О ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства в странах СНГ


С 27 по 29 мая 1998 года в Минске проходило 8-е заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. Одним из вопросов, рассмотренных на саммите, был опыт реформ в жилищной и коммунальной сферах в государствах Содружества. В результате обсуждения, учитывая сложность, многосторонность, емкость, социальную и политическую значимость рассматриваемого вопроса, с целью гармонизации и взаимоувязки проводимой реформы в странах Содружества было решено продолжить обсуждение этого вопроса и на дальнейших саммитах. Так, с 29 сентября по 3 октября 1998 года в г. Тбилиси (Грузия) прошло 9-е заседание Межправительственного совета, на котором участники заседания вновь вернулись к этому вопросу.

В период внедрения рыночных отношений жилищно-коммунальное хозяйство Грузии должно быть отнесено к приоритетным отраслям национального хозяйствования. Основополагающим документом, определяющим стратегические направления преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в стране, является разработанная Министерством урбанизации и строительства и утвержденная Президентом "Концепция жилищно-коммунального хозяйства Грузии".

В ней определены параметры хода реформы жилищно-коммунального хозяйства и программа улучшения санитарно-технического состояния, водопроводно-канализационного хозяйства Грузии, программа выплаты стоимости жилищно-коммунального обслуживания на 1990-2005 годы, а также определены этапы стабилизации ЖКХ.

Руководство страны, реально оценив настоящее состояние отрасли, уделяет особое внимание развитию жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики. Для граждан создается возможность строительства, приобретения или аренды жилья в соответствии с их выбором, потребностями и возможностями.

На основе изучения опыта стран Содружества, а также мирового опыта, во исполнение положений концепции разрабатывается эффективный способ смягчения жилищной проблемы - ипотечное кредитование с учетом субсидирования частного заемщика. С этой целью необходимо будет создать единую систему организации работающих на ипотечном рынке. Они должны обеспечить кругооборот финансовых ресурсов, заставить недвижимость работать и приносить доход.

Прекращено дотирование производственной деятельности жилищно-коммунальных предприятий, исчезли ЖЭК и КЭУ. В настоящее время созданы и создаются товарищества, объединения квартировладельцев (кондоминиумы).

Передача в распоряжение местных органов управления основного объема государственных финансовых ресурсов стимулировала экономное и целенаправленное расходование этих ресурсов, создала благоприятную почву для либерализации цен и тарифов на основные виды услуг жилищно-коммунального хозяйства, повысила качество обслуживания.

Финансирование

Изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями, рациональный рост тарифов на жилищно-коммунальные расходы создали необходимый фундамент для демонополизации, привлекли альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.), обеспечили выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и т.д.).

Предметом особой заботы властей является кризис неплатежей как граждан, так и предприятий, финансируемых в основном из бюджета, что не позволяет сохранить устойчивое финансирование организации жилищно-коммунального хозяйства.

Разработанная программа по выплате стоимости жилищно-коммунального обслуживания предусматривает и активизацию работ по сокращению задолженности организации путем выявления неплательщиков и применения к ним штрафных санкций. Однако грузинским специалистам кажется весьма целесообразным распространить опыт Российской Федерации и в целях недопущения утраты платежеспособности организации жилищно-коммунального хозяйства, когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает покрытие расходов на произведенные услуги, органам государственной власти и органам местного самоуправления применять санкции для покрытия доходов этих организаций.

Россия

В Российской Федерации основные направления жилищной реформы как составной части новой экономической политики были сформулированы в 1991-1992 годах в законах "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и "Об основах федеральной жилищной политики". Основополагающим документом, наметившим основные направления преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России, явилась концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, которая свела воедино основные направления реформы в жилищном секторе, закрепленные в целом ряде нормативных актов, и определила приоритеты и цели проводимых преобразований. В этом аспекте правительством в 1997-1998 годах был принят ряд постановлений, регулирующих демонополизацию коммунальных услуг: отработку механизма реализации реформы, повышение эффективности использования энергетических ресурсов и воды, государственный учет жилищного фонда, введение регистра жилых домов, федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и т.д. Разработана и утверждена методика определения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающая следующие нормы:

1. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (на семью из одного человека - 33 м 2, на семью из 2 человек - 42 м 2, на семью из 3 человек и более - 18 м 2 на человека)

2. Федеральный стандарт уровня платежей граждан в процентах по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги (1997 г. - 35%, 1998 г. - 50%).

3. Федеральный стандарт максимально допустимой доли от собственных расходов граждан на оплату жилья и услуг, что дает возможность оценить объем средств, необходимых для предоставления компенсации (субсидии) на оплату жилья и услуг малообеспеченным семьям (1997 - 16%, 1998 - 18%).

Реализация программы по реформированию ЖКХ и исполнению федеральных стандартов находится под постоянным контролем правительственной комиссии по реформированию ЖКХ, что позволило придать реформе межведомственный и надведомственный характер.

Важное место в работе Министерства по земельной политике , строительству и ЖКХ приобрели вопросы, связанные с выработкой механизма бюджетных взаимоотношений с субъектами Российской Федерации. Финансирование расходов ЖКХ строится на основе принятых на текущий год вышеприведенных федеральных стандартов, то есть оплаты населением жилья и ЖК услуг в размере 50% и стоимости предоставления этих услуг на 1 м 2 общей площади жилья 9,2 руб. Структура оплаты населением жилищно-коммунальных услуг продолжает меняться и по состоянию на 1.07.98 г. составила по России 42,6%, доля расходов бюджета на ЖКХ, по данным консолидированных бюджетов, уменьшилась с 28% до 21,9%. По мнению министерства, такая тенденция сохранится до конца текущего года.

Недостаточность бюджетного финансирования отрасли побуждает местные власти искать внебюджетные источники. В этом аспекте достаточно четко проявилась тенденция к дифференциации ЖК платежей, а именно: введение повышенной платы за жилье, имеющее сверхнормативную площадь.

Так как жилищно-коммунальный комплекс является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов, правительством принято постановление "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы". В целях поддержки реформы в ЖКХ создан единый координационно-пропагандистский штаб, занимающийся разъяснительной работой с населением.

С целью социальной защиты нуждающихся граждан постановлением правительства организуются на местах службы субсидии. Максимальная доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, не превышающая 18%, обеспечит право на получение компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг гражданам, у которых низкий совокупный доход. Таким образом, основной формой социальной защиты в рамках реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг является переход к адресным компенсациям (субсидиям) гражданам с низкими доходами.

Как показывает анализ, задачами на ближайшую перспективу реформы ЖКХ в РФ должно стать: формирование организационно-правовых и финансово-экономических механизмов исполнения федеральных стандартов; развитие и углубление процессов демонополизации; развитие конкуренции и малого предпринимательства; снижение тарифов на услуги ЖКХ; разработка конкретных механизмов регулирования деятельности естественных локальных монополий по согласованию и утверждению тарифов на коммунальные услуги; совершенствование системы конкурсного отбора подрядчиков, в том числе по управлению жилфондом; информационное обеспечение хода реформы и мониторинг ее проведения на местах.

Украина

Внедрение рыночных отношений в народном хозяйстве Украины в текущем году требует радикального пересмотра цен и тарифов на услуги, которые предоставляются предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, включая услуги населения.

С 1994 года постановлением правительства Украины внедрено поэтапное повышение тарифов для населения по оплате жилья, коммунальных услуг, включая отопление, водоснабжение, согласно которому тарифы постепенно повышаются до уровня полного возмещения затрат. Одновременно было принято решение о целевом субсидировании населения с тем, чтобы общие затраты на оплату жилья и коммунальных услуг не превышали 15% доходов граждан.

На конец 1995 года предельный размер возмещения этих затрат населением утвержден в размере не менее 40% фактических затрат, а в 1996 году - 60%. Размер квартирной платы на 1 м 2 общей площади установлен в размере 19 копеек, что находится в пределах норм, определенных действующим законодательством. Все это дает возможность решить важнейшие вопросы: перевести предприятия на режим безубыточного функционирования, уменьшить дефицит бюджетных средств всех уровней, создать нормальные условия для производства услуг, отобразив в ценах качество жилья, обслуживания, замедлить развитие инфляционных процессов, ликвидировать социальную несправедливость. Как показывает анализ, за 6 лет (1992-1997 гг.) уровень возмещения населением стоимости ЖК услуг был доведен до 30% затрат на них. Правительством установлены коэффициенты изменения тарифов на услуги, конкретно их определение поручено местным органам власти. Кроме того, правительством принят ряд постановлений, направленных на стимулирование снижения затрат, рациональное использование энергетических природных ресурсов и бюджетных средств.

На пути реформирования жилищной политики главной вехой стала приватизация жилфонда, цель которой: создание условий гражданам страны для свободного выбора жилья, привлечение их к участию в его содержании и сохранении, создание прогрессивной формы управления жильем - жилищных товариществ.

Армения

В республике идет процесс децентрализации и разгосударствления жилищно-коммунальных услуг. Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных правоотношений перенесена на уровень местного самоуправления. Осуществляется работа по формированию рынка обслуживающих предприятий для передачи функций управления жилищным фондом обществам владельцев приватизированных квартир - кондоминиумам. В настоящее время зарегистрировано 315 подобных товариществ. К концу года намечено создать еще 500, в которые войдут владельцы 200 квартир в многоквартирных жилых зданиях.

За период перехода к новым экономическим условиям в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, определяющих источники финансирования жилищного строительства. В связи с резким сокращением бюджетных ассигнований были приняты меры по стимулированию индивидуального жилищного строительства, привлечению в жилищное строительство средств иностранных инвесторов.

По поручению правительства Республики Армения в настоящее время разрабатывается концепция государственной жилищной политики, в которой предусматривается создание в Армении жилищного фонда социального назначения, используемого на условиях найма для социально незащищенных малообеспеченных категорий граждан.

Минградостроительством Республики Армения разработана и представлена в правительство концепция развития водоснабжения в населенных пунктах республики. В этой концепции отражены основные принципы осуществляемой государством в ближайшие годы политики в сфере водоснабжения, которая будет направлена на углубление организационно-структурных изменений, внедрение новой политики ценообразования, расширение самотечных систем, реконструкцию и капремонт существующих систем, внедрение системы учета воды, уточнение норм и правил водопотребления и т.д.

Наряду с этим разрабатываются и поэтапно внедряются соответствующие положения концепции. В частности, комплексная программа учета воды, программа создания самотечных систем, программы осуществления капремонта в отдельных населенных пунктах и др. Также Министерством градостроительства разработана и представлена в правительство концепция развития теплоснабжения в населенных пунктах республики.

Молдова

В Республике Молдова Министерством развития территорий, строительства и коммунального хозяйства и Департаментом приватизации и управления государственным имуществом Министерства экономики и реформ проводится разгосударствление и демонополизация существующей государственной системы жилищно-коммунального хозяйства. В результате этой работы реорганизованы в акционерные общества 17 ремонтно-строительных и 3 строительно-монтажные организации, по одному предприятию теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйства. Идет процесс приватизации гостиничного и банного хозяйств, завершается процесс приватизации жилищного фонда.

Осуществляется работа по передаче функций управления жилищным фондом обществам владельцев приватизированных квартир.

Министерство развития территорий, строительства и коммунального хозяйства и Департамент приватизации и управления государственным имуществом выпустили совместное положение о порядке передачи жилых домов на баланс обществ владельцев приватизированных квартир, а в целях урегулирования вопросов взаимоотношений с поставщиками коммунальных услуг эти же учреждения совместно с Департаментом энергетики и топливно-энергетических ресурсов издали совместное постановление о взаимоотношениях между предприятиями-поставщиками коммунальных услуг и обществами владельцев приватизированных квартир в муниципии Кишинэу. В настоящее время разрабатывается пакет документов, предусматривающих эффективное функционирование обществ владельцев приватизированных квартир и других ассоциаций подобного типа, проект закона о кондоминиуме, проект национальной программы учета потребления воды и энергетических ресурсов на 1998-2000 годы.

Министерством развития территорий, строительства и коммунального хозяйства разработана концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, основными целями которой являются прежде всего качественное предоставление услуг, переход на единые тарифы для всех категорий потребителей, защита населения в контексте непрерывного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Как показывает анализ представленных странами отчетов, реформа жилищно-коммунального хозяйства продвигается хоть и разными темпами, но успешно. Однако отмечается идентичность проблем и задач, подлежащих решению в 1998 году. Некоторые из них: развитие и углубление процессов демонополизации, особое внимание малому предпринимательству; формирование организационно-правовых и финансово-экономических механизмов исполнения намеченных стандартов; постепенный переход от строительства и содержания жилья за счет государства к оплате населением жилья и коммунальных услуг; разработка адресной программы помощи малоимущим семьям; снижение тарифов на услуги ЖКХ; меры по энергоресурсосбережению; обеспечение нормальной работы инженерных сетей, принятие мер по их восстановлению и реанимации и т.д.

Хочется подчеркнуть важность создания Межправительственного совета, огромное значение личных контактов руководителей национальных органов в деле формирования и реализации совместных решений, интеграции взаимосвязей стран - участниц Содружества Независимых Государств.

Подготовила Елена СЫС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость