Спасительная роль принципа ансамблевой застройки


Выступление заслуженного архитектора РБ профессора кафедры градостроительства БГПА Е. Л. Заславского, прозвучавшее 28 августа на конференции "Архитектура Новополоцка: вчера, сегодня, завтра".

Основная задача градостроителя состоит в формировании полноценных архитектурных ансамблей. Полноценных в отношении прежде всего функциональном, далее - эстетическом и, разумеется, экономическом.

Город можно рассматривать как суперансамбль, состоящий, наподобие матрешки, из ансамблей улиц, площадей...

Как названные мною три составляющие архитектурной полноценности реализованы в Новополоцке? В отношении созданной в нем функциональной среды он по праву может считаться одним из лучших городов республики. Требования экономики здесь также всегда не только выполнялись, но и перевыполнялись. А вот вопрос формирования градостроительной эстетики - это наиболее сложный в профессиональном отношении, наиболее труднорешаемый вопрос.

В 1991 г. вышло постановление СМ СССР "О дальнейшем развитии архитектуры и градостроительства." В этом документе впервые за 30 лет шла речь об архитектурных ансамблях. Мне неоднократно приходилось писать на эту тему. Применительно же к предмету сегодняшнего разговора начну с проблемы целостности городского ансамбля.

Целостное решение Новополоцка достигалось на каждом этапе его застройки, хотя понятно, что 40 лет назад мы не могли предугадать всех особенностей его дальнейшего развития. В целом, несмотря на наличие некоторой разномасштабности, удалось достичь единого композиционного решения города. Это большое достижение, ведь многие города представляют собой конгломераты поселков, не соединенных единым композиционным замыслом. Единство замысла достигнуто путем использования ландшафта, единых магистралей - продольных композиционных осей, выстраивания линейной композиционной структуры в процессе роста города вдоль реки.

Нельзя сказать, что город несоразмерен по масштабу. Соразмерность магистрали и застройки, площадей и их элементов обращает на себя внимание любого, кто окажется в Новополоцке.

В отношении же архитектурно-художественной выразительности застройки Новополоцка возникает целый комплекс вопросов (фоновая застройка и выявление центра, архитектура земли и цветовое решение, и решение рекламы, и решение витрин...)

Все архитектурно-художественные вопросы следует решать на градостроительной основе. Не выборочно, не отдельными кварталами, а, скажем, на протяжении значительного отрезка улицы. После того как сделан эскиз генерального решения, согласованный с Худфондом РБ, каждый конкретный застройщик должен заказывать и выполнять проектные, строительно-монтажные и отделочные работы по своему объекту с учетом этого решения.

Малые архитектурные формы - одно из наиболее доступных средств достижения выразительности, но реализовываться оно должно на высочайшем уровне.

Хорошо, что сохранены черты природного ландшафта, однако известно, что зелень может не только объединять, но и разъединять, скрывая то, что должно быть раскрыто. Например, следуя по улице Молодежной, с трудом ощущаешь, что улица эта идет вдоль реки. Наверное, ничего страшного не произойдет, если в некоторых местах этой улицы деревья сменятся низким озеленением для облегчения восприятия прибрежного ландшафта.

Важен вопрос акцентов, которые могли бы нейтрализовать несколько однообразную застройку Новополоцка. И много-то их не нужно - как известно, в Санкт-Петербурге всего 3 акцента (Петропавловка, Адмиралтейство и Исаакий). Один из таких местных акцентов обязательно должен быть создан на центральной площади города близ здания горисполкома. Дирижирующая вертикаль здесь, бесспорно, нужна; общежитие мединститута (см. фото на с. 8 предыдущего номера), как мне кажется, на самом деле должно было быть в 2-3 раза выше.

(К сожалению, отсутствие подобных вертикалей является ахиллесовой пятой белорусского строительства. Положение усугубляется тем, что потенциальная вертикаль должна быть не только масштабной по высоте, но и архитектурно выразительной. Яркими примерами удачного решения данного вопроса можно считать 23-этажное здание ПО "Беларуськалий" в Солигорске и 16-этажный жилой дом в 4-м микрорайоне Светлогорска.)

К счастью, в Новополоцке удалось избежать значительных ошибок при размещении архитектурных объемов; этих ошибок не смогли избежать в других городах Беларуси, в том числе и в Минске. Однако здесь есть свои вопросы, которые предстоит решить руководству и архитекторам города. Например, пока недостаточно выявлен уникальный ансамбль, который, безусловно, должен формироваться в центральной городской среде. В застройке многого уже не сделать - все застроено, но можно попытаться пробиться к реке, опять-таки не сильно вторгаясь в существующее ландшафтно-архитектурное решение, но оперируя, скажем, системой нисходящих фонтанов по сторонам набережной. Самой же набережной, думается, еще предстоит состояться. Новый генплан Новополоцка обязательно должен содержать такое решение набережной, которое со временем сделало бы ее главным композиционным украшением города.

А еще мне думается, что при дальнейшем формировании жилых микрорайонов следует переходить к разномасштабной застройке, что, помимо разнообразия как такового, создает больше возможностей удовлетворения потребностей населения.

Говоря же о предполагаемом слиянии двух городов, не следует обольщаться по поводу того, что удастся создать новый центр. Есть такое понятие - историческая инерция функции. Уйти от воздействия этого фактора невозможно (почему в Москве Дворец съездов и стал в конце концов Кремлевским). Никуда не денутся, всегда будут существовать и старый, тысячелетний, и новый, сорокалетний, центры. Думать же в данной ситуации следует, пожалуй, о по возможности удачном объединении этих композиционных моментов, потому что, если этого не сделать в ближайшее время, потом будет поздно.

Сегодня мы находимся на сложном этапе своего развития - уйдя от развитого социализма, мы не пришли к капитализму. Не могу сегодня сказать, куда мы придем, но для нашего архитектурного ремесла данный момент является моментом довольно опасным. Сегодня мы наблюдаем отход от принципов комплексной ансамблевой застройки. У меня был аспирант из Иордании, мне пришлось писать отзыв о его диссертации (тема - застройка центра Аммана). Вот что он, в частности, написал: "Необходимо выработать новое понимание проблем развития центра, понимание, основанное на комплексном градостроительном мировоззрении в противовес штучной застройке по европейским стандартам, осуществляемой с целью получения сиюминутной выгоды."

Сегодня с целью получения этой самой сиюминутной выгоды от бизнесменов мы в ряде городов РБ порой совершаем недопустимые шаги. Мы начинаем выборочную застройку отдельных мест, забывая о том, что возможность комплексного решения - это то, чем мы богаты и что является признаком нашей культуры. Запад подобную небрежность может позволить себе еще и потому, что там каждый дом может быть сдан на самом высоком качественном уровне и будет смотреться в любом случае. Нам же при наших ограниченных возможностях именно принцип ансамблевой застройки позволяет с минимальными затратами достигать большого градостроительного эффекта.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость