Затратное ценообразование в строительстве

В ценообразовании в строительстве традиционно используется метод, соответствующий индивидуальному характеру производства в строительной отрасли, - метод, основанный на издержках. Казалось бы - простой подсчет всех затрат плюс необходимая прибыль и, как говорится, нет проблем. Однако совмещение необходимости увеличивать количество затрат в связи с прогрессом требований к качеству, дизайну, эргономичности строящихся зданий с необходимостью реагировать на жесткие рыночные условия спроса (в наших условиях, как правило, концентрирующихся на вопросах цены) делает процесс формирования цены на продукцию строительства сложнейшей управленческой задачей.

Неудивительно, что среди наших экономистов так мало желающих заниматься аудитом строительных организаций, а специалистов по контроллингу нет пока вообще. Попробуем дать краткую беспристрастную картину состояния проблемы на сегодняшний день, не вдаваясь в методические подробности.

Как сегодня осуществляется образование цен на строительную продукцию на основе подсчета издержек? Ценообразование в строительстве носит характер индивидуальных расчетов цен по каждому конкретному объекту. Даже в том случае, когда объект строится по типовому проекту, его сметная стоимость корректируется с местными условиями строительства. Эти расчеты на практике принимают форму составления смет на каждый строительный объект.

Особенность ценообразования в строительстве связана также с длительностью производственного цикла. Заказчики принимают у подрядчиков отдельные завершенные работы и производят оплату этих работ по мере их готовности. Поэтому в строительстве рассчитываются цены не только в целом на объекты, но и на различные конструктивные элементы и виды работ.

Сметы составляются на основе технического проекта, и в них определяется вся сумма капитальных затрат на строительство объекта. Эта сумма затрат называется сметной стоимостью и представляет собой цену подлежащего строительству объекта.

Сметная стоимость объектов складывается из сметной стоимости строительно-монтажных работ, затрат на оборудование и расходов на прочие капитальные работы. Индивидуальный характер расчета цен в строительстве не означает ориентации их на индивидуальные издержки производства. Учет затрат в ценообразовании на строительную продукцию осуществляется с помощью нормативов, которые используются при разработке смет. Цены на строительную продукцию определяются с учетом нормирования отдельных элементов, входящих в состав цены (сметные нормы затрат труда, материальных ресурсов, затрат машинного времени средств механизации; ставки, тарифные сетки и расчетные условия оплаты труда рабочих; оптовые цены на продукцию промышленности; тарифы на грузовые перевозки; тарифы на электроэнергию; наценки снабженческих и сбытовых организаций; нормы заготовительно-складских и накладных расходов, плановых накоплений).

На основе перечисленных норм, ставок, цен и тарифов исчисляются единичные расценки на производство единицы конструктивных элементов и видов работ, которые служат основанием для расчета прямых затрат.

Сметная стоимость строительства используется как базовая величина при определении договорной стоимости.

Свободная (договорная) цена на строительную продукцию - это цена, устанавливаемая инвестором (заказчиком) и генподрядчиком на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений. Эта цена формируется с учетом спроса и предложения на строительную продукцию, складывающихся условий на рынке, стоимости материалов, применяемых машин и оборудования, а также обеспечения прибыли подрядных организаций для расширенного воспроизводства, уплаты налогов.

Формирование договорных цен по вновь начинающимся объектам может осуществляться на подрядных торгах или на основе согласования между заказчиком и подрядчиком. В Республике Беларусь разработано Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов (тендеров) в строительстве, согласно которому обязательным является проведение подрядных торгов при размещении заказов на капитальное строительство объектов, финансируемых за счет средств бюджета.

Договорные цены на строительную продукцию определяются заказчиками и подрядчиками на основе текущего или прогнозного уровня сметной стоимости СМР, определенного в составе сметной документации. В состав свободной договорной цены включаются также налоги.

Начисление налогов в договорной цене осуществляется по общепринятой методологии затратного метода, используемого в Республике Беларусь. Однако сумма налогов и отчислений отражается отдельной строкой за итогом сметной стоимости СМР в текущих ценах для ориентации заказчика в объемах финансирования.

Расчеты между заказчиком и подрядчиком могут производиться по соглашению сторон, как за готовую продукцию, так и в порядке авансирования. В современных экономических условиях имеет место кредитование заказчика подрядчиком, что обычно характерно для западной практики подрядных работ.

Договорные цены могут быть открытыми и твердыми. Открытые цены могут уточняться в соответствии с условиями договора в ходе строительства. Твердые цены - это цены, неизменные в течение срока исполнения договора строительства.

Фактические затраты на строительство, как правило, не соответствуют установленным затратам по сметным ценам в силу того, что имеет место изменение фактических цен на материалы, тарифов и прочее. Эти дополнительные расходы, не предусмотренные сметой и не зависящие от деятельности подрядчиков, приводят к увеличению или уменьшению сметной стоимости. Они учитываются и оплачиваются в виде компенсаций сверх сметной стоимости. Сметная стоимость с учетом компенсаций, а также средств, выделяемых на непредвиденные расходы, и затрат, обусловленных формированием рыночных отношений, возмещаемых заказчиком подрядной организации по их фактической стоимости, подтвержденной соответствующими документами, образует договорную стоимость строительства. Она используется для расчетов между подрядчиками и заказчиками.

На выбор метода ценообразования, основанного на издержках, помимо индивидуального "заказного" характера производства, влияют также государственное регулирование цен и ограниченный спрос покупателей продукции строительства. Оба эти фактора взаимосвязаны и иллюстрируют логику экономических процессов в постсоветских странах.

Прежде всего отметим, что полностью свободного ценообразования нет ни в одной экономически развитой стране мира. В развитых странах в большей степени используются меры, косвенно влияющие на спрос, предложение, конкуренцию, а соответственно, и цены. Прямое регулирование цен в мировой практике осуществляется в основном в двух формах: установление ценового "потолка" (максимальных цен) и ценового "пола" (минимальных цен). Регулируемые цены, которые складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных органов (методы прямого ограничения роста/снижения цен; регламентации рентабельности; воздействия на конъюнктуру рынка; антимонопольное законодательство и т.д.), наряду с общеевропейской валютой - предмет горячих дискуссий в Европейском сообществе.

В переходные экономические периоды вообще нельзя обойтись без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не "привязанную" к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно. При ограниченности предложения цены всегда будут стремиться "уходить" в сторону повышения, а это "подогревает" проблему социальной защищенности населения, которую обязано решать государство.

В Республике Беларусь осуществляется как косвенное, так и прямое регулирование цен. Тенденцией конца 1997-1998 г. стало ужесточение политики государственного регулирования цен; значительно расширен круг субъектов государственной власти, обладающих правом устанавливать предельный уровень цен. Если раньше регулирование цен распространялось лишь на государственные предприятия, то теперь ему должны подчиняться и предприниматели. Как следствие такой ситуации в республике из всего разнообразия методов ценообразования используются в основном методы, основанные на подсчете издержек. А из этой группы, куда входят затратный метод, метод структурной аналогии, агрегатный метод, в основном продолжает использоваться затратный.

Затратно ориентированное ценообразование не чуждо и рыночной экономике и не проблематично, если цена не играет большой роли для потребителя. Особенно распространен данный подход при работе по государственным заказам. Так, в рамках федеральной контрактной системы США, механизм которой изначально ориентирован на максимальное использование потенциала рынка для нужд государства, при выполнении заказов министерства обороны применяются контракты с возмещением издержек производства подрядчику. Данный подход к ценообразованию широко используется в строительстве, где условия контрактов на сооружение крупных и сложных объектов регламентируются специальными процедурами, установленными государством.

Но для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или организационными недостатками, такой способ определения цен опасен самоудалением с рынка. Цены, основанные на себестоимости, ведут в этом случае к закреплению сложившихся отсталых структур затрат. Такая форма ценообразования возможна там, где господствует экстремальная конкуренция в области затрат и рационализации и одновременно существует согласие по поводу прибыли, которую должен получить каждый экономический субъект.

Существенным недостатком метода является то, что при его использовании не учитывается различное влияние отдельных факторов затрат. Недифференцированный процент надбавки ведет к удорожанию и без того дорогих продуктов. Фундаментальный недостаток калькулирования на базе полных затрат - покрытие себестоимости без учета ситуации на рынке. С этой особенностью связано применение стратегии низких издержек в маркетинге на рынке строительных услуг.

Микроэкономическая теория в классических моделях теории цен вот уже более 150 лет считает, что рост предложения ведет автоматически к снижению цен и падению производства, в то время как спрос в этих условиях растет, и наоборот. В итоге достигается равновесная цена, при которой производится ровно столько, сколько покупается. Эта закрытая модель ценообразования на совершенных рынках основывается на множестве допущений (относительно количества участников рынка, их целей, вида продуктов, обозримости рынка и т.д.), многие из которых далеки от реальности.

Хотя политика цен по-прежнему часто рассматривается в литературе как решающий инструмент маркетинга, на рынке инвестиционных товаров все более важную роль играют качество, дизайн, технический уровень, сервис, марка, возможности кредитования и прочие неценовые факторы, т.е. политика цен понимается в широком смысле. С этой точки зрения нет "цены в себе", а всегда есть "цена на что-то". Это делает понятие отношения "цена - качество" центральным элементом решений в рамках политики цен.

К тому же предприятия во многих случаях избегают применения агрессивной ценовой политики. Причина заключается в том, что они боятся своей уязвимости как раз в этой сфере, поскольку конкуренты могут ответить жестоко и быстро. Ценовая конкуренция может в любой момент стать разрушительной для всех сторон. В значительной мере это справедливо именно для строительной отрасли. Кроме того, понижение цен после их повышения обратимо лишь с большим трудом. Скорость реакции конкурентов на изменение цен возрастает с улучшением систем коммуникаций.

Несмотря на явные преимущества метода установления цен с учетом качества, сегодня он не работает в строительной отрасли Республики Беларусь. Высокие цены часто ассоциируются с высоким качеством, что связано с применением дорогих материалов, тщательным изготовлением и строгим контролем. Цена особенно часто привлекает покупателя как индикатор качества в тех случаях, когда оцениваемый продукт очень сложен, а риск покупки очень высок. Как правило, более качественными являются импортные строительные материалы, зачастую не имеющие аналогов в ассортименте строительных материалов Республики Беларусь. Это связано с отсутствием базы сравнения по параметру "цена - качество". Другой причиной является низкая платежеспособность основной массы заказчиков на рынке капитального строительства.

О подрядных торгах. Более перспективным из рыночных методов ценообразования можно считать метод установления цен на торгах (тендерах), когда заказ получает та подрядная фирма, которая сможет предложить минимальную цену на подряд и одновременно обеспечить приемлемое качество. В целом соперничество на торгах заставляет потенциальных подрядчиков соглашаться на цену, которая обеспечивает очень небольшой уровень рентабельности, а значит, и искать резервы для выравнивания ее уровня за счет оптимизации затрат. Эффективность подрядных торгов доказывать не нужно, весь мир распределяет заказы на строительство через торги. Конкурентная борьба за заказы, проведение торгов, высокое качество проектирования строительства и эксплуатации объектов - обязательные этапы инвестиционного процесса в условиях рынка. Например, в торгах на строительство оптового рынка овощей и фруктов в г. Минске участвовало 6 претендентов, причем среди них были строители не только из столицы республики, но и из других городов области. Предложенная ими цена колебалась от 28 до 86,7 млрд руб., отклонение этих цен от средней по всем поступившим заявкам составило от - 43% до + 76%.

Тенденция к снижению стоимости строительства проявилась и в проведенных в республике подрядных торгах по автодороге Брест-Минск-граница России; по строительству городков для военнослужащих, выводимых из Германии; по объектам, возводимым для объединения "Полимир" и совместного предприятия "Белвест".

Однако система подрядных торгов пока что плохо приживается в Беларуси. Можно предположить, что все дело в том, что консервативные руководители - представители заказчика, облаченные властью, желают "разделять и властвовать", а кое-где имеет место и откровенная коррупция, взяточничество. На практике дело обстоит сложнее.

К числу важнейших показателей при проведении тендера относятся стоимость инвестиционного проекта и, отдельно, стоимость подрядных работ, представленных на торги. Заказчик прежде, чем объявлять подрядные торги, оценивает стоимость инвестиционного строительного проекта в целом, учитывая весь комплекс затрат как подрядчиков, так и собственных, с тем чтобы выходить на торги с определенной степенью достоверности показателей стоимости проекта и заложить их в тендерную документацию.

Созданная в условиях административно-командной системы управления экономикой страны действующая система ценообразования не учитывает, в частности, возможность выбора подрядчиков на конкурсной основе. Переход на рыночные отношения подрядчиков и заказчиков капитального строительства, появившаяся возможность выбора подрядчиков на конкурсной основе вызвали необходимость формирования договорных цен на строительную продукцию, для обоснования которых необходим механизм определения максимально возможной и минимально допустимой стоимости строительства и подрядных работ. Этот механизм должен базироваться на современных сметных нормах прямых затрат в отечественной и зарубежной валюте, к которым вводятся определенные коэффициенты, учитывающие дополнительные издержки и прибыль подрядчика. Подрядчик, учитывая свои производственные возможности, а также риски, инфляцию и другие факторы, определяет минимальный и максимальный размер коэффициентов к прямым затратам, предусматривая при этом минимальный и максимальный размер прибыли.

Рассчитанная таким образом стоимость является основой для определения договорной цены подрядных работ при проведении подрядных торгов. На первом этапе торгов заказчик и подрядчик определяют примерную стоимость подрядных работ. При успешном прохождении первого этапа подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется, и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная цена подрядных работ. Заметим, что хотя стоимость подрядных работ и является одним из главных показателей, оценка подрядчика на перечисленных выше этапах торгов осуществляется по большому количеству критериев. (О методике сравнительной многокритериальной оценки претендентов см. "Экономика строительства", № 8-9 за 1997 г.).

На практике же все участники инвестиционного процесса (кроме самого инвестора) заинтересованы в увеличении затрат строительства. Заказчики - различные УКСы - получают 1,5-3% от объема выполненных работ (ранее в сметах было - 0,5%). До сих пор немногие заказчики стали по-настоящему управлять проектом, решать с помощью банков вопросы своевременной оплаты работ, беспокоиться о сокращении сроков проектирования и строительства, улучшении эксплуатационных характеристик возводимых объектов. Для подрядчиков чем "тяжелее " объект, тем больше они вложат материалов и подороже.

Между тем затраты на производство СМР хотя и интересуют инвестора, но далеко не в первую очередь. Главное для него - потребительские качества конечной продукции строительства, соотношение между затратами на ее создание и параметрами создаваемых объектов: удельные единовременные и эксплуатационные затраты на единицу мощности выплавки стали, на один метр квадратный жилого или офисного помещения соответствующего класса, категории, уровня комфорта и т.д.

Серьезный недостаток ценообразования в строительстве для целей формирования тендерной цены состоит в следующем: цены на СМР рассчитываются по ЕРЕР, в которых заложены усредненные на момент их разработки технология производства СМР и применяемые средства труда, строительные материалы. Вследствие этого цена, рассчитанная по ЕРЕР, не отражает новые реальные затраты строительных организаций и фирм на производство работ, которые существенно выше по сравнению с предусмотренными в ЕРЕР из-за более высокой стоимости средств труда, новых строительных материалов и т.д. Немаловажно для практики и то, что на новые виды работ, особенно выполняемые из зарубежных материалов и по зарубежной технологии, в сборниках ЕРЕР сметные расценки отсутствуют.

В жилищном строительстве, которое признано приоритетным направлением экономики республики, тендерная система практически не применяется! Дело в том, что льготное кредитование строительства слабо совместимо с самой идеей тендера. Льготные кредиты, выделяемые государством, стимулируют пресловутую затратную систему в строительстве.

И последнее. По данным, предоставленным консалтинговым ИП "Консалт Тим ", подавляющее большинство строительных предприятий-претендентов не могут подать на тендер грамотное и профессионально составленное предложение, а некоторые из фирм, которые выиграли тендер, нарушают взятые на себя обязательства - не соблюдают графиков работ.

К сожалению, тендерная система получения подряда не будет эффективно работать у нас до тех пор, пока информационная и нормативная базы строительства не приблизятся по уровню обобщения и мобильности к мировым. А для этого прежде всего нужны время и заинтересованная поддержка государства.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость