Утром премии, а вечером вклады, или о развитии систем стройсбережений в Беларуси


5 июня в Министерстве архитектуры и строительства состоялась пресс-конференция,посвященная итогам визита специалистов Института жилья и окружающей среды г. Дармштадта (Германия). Хотя немецкая делегация, приехавшая в Минск по линии программы TAСIS, во время своего визита охватила многие вопросы, связанные с проблемами энекргосбережения и жилищного строительства, на пресс-конференции основное внимание уделялось обсуждению опыта немецких систем стройсбережений и оценке широко известной в пределах республики программы "Рациональный дом".

Интерес немецких специалистов к программе "Рациональный дом" вполне закономерен. Напомним, что Институт жилья и окружающей среды г. Дармштадта (IWU) начиная с 1992 года осуществляет консультационное сопровождение целого ряда проектов (в том числе и проектов по внебюджетному финансированию жилищного строительства), которые реализуются в рамках договоренностей о сотрудничестве между Министерством строительства, градостроительства и территориального планирования Германии и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Поскольку программа "Рациональный дом" является наиболее серьезным и масштабным экспериментом по строительству жилья с широким привлечением средств из внебюджетных источников, который к тому же получил одобрение со стороны государства, ее оценка независимыми экспертами пришлась как нельзя более кстати. Несколько забегая вперед, скажу, что оценка оказалась достаточно высокой: немецкая делегация во главе с директором IWU доктором Уве Вуллкопфом пришла к выводу, что "Рациональный дом" - оптимальная для условий Беларуси программа внебюджетного жилищного строительства, которая может дать толчок развитию аналогичных программ в частности и систем стройсбережений вообще. Этому выводу предшествовали многие события: поездка генерального директора ИСА "Рациональный дом" Владимира Лопатина в Германию, во время которой он встретился с руководством ведущего немецкого банка стройсбережений, подготовка расчетов, демонстирующих большой потенциал программы "Рациональный дом", и оценка этих расчетов немецкими экспертами...

Проанализировав всю информацию, предоставленную во время брифинга, можно выделить несколько наиболее важных аспектов.

Системы стройсбережений: в нужное время и в нужном месте

Системы стройсбережений, опыт которых был широко использован (хотя и не в "чистом виде") при разработке программы "Рациональный дом", сейчас уже не являются в Германии преобладающей формой жилищного строительства за счет внебюджетных источников. Они сыграли свою роль и "отошли в тень", уступив место новым технологиям финансирования, в большей степени соответствующим современному экономическому положению страны. Классическая немецкая система стройсбережений, появившаяся в 1924 году, достигла своего "пика" в 50-е годы, оказав большую помощь в преодолении жилищного кризиса. Сейчас аналоги немецкой системы стройсбережений активно применяются в Чехии, Словакии, Польше и других странах бывшего социалистического лагеря. И применяются весьма успешно - опыт показывает, что системы стройсбережений не только позволяют быстро и эффективно решить жилищную проблему, но и оздоравливают экономику в целом: средства граждан не "уплывают" за границу и не лежат без движения, а приносят доход государству в виде налогов и накоплений, создаются новые рабочие места в строительной отрасли и промышленности стройматериалов. Все вышесказанное можно отнести и к программе "Рациональный дом", хотя она и отличается от классической системы стройсбережений (в программе "Рациональный дом" накопление происходит не в денежных единицах, а в квадратных метрах, что обусловлено высокими темпами инфляции в республике). Как отметил г-н Вуллкопф, "правительство должно оказывать поддержку "Рациональному дому": чем больше жилья будет строиться за счет средств граждан, тем больше можно экономить государственные средства, направляемые на жилищное строительство".

Стройсбережения или льготные кредиты?

Безусловно, замечание немецкого эксперта очень ценно, тем более, что оно подкреплено соответствующими расчетами. Эти расчеты, подготовленные ИСА "Рациональный дом", и представленные в Институт жилья и окружающей среды г. Дармштадта для оценки, показывают, что в сфере жилищного строительства республики можно постепенно отказаться от выделения льготных кредитов и перейти к осуществлению программы стройсбережений, базирующейся на опыте "Рационального дома". По мнению экспертов IWU, "расчеты выглядят реально". Как считают представители немецкой делегации, программа "Рациональный дом" имеет большой потенциал, который мог бы быть более широко использован при условии поощрения ее участников государственными жилищными премиями.

Жилищные премии - инвестиции в будущее

Сама идея жилищных премий не нова - она сработала в Германии во времена жилищного кризиса, а сейчас реализуется в странах, где активно применяются системы стройсбережений. Для того чтобы идея сработала, величина премий должна быть достаточно большой. В Германии в 50-е годы она достигала 50% от величины годовых накоплений граждан, направляемых в жилищное строительство, в Словакии она сейчас составляет 30%. Опыт показывает: чем выше премии, тем больше отдача государству. По расчетам немецких экспертов, премии в размере 50% от годовых накоплений не только возвращаются в бюджет, но и приносят 25% прибыли. Цифры, предоставленные ИСА "Рациональный дом", не менее убедительны. При выделении участникам программы государственных жилищных премий в размере 30% от годовых накоплений объемы жилищного строительства в рамках программы "Рациональный дом" составят 2,7 млн. м 2 в год. Несмотря на всю свою привлекательность, идея жилищных премий пока не имеет законодательного обоснования, но работа в этом направлении ведется. По словам г-на Лопатина, готовится проект президентского указа о жилищных премиях.

Правовые аспекты

Вообще на пресс-конференции уделялось большое внимание правовым аспектам функционирования систем стройсбережений. Как отмечают немецкие эксперты, две основные причины, мешающие внедрению классических систем стройсбережений в Беларуси, - это высокий уровень инфляции и недостаточное законодательное и правовое регулирование. Что под этим подразумевается? В той же Германии деятельность банков стройсбережений происходит по отлаженной законодательной схеме, которая прежде всего направлена на защиту интересов вкладчиков. Существуют так называемые органы банковского надзора, которые контролируют работу банков стройсбережений. Несмотря на то, что за последние 100 лет не было ни одного случая банкротства среди ипотечных банков Германии, банки стройсбережений высоко оценивают роль органов надзора, так как оценка последних способствует росту доверия вкладчиков. Ни перед кем другим банки стройсбережений отчитываться не обязаны, в том числе и перед государством, которое не имеет права вмешиваться в банковские сделки. К слову, из 35 немецких банков стройсбережений 65% - частные, а остальные (так называемые общественные) находятся в подчинении федеральных земель.

Кроме рассмотренных выше аспектов, на пресс-конференции были затронуты темы распространения программы "Рациональный дом" за пределы Минска, возможности (или, правильнее сказать, невозможности) частичного финансирования программы за счет средств IWU и др. Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что оценки немецких экспертов позволяют "Рациональному дому" усилить свои позиции и укрепить доверие общественности к своим начинаниям. Если же ИСА "Рациональный дом" удастся пробить идею государственных жилищных премий, можно предполагать, что число желающих построить себе жилье в рамках программы существенно возрастет. Дело осталось за малым: "научить граждан экономить" и "убедить государство в необходимости инвестиций", как заявили гости из IWU.

Светлана ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость