, освоение запланированных на первом этапе выполнения программы технологий и оборудования составит не более 3-х лет, а по отдельным видам 1-2 года.

4. Структура программы

Структура программы на период 1999-2001 гг. содержит следующие главные направления:

1. Управление, планирование и экономика водопользования.

2. Водные ресурсы, качество и эффективность использования.

3. Добыча подземных вод. Техника, технологии и материалы.

4. Подготовка воды для питьевых и технических нужд (биотехнологии, устройства, материалы).

5. Системы подачи и распределения воды. Оптимизация параметров и режимов работы.

6. Экология водопользования. Технологии очистки сточных вод и утилизации их осадков.

7. Качество питьевых вод и здоровье населения. Мониторинг и критерии безопасности воды.

8. Правовые и нормативные аспекты водопользования.

В каждом из перечисленных направлений предусмотрены основные задания и исполнители первоочередных работ для периода 1999-2001 гг.

5. Ожидаемые результаты от реализации программы

В процессе выполнения программы будут получены следующие результаты: кондиционированная питьевая и техническая вода повышенной степени очистки; очищенные и обеззараженные стоки с пониженным антропогенным воздействием; новые высокоэффективные сорбционные, реагенты и фильтрующие материалы, технологические физические, химические, биологические процессы очистки воды и новые методы и приборы контроля качества потребительской воды, государственные стандарты на питьевую и техническую воду; оборудование для очистки природных и сточных вод, индивидуальные модули доочистки оборотной и технологической воды промышленного и теплоэнергетического оборудования; технические средства и технологические процессы очистки питьевой и сточной воды в зависимости от состояния природных водных ресурсов в различных регионах Беларуси.

На первом этапе выполнения Программы в 1999-2001 гг. предполагается:

1. Составить баланс водных ресурсов Республики Беларусь, разработать систему оценки качества воды.

2. Разработать методы и приборы контроля качества воды, организовать республиканский информационный аналитический центр.

3. Разработать новые материалы и процессы для очистки воды.

4. Произвести экспертизу состояния существующих коммунальных и промышленных очистных сооружений и выдать рекомендации по их реконструкции.

Реализация работ, выполненных по программе за 2001-2015 гг. позволит:

1. Обеспечить население Республики Беларусь высококачественными подземными источниками питьевого водоснабжения, что позволит снизить риск заболевания населения республики, в т.ч. населения сельских местностей.

2. Развить и освоить новые мощности по производству устройств для очистки питьевой, технической и сточной воды на основе высокоэффективных фильтрующих и композиционных материалов, реагентов, сорбентов, комбинированных процессов и очистных систем.

3. Реконструировать коммунальные и промышленные очистные сооружения в Республике Беларусь, снизить антропогенное воздействие на экосистемы предприятий различных отраслей промышленности и населенных пунктов за счет применения высокоэффективного оборудования для очистки сточной воды.

4. Уменьшить распространенность в Беларуси вирусных и инфекционных заболеваний водного механизма передачи (гепатит А, желудочно-кишечные инфекции, гельминтоз, конъюнктивит и т.п.) за счет применения эффективных систем очистки и обеззараживания питьевой воды.

5. Увеличить ресурс работы производственного оборудования, повысить качество продукции за счет применения высокоэффективных индивидуальных фильтров для очистки охлаждающей и технологической воды.

6. Создать новые рабочие места в промышленности и строительстве.

7. Создать возможность для экспорта чистых минеральных и питьевых вод, технологий и оборудования для очистки питьевой и сточной вод, индивидуальных модулей доочистки оборотной и технологической воды промышленного и теплоэнергетического оборудования; обеспечить поступление в страну валютных средств.

6. Финансирование

На период 1999-2001 гг. в Программу включены 29 заданий с общим необходимым финансированием 129,6 млрд руб. Кроме того, в Программу включены 10 тем с финансированием 107,9 млрд руб., извлеченных из "Программы первоочередных мер...". Таким образом, для выполнения ГНТП "Чистая вода" потребуется 237,5 млрд руб. (в ценах на 1.01.98 г.), в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 111,7 млрд руб. Из них из республиканского бюджета 111,7 млрд руб., из внебюджетных средств - 107,9 млрд руб.

Срок окупаемости проектов при полном освоении мощностей - 2-2,5 года.

Таким образом, при решении вопросов финансирования работ по Программе, в том числе за счет средств государственного бюджета, имеется реальная возможность создания в Республике Беларусь мощной и социально значимой отрасли экологически безопасного водопользования, экспорта чистой воды и, что особенно важно, преимущественно государственной отрасли производства современного, высокоэффективного и мало энергоемкого оборудования для очистки питьевой, сточной и технической воды, приборов и оборудования для учета потребления и контроля качества воды, внедрение которых сможет кардинальным образом изменить ситуацию с водопотреблением и водоотведением, существенно улучшить здоровье населения и уменьшить антропогенное воздействие на природу Беларуси.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость