Каждому человеку — надежную крышу над головой


В прошлую пятницу состоялось расширенное заседание коллегии Министерства архитектуры и строительства, на котором были подведены итоги выполнения программы строительства жилья на селе и определены меры по ее дальнейшей реализации и улучшению качества жилищно-гражданского строительства.

В целом по республике за текущий период нынешнего года в сельской местности введено в эксплуатацию чуть более 300 тыс. кв. м жилья, что составило около 39% от годового задания. При этом освоено 2,1 трлн рублей (24% от годового плана) капитальных вложений.

Наиболее высокие показатели по вводу жилых домов и капвложениям достигнуты в Минской и Брестской областях. Так, в Минской области сдано в эксплуатацию почти 800 квартир (56%) и освоено без четверти триллион рублей капвложений (39%). В Брестской же годовые планы ввода жилья и освоения капитальных вложений выполнены соответственно на 50 (600 квартир) и 27 процентов. Вместе с тем, из общей массы построенных объектов лишь считанные единицы могут претендовать на высокую оценку качества строительства. Среди них - экспериментальный поселок в д. Войская Каменецкого района Брестской области.

В основном же, как отмечалось на заседании коллегии, новое жилье в сельской местности имеет низкое качество, если не сказать большее - сдается с браком и массой всевозможных недоделок. Весьма неудовлетворительны и темпы реализации самой программы жилищного строительства на селе. Достаточно сказать, что в Могилевской области освоено всего 18% запланированных на этот год капитальных вложений, а в Гродненской и того меньше - около 14%. Этими же областями не выполнено и поручение Президента РБ по строительству в каждой области экспериментального поселка с использованием экономичных усадебных домов.

Все это, как считают в Минстройархитектуры требует принятия целого ряда действенных мер по скорейшему налаживанию дел в сфере сельского жилищного строительства.

В первую очередь заказчикам, генподрядчикам и прочим субъектам, имеющим прямое отношение к реализации программы, придется приложить усилия по недопущению срыва сроков сдачи строящегося жилья. При этом параллельно должны решаться вопросы, вытекающие из решений, принятых на совещании в Совете министров РБ 1 сентября этого года "О дополнительных мерах по повышению качества жилищно-гражданского строительства".

Одна из причин допущения брака в строительстве состоит в недостаточно жестком подходе при выдаче лицензий на строительство и проектирование. Поэтому соответствующим структурам Министерства придется разработать и внести на рассмотрение ряд дополнений во "Временное положение о лицензировании видов деятельности в области проектирования и строительства в Республике Беларусь". Дополнения, которые предположительно должны вступить в действие с 1 апреля 1999 года, будут касаться преимущественно лицензирования осуществления функций генпроектировщика, генподрядчика и технического надзора. Т.е., если сегодня практически любая проектная или строительная организация, имеющая лицензию на соответствующую деятельность, может быть генпроектировщиком или генподрядчиком, то с момента вступления в действие предполагаемых нововведений - на право быть генеральным проектировщиком или подрядчиком - смогут претендовать далеко не все. То же касается и служб технического надзора.

В свою очередь руководителям предприятий и организаций строительной отрасли предстоит укрепить службы, обеспечивающие ведение геодезических работ, технического надзора, лабораторного контроля, согласования проектно-сметной документации. Так же придется обеспечить разработку и реализацию целевых программ перепрофилирования производств на выпуск высококачественной продукции, переподготовки кадров и сохранения рабочих мест. Последнее в первую очередь продиктовано решениями Совета Министров, принятыми на совещании 1 сентября (Протокол совещания № 04), по ужесточению требований к качеству в строительстве.

В частности, принято целесообразным расширить перечень материалов и изделий, подлежащих сертификации, разработать ряд нормативных документов по введению новых ГОСТов, отвечающих повышенным требованиям к качеству изделий, расширить номенклатуру изделий полной заводской готовности. Надо сказать, что в перечень продукции, на которую распространяется обязательная сертификация с 1 июля 1999 года, включены плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог, камни бортовые (бетонные и железобетонные), двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий, детали профильные из древесины и древесных материалов, материалы для деревянного пола, подоконные доски, элементы и детали встроенных шкафов, изделия паркетные, эмали и краски фасадные. Согласно указанному Протоколу, принято решение о запрещении применения с 1 июля следующего года при строительстве, реконструкции и выполнении ремонтных работ перечисленных материалов и изделий без наличия сертификатов соответствия.

Намечено также ускорить разработку документов сертификации по наружным дверям с последующим запретом применения без сертификатов соответствия с 1 января 2000 года.

Не менее остро стоит на повестке дня и вопрос качества стеновых материалов, обязательную сертификацию которых решено ввести не позднее 1 января 2000 года.

Кроме того, с 1 января следующего года запрещается применение изделий неполной заводской готовности, таких, в частности, как двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий, окна и балконные двери, элементы деталей встроенных шкафов и антресолей, подоконные доски, наличники и поручни. С этого же момента запрещается использование плит перекрытий без подготовленных в заводских условиях потолочных поверхностей под чистовую отделку. Запрещается ввод жилых домов до 6 этажей включительно без устройства мансард и технических этажей.

Этим же Протоколом совещания в Совмине определена необходимость вернуться к обязательному лицензированию всех видов работ всеми ведущими строительную деятельность, независимо от способа ведения строительства (хозяйственного или подрядного). Дело в том, что послабление в отношение строительства хозяйственным способом привело ко многим издержкам. Достаточно сказать, что большинство объектов, пострадавших в результате ураганов в прошлом и нынешнем году, были возведены хозяйственным способом.

Понятно, что с реализацией данных решений многим предприятиям, которые не смогут подготовиться к сертификации, придется перепрофилироваться на выпуск других видов продукции либо решать вопрос о закрытии производства. Поскольку общее мнение и в Совмине и в Министерстве таково, что пора, наконец, прекратить нянчиться с теми, кто не желает или не способен работать по-новому.

Что касается решений Совета министров относительно мансард, то в этой связи коллегия Минстройархитектуры считает необходимым пересмотреть ранее утвержденную "Программу поэтапного перехода на строительство жилых домов нового поколения" с целью увеличения объемов строительства мансард и жилых домов новых архитектурно-конструктивных систем. При этом облисполкомам и Мингорисполкому рекомендовано довести объемы строительства жилья нового поколения, в том числе мансардного строительства, как минимум до 30% от планируемого ввода жилья на следующий и последующие годы. Корректировку графиков предстоит завершить до ноября-месяца.

Для реализации данного пункта до начала следующего года должна быть разработана также программа адресной модернизации предприятий стройиндустрии для обеспечения необходимой номенклатуры изделий для новых типов жилья и мансардного строительства.

Среди намеченных коллегией мероприятий следует также отметить разработку и согласование проекта Закона РБ "О строительной деятельности".

Помимо ужесточения требований к субъектам (юридическим лицам) архитектурно-строительной деятельности и причастным к ней организациям, вполне возможно, что уже в ближайшее время будет поставлен вопрос об усилении ответственности конкретных исполнителей. Т.е. речь идет о применении всевозможных санкций ко всем работникам архитектурно-строительной сферы, вплоть до рядовых исполнителей.

Участниками заседания единодушно было поддержано (аплодисментами) предложение, обсуждавшееся кстати на уровне Президента РБ, о предоставлении УКСам исполкомов областей и городов юридической самостоятельности. Единственное, что пока беспокоит, это возможное в этом случае разрастание штата этих управлений, что непременно приведет к удорожанию строительства. Поэтому представителям местных властей, где есть УКСы, предлагается представить в Минстройархитектуры предложения по предупреждению разрастания этих управлений в случае их самостоятельности.

Важность принятия и реализации перечисленных решений, как в отношение жилищного строительства на селе, так и жилищной программы в целом, подтверждается и тем вниманием, которое оказывает этим направлениям сам Президент РБ. Во время совещания у Президента РБ, проходившем 2 сентября, были отмечены весьма положительные сдвиги в сфере жилищного строительства, в том числе и на селе. И эти успехи стали возможны, отмечалось на совещании, в первую очередь благодаря введению системы государственной финансовой поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, большинство объектов жилищной программы, в том числе и на селе, оказываются для подрядных организаций убыточными, в силу недостаточно налаженного финансирования и низких расценок на строительно-монтажные работы. (Кстати, как сообщалось на заседании коллегии Минстройархитектуры, возможно в ближайшее время размер льготных кредитов, предоставляемых на строительство домов на селе, будет увеличен с 75 до 90%). Так же имеют место факты нерационального использования государственных средств, предоставляемых в форме льготных кредитов и субсидий для приобретения жилья. Не редки случаи включения в списки на получение таких средств граждан, не нуждающихся в улучшении жилищных условий (чтобы исключить подобное, в начале будущего года уточненные списки будут опубликованы).

И все же несмотря на эти проблемы, которые в свою очередь требуют неотлагательного решения, возврата к объемам ввода жилья, которые были три-четыре года назад, нельзя допустить. При этом, как считает Александр Лукашенко, предоставление субсидий и льготных кредитов должно производиться в первую очередь молодежи и сельчанам. "Мы должны повернуться лицом не только к большим городам, но и к городским поселкам, селам", - подчеркнул он. При этом нужно использовать не только субсидии и льготные кредиты, но и личные средства граждан и предприятий.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость