Объединенные диспетчерские системы. Пришла пора модернизации оборудования

Объединенные диспетчерские системы. Пришла пора модернизации оборудования

Диспетчерские службы являются важным звеном в системе организации эксплуатации жилищного фонда страны. Они созданы и функционируют на всех уровнях управления, и их слаженная работа в значительной мере обеспечивает комфортность жилья и порядок на дворовых территориях, конечно, при условии своевременного реагирования эксплуатационников и ремонтников на заявки населения.

Нижний уровень диспетчеризации функционирует непосредственно в микрорайонах. При этом на практике существует два организационных способа диспетчерского контроля и управления: локальный и комплексный. При первом автономно контролируется работа отдельных видов инженерного оборудования городских сооружений: электрических сетей с трансформаторными подстанциями (ТП) и электрощитовыми (ЭЩ); тепловых сетей с индивидуальным и центральными тепловыми пунктами (ИТП, ЦТП); водопровода с повысительными насосными станциями (ПНС); сетей водоотведения с канализационными насосными станциями (КНС); газовых сетей и устройств; лифтового хозяйства и т.д.
Локальные диспетчерские системы находятся в ведении соответствующих эксплуатирующих организаций, при этом каждая из них охватывает территорию без ориентирования на смежников. На диспетчерские пункты (ДП) жилищно-эксплуатационных организаций непосредственная сигнализация при локальном способе, как правило, не поступает. Рабочее место диспетчера этих организаций оборудовано только городской телефонной связью, по которой жильцы обращаются с жалобами и заявками, а диспетчер в свою очередь по мере необходимости выходит на локальные диспетчерские службы и эксплуатационные участки ЖЭС.
При комплексном способе предусматривается вывод диспетчерского контроля и управления всех видов локального инженерного оборудования и сетей, находящихся на обслуживаемой жилищно-эксплуатационной службой (ЖЭС) территории, на собственный диспетчерский пункт. Последний в этом случае оборудуется соответствующей технической аппаратурой, станками, приспособлениями, инструментом.
На ДП размещается и большинство специалистов-эксплуатационников. Оборудованные помещения и персонал при этом способе и составляют объединенную диспетчерскую службу (ОДС). Обычно она размещается в помещениях ЖЭС, подчиняется ее руководству, обслуживает закрепленную территорию.
В отдельных случаях на пульт диспетчера выводится контроль и управление инженерным оборудованием и сетями других жилых микрорайонов, иногда подключается оборудование близлежащих школ, детских садов, магазинов, а также иных зданий и сооружений.
Строительство ОДС началось в республиках Союза в соответствии с партийными и правительственными постановлениями с начала 80-х годов, а в Беларуси — с 1974 года. По решению Минжилкомхоза институтом “Белжилпроект” была разработана конструкторская документация на диспетчерский комплекс “ОДС-76” и начали выполняться проекты диспетчеризации.
Освоение и выпуск оборудования “ОДС-76” осуществляло УПТК треста “Беллифтреммонтаж”.
Телемеханический комплекс “ОДС-76” состоит из диспетчерского пульта и периферийного оборудования и позволяет по специально прокладываемым телефонным кабелям осуществлять диспетчерский контроль и управление инженерным оборудованием жилых домов и зданий другого назначения, а также технических сооружений (ЦТП, ПНС, ТП и т.д.) и сетей.
Оборудование комплекса выполнено на релейно-полупроводниковой технической базе. Несмотря на то, что оно морально и физически устарело, при условии хорошей организации технической эксплуатации продолжает работать в настоящее время и выполнять свои функции, хотя и в неполном объеме. С помощью щитов контроля (ЩК) на пульт диспетчера из жилых домов передается телесигнализация (ТС) давления водопроводной воды, давления и температуры горячего водоснабжения, давления в обратном трубопроводе теплосети, затопления подвалов и техподполий, отключение и включение в установленное время электроосвещения мест общего пользования, аварийного отключения электропитания, аварийных выходов из строя лифтов и повысительных насосов, несанкционированного открытия дверей служебных помещений (ИТП, электрощитовых, помещений служебного персонала ЖЭС), а также входов в техподполья, чердаки и техэтажи, выходов на крыши.
Предусматривается также громкоговорящая связь (ГГС) жильца с диспетчером из подъезда и кабины лифта, эксплуатационного персонала — из ИТП, электрощитовых, машинных помещений лифтов. Имеется возможность ТС загазованности подвалов и техподполий (очень важный параметр, который пока фактически не контролируется).
В ЦТП кроме ТС и ГГС осуществляется телеизмерение (ТИ) температуры и давления в подающем и обратном трубопроводах теплосети, температуры горячего водоснабжения.
Я подробно остановился на объеме комплексной диспетчеризации, осуществляемой с помощью этого устаревшего оборудования, чтобы показать информационность диспетчера ЖЭС. Можно констатировать, что он имеет, в случае исправности аппаратуры, необходимый минимум сведений о работе инженерных сетей и оборудования своего микрорайона, и это, в частности, помогло в суровые зимы спасти водопроводы, батареи и теплопроводы жилых домов от размораживания. Недаром руководители городской власти В. В. Ермошин (будучи заместителем председателя Мингорисполкома и куратором жилищно-коммунального хозяйства) и В. М. Белохвостов (выполняющий затем эти функции), которые неоднократно посещали многие ОДС, не позволили разрушить их, как это сделали во многих других городах из-за экономических трудностей нашего времени.
Оборудование комплекса “ОДС-76” относительно недорого, но имеет существенные недостатки. Это прежде всего использование многопроводных внешних сетей диспетчеризации, недостаточное количество модификаций щитов контроля, значительная материалоемкость, так как комплекс был рассчитан для обслуживания микрорайона двух-трех ЖЭС.
С 1982 года институт “Белжилпроект” начал использование в проектах диспетчеризации телемеханических комплексов типа “ТМ-321” и “ТМ-322”, выпускаемых Житомирским заводом “Промавтоматика”. Комплексы были выполнены на интегральных микросхемах, при этом “ТМ-322” мог поставляться с микроЭВМ и программным обеспечением. Информационные возможности “ТМ-321” аналогичны комплексу “ОДС-76”, у “ТМ-322” — значительно выше.
В то же время проектный и реальный объем диспетчерского контроля и управления существенно не изменился. Оба комплекса использовали для линий связи от каждого контролируемого пункта до ДП одну пару телефонного кабеля. Они также имели громоздкие пульты диспетчера (вдобавок плохого дизайнерского исполнения) и были дороги, поэтому, по решению Минжилкомхоза НПО “Жилкоммунтехника” был разработан комплекс технических средств (КТС) “ОДС-84”. К сожалению, из-за возникших экономических трудностей его внедрение не состоялось.
Начавшаяся в стране перестройка породила у ряда руководителей городских жилищно-коммунальных организаций желание отказаться от диспетчерских систем за счет осуществления бригадного подряда или других организационных форм технического обслуживания жилого фонда.
Однако, после многочисленных попыток этого сделать не удалось. Проанализируем основные причины неудач. Даже при исключительной добросовестности работников бригадного подряда прогнозирование отказов и аварий инженерного оборудования и сетей при существующем их состоянии невозможно. Следовательно, как и раньше, основной расчет был сделан на жалобы и заявки жильцов, которые при бригадном подряде предполагалось устранять более оперативно.
Конечно, когда в квартире нет тепла, электроэнергии, горячей или холодной воды, жилец немедленно обращается в жилищно-эксплуатационные службы. Но отсутствие электроосвещения на лестничной клетке, а тем более в других местах общего пользования его интересует меньше. Авария лифта в первую очередь затрагивает человека, находящегося в кабине. Затопление же техподполья, открытие тепловых пунктов, электрощитовых, машинных помещений лифтов, чердачных дверей и крышных люков жильца затрагивает мало. Большинство жильцов игнорирует все, что находится в доме за пределами его квартиры, хотя ухудшение состояния кровли, стен и конструкций, общедомовых инженерных систем и дворовых территорий понижает ценность дома и, следовательно, отдельных квартир, находящихся в личной собственности.
С другой стороны уместен вопрос: почему реагирование эксплуатационников на аварии и неисправности инженерного оборудования должны начинаться после обращения жильца.
Типичная ситуация: приходит человек после рабочего дня домой, обнаруживает отсутствие горячей или холодной воды и начинает звонить диспетчеру ЖЭС. Как правило, следует ответ, что слесарь-сантехник придет завтра, и просьба каким-то образом этот вечер и следующее утро “перебиться” (хотя правильнее сказать — “перемучиться”). Жилец недоволен, но вынужден смириться. Но это же не нормально и должно быть исключением. А правилом должно быть быстрое оповещение диспетчера о неполадках и авариях и не менее быстрое их устранение. Это возможно только при наличии диспетчерского оборудования и оперативной эксплуатационной службы, подчиненное непосредственно диспетчеру, то есть в условиях функционирования ОДС.
В состав помещений ОДС обязательно входят ремонтные мастерские: слесарей-сантехников, электриков, специалистов по лифтам, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИП и А), специалистов по телемеханике и устройствам связи. Мастерские оборудованы слесарными верстаками и универсальными настольными станками: сверлильным, токарным, фрезерным, а также ремонтно-сварочным оборудованием и необходимым инструментом.
Из изложенного выше видно, что диспетчер ОДС имеет практически все условия для осуществления качественного оперативного эксплуатационного обслуживания жилых домов при отказах и авариях инженерного оборудования, а также для выполнения заявок жильцов. В этом основное отличие его по сравнению с диспетчером ЖЭС, общающимся с локальными диспетчерскими и аварийными службами по телефону.
Отдельно хочется заострить внимание на организации служебной связи ОДС, которая осуществляется с помощью телемеханических устройств всех без исключения комплексов технических средств. Этой связью охвачены все мастерские, эксплуатационные участки, ИТП, электрощитовые, машинные помещения и кабины лифтов и подъезды жилых домов, что позволяет диспетчеру оперативно управлять ремонтно-эксплуатационным персоналом, обеспечивает жильцам удобство при передаче последнему жалоб и заявок.
Безусловно, устройство ОДС требует значительный капитальных и эксплуатационных затрат. Но локальные системы диспетчеризации тоже не бесплатны и при технико-экономическом сравнении проигрывают. Обойтись же вообще без диспетчерского контроля за инженерным оборудованием невозможно.
Встает естественный вопрос: как эти затраты вернуть? В советские времена об этом особенно не задумывались, удовлетворяясь в первую очередь социальным аспектом внедрения ОДС. Нельзя сказать, что экономический эффект отсутствовал полностью. Безусловно, он был и обеспечивался в первую очередь за счет улучшения общего порядка в жилом секторе. Закрытые и чистые технические помещения, своевременно и в соответствии с нормативными требованиями покрашенное инженерное оборудование и трубопроводы, тщательно закрепленные электропроводки, отсутствие свободного доступа на крыши, чердаки, техподполья способствовали сохранности жилищного фонда, улучшению эксплуатационного обслуживания инженерного оборудования и сетей, продлению его срока службы, уменьшению потерь воды, тепла, электроэнергии. Но эти моменты не ставились остро во главу угла. Необходимо добавить, что устаревшее оборудование тепловых пунктов, электрических устройств, лифтов и т.д. осуществлению экономии не способствовало.
Хочу отметить, что в советские времена в жилищно-коммунальном хозяйстве республики поддерживался относительно высокий уровень технической культуры. Я в этом лично убедился, побывав на обследовании жилого фонда в Армении, которой наш институт оказывал техническую помощь в проектировании и строительстве диспетчеризации инженерного оборудования и сетей жилого фонда города Чаренцаван.
В новом городе, аналогичном нашему Светлогорску, с удивлением приходилось воспринимать полное отсутствие регулирующих устройств и приборов в тепловых пунктах, щитов автоматического управления электроосвещением подъездов жилых домов и дворовых территорий, запущенность инженерных сетей.
Экономический и политический кризис, разразившийся в СССР и приведший к образованию нашего суверенного государства, вопросы энерго- и ресурсосбережения выдвинул на главные позиции. Наконец, и у нас все поняли, что капиталистический мир за время энергетического кризиса 70-х годов добился на этом направлении впечатляющих успехов, что должно вдохновлять и наших руководителей и специалистов. В жилищно-коммунальном хозяйстве тратится огромное количество материальных и энергетических ресурсов и техноэкономические мероприятия сулят несомненный успех, который уже в стране стали получать, начав масштабное внедрение приборного учета и регулирования.
К сожалению, нехватка средств не дает этому процессу набрать необходимую скорость, тем не менее многое сделано, и это требует вдумчивого осмысления для дальнейшего движения вперед. Не являются исключением и вопросы, стоящие перед нами в дальнейшем развитии автоматизации и диспетчеризации жилищно-коммунального хозяйства.
Эти задачи намечено обсудить на совещании руководящих работников жилищно-коммунального хозяйства в конце 1998 года. Мероприятие проводится по инициативе Минжилкомхоза Республики Беларусь и организуется предприятием “Белжилпроект”.
В нем намечается участие специалистов ПУ ЖХ Мингорисполкома, ЖРЭО, ЖЭС, АО “Лифтремонт” и АО “Лифтсервис”, ПО “Водоканал”, НПО “Жилкоммунтехника”, проектных и конструкторских организаций, ММП “Техносвязь” и других монтажно-наладочных и эксплуатационных предприятий.
Несмотря на экономические трудности в стране, необходимо по новому взглянуть на вопросы автоматизации и диспетчеризации в отрасли. Из своего опыта отмечу, что и в старые времена эти проблемы часто приносились в жертву. Например, типичной картиной при завершении тех или иных строек, был запуск оборудования и целых технологических процессов в режимах ручного управления. При этом никто не обращал внимания, что гробились значительные средства, безрезультатно вложенные в средства автоматизации (пульты, щиты, КИП, электропроводки и т.д.). Затем мы имели недоотпуск продукции и ухудшение ее качества, несли экологические и, в конечном итоге экономические потери. В постперестроечное время ситуация резко ухудшилась. В разговорах руководителей жилищных ремонтно-эксплуатационных организаций постоянно звучало: какая сейчас автоматизация и диспетчеризация, если текут крыши и на их восстановление средств катастрофически не хватает. Что можно было на это ответить — конечно, надежная крыша над головой важнее.
Тем не менее экономика заставила жилищников и коммунальников активно заняться вопросами учета тепла, воды, электроэнергии, которые без автоматических средств и приборов немыслимы. Вторым шагом в энергоресурсосбережении стало внедрение экономичных режимов работы инженерного оборудования и сетей, что реализуется с помощью систем автоматического регулирования. Постоянное изменение цен на жилищно-коммунальные услуги в результате инфляционных процессов привело к массовому внедрению в работу ЖЭС и ЖРЭО персональных ЭВМ.
Главным критерием работы инженерных систем жилого фонда стало поддержание режимов, установленных СНиП. Это в первую очередь относится к параметрам температуры и давления сетей отопления и водоснабжения жилых и административных зданий. Учитывая переменность погодных условий в нашей стране в течение всего года и даже суток, актуальность поддержания оптимальных режимов не требует особого обоснования, но на существующем оборудовании ЦТП и ИТП выполнить это сложно. Поэтому в настоящее время начата активная модернизация этих сооружений: внедряются блочные тепловые пункты с новейшей автоматикой, устанавливаются регулируемые электроприводы или выборочно заменяются существующие регуляторы прямого действия на более совершенные — электронные. Как правило, вся техника начинает иметь микропроцессорное управление.
Естественно, теперь диспетчеру ЖЭС недостаточно сигнализации об отклонении заданных параметров: ему необходимо их точное измерение. Такое оборудование было смонтировано в ЖЭС-95 Заводского района г. Минска. Это малогабаритный настольный комплекс технических средств “Дельта”, разработанный и изготовленный внедренческим предприятием “Холтрон” при институте твердого тела и полупроводников Национальной академии наук.
Комплекс позволяет осуществлять ТИ восьми параметров в ИТП жилых домов, ТС затопления и служебную ГГС. Специалистами “Белжилпроекта” совместно с эксплуатационниками ЖЭС в результате обследования и анализа определены наиболее характерные места (жилые дома, ИТП) для установки периферийного оборудования, что позволило значительно сократить количество контролируемых исполнительных пунктов и приборов.
В итоге диспетчер может оперативно измерить параметры необходимое число раз в течение суток и дать соответствующие указания эксплуатационному персоналу.
Недостатком первого образца комплекса “Дельта” является многопроводность внешних сетей диспетчеризации. Этот минус устранен в разработке комплекса “Дельта-2000”, который начал внедряться в ЖЭС-74 Заводского района г. Минска.
Новый комплекс выполнен на микропроцессорной базе и будет функционировать совместно с ПЭВМ ЖЭС. Устройство пульта диспетчера блочное, что позволяет увеличивать при необходимости число ТС, ТИ и ТУ. Этот вопрос актуален в связи с продолжением монтажа локальных диспетчерских систем. Так, лифтовики в настоящее время начали активно устанавливать для диспетчеризации лифтов микропроцессорные диспетчерские комплексы КДК-64 и КДК-160. Комплексы выпускаются новосибирским ИПК “Эссан-Инвест” и позволяют осуществлять до 25 телесигналов с лифта и являются довольно дорогим оборудованием. В то же время последние конструкции систем автоматики лифтов ПО “Могилевский лифтостроительный завод” также выполняются с микропроцессорными блоками управления, которые осуществляют полную диагностику лифта с возможностью ее передачи на ПЭВМ диспетчерского пункта.
Таким образом, комплексы КДК в ближайшей перспективе окажутся лишним звеном. Аналогичная ситуация ждет и энергетиков, которые в настоящее время готовят локальную систему передачи данных в Энергосбыт с квартирных электросчетчиков жилых домов. Итак, опять ведомственные интересы не выдержат критики здравого экономического подхода к делу. Надо добавить, что в НПО “Жилкоммунтехника” находится на испытании опытный образец одного из вариантов универсального микропроцессорного КТС “Нарочь”. Логичней было бы ускорить его завершение и опытное внедрение в системы комплексной диспетчеризации, а также совершенствовать и комплекс “Дельта-2000”. На мой взгляд развитие и внедрение этих комплексов более перспективно, тем более, что оно идет на конкурентной основе.
Одновременно нужно констатировать, что дальнейшее энергоресурсосбережение в жилом секторе с помощью только общедомовых приборов и регуляторов не даст должного конечного результата. Эксплуатационно-ремонтному персоналу ЖЭС, которые с начала следующего года переходят на хозрасчет, необходимо вплотную заняться квартирными инженерными сетями. В каждой квартире должно быть отрегулировано до оптимальных параметров давление холодной и горячей воды, температура отопительных батарей и горячей воды. Устройства для этого имеются, причем для регулирования давления — простые и дешевые. Сантехник ЖЭС должен периодически посещать закрепленные квартиры и наблюдать за исправностью систем.
Постоянство параметров в квартирных сетях само по себе обеспечит экономию не менее 5% расхода воды и 10% тепла.
При установке квартирных счетчиков и регуляторов становится естественным внедрение комплексной системы автоматизированного учета воды, тепла, электроэнергии и газа и оформление расчетов с помощью ПЭВМ ЖЭС. Конечно, эта работа должна оплачиваться городскими и районными властями и приносить ЖЭС существенный доход.
Далее для полноты информации диспетчеру необходимо вывести выборочное измерение отдельных параметров в наиболее характерных квартирах каждого жилого дома. При использовании комплексов “Дельта-2000” и “Нарочь” это не требует больших затрат, но при этом комплексная система контроля за энергоресурсосбережением жилого фонда на нижнем уровне найдет свое логическое завершение.
Учитывая, что вся используемая техника имеет микропроцессоры, передача данных на высшие уровни управления жилищно-коммунальным хозяйством города также не составит труда. Конечно, потребуется затратить значительные средства на разработку соответствующего программного обеспечения.
В итоге мы получим систему автоматизированного диспетчерского управления (АСДУ) жилым фондом города, которая позволит, наконец, оперативно отслеживать процессы в этом сложнейшем хозяйстве.
Валентин СИДОРЧУК, главный инженер проектов ПиГП “Белжилпроект”


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 1998 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость