Состояние озеленения городских поселений республики

Зеленые насаждения городов и населенных пунктов выполняют исключительно важную средоохранную, санитарно-гигиеническую и архитектурно-планировочную роль, являются зеленым фильтром, снижающим степень загрязнения окружающей среды транспортными и промышленными выбросами, обеспечивают потребность населения в свежем воздухе, местах отдыха и общения с природой.

Озеленение является не только эффективным, но и относительно дешевым средством экологической защиты города. Затраты на озеленение составляют всего около 5% затрат на жилищное строительство и не идут ни в какое сравнение со стоимостью экологической защиты средствами инженерных сооружений.

Основными нормируемыми показателями развития системы озеленения города являются обеспеченность населения насаждениями общего пользования и уровень озелененности города.

В настоящее время дефицит площадей насаждений общего пользования городских поселений республики составляет около 4000 гектаров. Из 207 городов Беларуси нормативная обеспеченность парками, скверами, бульварами имеется только в 83, а 98 городов республики не имеют общегородских парков. Санитарно-защитные зоны имеют лишь 19 городов.

В то же время на территории городов республики имеется свыше 8000 гектаров лесных массивов, которые в ходе реконструкции могут быть преобразованы в лесопарки, парки и другие насаждения.

Уровень озелененности городских поселений (отношение площадей зеленых насаждений к общей площади города) составляет в среднем 20-22% при нормативе 40-50%.

Анализ состояния озеленения показывает, что городское зеленое хозяйство и его составляющие находятся в глубоком кризисе. Налицо тенденция к сокращению зеленого фонда городов, сокращению площадей, отводимых под новое озеленение, деградация и гибель насаждения, резкое снижение санитарно-гигиенического эффекта объектов озеленения.

Значительная часть парков и скверов городов республики создавалась в послевоенный период, зачастую без проектов на озеленение и с использованием быстрорастущих малоценных местных пород, в основном тополей, кленов, ивы и др. В результате насаждения этих объектов озеленения, как правило, бесструктурны (рядовая посадка, перегружены или изрежены), поражены болезнями и вредителями, старовозрастные, многие деревья находятся в аварийном состоянии. Таких объектов озеленения (парков, скверов, уличных посадок) в городах около 55-60%. Эффективность этих насаждений очень низка. Они требуют проведения работ по их реконструкции.

Сокращение работ по созданию и реконструкции зеленых насаждений городов повлекло за собой снижение спроса на посадочный материал и как результат - резкое уменьшение его выпуска декоративными питомниками республики. Дефицитными стали даже наиболее распространенные в недалеком прошлом породы и виды древесно-кустарниковых растений.

Из сложившейся ситуации совершенно очевидно, что озеленение городов не должно быть второстепенным делом и требует общегосударственного управления и гибкой и полноценной координации усилий всех заинтересованных сторон.

Существующая система создания, защиты и эксплуатации зеленых насаждений городов требует пересмотра и корректировки в связи с экологической, экономической, структурной и законодательной перестройкой взаимоотношений между пользователями зелеными насаждениями и службами озеленения; совершенствования системы финансирования и управления зеленым хозяйством с учетом современной экономической ситуации.

Основными направлениями развития зеленого хозяйства республики являются:

1. Совершенствование организационной системы зеленого хозяйства: разработка и внедрение рыночных форм организации зеленого хозяйства, которые предусматривали бы возмещение затрат на создание и содержание зеленых насаждений городских поселений республики непосредственными их потребителями с концентрацией и распределением финансовых средств Минжилкомхозом Республики Беларусь. При этом важным моментом должны стать организация действенного контроля за использованием выделяемых средств, за качеством выполняемых работ, введение системы экономической заинтересованности в качестве работ.

2. Снижение себестоимости работ в зеленом хозяйстве: внедрение ресурсосберегающих технологий и методов выращивания посадочного материала, создания и содержания городских зеленых насаждений. Предусматривается внедрение специальных технических средств и оборудования, более дешевых материалов и удобрений, средств защиты растений и др.

3. Увеличение выпуска ценного посадочного материала декоративных древесно-кустарниковых и цветочных растений для озеленения городов: организация системы декоративных питомников республики, разработка и внедрение мероприятий по выращиванию посадочного материала, включающих вопросы закрепления питомниководческих хозяйств за потребителями, определение их задач по количеству, качеству и ассортименту выпуска посадочного материала и др.

4. Увеличение площадей городских зеленых насаждений с целью достижения нормативных показателей градостроительства: разработка и внедрение программы озеленения городских поселений республики (определение потребности в зеленых насаждениях, организация специализированных предприятий по озеленению, укрепление их материально-технической базы); создание новых парков, скверов, санитарно-защитных зон и других насаждений; реконструкция зеленых массивов и лесов в городской черте и создание на их основе городских парков, скверов, лесопарков, защитных зон и др.

5. Улучшение качества и эффективности городских зеленых насаждений: совершенствование вопросов проектирования объектов озеленения и контроль за реализацией проектов; повышение качества работ по уходу за городскими зелеными насаждениями и по их содержанию (внедрение дифференцированной системы ухода в зависимости от ценности, целевых функций насаждений и экологической обстановки местопроизрастания, внедрение средств биологической защиты растений с созданием республиканской лаборатории по производству средств защиты и др.); проведение работ по реконструкции существующих зеленых насаждений (совершенствование их структуры, внедрение ценных пород, повышение уровня благоустройства и др.).

С целью контроля за реализацией направлений развития зеленого хозяйства республики предлагается создание в системе Минжилкомхоза Республики Беларусь отдела озеленения городских поселений.

Что же делается сегодня для решения проблем зеленого хозяйства республики?

Конструкторско-технологическим институтом городского хозяйство АНПО "Жилкоммунтехника", являющимся головным во внедрении научно-технического прогресса в жилищно-коммунальное хозяйства республики, выполнен значительный объем научных и технологических работ, направленных на развитие зеленого хозяйства городских поселений.

Так, в целях определения объемов работ по созданию городских зеленых насаждений и достижению нормативных показателей озеленения выполнены перспективные планы озеленения более чем для 30 городов республики (Новополоцка, Полоцка, Слуцка, Несвижа, Слонима, Кобрина, Гомеля, Речицы, Светлогорска, Бобруйска, Кричева и др.). Эти документы включают важные показатели существующего уровня озеленения и количества зеленых насаждений в городе, содержат расчет потребного количества насаждений на настоящее время и на перспективу, устанавливают ежегодный объем работ по созданию зеленых насаждений с целью достижения градостроительных норм и др.

Однако более значительная часть (около 80 населенных пунктов) городских поселений, не обеспеченных необходимым количеством зеленых насаждений, таких разработок не имеет.

Отдел зеленого хозяйства АНПО "Жилкоммунтехника" готов выполнить такие работы для всех городских поселений республики.

Одновременно с разработкой перспективных планов по озелененению проводилось обследование качественного состояния зеленых насаждений с определением первоочередных мероприятий по улучшению их качества и направлений реконструкции. Но, как указывалось выше, вопросами улучшения качественного состояния зеленых насаждений и увеличения их площадей занимаются в настоящее время лишь в некоторых городах. Остальные ссылаются на отсутствие финансирования и наличие других, более важных проблем (Витебск, Орша, Новолукомль, Борисов, Брест, Пинск, Березино, Воложин, Рогачев и многие др.).

Хотелось бы остановиться на весьма важном, на мой взгляд, вопросе, касающемся проведения работ по реконструкции зеленых насаждений, а конкретнее - на выделении средств на эти работы. Дело в том, что городские (районные) инспекции по охране природы иногда выделяют средства на непосредственное проведение этих работ, а вот на выполнение необходимой рабочей документации на реконструкцию (кстати, весьма небольшие суммы) - не выделяют. Запрещено. Вот и получается, что произодственникам-озеленителям приходится либо делать реконструкцию объекта без документации, либо совсем не делать. И в первом и во втором случае страдает городская среда, горожане.

Во втором квартале этого года отдел зеленого хозяйства заканчивает разработку ресурсосберегающих технологий для работ в зеленом хозяйстве. Работа направлена на экономию (до 35-40%) дефицитных энергетических, материальных, технических и других средств при выращивании посадочного материала; создании и содержании городских зеленых насаждений и предназначена для использования в питомниководческих и озеленительных предприятиях республики.

В настоящее время институтом подготовлены и направлены в Минжилкомхоз Республики Беларусь материалы по наиболее актуальным разработкам (НИР, ОКР, ТР) для зеленого хозяйства на 1999-2000 годы. Приведем основные из них:

1. Разработать и внедрить технологии производства и применения средств биологической защиты в зеленом хозяйстве.

Работа предусматривает не только проведение исследований и разработку технологий, но и создание лаборатории по промышленному производству средств биологической защиты древесно-кустарниковых и цветочных растений. Ее внедрение будет способствовать экономии валютных средств на приобретение средств защиты растений (ядохимикатов) за рубежом; улучшению экологической среды городов.

2. Разработать и внедрить систему мероприятий по развитию декоративного питомниководства республики.

Предлагаемая разработка будет включать обследование существующего состояния питомниководческих хозяйств Минжилкомхоза Республики Беларусь (площади питомников, продуцирующие площади, ассортимент выращиваемых пород и их количество, технологии выращивания, реализация посадочного материала и др.); установление потребного ежегодного количества посадочного материала; определение ассортимента пород и количества выращиваемого посадочного материала для каждого питомника; установление и закрепление населенных пунктов республики за каждым декоративным питомником; разработку организационных мероприятий по повышению эффективности декоративных питомников республики: а) создание базового декоративного питомника (с научной базой, централизованным выращиванием посевного материала, маточником и др.); б) предложения по развитию материально-технической базы питомников (площади, технологии, технические средств и др.).

Внедрение в производство указанной разработки будет способствовать обеспечению необходимым количеством и ассортиментом посадочного материала; улучшению качественного состояния создаваемых и существующих объектов озеленения; экономии средств и ресурсов (в том числе и валютных).

3. Разработать и внедрить рекомендации по созданию и реконструкции зеленых насаждений городов и населенных пунктов республики.

Внедрение в производство указанной разработки будет способствовать улучшению качественного состояния городских зеленых насаждений; своевременному отнесению объектов в реконструкцию, предотвращению или сведению к минимуму последствий природных катаклизмов (ветровала и бурелома старовозрастных деревьев) и др.; использованию при строительстве и реконструкции объектов озеленения наиболее устойчивых пород; экономии средств и ресурсов.

4. Разработать и внедрить нормативно-техническую документацию (технические условия, методики, инструкции и др.) для зеленого хозяйства (всего около 20 документов) и др.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что администрации городов, инспекции и комитеты по охране природы, городские и районные объединения жилищно-коммунального хозяйства будут больше внимания уделять вопросам озеленения своих городов, улучшению качества зеленых насаждений - этому незаменимому источнику чистого воздуха и здоровья горожан.

Ф.А. ГЕНИН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 1998 год в рубрике благоустройство

©1995-2024 Строительство и недвижимость