no neadline


11, 12, 13 и 14 января в Минстройархитектуры РБ состоялись отраслевые совещания с участием представителей различных подотраслей строительной отрасли республики. 11-го собирались архитекторы, градостроители, проектировщики и сотрудники республиканских строительных НИИ, 12-го - работники республиканских предприятий стройиндустрии, 13-го - представители специализированных и 14-го - генподрядных строительных организаций РБ. Совещание 18 января было организовано и проведено республиканским Комитетом по надзору за ведением работ в строительстве. Все эти встречи состоялись в порядке подготовки к расширенному заседанию коллегии Минстройархитектуры РБ, запланированному на 22 января и посвященному подведению итогов работы предприятий и организаций республиканского стройкомплекса за 1998 г. Цель их - более основательный анализ отчетного периода, выработка более взвешенного подхода к составлению программы действий на 1999 г.



11 января, обращаясь к собравшимся представителям творческих мастерских, проектных и научно-исследовательских организаций, Белорусской академии архитектуры, БГПА, областных и республиканского управлений вневедомственной экспертизы, областных управлений архитектуры, а также Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома, министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров подчеркнул, что на его взгляд, в настоящее время проектные организации республики несколько дистанцировались от процесса окончательной реализации проекта и его дальнейшей судьбы. Тем не менее сегодня существует положение об обязательном проведении тендера при достижении стоимости объекта определенной величины. Ни одна проектная организация в течение прошедшего с момента принятия положения периода не предложила свои услуги в качестве головного застройщика при возведении того или иного объекта. Сегодня в республике есть целый ряд организаций, которые, получив соответствующие лицензии, осуществляют проектную деятельность. Чем их больше, тем ниже уровень ответственности за конечные результаты инвестиционного процесса. Назрела необходимость введения понятия "генеральный проектировщик". Именно через генерального проектировщика должна осуществляться выдача лицензий другим проектным организациям. Точно так же необходим и статус генерального подрядчика, через которого должны получать лицензии другие строительные организации.

С докладом о деятельности за отчетный период Минстройархитектуры РБ, касающейся проектирования и строительной науки, выступил заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. И. Ничкасов. Он, в частности, сообщил, что в настоящее время министерством разрабатывается проект Закона о территориальном планировании, застройке и зонировании территорий республики. Принятие закона связывается с выявлением территорий, эффективность использования которых в перспективе возрастает. Это позволит внедрить механизм регулирования стоимости объектов недвижимости в совокупности с земельными участками для оптимального развития населенных пунктов и способствовать эффективному инвестированию в объекты строительства.

Значительным шагом в совершенствовании министерством государственной градостроительной политики является разработка проекта постановления СМ РБ "Об основных направлениях градостроительной политики РБ". Цель постановления состоит в создании условий для превращения городов и сел республики в благоприятные для здоровья людей, безопасные, устойчиво развивающиеся места проживания.

Одной из решаемых министерством задач является совершенствование экономического механизма осуществления государственной градостроительной политики. До настоящего времени практически не востребованы в полной мере территориальные ресурсы республики, которые являются народным достоянием.

Для обеспечения процесса совершенствования управления населенными пунктами при министерстве с ноября 1996 г. действует Центр повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования, созданный в ГП "БелНИИПградостроительства". С момента создания Центра через систему семинаров и краткосрочных учебных курсов прошло более 250 специалистов.

Министерством создается нормативно-правовая и нормативно-техническая база осуществления архитектурной и градостроительной деятельности. Формируется система контроля порядка заключения и исполнения договоров строительного подряда. Выполнение этой функции предполагается возложить на органы госстройнадзора.

Принят подготовленный министерством Закон РБ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях РБ", где предусмотрена административная ответственность за нарушения обязательных требований проекта и нормативной документации при выполнении СМР, за подписание документов, содержащих сведения, которые не соответствуют фактическому положению дел на объектах, состоянию строительных материалов, изделий и конструкций, за нарушение порядка приемки объектов в эксплуатацию, за ввод объектов в эксплуатацию без приемки, за отступления от утвержденных архитектурно-строительных проектов.

В министерстве реализуется программа создания национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве. В 1998 г. их утверждено и введено в действие более 90. В целях формирования нормативной базы градостроительного кадастра разработаны СНБ "Состав, порядок создания и ведения государственного градостроительного кадастра" и "Государственный градостроительный кадастр. Порядок зонирования и установления регламентов градостроительного развития и использования территорий".

Совершенствуется нормативно-техническая база, которая регламентирует строительство жилых зданий на высоком техническом и качественном уровне. Разрабатываются пособия к СНБ "Жилые здания". Разработан государственный стандарт РБ (СТБ) "Жилье. Общие положения." Продолжается работа над внесением изменений и дополнений в СНБ "Жилые здания".

Реализуется программа стандартизации. Введены в действие СТБ "Блоки из ячеистых бетонов стеновые", "Кирпич и камни керамические", "Плиты бетонные и железобетонные", "Составы полимерные "Полимикс", ТУ "Правила подбора состава бетона". Выполнение указанных стандартов позволит снизить расход энергоресурсов при производстве строительных материалов, изделий и конструкций и уменьшить себестоимость продукции.

Введение в действие пособия к СТБ "Проектирование и строительство теплосетей из предизолированных труб" позволит сократить сроки строительства и увеличить срок службы трубопроводов.

Государственный стандарт на добавку для ускорения твердения и применение ее при изготовлении бетона позволит сократить расход тепловой энергии не менее чем на 30% или вообще отказаться от тепловой обработки бетона.

Для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, защиты рынка РБ от некачественных товаров в стойкомплексе республики с 1994 г. на добровольных началах осуществляется сертификация строительной продукции. За истекший период выдано 985, в том числе в 1998 г. - 240 сертификатов соответствия на теплоизоляционные, гидроизоляционные, отделочные, стеновые, вяжущие и другие строительные материалы, изделия и конструкции. Наиболее активно сертифицируют свою продукцию АО "Забудова", "Керамин", "Барановичидрев" и "Красносельцемент".

С 1 июля 1998 г. введена обязательная сертификация окон и балконных дверей.

Ведется работа по обязательной сертификации материалов и изделий, которые определяют качество как возводимых зданий и сооружений, так и благоустройства прилегающих к ним территорий.

Министерство приняло дополнительные меры по защите отечественного строительного рынка от поступления продукции низкого качества, а также по защите интересов отечественного производителя. С 1 октября 1997 г. введен в действие Порядок выдачи технических свидетельств на применение в строительстве новых и ввозимых из-за пределов государства строительных материалов, изделий и конструкций, согласно которому вся впервые ввозимая в страну и впервые изготавливаемая в ней строительная продукция может быть применена только после проверки ее пригодности путем испытания ее в аккредитационных испытательных лабораториях.

В минувшем году силами ГП "Минсктиппроект" была продолжена работа по формированию банка технической документации. Введен в действие норматив, который определяет порядок согласования, утверждения и регистрации проектных решений (после согласования решения в Минстройархитектуры РБ и утверждения его заказчиком оно должно быть зарегистрировано в Минсктиппроекте).

В наступившем году необходимо продолжить работу по реализации программы создания нормативной и технической базы строительства.

Требует завершения разработка СНБ "Всеобщее руководство качеством в строительстве" и комплекта пособий к ним. Это позволит предприятиям и организациям строительного комплекса республики осуществлять внедрение системы качества на основании стандартов ISO 9000.

В 1999 г. должна быть продолжена работа по расширению номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций, подлежащих обязательной сертификации. С 1 января 2000 г. необходимо ввести обязательную сертификацию кирпича, мелких стеновых блоков из ячеистого силикатобетона, фундаментных блоков, цементно-песчаной черепицы, окон и дверей.

В 1998 г. в регионах и Минске с участием Минстройархитектуры РБ реализовывались программы экономичного усадебного строительства, экспериментального мансардного строительства, строительства экспериментальных жилых домов в новых конструктивных системах, благоустройства населенных мест и строительства спортивных сооружений в областях и столице республики.

Программа мансардного строительства недопустимо медленно реализуется в областях; недостаточно полно используются полномочия исполкомов, данные им действующим законодательством. Между тем перспективность мансардного строительства подтверждается витебской проектной и строительной практикой.

Следует отметить, что сегодня мансардное строительство в определенной степени сдерживается отсутствием разрешений органов госпожнадзора на применение отечественных материалов. Проблема рассматривалась на совещании у вице-премьера РБ Г. В. Новицкого. Решение ее во многом зависит от того, сколь тесным будет сотрудничество Минстройархитектуры РБ и БелНИИПО. Существует договоренность о проведении в первом полугодии 1999 г. огневых испытаний двух типовых конструкций мансард, включающих отечественные материалы, что позволит утвердить данные технические решения в качестве рекомендуемых к распространению.

В прошедшем году была подготовлена, утверждена и направлена в организации стройкомплекса РБ разработанная министерством "Cистема мер по организации регулирования деятельности стройкомплекса в новых экономических условиях". Основная цель "Системы мер..." - сокращение продолжительности инвестиционного цикла путем реформирования существующей системы взаимоотношений всех участников инвестиционного процесса и повышение ответственности субъектов хозяйствования за результаты их труда. Реализация предлагаемых мер позволит сократить сроки получения перед началом строительства разрешительной документации, осуществлять параллельное ведение проектирования и строительства и сдачу объектов под ключ. При этом в ряде ситуаций предусматривается совмещение одной и той же структурой проектных, строительных и управленческих функций.

Рассматривая процесс строительства в укрупненном масштабе, его условно можно разделить на 3 самостоятельных этапа. Это подготовка исходно-разрешительной документации, проектирование объекта с прохождением экспертизы и получением разрешения на строительство и непосредственное строительство с осуществлением стройнадзора на объекте.

Систематический срыв сроков прохождения первого этапа обусловлен тем, что в состав выдающих необходимые разрешения исполкомов входит свыше 10 (а в Мингорисполкоме - 26) структурных единиц, блюдущих при выдаче техусловий узковедомственные интересы. Вместе с тем задача резкого снижения стоимости строительства не может быть решена без сокращения сроков подготовки объектов к проектированию и строительству.

Позиция Минстройархитектуры РБ в этом вопросе следующая: за подготовку всей исходно-разрешительной документации должен нести ответственность исполком. При этом от момента подачи заявки в исполком до получения разрешения не должно проходить более 2 месяцев.

Начальник управления архитектуры и градостроительства Гродненского облисполкома А. С. Пархута рассказал о проблемах деятельности вверенного ему управления, которые, судя по всему, являются общеотраслевыми.

В 70-х и 80-х гг., напомнил Анатолий Сергеевич, градостроительная неуправляемость породила массовое хаотичное размещение приусадебной застройки, что часто являлось причиной блокирования территориального развития городов, уничтожения пригородного ландшафта и внесения неразберихи в транспортные схемы. Не смогла архитектурная служба республики должным образом проявить свой интерес и в начальной стадии так называемой земельной реформы, вследствие чего режим закрепления и использования участков земли во множестве случаев противоречит понятию о рациональном использовании населенных пунктов.

- Наши коллеги из земельной службы даже справились с Законом об основах архитектурно-градостроительной деятельности, добившись исключения из него положения об обязательном согласовании с архитектурной службой государственных актов о землепользовании, - сказал А. С. Пархута, - еще сильнее отдалив урбанизацию от землеустройства. А какая мина замедленного действия была заложена при осуществлении приватизации коммунального неблагоустроенного жилья в городских поселениях, составляющих основу застройки исторических центров многих городов!

Необходимо, на его взгляд, уточнить роль и предназначение всех управленческих форм, связанных с процессом урбанизации республики, их функции и структуры. Касается это и местных органов регулирования архитектурно-градостроительной деятельности. Необходимо возобновить работу по совершенствованию системы управления градостроительством, начатую А. И. Ничкасовым при формировании Минстройархитектуры РБ.

Только из-за бессистемного подхода к построению органов управления архитектурно-градостроительной деятельностью именно в последние годы архитектурная служба лишилась возможности контроля качества застройки населенных мест.

Главное, чем эти органы руководствуются в своей работе, является утвержденная градостроительно-планировочная документация, определяющая зонирование и режим застройки и благоустройства населенных мест. Однако работу по ее созданию сдерживает отсутствие в Законе о местном управлении положения, обязывающего местные Советы и соответствующие исполкомы, организовывать и финансировать эту работу, осуществлять контроль за реализацией генпланов. В этой связи пора вернуться к Положению о градостроительном фонде (прежде всего - областном), за счет средств которого и должна разрабатываться названная документация.

- Из всего перечня источников финансирования фонда живым является лишь бюджет, - подчеркнул Анатолий Сергеевич, - но этот источник отягощен огромным числом потребителей (в том числе всей социальной сферой наших территорий), и выжимать из него средства на разработку документов, которые многими рассматриваются как отраслевые, сложно. Следует еще раз вернуться к идее формирования фонда за счет отчислений от инвестиционной деятельности в строительстве, так как именно решению задач рационального размещения, проектирования и строительства объектов любого назначения и служит документация, о которой идет речь. Проектируем ли мы дорожную сеть или инженерные коммуникации, размещаем ли мы отдельные объекты - мы всегда возвращаемся к этой документации, когда же ее нет, приходится создавать ее на долевых началах с участием заинтересованных организаций.

Острой, по мнению А. С. Пархуты, проблемой остается комплектование архитектурных служб квалифицированными специалистами, владеющими специальными знаниями в области управления, архитектуры, градостроительства, права и просто работы с людьми. Все упирается в низкий уровень зарплаты и отрыв от творческого процесса, коим является архитектурное проектирование, квалифицированных специалистов в связи с запретом выполнения какой-либо иной работы госслужащими. Поэтому многие способные архитекторы, главные архитекторы городов и районов, думая о будущем, поневоле осуществляют незаконную проектную деятельность. Необходимо внести в законодательные нормативные документы разрешение на ведение архитекторами-госслужащими оплачиваемой творческой архитектурной деятельности, приравняв права архитекторов к правам учителей, врачей и художников.

Председатель комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома А. И. Чадович также остановился на проблеме сближения служб, которые настолько взаимозависимы, что, по-видимому, должны составлять единое целое - служб землеустройства и градостроительства. В Минске это в определенной степени удалось реализовать, что дает ощутимые результаты. В связи с появлением института собственности на землю и соответствующих собственников качественно иным стал процесс подготовки объектов к проектированию. Для чего нужна новая градостроительная документация, новый генплан города и пригородов? Во-первых, исчезла единая система управления территориальным развитием населенных пунктов. (В свое время нормативы прогнозирования развития города опирались на стоящее перед каждым застройщиком обязательство создать прилегающую к будущему объекту часть городской инфраструктуры). Во-вторых, очевидна неизбежность приватизации всего жилого фонда населенных пунктов. Третьим фактором, обусловливающим неизбежность разработки нового генплана, является транспорт. Советское градостроительство ставило в основу общегородских пассажирских перевозок общественный транспорт. Сегодня все в большей степени в жизнь горожан входит частный транспорт. Он требует своего пространства, что порождает проблемы ширины проезжей части, парковки и ряд других, в том числе и экологические.

Для того, чтобы начать создавать новую градостроительную документацию Минска, первоначально потребовалось создать самостоятельную структуру - проектно-исследовательский институт "Минскградо", в задачи которого входит отслеживание тенденций развития города. Помимо инфраструктурной, транспортной и селитебной проблем перед городом стоит задача санации производственных территорий. Явный дисбаланс в процесс развития генплана белорусской столицы вносит тот факт, что 42% ее территории заняты промышленными и коммунальными предприятиями.

Следует отказаться от прямого проектирования города в пользу его планирования. Должен быть удовлетворен спрос тысяч новых собственников, имеющих права на использование своей территории и в то же время ограниченных присутствием своих соседей.

При разработке новой документации должно быть соблюдено равновесие между экологическим и экономическим аспектами.

Достаточно оживленно обсуждается вопрос удаленности селитьбы от производства. Очевидно, что чем меньше времени труженик тратит на перемещение в пространстве, тем больше его у него остается на созидание как таковое. "Сближающий" подход к зонированию определенным образом влияет и на размещение объектов сферы обслуживания.

Александр Иванович заметил, что с появлением термина генеральный проектировщик" оказались спутанными два понятия: "конкурс исполнителей" и "конкурс идей".

- Термин "проект" изначально означал "брошенный вперед", - сказал он. - Если сегодня будет нарушена эта жизненная логика проектирования и строительства, то из архитектурного и градостроительного проектирования уйдет творческое начало, и мы вновь вернемся к тому, чем занимались столько десятилетий после развала творческих школ в 30-е и закрытия Академии наук в 50-е гг. А занимались мы типовым проектированием, заимствуя узлы и детали друг у друга. В разных организациях они использовались в разных сочетаниях - за это мы еще и вознаграждение получали. Сегодня нас, профессионалов, интересуют как основные направления территориального развития городов и областей страны, так и нормативное обеспечение этого процесса. Очевидна необходимость создания профессионального органа, который раньше назывался госстроем республики. Происходит смешивание и таких понятий, как "хозяйственная деятельность министерства" и законодательная деятельность госстроя". Пока что мы очень отстаем в законодательном отношении, и происходит это потому, что законодательный потенциал Минстройархитектуры РБ разрывается между вопросами развития территорий и их застройки.

Председатель комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома предложил организовать и провести конференцию, которая смогла бы определить профессиональный путь развития как архитектурной, так и строительной ветвей отрасли.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость