О программе, концерне и предотвращенном гиперхлорировании


Как мы уже сообщали, 16 июля специалисты-коммунальники республики собрались у заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства РБ В. А. Новака для обсуждения положений Республиканской программы принятия первоочередных мер по снабжению населения качественной питьевой водой.

В областях, сказал, открывая совещание, Валерий Антонович, должны быть разработаны программы, аналогичные республиканской. Имеется в виду детализация по регионам, объектам, исполнителям и источникам финансирования. Сегодня, когда еще нет Закона о воде, но уже есть программа его реализации, на местах должно быть сделано даже более того, что записано в программе. Имеется в виду, что по ходу реализации программы появится масса других, попутных проблем. Это предусмотрено постановлением СМ РБ, дающим право МЖКХ РБ корректировать программу по согласованию с заинтересованными сторонами. Это документ, который не подлежит уже никакому переосмыслению, он лишь может быть дополнительно развит.

- Сегодня разговор пойдет и о структуре, которая будет заниматься всеми этими проблемами - о концерне "Белводоканал", - добавил заместитель министра. - Создана рабочая группа, которая на первых порах, еще до создания "Белводоканала", будет отслеживать реализацию названной программы. Мои представители в областях - это заместители начальников ПУ ЖКХ, ведущие вопросы водоснабжения. Спрос с них за региональную реализацию положений программы будет регулярным.

Программа

Начальник управления научно-технического развития Минжилкомхоза РБ Н. П. Крачковский сообщил, что управлением подготовлен и передан прогноз потребности в финансовых средствах для решения задач, которые ставит эта программа, в Госкомитет по науке и технологиям. Далее Николай Петрович кратко изложил суть задач.

АНПО "Жилкоммунтехника" с III квартала 1998 г. по IV квартал 1999 г. необходимо разработать единую унифицированную систему статотчетности забора, подачи и использования воды. Следует подготовить отчет о научно-исследовательской работе с разработкой системы показателей, формы отчетности, классификатора и соответствующей компьютерной программы. Этой же организации с I квартала 1999 г. по IV квартал 2000 г. необходимо подготовить единую информационную систему (кадастр) сетей и сооружений водопровода и канализации с учетом их технологических параметров и режимов работы хозяйства (в виде трех отчетов).

Созданием информационно-образовательной системы работы с населением, направленной на экономное расходование воды и энергоресурсов, займется также АНПО "Жилкоммунтехника" (III квартал 1998 г. - IV квартал 2000 г.) В данном случае будут созданы сквозные планы и программы экологического образования и воспитания, рекомендации по экологическому обучению детей дошкольного возраста, разработаны и внедрены системы экологического обучения младших и старших школьников, средства экологического просвещения, образования и воспитания.

К условиям РБ необходимо адаптировать "Санитарные нормы и правила России" с разработкой и реализацией мероприятий по их этапному внедрению. Должны быть разработаны разделы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Водопроводы хозяйственно-питьевого водоснабжения" и "Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, санитарной охране источников". Эти работы будут выполнены Республиканским центром гигиены и эпидемиологии с III квартала 1998 г. по IV квартал 2000 г.

А вот нормировать контроль безопасности питьевых вод будет опять-таки АНПО "Жилкоммунтехника". Имеется в виду обеспечение постоянного производственного радиационного контроля питьевых вод. Будут разработаны научно обоснованная система радиационного контроля питьевых вод, типовые рабочие программы и правила контроля, пути создания в РБ материальной базы контроля радиационной безопасности питьевых вод. Эта работа будет выполняться также с III квартала 1998 г. по IV квартал 2000 г.

Институт геологических наук будет осуществлять работу по созданию банка данных по качеству подземных питьевых вод РБ. Начало - в I квартале 1999 г., окончание - в IV квартале 2000 г.

АНПО "Жилкоммунтехника" предстоит выполнить исследование эффективности и безопасности для здоровья населения применения диоксида хлора для обеззараживания питьевой воды. Ими же будет выдана принципиальная технологическая схема обеззараживания воды диоксидом хлора на базе исследовательской установки, которую они разработают. Объединение будет работать над заданием с III квартала 1998 г. по IV квартал 2000 г.

За ним же - и выполнение необходимых исследований, и разработка рекомендаций по эффективной борьбе с биокоррозией стальных водоводов с реализацией этих рекомендаций на системах водоснабжения Полоцка и Новополоцка (I квартал 1999 г. - IV квартал 2000 г.). Будут исследованы факторы, которые влияют на коррозионную стойкость стальных водоводов, и выполнен анализ коррозионного их разрушения; будет разработана методика проведения соответствующих исследований.

Кроме того, АНПО "Жилкоммунтехника" будут проведены исследования по деаммонизации воды биологическим методом с разработкой технологического регламента процесса. Работа, которая должна быть выполнена с I квартала 1999 г. по IV квартал 2000 г., включает разработку экспериментальной установки, приобретение штаммов микроорганизмов и их размножение.

Ему же предстоит разработать и освоить производство мобильной установки для капремонта и регенерации скважин (I квартал 1999 г. - IV квартал 2000 г.) с выдачей технического проекта.

Институтом неорганической химии НАНБ с I квартала 1999 г. по IV квартал 2000 г. будет разработано и освоено производство коагулянтов из местных доломитов для очистки воды с проведением маркетинговых исследований сравнительной эффективности коагулянтов; будут разработаны и сами коагулянты, и технология их применения.

В I квартале 1999 г. - IV квартале 2000 г. этим же институтом будет разработан и освоен выпуск новых дезинфицирующих средств для обработки сооружений и сетей питьевого водоснабжения, обеззараживания воды. В этом случае также планируются маркетинговые исследования по определению наиболее эффективных дезинфицирующих средств, будут созданы новые дезинфицирующие средства и технология их применения.

В IV квартале 1998 г. АНПО "Жилкоммунтехника" должно начать, а в IV квартале 2000 г. - закончить разработку и внедрение серийного производства станций очистки питьевой воды контейнерного типа полного изготовления с разработкой технического задания, технического проекта и конструкторской документации.

НПО "Водкосмос" будет в 1999 и 2000 гг. разрабатывать средства автоматизации системы управления технологическими процессами водопроводно-канализационного хозяйства.

Дополнительное задание, полученное АНПО "Жилкоммунтехника" на IV квартал 1998 г. - IV квартал 2000 г., состоит в разработке и освоении серийного производства машины для бурения скважин на базе шасси автомобиля МАЗ.

Кроме того, предстоит разработать систему контроля безопасности питьевых вод по микробиологическим и клиническим показателям качества с учетом сантехнического состояния водного хозяйства. Конкретно - временные республиканские гигиенические нормы "Вирусологические показатели питьевой воды". Будет дано обоснование риска антропогенного и техногенного загрязнения ряда источников Гомеля, изучено качество воды в гомельской городской распределительной водопроводной сети. Необходима и разработка методических рекомендаций по оценке степени загрязнения питьевой воды с изучением характера влияния качества питьевой воды на состояние здоровья населения (при этом предполагается использование компьютерной программы оценки риска).

В целом затраты республиканского бюджета составляют 21 млрд 90 млн рублей, при этом 12 млрд 40 млн рублей приходится на АНПО "Жилкоммунтехника"; всего же в выполнении научно-исследовательской и опытно-конструкторской части республиканской программы участвует 6 организаций.

При подготовке ПУ ЖКХ каждой области региональной программы - аналога рассматриваемой республиканской - необходимые затраты следует учитывать при формировании местного бюджета.

- То, что мы все сейчас услышали, - это предложения Комитету по науке и технологиям, который и будет принимать решение по финансированию программы, - уточнил В. А. Новак. - На этом этапе и будут уточняться все сроки. В протоколе обсуждения будет записано, что при формировании технических заданий на разработки (а госзаказчиком в данном случае является Минжилкомхоз РБ) все документы, фиксирующие как отдельные этапы, так и завершение работ, будут визироваться в министерстве. Просил бы всех учесть еще вот что. Эта программа может и должна быть дополнена соображениями по очистными сооружениями с тем, чтобы по каждой из областей это был один документ. В республике будет контролироваться программа водоснабжения, но мы с вами будем работать над обеими программами, в том числе и над программой водоотведения. После раздела "Водоснабжение" в каждой программе должен следовать раздел "Водоотведение" (сети, КНС, очистные сооружения - и реконструкция, и новое строительство).

Что было в Барановичах

Рассказ заместителя начальника ПУ ЖКХ Брестского облисполкома Л. Н. Туцкого о кишечной инфекции в Барановичах и различных подходах к борьбе с ней является лучшей иллюстрацией раздела встречи, посвященного положению на местах.

- Считаю, что поднявшийся шум в данном случае превышает фактический масштаб события, - подчеркнул Леонид Николаевич. - Однако ситуация, которая сложилась в Барановичах, поставила сегодня ряд вопросов, которые, собственно, и вошли в нынешний вариант брестской программы. На сегодняшний день, в частности, в Барановичах, санитарная служба берет анализы состояния воды примерно в 10 раз реже, чем наши службы. Когда мы начинаем анализировать состояние, получается (по данным горсэс), что нет никаких вопросов. По данным же ведомственных, коммунальных лабораторий необходима непрерывная напряженная работа для поддержания водоемов в должном состоянии. Главный санитарный врач Барановичей был уверен, что некачественная вода и является причиной вспышки дизентерии в городе. 11 июля областная комиссия по чрезвычайным ситуациям под руководством заместителя председателя Брестского облисполкома (а фактически упомянутый главный санитарный врач) выносит следующее постановление: произвести гиперхлорирование водопроводных сетей через станции второго подъема водозааборов не позднее 14 июля 1998 г. Срочно прибыв в Барановичи, я напомнил заместителю председателя горисполкома и главному санитарному врачу, что гиперхлорирование - это дезинфекция с созданием концентрации хлора в воде, равной 75 мг/л. Если мы, сказал я, подадим такую воду в городской водопровод, то прокурор вышеупомянутым постановлением руководствоваться не будет. Он посадит в тюрьму того, кто дал команду гиперхлорировать воду и в итоге отравил людей. Плюс к тому эффекта это все равно не даст, потому что 350 с лишним километров сети невозможно подвергнуть подобному воздействию, так как нормами предусмотрено гиперхлорирование не более 3 км водопроводной сети.

В свете вышеизложенного мне представляется, что в штат всех без исключения областных ПУ ЖКХ должны быть введены ведомственные контролеры - санитарные врачи (хотя бы по одному на область), которые были бы самым тесным образом связаны с санитарной службой. И думается мне, что задачу стыковки коммунальной и санитарной служб следует решать в сфере взаимного просвещения...

После этого сообщения у В. А. Новака возник ряд вопросов, связанных с необходимостью хлорирования участков водопровода в различных ситуациях, связанных с эксплуатацией и ремонтом водопроводных сетей. Он посетовал на отсутствие норм или хотя бы инструкции, регламентирующей как технологию хлорирования, так и необходимость этой меры.

Проект устава концерна

Генеральный директор ПО "Белводоканалремналадка" А. Д. Гуринович сообщил, что проект устава концерна "Белводоканал" основывается на базе уставов пяти аналогичных концернов, в числе которых - "Молдводоканал" и "Белэнерго". Все эти документы весьма схожи друг с другом. Наиболее сложным представляется вопрос казуистическо-правовой - он касается форм собствености. В основе концерна - государственная форма собственности, но в его составе - муниципальные подразделения.

(В. А. Новак напомнил: сегодня у всех двойное подчинение - муниципальное и министерское, государственное.)

В проекте устав записано, продолжил Анатолий Дитриевич, что в состав концерна входят государственные и другие предприятия с преобладающей долей госкапитала по водоснабжению и канализации. Производственные предприятия оказывают все услуги по водоснабжению и канализации, перечень которых утверждается СМ РБ.

Входящие в концерны предприятия и организации сохраняют права самостоятельных юридических лиц. Концерн имеет право открывать в установленном порядке счета в банках РБ и других стран, самостоятельно пользуясь имеющимися на этот предмет средствами, определять направление и способы использования имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, имеющихся денежных средств, устанавливать экономические и торговые связи с различными, в том числе и зарубежными, партнерами, расширять предпринимательскую деятельность, заключать договоры по вопросам реализации продукции и оказания услуг в области НИЭКР, имея хоздоговоры, рассчитываться за оказанные услуги, предоставленные в его распоряжение товары, выполненные работы в любой предварительно согласованной форме оплаты, устанавливать по согласованию с МЖКХ РБ внутреннюю структуру концерна, определять права его подразделений, вносить предложения МЖКХ РБ по совершенствованию управления, организовывать деятельность подведомственных предприятий путем разработки ежегодных программ расширения услуг по водоснабжению и канализации, освоить контроль их исполнения, осуществлять контроль организации учета и использования основных средств, осуществлять аудит технологических процессов водоснабжения и водоотведения.

Концерн обязан сохранять и использовать переданное в его хозяйственное ведение имущество, защищать интересы предприятия на государственном и региональном уровне, выполнять свои обязательства в соответствии с действующим законодательством, организовывать оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность, представлять в установленном порядке соответствующим органам статистическую и иную отчетность, осуществлять контроль состояния охраны труда в подведомственных предприятиях, принимать действенные меры по улучшению положения дел.

Высшим органом управления концерном является совет руководителей организаций, входящих в его состав.

Заместители генерального директора и главный бухгалтер назначаются по согласованию с МЖКХ РБ.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 1998 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость