Обсуждены стиль и методы работы


30 сентября на заседании коллегии Минжилкомхоза Республики Беларусь обсуждены стиль и методы работы руководителей объединений, предприятий, организаций системы министерства в свете требований Президента Республики Беларусь и правительства, определенных на расширенном заседании президиума Совета Министров 22 сентября 1998 года.

Открывая заседание, министр жилищно-коммунального хозяйства Б. В. Батура сообщил членам коллегии и приглашенным о прошедшем 22 сентября расширенном заседании президиума Совета Министров и определил основные направления деятельности руководящих кадров отрасли по совершенствованию стиля и методов работы. Министр отметил, что от деятельности кадров во многом зависит решение таких вопросов, как увеличение экспорта продукции промышленности отрасли, улучшение качества и снижение себестоимости коммунальных услуг, качественная подготовка к работе в зимних условиях и др. Серьезной критике подверг министр деятельность руководителей ремонтно-строительных предприятий отрасли, которые не учитывают особенностей современного этапа развития экономики.

Оценка работы руководителей объединений, предприятий и организаций на коллегии производилась с учетом реального состояния дел в жилищно-коммунальном хозяйстве республики в текущем году.

За период с 1990 года объемы основных жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, не снижались. Исключение составляют капитальный ремонт жилья и обновление подвижного состава городского электротранспорта, объемы которых непосредственно зависят от бюджетного финансирования и снизились из-за его дефицита. Поэтому основными проблемами развития отрасли являются не столько наращивание объемов, сколько повышение качества и снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг, а также совершенствование социально-экономических правоотношений в жилищной сфере.

Об итогах работы отрасли за январь-август 1998 года проинформировал начальник управления экономики В. В. Воложинец.

За 8 месяцев 1998 года в отрасли не допущено снижения объемов жилищно-коммунальных услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Увеличение объемов отпуска воды потребителям и пропуска стоков за 8 месяцев 1998 года соответственно на 3,1 и 3,5% произошло в основном за счет роста объемов в некоторых областях республики.

Рост объемов услуг теплоснабжения за 8 месяцев текущего года составил 101,7%. При этом снижение объемов отпуска теплоэнергии собственной выработки по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло по г. Минску на 6,1% и Гродненской области - на 6,3%, в основном в связи с более теплыми погодными условиями в истекшем отопительном периоде, а также в связи с отключением систем отопления на предприятиях и в организациях по их просьбе по причине низкой платежеспособности.

Рост объемов услуг водопроводно-канализационного хозяйства, услуг коммунальной теплоэнергии связан в основном с приемкой на баланс ведомственного жилищного фонда и коммунальных объектов. На коллегии было отмечено, что темпы приемки ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность остаются неудовлетворительными. За 8 месяцев текущего года на баланс местных Советов принято 1 601,9 тыс. м2 общей площади, что составляет только 23% от годового здания. Хуже всего обстоят дела в Могилевской, Гродненской и Минской областях, где принято 14,4, 18,3 и 19,2% от установленного задания.

В промышленных предприятиях отрасли за январь-август рост объемов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах составляет 118% при запланированном росте 109%. Объем товарной продукции составил 571,6 млрд рублей, или 121,7% к плану. Объем реализованной продукции составил 556,8 млрд рублей, или 117% к плану. Остатки готовой продукции на 01.09.1998 года составили 49,1% месячного объема производства. Объем экспортных поставок промышленных предприятий отрасли за январь-август составил 3 540,5 тыс. долларов США, или 103,4% к заданию. В основном поставки продукции осуществлялись в Российскую Федерацию.

Большая доля вины отдельных руководителей имеется в том, что 23% объединений, предприятий и организаций отрасли являются нерентабельными.

Хотя дебиторская и кредиторская задолженность несколько сократились, она еще имеется. Коллегию беспокоит несокращающаяся задолженность за энергоресурсы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома.

Несмотря на то что просроченная задолженность граждан по квартирной плате на 1 сентября 1998 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,6 млрд рублей, она все же составила 79,1 млрд рублей.

Просроченная задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 сентября текущего года увеличилась на 3,2% по сравнению с состоянием на 1 апреля 1998 года.

Внедрение энергосберегающих мероприятий позволило сэкономить топливно-энергетических ресурсов за 8 месяцев около 172,5 тысяч т у.т., что соответствует снижению энергопотребления в сопоставимых условиях на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при задании 8%.

Вместе с тем по состоянию на 28 сентября не выполнено задание по созданию запасов топочного мазута ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома. Не обеспечены для проведения предстоящего зимнего периода запасами каменного угля предприятия ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома и УЖКХ Гомельского облисполкома. Печного топлива заготовлено лишь 40% в ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома и 63% ЖКА "Миноблкоммунальник".

Не в полной мере используются средства местных бюджетов на реализацию мероприятий по замене неэффективных котлов. Так, в ПУ ЖКХ Брестского облисполкома из запланированных на год 19,3 млрд рублей освоено 11,1 млрд рублей, в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома - из 6 млрд рублей освоено 1,9 млрд рублей, тогда как Минская и Витебская области полностью получили и освоили годовой объем финансирования, предназначенный на эти целы.

До настоящего времени на местах не обеспечена надлежащая работа по переводу котельных на твердые виды топлива (древесные отходы), а также по замещению дорогостоящего печного бытового топлива газом, мазутом и по замене неэкономичных котлов на котлы с высоким коэффициентом полезного действия. Так, в УЖКХ Гомельского облисполкома в текущем году при подготовке к зиме заменено лишь 35 единиц чугунных котлов, что на 31 единицу меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и эксплуатируется 53% чугунных котлов. С учетом приема котельных от других ведомств количество эксплуатируемых чугунных котлов не уменьшается. Для сравнения: в УЖКХ Витебского облисполкома количество котлов с низким коэффициентом полезного действия составило 22% от общего количества, в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома - 37%.

Недостаточно внимания руководители производственных управлений и объединений жилищно-коммунального хозяйства уделяют работам, обеспечивающим рациональное использование топлива в котельных, сокращение потерь при транспортировке тепла в сетях и жилых зданиях, снижение расхода топливно-энергетических и трудовых ресурсов по всем видам работ и услуг.

Не обеспечивается выполнение заданий по замене тепловых сетей предизолированными трубами. Из запланированных к перекладке 31,6 км только 8,5 км (27% от задания) проложено предизолированными трубами, причем в УЖКХ Витебского облисполкома этот показатель составляет лишь 0,4 км (8% от задания), в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома - 0,1 (2% от задания) км.

Важнейшей проблемой остается оснащение ЦТП и жилых домов, непосредственно подключенных к теплоисточнику, приборами учета и системами регулирования. По-прежнему крайне медленно ведутся работы по установке приборов учета тепловой энергии ЦТП в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник".

Системами регулирования отпуска тепла на отопление в целом по отрасли оборудовано 41% ЦТП, имеющих техническую возможность установки таких систем. Так, если в УЖКХ Витебского облисполкома в текущем году эти работы будут завершены, то в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома за 8 месяцев текущего года выполнены работы лишь на 16,4%, в ПУ ЖКХ Брестского облисполкома - на 20%.

В отчетном периоде объединениями и предприятиями отрасли продолжалась работа по экономии затрат и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Установленные задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг путем сокращения расхода топливно-энергетических, материальных, трудовых и финансовых ресурсов за счет внедрения прогрессивных технологий производства в целом выполнены.

На строительных объектах отрасли освоено на 1 июля 1998 года 374,9 млрд рублей, или 104,7% от предусмотренных на 1 полугодие средств. Не справились с освоением выделенных средств ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома (67%).

В текущем году на выполнение капитального ремонта жилищного фонда запланировано выделение бюджетных средств в размере 822,7 млрд рублей, или 35,6% от нормативной потребности. Наименьшая обеспеченность финансированием этих работ имеет место в Брестской области - 16,8%, Минской - 28,4 и Могилевской - 31,9%.

Освоение бюджетных средств, запланированных на текущий год, по состоянию на 1 сентября текущего года составляет в среднем 87,9%. За 8 месяцев текущего года введено после капитального ремонта 100,1 тыс. м2, что на 34,4 тыс. м2 больше, чем за соответствующий период прошлого года. Во всех регионах республики, кроме Гомельской области, обеспечен прирост этого показателя.

Объем строительно-монтажных работ, выполненных по капитальному ремонту жилищного фонда, за этот период составил в текущих ценах 662 млрд рублей.

Продолжалась работа по начислению гражданам безналичных жилищных субсидий. За январь-август текущего года начисление безналичных жилищных субсидий будет произведено 73,9 тыс. семей на сумму 7,7 млрд рублей. Общая сумма начисленных за 8 месяцев 1998 года субсидий на 20,5 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Вследствие повышения в текущем году минимальной заработной платы и пенсий ожидается уменьшение количества субсидируемых семей на 26,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя сумма субсидии, начисленная одной семье, в целом по республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличится на 3,5 тыс. руб., или на 3,5%. Средняя величина начисленной субсидии на одну семью колеблется от 92,5 до 115 тыс. рублей. На коллегии отмечено, что отдельными руководителями производственных управлений, объединений, предприятий и организаций не выполняются требования постановлений коллегий, приказов и поручений министра. Не обеспечивается своевременное проведение ревизий подведомственных предприятий и организаций.

Проводимая работа по регулированию порядка и условий оплаты труда работников объединений, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства позволила увеличить темпы роста средней заработной платы работников.

Однако на некоторых предприятиях ПУ ЖКХ Могилевского и УЖКХ Витебского облисполкомов среднемесячная заработная плата работников в течение года так и не достигла уровня минимального потребительского бюджета.

Основная причина такого положения - слабое внимание руководителей объединений, предприятий и организаций, уделяемое вопросу совершенствования оплаты труда низкооплачиваемой категории работников. Недостаточно применяется возможность установления предусмотренных законодательством доплат за совмещение профессий и расширенную зону обслуживания, надбавок за профессиональное мастерство и другие виды доплат и надбавок стимулирующего характера для рабочих.

Задание коллегии прошло в обстановке требовательности и взыскательности. На некоторых руководителей министром были наложены взыскания. Коллегия потребовала от руководителей объединений, предприятий и организаций коренного улучшения стиля и методов работы для дальнейшего повышения качества и снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Необходимо систематически повышать исполнительскую дисциплину и ответственность, сочетать хозяйственную инициативу со строгим соблюдением финансовой, платежной и ценовой дисциплины. Следует изживать затратный, иждивенческий подход к финансированию инвестиций и текущих затрат в развитие отрасли. Каждый дополнительно затраченный рубль должен приносить либо прямой экономический эффект, либо способствовать существенному повышению качества продукции или услуг, то есть получению косвенного экономического эффекта.

На заседании принято соответствующее постановление.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость