Брестское качество строительной продукции

Выступление начальника УКС Брестского облисполкома В. В. Мощука касалось не только результатов работы управления по обеспечению качества строительной продукции.

Нужна слаженная работа всех участников строительного конвейера, нацеленная на конечный результат - высокое качество готового объекта. Это в равной степени касается и проектировщиков, и предприятий стройиндустрии, и строителей, подчеркнул Владимир Владимирович. Естественно, не произойдет заметного улучшения качества, если будет принижена роль технического надзора заказчика. Поэтому избранная министерством практика поэтапного, шаг за шагом, рассмотрения положения дел и принятия мер по улучшению качества работы в каждом из перечисленных звеньев представляется вполне приемлемой. Сегодня для рассмотрения на расширенной коллегии Комитета по надзору за ведением работ в строительстве предложена стержневая тема, касающаяся деятельности надзорных органов и, в частности, технического надзора заказчика.

Уровень ведения технадзора не ниже общего уровня состояния дел в стройкомплексе РБ. Таков вывод, сделанный по результатам коллегии УКСов гор- и райисполкомов, которая в январе-феврале текущего года рассматривала итоги хозяйственной и финансовой деятельности этих строительных подразделений Брестской области. Акцент работы коллегии был сделан на повышении роли и ответственности технадзора в управлении, в вопросах улучшения качества строительства. Детально проанализировано положение дел непосредственно на стройках с учетом требований, изложенных в постановлении СМ РБ № 474 от 13 мая 1997 г. Затем была дана соответствующая оценка каждому управлению с точки зрения их готовности к поэтапному, начиная с 1998 г., переходу на массовое строительство жилья с высокими потребительскими качествами. Имелось в виду, что они будут добиваться безусловного выполнения подрядными организациями требований постановления правительства, касающихся проведения до начала строительства объектов презентаций материалов, предусматриваемых для применения при возведении зданий, а также установления гарантийных сроков эксплуатации жилья, вводимого с 1 января 1998 г., оговариваемых и требованиями договорных подрядов. Не все управления осознали необратимость этого процесса и необходимость срочной переориентации в этом направлении, но мы будем настойчиво добиваться выполнения этих требований. Лучше других в этом отношении подготовлены и проявляют себя УКСы Ивацевичского, Каменецкого, Пружанского райисполкомов, Брестского, Барановичского и Пинского горисполкомов, особенно в вопросах презентации материалов, приемки и оценки качества выполненных работ.

В течение прошедшего и начале текущего года практически по всем вновь начинаемым объектам, особенно там, где применяются новые виды кладки наружных стен, подрядчиком выполняются эталоны работ, что дает (либо не дает) право производства данных работ на данном объекте. Анализ показал, что не все строители готовы к таким жестким требованиям.

Есть определенные сложности и с подготовкой по желанию заказчика к началу отделочных работ квартир-эталонов для ознакомления с ними будущих жильцов. Дело в том, что в настоящее время большинство жилья строится в основном за счет кредитов банков, и жильцы отказываются от чистовых отделочных работ, устройства полов и установки сантехпосуды, что усложняет работу заказчика по установлению соответствия состояния объекта положениям ПСД. Не последнюю роль играет и отсутствие комментариев к техническому описанию жилья с типовыми потребительскими качествами, из-за чего не сняты разногласия с банком, касающиеся кредитования тех или иных материалов и изделий.

Более жесткие требования предъявляются большинством инженеров технадзора к приемке от подрядчика выполненных работ, и особенно скрытых, к оформлению исполнительной документации. Следует подчеркнуть, что не везде это делается своевременно и качественно. Недисциплинированность подрядчиков в части оформления исполнительной документации проявляется там, где ослаблен технадзор. Тем не менее следует отметить положительные тенденции в вопросах улучшения качества ведения технадзора. Более того, при соответствующей поддержке УКСов их потенциальные возможности позволяют предъявлять более жесткие требования, а также использовать в должной мере полноту власти.

В настоящее время это пока не представляется возможным по следующим причинам.

Во-первых, доля высококачественных материалов и изделий, выпускаемых в республике, особенно для общестроительных работ, на фоне их общей потребности мизерная, что закрепляет монополию их производства без коренного улучшения качества. Надо прямо сказать: не может не влиять отрицательно на объективность подхода к презентации материалов, изделий и видов работ, принимаемых УКСами, количественный фактор, который в настоящее время давит на управления. Сегодня они являются основными организаторами и ответчиками за реализацию заданий по вводу жилья. Поэтому отсутствие на внутреннем рынке выбора качественных материалов и высококвалифицированных специалистов не позволяет использовать в полном объеме запретные механизмы, что, в принципе, несложно было бы сделать.

Следующим фактором, отрицательно влияющим на качество вводимого жилья в целом, является то, что мы основательно забыли о ритме возведения жилья с обязательной инженерной подготовкой строительства. Всем известно, что наиболее благоприятным временем для выполнения отделочных работ и ввода объекта в эксплуатацию являются II и III кварталы, а IV, как правило, должен использоваться для создания задела на будущий год. Поэтому задание по вводу жилья должно быть объективным предложением с учетом задела и инженерной подготовки. К сожалению, 1997 год в этом отношении для нас был не лучшим годом.

Рассматривая роль технического надзора заказчика, вопросы повышения качества, было бы неправильно не остановиться на их внутренних проблемах. Одной из важнейших проблем является чрезмерная перегрузка УКСов и особенно инженеров технадзора. Несмотря на возрастающие объемы строительства, усложнение отношений с банками по вопросам финансирования и кредитования, появление в связи с этим дополнительных функциональных и нефункциональных обязанностей, УКСы до сих пор не вправе самостоятельно регулировать численность своих штатных сотрудников.

В отдельных УКСах Брестской области на одного инженера технадзора приходится до 17 объектов, а уровень зарплаты при этом в 1,5-2 раза ниже, чем у подрядчиков. Естественно, такое положение не может не отразиться на качестве их работы. Поэтому назрела необходимость предоставить УКСам право самостоятельно решать вопросы численности своего кадрового состава и с учетом сложившейся обстановки рассмотреть в правительстве возможность увеличения численности сотрудников и оптимизации расчетной нагрузки на одного сотрудника подразделения.

Коротко о независимом технадзоре в строительстве. Мы в целом поддерживаем создание таких формирований. Это должна быть ни от кого не зависящая служба, которая сама ищет себе клиентов и предлагает соответствующие услуги. Вместе с тем считаем совершенно нецелесообразным преподносить еще не появившееся на свет образование как возможную альтернативу УКСам исполкомов. Опыт работы УКСов подтверждает их жизнеспособность и эффективность. При этом не следует забывать, что наряду с исполнением функциональных обязанностей заказчиков они де-факто являются и органами управления.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 1998 год в рубрике надзор

©1995-2024 Строительство и недвижимость