Белорусский рынок бумажных обоев

Самым легким и доступным способом обновления интерьера в квартире по-прежнему считаются обои. Они в отличие от других отделочных материалов пользуются устойчивым и мало подверженным каким-либо экономическим изменениям спросом.

Еще совсем недавно белорусскому потребителю приходилось довольствоваться в основном простейшими видами бумажных обоев отечественных производителей. Но лет шесть-семь назад на нашем рынке стали появляться обои с синтетическим покрытием производства Германии, Англии, Голландии, Турции, Польши и т.д. Однако большинство фирм, специализирующихся на поставке импортных обоев, работает на белорусском рынке не более года. Что касается отечественных производителей, то они заняты в настоящее время проблемами изменения ассортимента и качества продукции. Рынок обоев в Беларуси только начинает формироваться.

Значительную долю зарубежных обоев составляют обои с синтетическим (виниловым или акриловым) покрытием, с эффектом шелкографии. Причем главным их достоинством является высокая влагостойкость. Влагостойкие моющиеся обои при наличии гидрофобных клеев можно использовать для отделки кухонь и санузлов. Однако стены жилых комнат оклеивать такими обоями не желательно, так как они не пропускают воздух, а покрывающая их пленка содержит поливинилхлоридную смолу, дибутилфтолат или диоктилфтолат. Попадая в воздух, эти вещества могут оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Возможно, поэтому спрос на обои с пластиковым покрытием и обои с эффектом шелкографии в последнее время несколько уменьшился.

Недавно появились и уже успели приобрести популярность у белорусского потребителя обои с покрытием из вспененного пористого винила.

Но как бы ни были великолепны по своим внешнему виду и эксплуатационным свойствам синтетические обои, не успев должным образом обосноваться у нас на рынке, они уже начали терять свои позиции в пользу натуральных. К последним относятся те, которые изготавливаются с применением натуральных материалов и красок. Среди импортных обоев немало достаточно интересных, хотя и дорогостоящих вариантов. Это однослойные и двухслойные обои, выполненные "под гобелен", "под акварель" или "под стиль детского рисунка" на среднего и более высокого качества бумаге. Причем самой лучшей считается финская бумага. Поэтому двухслойные обои, изготовленные на ней, стоят, как правило, свыше $10 за трубку.

Вообще зарубежные обои, представленные на белорусском рынке, значительно дороже отечественных, в среднем в 3-5 раз, и стоят около $8-9. В Англии, Германии, Польше, Словакии и др. выпускаются, конечно, и более дешевые, аналогичные нашим варианты. Но, по признанию самих дилерских компаний, привозить этот товар сюда не выгодно. А потому приходится довольствоваться дорогими, причем менее экстравагантными обоями, в первую очередь из-за консерватизма нашего потребителя. Хотя если серьезно, то большинство дилерских компаний, которые на белорусском рынке "без году неделя", только собирается проводить мониторинг рынка.

Как это ни удивительно, но в то время как поставщики импорта пытаются удивить нашего потребителя натуральными обоями, некоторые отечественные производители стараются наладить выпуск синтетических, качество которых слишком хромает. Да и есть ли в этом необходимость?

Поэтому такие крупнейшие белорусские производители, как АО "Гомельобои", АО "Белорусские обои" (г. Минск) стараются сейчас разнообразить ассортимент натуральных обоев и улучшить их качество. То, что они сегодня предлагают на рынке, - это негрунтованные, преимущественно однослойные, и некоторые виды грунтованных обоев. К сожалению, они не выпускают такие интересные виды, как бордюрная и фризовая лента. Стоит отметить, что серьезным недостатком белорусских обоев является качество бумаги, на которой они напечатаны. АО "Гомельобои" использует бумагу фабрики "Спартак" (г. Шклов), а минская фабрика - аналогичную российскую продукцию несколько более высокого качества.

Не отличаются наши обои и дизайнерским разнообразием. В магазине можно встретить не более 15-20 расцветок. Причем происходит довольно забавная ситуация, когда интересный рисунок имеет абсолютно непотребные цвета, либо хороший цвет испорчен непривлекательным рисунком. Правда, стоит отметить, что по тематике рисунки достаточно разнообразны: от геометрических до растительных абстрактных. И все же этого недостаточно, чтобы удовлетворить притязательный вкус покупателей.

Вместе с тем если рассматривать ситуацию в целом, то можно обратить внимание на то, что и местные производители, и импортеры сумели найти на рынке свою нишу. Между собой они практически не конкурируют. И, более того, магазины, специализирующиеся на продаже зарубежных обоев, охотно добавляют в свой ассортимент дешевые белорусские обои, привлекая тем самым покупателей с разным уровнем достатка. Причем отечественные производители чувствуют себя в этой ситуации пока неплохо, так как их обои рассчитаны на массового и малообеспеченного покупателя. А учитывая, что золотые дожди нам пока не грозят, обои подешевле и попроще даже в теперешнем варианте исполнения всегда будут пользоваться повышенным спросом.

Хотя - меняется время, меняется и покупатель. К примеру тот, кто помоложе и вкус его не испорчен дешевыми образцами, предъявляет все более жесткие требования к дизайну и качеству товара. А кое-кто, не найдя ничего подходящего на белорусском рынке, не ленится пересечь границу и в Польше закупить партию хороших и недорогих обоев.

Кстати, Беларусь тоже могла бы стать таким же "магазином" приличных и доступных по цене обоев, в том числе и для своих соседей. К тому же сделать это не так уж сложно - лишь всего-навсего улучшить дизайн и качество бумаги. И даже не нужно начинать производить обои с синтетическим покрытием ввиду их слабой конкурентоспособности по отношению к уже имеющимся зарубежным образцам. Достаточно с выгодой использовать благоприятную конъюнктуру на экологичные и дешевые обои. И многие выставочные образцы наших обоев - тому подтверждение. Но хроническая неспособность использовать их в крупных сериях является одним из главных тормозов белорусской обойной промышленности (это касается не только предприятий, выпускающих обои).

Маргарита ЧУДИКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость