Прага — имя притягательное




Есть имена и названия, не отпускающие человека из сферы своего внимания. Вот именно, не мы к ним внимательны, а они к нам. Они не отпускают нас, не дают забыть о себе, они живут в нашей памяти, как будто бы даже самостоятельно. Что вложили чешские архитекторы в Прагу, в чем магия ее силуэтов?

Начало

Карл IV для Праги и для Чехии в целом, как Петр I для Петербурга и России. Под его руководством был перестроен пражский Кремль (Градчаны), построен каменный мост через Влтаву, заложен Новый город, чья регулярная планировка до сих пор ничуть не устарела.

Пражский Кремль сходен со славянскими городищами треугольной формой, тремя входными воротами (как в московском Кремле). Первая каменная крепостная стена возведена в XI в. вокруг самых древних храмов: костела Девы Марии (875 г.), костела св. Йиржи (или св. Георгия) и ротонды св. Вита (926-930 гг.). В течение 10 веков Кремль перестраивался около 20 раз, и каждое столетие вписало свои слова в его летопись.

Интересно, что три двора Кремля последовательно готовят нас к восприятию собора св. Вита. Здесь представлены все стили, характерные для архитектурного облика Праги, но всего лишь представлены: языческие погребения, романские памятники, неяркое барокко, готика.

Один из знаменитых романских памятников Чехии - базилика св. Йиржи (XII в.). Основание каменной постройки принадлежит 920 г. За пожарами XII и XVI вв. следовали реставрации, в ходе которых достраивались своды боковых нефов, капеллы и башни. После реставрации XIX в. фасад приобрел облик в стиле ренессанс. Внутренняя же часть с плоским балочным перекрытием, четырехгранные столбы и колонны, арочные завершения в нижнем ярусе, эмпорах и окнах сохранились в первоначальном виде. В интерьере базилики нет суровости, свойственной романской архитектуре.

Готика. Собор.

Готика пришла в Чехию в середине XIII в., а в Прагу - около 1230 г. с монахами цистерианского ордена. Эпоха ее расцвета относится к первой половине XIV в. Восточная часть собора строилась в XIV - XV вв., западная часть достраивалась в XIX в. и начале XX в. Ротонда - трехнефная базилика - монументальный храм - такова архитектурная история сооружения. Будущий король Карл IV, один из сыновей Яна Люксембургского, новый архиепископат, "вся королевская рать" присутствуют при закладке первого камня собора в 1344 г. Из Арраса (Франция) приглашен архитектор Матвей. Ему принадлежит планировочное решение собора, руководство строительством хора с пятью капеллами, двух капелл на южной стороне и одной на северной. После смерти Матвея теперь уже король Карл IV приглашает из Гмюнда Петера Парлежа (1330 г.). Завершается восточная часть, нижний портал трансепта и южная башня. В дальнейшем замысел Матвея Аррасского претерпевает изменения. Капеллы хора разнообразны, а не симметричны, наружные опоры "теряют в весе", значительно удлиняются окна и сужаются простенки между ними. Наконец, П. Парлеж изобретает сетчатый свод и заменяет им тяжелый крестовый. Нервюры теперь пересекаются не в центре свода, а на некотором расстоянии, освобождая пространство в форме ромба. Это изобретение получает распространение в чешской готике.

Капелла св. Вацлава (на месте вацлавской капеллы ротонды св. Вита) - еще один характерный образец чешской готики и тоже творение П. Парлежа. Нижняя часть стен капеллы инкрустирована полудрагоценными камнями: яшмой, сердоликами, агатами.

После смерти П. Парлежа (1399 г.) строительство было приостановлено и возобновлено после окончания гуситских войн в начале XV в. под руководством архитектора Б. Рейта. Его участие в многовековой эпопее состояло в закладке северной башни и пилонов среднего нефа. Хоры в северной части трансепта относятся уже к началу XVI в. (архитектор Б. Вольмут). В начале XX в., следуя замыслу П. Парлежа, архитекторы Й. Краннер, Й. Моккер и К. Гильберт при участии художников Ф. Кисела, К. Сволинского, М. Швабинского (витражи, мозаики) возводят западную часть собора по аналогии с восточной, построенной при жизни мастера. Шпиль собора св. Вита долгое время оставался самой высокой точкой города.

Декоративные пластические формы собора: водостоки в виде химер, стебли колонн и резные каменные листья, кружевные окна - все это лучшие образцы того, что есть в пражской архитектуре, в чешской художественной школе, средневековой готической культуре. Само название ее несколько странно: ничего варварского, т.е. "готского", от названия германского племени, в ней нет. Более того, вытянутые вверх интерьеры, стены, разрезанные высокими стрельчатыми окнами, сложные резные порталы и башни, скульптура создают прямо противоположный эстетический образ. Свободное пространство главного и боковых нефов и легкость стен, стройность пилястров подчеркивают вертикальную ориентацию готического зодчества и, видимо, мировосприятия человека средневековья.

Дворцы

Дворцы должны стоять свободно, они так и стоят. Загородный характер летней резиденции и в то же время укрепления носит так называемый Михновский дворец - целый комплекс построек XVI-XVII вв. Главный фасад с лоджиями выходит в сад, а со стороны улицы дворец обнесен высокой стеной. Ризалит фасада украшен лепниной. В ходе нескольких перестроек североитальянская традиция (архитектор Ф. Каратти) уступает место барокко.

Вальдштейнский дворец (одноименные улица и площадь) построен в 1624-1630 гг. по проекту архитекторов О. Спеццы и М. Себрегонди. Фасад расчленен тремя высокими порталами. Росписи дворца, парадные лоджии и лестницы, скульптурное убранство, живописный сад дают представление о дворцовом строительстве и в частности северном барокко в Праге. Дворец построен с размахом, до него на этом месте размещались 26 зданий, 3 сада и кирпичный завод.

Фюрстенбергский, Коловратский, Леденбургский дворцы построены в XVIII в. и продолжают традиции дворцовой и садово-парковой архитектуры, в них экспонируются коллекции живописи Национальной галереи.

Этот аристократический район застраивался с 1257 г. вблизи королевского дворца. Позже он получит название "Малостранский". В основном его кварталы оформились к XIII в., затем перестраивались. Традиционная планировка средневекового города сохранилась в центре. Но готические памятники уверенно раздвигает барокко. Архитекторы Криштоф (отец) и Килиан Игнаций Динценгофер внесли удивительный вклад в облик Праги, работая в стилистике барокко и развивая его эстетику. Символ великолепного пражского барокко - изумрудный купол храма св. Микулаша на Малой Стране. Его проект и строительство (1704-1711 гг.) осуществлялись под патронажем иезуитского ордена. На месте готического костела возник пышный барочный, со сложным внутренним членением, искусственным мрамором и фресками. Его знаменитый купол перекрывает алтарную часть (длина 20 м, высота вместе с фонарем - 79 м), имеет 8 окон в барабане, которые хорошо освещают пространство однонефного сооружения.

Мост и Старый город

Если представить себя идущим в процессии во время коронации чешского короля, естественно по улице Карла (до 1848 г. - Иезуитской), то обязательно увидишь и памятник императору Карлу IV. В 1848 г. он был отлит из железа по модели дрезденского скульптора А. Геннеля в Нюрнберге и установлен на средства Карлова университета к 500-летию его основания.

От Староместской башни (проект и скульптура П. Парлежа) Карлов мост, собственно, и начинается. До XII в. мост - деревянный, в 1159 г. он был разрушен сильнейшим наводнением. Каменный мост, в то время третий в Европе, возводится в 1167 г. и носит имя королевы Юдифи. В 1342 г. строение опять сносит наводнением. П. Парлеж (1357 г.) при покровительстве Карла IV предпринимает третью попытку, серьезно подготовив инженерную базу. Теперешний вид мост приобрел после 1714 г., когда в основном все скульптурные группы были установлены. От моста Юдифи уцелела южная малостранская башня. Малостранских башни у основания моста две, они соединены стеной с воротами. Это бывшие романские постройки XV в., реставрированные в 1591 г. Фасады, высота, декор башен такие разные, так сильно отличаются друг от друга, что и с противоположных сторон, и с других обзорных площадок мост предстает как весьма неожиданный ансамбль. Самая высокая, трехъярусная, с карнизами и фронтонами Староместская башня украшена скульптурами.

Пражский университет, конечно тоже Карлов, основан в 1348 г. и был тогда крупнейшим в Европе. Здание собственного общежития университета у костела св. Микулаша заложено в 1366 г. Затем, уже при Вацлаве IV, после значительной перестройки университету передан дом Ротлева. В XVIII в. центральный корпус перестраивается по проекту архитектора Ф. Каньки. От эпохи Карла IV в. сохранился прекрасный эркер, хрестоматийный образец классической готики. Бывший дом Ротлева перестраивается еще раз в барочном стиле в 1718 г., затем в 1882 г. архитектором Й. Моккером.

Культура, традиции, образование, торговля и ремесла жили в Старом городе и остались уже в дыхании и образах исторических мест. Ратуша на Староместской площади, несмотря на все невзгоды своей истории (начавшейся в 1364 г.), остается центром перманентного театрального представления "Старый город". Часы с двумя циферблатами сделаны мастером Ганушем в XV в. Здесь и петух, и двенадцать апостолов, и смерть с косой. Каждый месяц года проиллюстрирован художником Й. Манесом. Оригиналы 1856 г. хранятся в Национальной галерее, на часах установлены копии Й. Лишки. Часы и башня разрушались и восстанавливались, становясь все наряднее.

Около тридцати каменных жилых домов XII-XIII вв., квадратных и прямоугольных в плане, двухэтажных, с крестовыми сводами обнаружено в Старом городе в ходе археологических работ. На первом этаже располагались лавки и мастерские, на втором - жилые помещения.

Особенная страница пражской истории - район "Йозефов", бывшее еврейское гетто. О самом поселении известно с IX в, а древнейшее из строений - Староновая синагога 1270 г. - самая старая в Европе. Она интересна тем, что построена как двухнефная, т.е. как своеобразная переходная форма от простого сооружения к трехнефному. Церкви такого типа строились в маленьких приходах Словакии и на юге Чехии. Когда-то большой, квартал неоднократно перестраивался и становился все меньше. Тем не менее теперь это семь синагог, кладбище и ратуша. Еврейская ратуша построена в XVI в. по проекту архитектора Й. Ройдера и перестроена в XVII в. Й. Шлезингером, достроившим башню с часами.

Чешское барокко в зданиях К.И. Динценгофера это - собор св. Микулаша (1732-1735 гг.) и дворец Кинских (1755-1765 гг.). Украшением Старого города становится соединение мировоззрений готики и барокко. Сложные архитектурные решения с высокими аттиками, насыщенные скульптурой интерьеры дополняются коллекцией графики Национального музея во дворце.

Новый город

То, что называется "новым", - это опять Карл IV, опять 1348 год, но совсем не средневековье. Законченность и регулярность планировки, экономическая политика в отношении владельцев недвижимости и быстрота строительства в очередной раз свидетельствуют о незаурядности Карла IV. Прямые и широкие улицы образца середины XIV в. - это великий дар предвидения. Вацлавская площадь (до 1848 г. - Конный рынок) - по-прежнему центр, как в воронку втягивающий деловую жизнь и праздное времяпровождение. Над ансамблем Вацлавской площади и во всем Новом городе работали чешские архитекторы И.В. Ульман, А.В. Барвитиус, Й. Зитек, Й. Шульц. Й. Моккер. Здесь последовательно воплотились две тенденции: неоренессанс, развивавший национальную школу, и неоготика, скурпулезно реставрирующая готические памятники. Но и тут не все просто. В эпоху барокко перестраивались древние романские и готические постройки. Современные реставраторы часто возвращаются к самым первым образцам.

Два монументальных здания Праги: Национальный музей (1885-1890 гг., проект Й. Шульца) и Национальный театр (1868-1882 гг., проект Й. Зитека, Й. Щульца). Они окружены скульптурными группами, аллегорическими фигурами Чехии, Аполлона, театральных муз. И во времена их строительства и теперь они играют значительную роль в духовной жизни Чехии и Праги. Здесь синтезировано творчество целых поколений художников, скульпторов, коллективов архитекторов и декораторов. Особенно живописен Национальный театр: его фасад, лоджии и аттики, вестибюли и люнеты фойе, занавесы и стены, потолки, - отовсюду глядят лики и маски, бронзовые бюсты деятелей чешской культуры, всюду роспись с пейзажами исторических мест.

Есть ли в Праге здания, набережные или площади безымянные, безыскусные, без истории и легенды? Маловероятно, каждое из них - настоящее сокровище. Музейные сокровища, тоже расположившиеся в архитектурных памятниках, концентрируют атмосферу творчества многих поколений. Своеобразна и остроумна яркая уличная культура музыкантов, фокусников, кукольников и керамистов. Театральные и концертные впечатления приводят в восхищение перед современным потенциалом старейшей европейской нации, сумевшей сохранить свою отдельность.

Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость