Опыт разработки и реализации государственных реформы целевых программ развития малых и средних городов в условиях экономической

Опыт разработки и реализации государственных целевых программ развития малых и средних городов в условиях экономической реформыРоссия
Современная система расселения России представлена 1100 городами и 2020 поселками городского типа, в которых проживает более 198 млн человек, из них 40 млн в малых и средних городах с населением до 100 тыс. жителей.
Начиная с 1991 года в России впервые за послевоенные годы началось абсолютное сокращение числа городских жителей. Практически число жителей уменьшается в каждом четвертом поселении. Причем эта тенденция характерна для крупнейших и малых городов. Несколько лучше положение в средних городах, где наблюдается относительная стабилизация численности населения, но лишь за счет механического прироста, то есть за счет мигрантов из различных районов страны и ближнего зарубежья. Это и понятно, поскольку средние города имеют относительно более развитую социально-бытовую инфраструктуру обслуживания, более разнообразную градообразную базу и, следовательно, большие возможности трудоустройства.
Однако сами по себе стабилизация или даже снижение численности населения города не являются проблемой. Проблема у российских малых городов в другом, а именно в существенной деформации половозрастной структуры населения, пониженным удельным весом трудоспособных возрастов и повышенным пенсионных. Это связано со свертыванием притока сельского населения и неудовлетворительного состояния социально-бытовой инфраструктуры малых городов. Кроме того, для многих малых городов, в связи с особенностями экономической базы, узкопрофильностью сфер приложения труда, характерно преобладание мужского или женского населения. И все же неблагоприятная демография — вторичная проблема. Главной и характерной проблемой многих малых городов является несоответствие структуры народно-хозяйственной базы требованиям рыночной экономики, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий и высокий уровень износа основных фондов и, как следствие, низкая производительность труда и неконкурентность выпускаемой продукции.
Острой проблемой малых городов является также их транспортно-коммуникационная оторванность от основных экономических, научных и культурных центров страны и от начавшей развиваться рыночной инфраструктуры. Так, 75% малых городов России расположены на расстоянии более 80 километров от областных центров, в том числе 10 % — далее 500 километров. 10% малых городов не имеют даже постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием. Недостаток транспортных средств, горючего и возросшие транспортные тарифы и цены на услуги связи многократно усугубляют это положение.
Следующая серьезная проблема малых, а также и средних городов заключается в отсутствии или слабости необходимой информационной базы, что серьезно препятствует оперативному поиску вариантов развития и функционирования городов, не позволяет организовать маркетинг собственных ресурсов и инвестиционных предложений для отечественных и иностранных инвесторов, не способствует нахождению партнеров по кооперации и взаимовыгодному сотрудничеству.
Важной проблемой малых городов является также несформированность муниципальной собственности и муниципального хозяйства: слабы строительные, коммунальные и ремонтные организации, службы благоустройства и оформления не имеют необходимой техники и транспорта и т.п. Основная причина этого — отсутствие правовых гарантий и, главное, финансов, обеспечивающих активную роль органов городского самоуправления в их формировании.
Проблемой, из-за недостатка средств в городских бюджетах, является также обеспечение малых городов градостроительной документацией, которая учитывала бы особенности перехода к рынку, а также отсутствие нормативной правовой базы для развития рынка недвижимости, в том числе земельного рынка. Продолжают оставаться актуальными задачи повышения эффективности использования территории городов и определения ее потребительских качеств, определения городской черты, уточнения функционального и правового зонирования, то есть всего, что связано с обновлением градостроительной документации.
Особые трудности возникают перед многопрофильными городами в регионах добычи полезных ископаемых, перед наукоградами, городами атомной энергетики, закрытыми административно-территориальными образованиями, где требуется широкое проведение конверсии или перепрофилирование ведущих предприятий, рационального использования высоко интеллектуального потенциала и переобучения производственного персонала.
В большинстве стран СНГ имеются города, расположенные в зонах экологического бедствия природного или техногенного происхождения, рекреационные города, приграничные и другие со своими проблемами развития, но у России есть также еще одна группа городов этого типа, не характерная правда для других стран СНГ, но которую нельзя не упомянуть. Это города Крайнего Севера и перед проблемой полного закрытия некоторых из них стоит сейчас Российской Правительство.
И наконец, особую группу со своими бедами составляют малые исторические города, в которых обострились проблемы разрушения архитектурно-ландшафтной среды и появилась опасность утраты памятников истории и культуры в связи с явно недостаточными объемами реставрационных работ. Эти города по сравнению с другими имеют дополнительные возможности развития за счет привлечения туристов, но неразвитость инфраструктуры и низкий уровень туристического обслуживания не позволяют, как правило, получать дополнительные финансовые поступления в городской бюджет и использовать в полной мере свой потенциал.
Практически перед всеми типами малых и средних городов большинства стран СНГ стоит проблема роста безработицы, явной и скрытой, связанной с возможностью банкротства предприятий и организаций. Все это порождает дополнительную миграцию и дополнительные трудности в развитии городов.
Проблемам градостроительства в целом и выработке государственной градостроительной политики в России уделяется достаточно серьезное внимание. При этом упор делается на три основные направления ее реализации: во-первых, анализ существующего положения и подготовка комплексной градостроительной документации, определяющей градостроительную политику на всех уровнях — федеральном, региональном и местном; во-вторых, разработка законодательной и нормативной основы регулирования всех видов градостроительной деятельности на территории городов; в-третьих, обеспечение программного подхода к решению проблем развития городов.
Ежегодно совместно с Российской академией архитектуры и строительства подготавливается доклад Правительству Российской Федерации, в котором делается анализ сложившейся ситуации в области градостроительства, вырабатываются принципы и основные положения градостроительной политики, определяющей стратегию территориальной организации и расселения, в том числе развития средних и малых городов. В настоящее время в России разработана и одобрена Правительством Российской Федерации в качестве основного документа, определяющего политику государства в данной области «Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации», основные положения которой являются базой при определении направлений развития отдельных территорий и городов. В числе намеченных Генсхемой первоочередных мероприятий — развитие существующих региональных систем расселения, в частности Среднерусской, Южно-Сибирской и Тихоокеанской, обладающих относительно благоприятными экологическими условиями развития и возможностью приема мигрантов.
Генеральной схемой расселения в 11-ти томах подробно рассмотрены все градостроительные проблемы и по каждой даны определенные рекомендации, которые могут использоваться при принятии решений на федеральном, региональном и местных уровнях по развитию малых городов.
Вторым важнейшим направлением реализации градостроительной политики является создание адекватной рыночным механизмам законодательной базы, регулирующей развитие городов и любую деятельность на их территории.
В новых экономических условиях, с появлением множественности равноправных субъектов градостроительной деятельности, происходит переход к правовому градорегулированию с учетом потребностей и прав граждан-собственников и местных сообществ, а также интересов города в целом. В России этот процесс регулируется Федеральными законами «Об основах градостроительства в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления...», «О государственных и муниципальных землях», «О продаже земельных участков в городах и других поселениях», «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Градостроительным кодексом и целым рядом других федеральных законов, а также Указов Президента России.
Подготовлены к изданию новый СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка поселений», «Инструкция и порядок установления красных и других линий градостроительного регулирования для поселений Российской Федерации», Положение «Об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминимумах» и соответствующие законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Третьим основным принципом реализации градостроительной политики в России является программный подход к решению проблем развития малых и средних городов. В России разработаны, утверждены Правительством Российской Федерации и уже осуществляются две такие программы: Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, разработанная Союзом малых городов России; Федеральная государственная программа «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России”, разработанная Госстроем России, преемником которого по данной программе стал Минземстрой России.
Необходимость разработки этих программ обусловлена, во-первых, общегосударственным значением малых и средних городов, выполняющих важные во многом специфические социальные и народно-хозяйственные функции в углублении реформ, и во-вторых, слабой социально-экономической базой этих городов и потому недостаточной защищенностью их жителей.

Азербайджан
В Азербайджанской Республике программа в области развития малых и средних городов является составной частью общего направления государственной политики в условиях экономических реформ. В республике разработана «Региональная схема расселения на территории Азербайджанской Республики», являющаяся долгосрочной научно-обоснованной концепцией развития системы населенных мест. Схема предусматривает решение важнейших проблем расселения, отражающих основные направления региональной градостроительной политики на более отдаленную перспективу за пределами 2000 года. Для всех 64 городов определены генеральные планы с показателями и расчетами: экономической базы, транспортных условий, трудовых, сырьевых и водных ресурсов, жилищного фонда, с учетом строительной базы, природно-климатических, санитарно-гигиенических и экологических условий.

Казахстан
Важность проблемы малых и средних городов Казахстана обуславливается большим количеством населения, проживающего в них. Казстройкомитетом планируется разработка Программы первоочередных мероприятий по реабилитации и развитию малых и средних городов республики. Целью ее разработки является анализ современного состояния и выявление из общего числа населенных пунктов градостроительных и социальных индикаторов, ранжирование городов по степени депрессий и определение приоритетных направлений градостроительной политики в отношении развития малых и средних городов, разработка нормативно-правовых актов национального, регионального уровней, регламентирующих архитектурную и градостроительную деятельность на территории этих городов, обеспечивающих их устойчивое функционирование.

Кыргызстан
В Кыргызской Республике рыночные условия негативно отразились на условиях проживания в малых и средних городах, где закрытие предприятий привело к массовому выезду из них населения и создало значительные площади неиспользуемого, брошенного или реализуемого по бросовым ценам жилья. Власти принимают меры по привлечению в эти регионы инвестиций для создания новых предприятий, реконструкции и переоборудования действующих. Выделяются средства для развития гидроэнергетики, табачной промышленности.
В целях решения стоящих перед республикой проблем и, в частности, для стимулирования развития малых и средних городов создан Межправительственный совет по инновационной деятельности, в который вошли представители Минфина, Фонда Госимущества, Министерства внешней торговли, Министерства сельского и водного хозяйства, Национальной Академии, Госархстройинспекции при Правительстве Кыргызской Республики, Налоговой инспекции, представителей банков, предприятий и организаций.
В настоящее время осуществляются меры по созданию сети внебюджетных фондов, обеспечивающих приток средств в инновационную деятельность, в том числе через налоговое законодательство. С целью формирования рынка технологий в республике запланировано постоянное издание информационных материалов о предлагаемых для реализации инновационных проектах, а также проведение выставок.
Принято решение о разработке в 1998 году «Положения об инновационных центрах и научно-технологических парках» и «Положения о Межведомственном совете по инновационной деятельности».

Украина
Наиболее остро социально-экономические проблемы стоят в малых городах — центрах угледобывающей промышленности и энергетики. С целью их преодоления, активизации инновационной и инвестиционной деятельности, создания новых рабочих мест и трудоустройства высвобождающегося персонала в таких городах руководством Украины приняты законодательные акты о создании специальных экономических зон с благоприятными таможенными, налоговыми и прочими режимами деятельности. Две такие зоны: «Донецк» и «Азов» — созданы в Донецкой области, а также в 12-ти малых и средних городах Украины. Специальная экономическая зона создана в Славутиче — городе энергетиков Чернобыльской АЭС.
В настоящее время на Украине приступили к разработке государственных целевых программ развития малых и средних городов.
Все вышесказанное позволяет сделать определенные выводы и сформулировать основные рекомендации по путям вывода малых и средних городов из кризисной ситуации, в которой они сейчас находятся.
1. Малые и средние города среди различных типов городских поселений находятся в наиболее сложном социально-экономическом положении, а их жители наименее защищены в социальном плане и нуждаются в помощи государства.
2. Для выхода из кризисной ситуации малым и средним городам требуется финансовая поддержка как на общегосударственном уровне, так и со стороны региональных органов власти. Однако в условиях рыночной экономики в своем развитии города должны опираться в основном на собственные ресурсы: экономические, историко-культурные, природные, интеллектуальные, трудовые и территориальные.
3. Пополнение городского бюджета может происходить за счет взимания налоговых, арендных и рентных платежей за муниципальную недвижимость и землю, величина ставок которых должна устанавливаться органами власти в зависимости от функционального зонирования и градостроительной значимости и ценности территории.
4. Изыскиваемые городом финансовые ресурсы должны в первую очередь сосредотачиваться на развитии производств, позволяющих создавать дополнительные рабочие места и приносить прибыль в городской бюджет.
5. Для обеспечения устойчивого функционирования малых и средних городов необходима разработка нормативных правовых актов государственного, регионального и городского уровня, регламентирующих градостроительную деятельность на их территории и обязательных, как для потенциальных инвесторов, так и для муниципальных органов.
6. Решение проблем развития малых и средних городов должно осуществляться программными методами, опирающимися на общие принципы градостроительной политики, утверждаемые и проводимые государством.
7. На всех этапах разработки, рассмотрения и реализации утвержденных программ необходимо обеспечить гласность принимаемых решений, привлекая широкие слои населения города к обсуждению всех вопросов, связанных с его возрождением и устойчивым развитием и к деятельности по реализации программных мероприятий.
По материалам 9-ого заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГподготовила Елена СЫС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость