Утепление фасадов как решение проблемы сохранения энергии

Известным среди национальных и международных проектных и строительных организаций производителем фасадных систем и материалов - немецкой фирмой Alsecco - 14 мая в рамках выставки "Экспогород. Беларусьстрой-98" был организован круглый стол на тему "Утепление фасадов как решение проблемы сохранения энергии, сохранения и реконструкции панельных и блочных домов". В обсуждении проблемы внешней теплоизоляции приняли участие представители научных и проектных подразделений Минстройархитектуры РБ и Минжилкомхоза РБ, строительных фирм республики.

- Первое знакомство фирмы с РБ состоялось в 1992 г., когда нашим материалом было утеплено около 80 000 м 2 наружных стен в Барановичах (там был военный городок) и около 80000 м 2 в городе Рось, - сообщил Дмитрий Турченко, отвечающий за экспорт продукции "Alsecco" в страны СНГ. - После этого мы несколько лет работали в России, а с этого года намереваемся возобновить контакты с заказчиками РБ.

Наша фирма существует уже 40 лет. После падения Берлинской стены ею был куплен дешевый участок земли в Восточной Германии, на котором был построен учебный центр фирмы.

Результат сорокалетнего опыта работы и отказа от ряда не оправдавших себя за это время технических решений - те модернизированные фасады, которые в состоянии выдержать проверку временем. Это важно, поскольку сегодня существует множество фирм, оказывающих вроде бы аналогичные услуги с применением аналогичных материалов. Однако без опыта, без know how ни одна фирма не может гарантировать качественного выполнения заказа.

Фирма "Alsecco" является одной из крупнейших в Германии и не имеет конкурентов в области поставок в Россию, где сотрудничает с различными строительными фирмами из Германии, Австрии, Турции, других стран Европы, а также из США. В России мы достаточно хорошо известны, в РБ же пока недостаточно. В Германии мы ежегодно утепляем по 1,5 млн м 2 фасадов. В России уже утеплено более 1 млн м 2 фасадов. Там мы имеем не только хороший опыт, но и все необходимые сертификаты. Среди выполненных нами объектов - банки, посольства, жилые дома в Москве (в том числе и здание Госдумы России), Санкт-Петербурге, Нижнем Тагиле, Кагалыме... Есть объекты в Киеве.

На берлинской строительной выставке "Bauteс-98" я наблюдал мечущихся по ней в поисках приемлемых производителей фасадных систем и материалов представителей России и других стран СНГ. Многих из этих производителей я хорошо знаю. Они применяют в качестве утеплителя минвату и не имеют солидного опыта работы. Естественно, им нужно себя как-то показать. Они выставляют небольшие, но красочные стенды - современные немецкие оформительные материалы дают возможность выгодной подачи любой экспозиции. На самом деле существуют лишь 2-3 фирмы, которые гарантируют настоящее качество. С ними и следует работать.

С чем связан бурный рост количества вышеупомянутых фирм? Не так давно в Германии был принят закон, согласно которому все здания должны быть утеплены (это связано с реализацией государственной программы экономии энергии). Свято место пусто не бывает, и в течение 3-5 лет в Германии появилось 180 фирм, которые, стряпая аналоги, принялись пристраивать их направо и налево.

Как мы пришли на рынок СНГ? Когда европейские строительные фирмы начали работать на территории СНГ, они сразу стали применять наши материалы как наиболее к тому времени известные и проверенные в Европе. Таким образом, мы, пальцем о палец для рекламирования себя не ударив, стали лидером продажи фасадных систем и материалов. То есть наши качество и надежность шли впереди нас.

Проблема сбережения энергии, ископаемых носителей которой в РБ чрезвычайно мало, смыкается с проблемой сбережения эксплуатируемых объектов, спасения их от разрушения. Да, говорят маркетологи немецких компаний, производящих фасадные системы и материалы, сейчас мы мало продаем в страны СНГ, но в конце концов ни Россия ни РБ никуда не денутся - жить-то где-то нужно будет!

Постановление СМ РБ "О мерах экономического стимулирования деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления ТЭР и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий" имеет прямое отношение к деятельности фирмы "Alsecco". Перечень мероприятий, содержащихся в четвертом пункте постановления, включает увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций существующего жилого фонда, общественных и административных зданий. Осуществление санирующих мероприятий исключает смещения частей зданий, вызываемые температурными колебаниями и ведущие к их постепенному разрушению.

В настоящее время я курирую реализацию энергосберегающего проекта в 6 городах России, основу которого составляет кредит, выделенный Всемирным банком. Первый этап, осуществляемый при помощи немецких специалистов, включает закладку котельных и установку теплосчетчиков. "А второй этап, - спрашиваю, - в чем будет заключаться?" "В утеплении фасадов." "Значит, вы рассчитываете мощность каждой из этих котельных при неутепленных фасадах? Тогда после утепления выяснится, что достаточно было бы и котлов меньшей мощности." "А ведь верно..." Это - к вопросу о необходимости комплексного подхода к энергосбережению.

Исследования, проведенные одним из научно-исследовательских институтов Германии, показали, что возврат средств, инвестированных в санирование фасадов, происходит уже через 6 лет (отпадает необходимость регулярных ремонтов). Период возврата инвестиций, связанных с энергосбережением, также составляет 6-7 лет. Совместное действие этих двух факторов ведет к весьма быстрой окупаемости.

Собственно секрет, know how фирмы "Alsecco" состоит в производстве материалов такого качества, чтобы они не обваливались в первые несколько лет после санации, система же проста. Клей на минеральной основе, адгезия которого достаточно высока, наносится на полистирольную плиту, далее в клей утапливается армирующая сетка. Полистирол достаточно легок, его не обязательно закреплять дюбелями (однако известно, что в РБ полистирол в качестве утеплителя можно применять только до 2-го этажа). Армирующий слой закрывается так называемой декоративной штукатуркой.

Полистирольную плиту мы получаем от 3 фирм, с которыми нас связывают договорные обязательства и с которыми мы работаем уже 40 лет. Если кто-то думает, что напрямую у "Paroc" он купит плиту дешевле, то это не так. Никому "Paroc" не продает дешевле, чем нам. Таковы объемы наших закупок. К тому же плита эта нами изучена до такой степени, что когда-то мы и сами ее пытались делать (однако поняли, что лучше, чем "Paroc", мы все равно не сделаем).

Возможно, кто-то пожелает взять, например, где-то плиту, у нас - штукатурку, а сетка у него своя (правда, не полимерная, а металлическая, но его это не тревожит). Не уверен, что скомпонованная таким образом фасадная система будет хорошо держаться. Наша система прошла множество испытаний, направленных на достижение оптимального сочетания материалов, чтобы штукатурка держалась, сетка же - не изменяла своих размеров вследствие температурных колебаний (что вызывает растрескивание штукатурки) и не ржавела. Случайно подобранные компоненты вряд ли смогут дать необходимый эффект.

Клей наносится на минплиту контурно-точечным методом (то есть несколько пятен по контуру; с помощью клея, кстати, можно устранить неровности плиты). Монтируемая плита подбивается, поэтому ни в коем случае не следует наносить клей на кромку, то есть на стык плит. На цоколях, углах, а также при сильных (более 1,5 см) неровностях осуществляется дополнительное механическое крепление с помощью специальных шин. Длина дюбелей и количество их на одну плиту определяются расчетом в зависимости от высоты, части фасада и среднегодовых направления и скорости ветра.

Большое внимание уделяется как приемам обработки различных непрямых участков фасадов, так и изготовлению материалов для обработки соединений. Например, через некоторое время после завершения работы над фасадом возникает необходимость размещения на нем различных вывесок, рекламы. В этом случае упомянутыми материалами должны обрабатываться все проделываемые отверстия.

Разумеется, перед началом работы над фасадом должен быть осуществлен необходимый ремонт защитного слоя и арматуры (если фасад состоит из железобетонных панелей). Все необходимые для этого материалы также изготавливаются фирмой "Alsecco". Если в номенклатуре изделий фирмы отсутствует тот или иной декоративный элемент, имитирующий, например, старинную лепнину, то он изготавливается по заказу, по чертежам. Изготавливаются нами и краски, совместимые со всеми элементами наших фасадных систем.

Консультации специалистов фирмы от начала проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию включают подробное обсуждение всех технических решений, необходимых для санирования конкретного здания (материалы, изделия, технологии, необходимые расчеты, в том числе планирование цвета, расчет коэффициента теплопроводности и толщины утепления, определение положения точки росы внутри данной ограждающей конструкции). Обучение рабочих заказчика приемам обработки материалов бесплатно осуществляется специалистами фирмы в условиях стройки. Контроль качества касается не только производимых материалов (в этом случае используются информационные технологии), но и производства строительно-монтажных работ. Попав на объект и убедившись в том, что при производстве работ в соответствии с технологией фирмы "Alsecco" были допущены те или иные отклонения от этой технологии, эксперт составляет соответствующий акт, и всю ответственность за нарушения несет фирма-подрядчик.

В России сертифицированы наши материалы, сертификации же самой системы, как я понимаю, нет. То есть она не принята как таковая. В Германии сертификация систем так же обязательна, как и сертификация материалов. Иначе остается вероятность того, что качественные сами по себе материалы могут не подойти друг к другу.

Поскольку мы - единые поставщики всех компонентов системы, клиенту, в случае возникновения у него той или иной проблемы, не нужно обращаться по этому поводу никуда, кроме фирмы "Alsecco".

Фирма обеспечивает комплексную поставку всех узлов и деталей фасадов, не прибегая к посредникам, оказывает полный комплекс услуг - от проектирования и расчетов до сдачи объекта в эксплуатацию, контролирует и консультирует объекты в течение длительного периода после их сдачи.

Вся документация и переписка, касающаяся заказчиков из стран СНГ, ведется на русском языке. Все приезжающие из Германии консультанты также говорят по-русски.

Слушатели забросали г-на Турченко вопросами. Представитель НПФ "Стринко" осведомился, на сколько лет дает гарантию фирма "Alsecco" и каким страховым полисом данная гарантия подтверждается? На три года, ответил Дмитрий, дело в том, что качество конечного продукта, коим является санированный фасад, зависит от непосредственных исполнителей.

Многих проектировщиков интересовало, что фирма "Alsecco" может предложить, помимо набора материалов, входящих в фасадную систему, ведь установку этих материалов местные рабочие могут произвести вроде бы и в соответствии с технологией фирмы, однако вероятность досконального соблюдения ими данной технологии порой вызывает сомнения.

Во-первых, прозвучал ответ, фирма может предложить своего исполнителя, услуги которого будут стоить, разумеется, несколько дороже, чем услуги исполнителя отечественного, во-вторых, фирма можем предложить обучение, в-третьих - контроль качества.

Вообще-то сами мы не строим, уточнил Дмитрий, и сейчас у нас возникает проблема постоянного поиска фирм, которые могли бы принимать участие в тендерах с нашими материалами.

Заместитель директора проектного института "Белжилпроект" В. П. Макаревич спросил, не планирует ли фирма "Alsecco" построить, по примеру других немецких фирм для облегчения завоевания рынка какой-либо экспериментальный дом. Оказалось, такой опыт у "Alsecco" уже есть, но отрицательный. Еще ни разу не было, чтобы после строительства экспериментального дома фирма получила хотя бы один объект.

Но, добавил Дмитрий, поскольку наше участие в программе Всемирного банка для 6 российских городов, о которой я упоминал, порой является залогом страховки российских заказчиков от неверного маркетинга, видится целесообразность нашего участия и в программе TAСIS - местные заказчики также не застрахованы от ошибок, связанных с неудачным выбором зарубежного поставщика.

В результате ответов г-на Турченко на последующие вопросы выяснилось, что хотя в Германии регламентируются теплотехнические свойства ограждающих конструкций, немецкие специалисты руководствуются определенными показателями теплопотерь, влияющими на принятие решения об утеплении. Выяснилась и примерная стоимость 1 м 2 санирующего покрытия - от 50 до 80 дойчмарок. Для вентилируемого фасада стоимость эта может дойти до 200 дойчмарок. Возможны скидки, которые тем больше, чем солиднее объект.

Был задан вопрос о конструкции накладных декоративных элементов. Внутри полистирол, ответил Дмитрий, сверху гипс.

Заговорили о нормах, регламентирующих принятие решений по конструкциям фасадных систем в зависимости от высоты зданий. Такие нормы существуют. В соответствии с ними первые 2 этажа можно санировать без применения дюбелей, до 20-го этажа достаточно применять по 6 дюбелей на 1 м 2, выше - еще больше. Чем выше этажность, тем большее внимание вследствие усиливающегося ветрового воздействия должно уделяться углам. Результаты компьютерных расчетов по различным расчетным схемам сведены в таблицу, по которой и определяются необходимое количество дюбелей, а также схема дюбелирования.

А вот температурный шов в покрытии устраивается только там, где существует температурный шов на самом здании. А вообще-то утепленный фасад, как было сказано ранее, уже не испытывает таких температурных колебаний, как неутепленный.

Очередной вопрос задал сам г-н Турченеко. Мне нужно, сказал он, привезти в Германию информацию для принятия решения: работаем мы на рынке РБ или нет.

Вот что он услышал в ответ.

Западные фирмы не могут не отдавать себе отчета в том, что все перспективы сейчас на Востоке, потому что здесь только начали утепляться. Если кто-то сейчас не займет какую-то нишу на этом рынке, позже он уже не найдет никакой. Не является чем-то принципиально новым информация, услышанная от г-на Турченко местными специалистами: вторжение на рынок РБ аналогов, хотя, возможно, и проигрывающих по определенным позициям продукции "Alsecco", уже началось. На стороне новичка (хотя белорусский дебют "Alsecco" и состоялся в 1992 г.) могут выступать гарантируемые им льготы, причем, возможно, даже не стоимостного, а информационного характера. Эффективность научно-технической печатной информации на иностранном языке представляется почти нулевой - она должна быть переведена на русский язык. Бесполезна и информация чисто рекламного характера. Вообще проектировщик должен владеть актуальной информацией о самых различных фирмах, чтобы вполне компетентно консультировать своего заказчика.

- Первое, что вы должны сделать, - добавил в заключение начальник главного управления территориального развития, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры РБ В. В. Египко, - это получить сертификат в РБ, тогда вы получите поддержку государства. До тех пор, пока этого не произойдет, местные проектировщики также не смогут закладывать вашу техническую информацию в свои проекты на законном основании. В республике приняты Закон о сертификации и Закон о стандартизации. На них и опираются приказы Минстройархитектуры РБ, адресованные организациям, которые специально занимаются сертификацией и нормированием.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 1998 год в рубрике теплоизоляция

©1995-2024 Строительство и недвижимость