Становление экспертного дела в строительстве

Открывая 26 марта республиканское совещание-семинар "Становление и совершенствование экспертного дела в строительстве", первый заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. И. Шатило вновь говорил о жилищном строительстве, но в несколько неожиданном аспекте.

Вообще-то, по большому счету ничего для себя неожиданного собравшиеся специалисты строительной отрасли республики не услышали. Анатолий Иванович призвал всех с учетом того, что все виды кредитования жилищного строительства, темпы которого министерство ежегодно наращивает (имея в виду достижение к 2000 г. темпов 1990 г., когда ежегодно вводилось по 5,2-5,3 млн м2 жилья), являются эмиссионными вливаниями, усиливающими инфляционные процессы в экономике республики, обратить особое внимание на то, чтобы к исполнению утверждались наиболее эффективные проекты. В качестве первого фильтра на пути возможного брака должны выступать сами проектировщики, второй же заслон - это республиканские органы государственной вневедомственной экспертизы, которые были созданы постановлением Совмина БССР № 288 от 2 сентября 1987 г. и с 1 января 1988 г. приступили к работе. (Состоявшееся 26 и 27 марта совещание было, таким образом, юбилейным.)

Со вступительным словом об основных задачах, связанных с внедрением экономически обоснованных и технически совершенных инвестиционных проектов как залога создания конкурентоспособной строительной продукции, к собравшимся обратился заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. И. Ничкасов. Он подчеркнул важность поощрения принятия при проектировании и строительстве зданий нетрадиционных, но более рациональных объемно-планировочных и конструктивных решений, включая возобновляемые и нетрадиционные источники электрической и тепловой энергии. Целенаправленная своевременная корректировка действующих и разработка новых нормативных документов должны идти рука об руку с унификацией основных нормативных актов стройотрасли РБ и РФ (включая и акты, регламентирующие порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых на территории). Что же касается практики устранения ошибок в процессе экспертизы разработанной проектно-сметной документации, то при этом должен выдерживаться установленный срок рассмотрения проектов (не более 2 месяцев), а органам госэкспертизы следует на договорных условиях оказывать инвесторам и проектировщикам необходимую помощь в виде непосредственного участия своих специалистов в корректировке проекта.

О совершенствовании работы органов экспертизы РБ говорил и начальник Главэкспертизы при Минстройархитектуры РБ Н. Д. Тюшко, в частности, о необходимости всемерного содействия выполнению целевых программ жилищного строительства путем экспертного отбора наиболее экономичных проектов жилья. Практическая реализация политики ресурсо- и энергосбережения предполагает снижение стоимости строительства за счет совершенствования проектных решений, применения высокоэффективных технологий, оборудования, конструкций и материалов. Осуществление же тесного и эффективного взаимодействия органов вневедомственной экспертизы с органами архитектуры, лицензирования, госстройнадзора, ценообразования, сертификации предполагает обеспечение государственной поддержки проектных и изыскательских организаций путем создания их рейтинга с учетом как научно-технического потенциала этих организаций, так и качества выполняемых ими проектно-изыскательских работ, а также обязательность проведения торгов подряда на выполнение ПИР. Разработка и утверждение в установленном порядке критериев оценки качества проектной документации должны осуществляться одновременно с ужесточением требований к качеству ПИР вплоть до лишения проектных организаций лицензий на проектирование. Программы обучения вузов строительного профиля должны быть скорректированы в сторону повышения профессионального уровня подготовки кадров проектировщиков.

Можно только приветствовать желание экспертных органов идти навстречу проектировщикам в сложных ситуациях и надеяться, что в дальнейшем такая форма взаимодействия будет развиваться, считает директор АП "Белпроект" С. С. Абрамович.

Весьма целесообразно как непосредственное участие разработчика в процессе рассмотрения экспертным органом разработанной им проектной документации, так и предварительное (на стадии принятия решений в случае их многовариантности при равноценном техническом или экономическом уровне) рассмотрение отдельных ситуаций с экспертами. Вся мировая практика говорит о том, что больше внимания следует уделять предпроектной проработке, тогда и строительство будет осуществляться с меньшими затратами.

Главный эксперт госэкспертизы условий труда Минтруда РБ Т. В. Гараева проинформировала собравшихся о том, что в целях осуществления единой технической политики и предупреждения тем самым потерь и непроизводительных затрат при строительстве и эксплуатации объектов производственного назначения специалистами Минтруда РБ и ГП "Стройтехнорм" разработана и отправлена на отзыв в заинтересованные организации первая редакция нормативно-технического документа - пособия "Условия и охрана труда работников на производственных объектах". (Дело в том, что затраты на льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда, как показали исследования НИИ труда, примерно в 5 раз выше затрат, направленных на улучшение условий труда. На стадии проектирования зачастую закладываются заведомо неблагоприятные условия труда.) Предлагаемый срок введения документа в действие - январь 1999 г.

Экспертизу проектно-сметной документации следует начинать не с рабочих чертежей, а с самой идеи, считает главный инженер института "БелНИИПградостроительства" В. Г. Исаченко. Процесс проектирования должен быть двухстадийным; даже если проект выполняется в одну стадию, следует выделять его утверждаемую часть, в первую очередь - генплан. Главное - грамотное функциональное использование отведенной территории. В случае явных недопустимых промахов проект должен не возвращаться на доработку, а просто выбрасываться. Затраты также не должны возвращаться заказчику, который часто является инициатором нарушений, допущенных проектантами, а удерживаться в пользу государства.

Говоря о совершенствовании экспертного дела в строительстве, заметил директор АО "Белпромпроект" Р. И. Козловский, следует четче определять границы компетенции, круг вопросов экспертизы. Представляется целесообразным устранить многократный контроль или дублирование органами экспертизы вопросов экологической, санитарной и пожарной безопасности, для рассмотрения которых существуют соответствующие специализированные надзорные органы.

Не знаю, как на кого, а на меня выступление начальника управления экспертизы Белпромстройбанка Ю. А. Дербейко произвело впечатление небольшого взрыва:

- Экспертиза банка рассматривает все проекты на предмет их обязательной окупаемости. В банке находятся деньги не банкиров, а акционеров, создавших банк. Ссуда, выданная заявителю на определенный срок, должна возвращаться. Все выступления, которые сегодня звучат в этом зале, касаются того, чем занимается Минстройархитектуры РБ. Мне уже достаточно давно и неоднократно приходилось говорить о том, что строительство не является самостоятельной отраслью. Это всего лишь подотрасль, обслуживающая процесс создания главных фондов, в основном промышленных и сельскохозяйственных. Большинство проектов являются дотационными - жилье, капремонт и многое другое, не дающее отдачи в сроки, соответствующие международному стандарту. Из нашего обихода исчезло понятие технического перевооружения. Нам необходимо сменить курс; я уверен, что в течение 2-3 лет мы забудем, что такое экспертиза строительства - главенствующую роль будет играть экспертиза технического перевооружения. Программы дальнейшей деятельности стройкомплекса принимаются сегодня и на базе решений гродненского совещания, посвященного сельхозкомплексу, и на базе решений могилевского совещания, посвященного промышленному комплексу РБ. Минстройархитектуры РБ, являясь министерством подотраслевым, тем не менее смогло бы повести за собой весьма слабые экспертные силы и Минсельхозпрода РБ, и Минпрома РБ.

Директор НИЭП "БелНИИС" А. И. Мордич отметил наличие у специалистов-практиков определенного психологического барьера при освоении ими принципиально новых результатов научных разработок. Затраты времени на преодоление этого барьера выливаются в неоправданные материальные потери. Поэтому в БелНИИС принято при организации научно-исследовательских работ подключать на самых ранних стадиях их выполнения специалистов смежных предприятий. Таким образом, выстраивается цепочка "исследование-проектирование-производственная апробация". В данном случае видится особая эффективность более тесного взаимодействия вневедомственных госэкспертов, разработчиков и практиков, занимающихся практическим внедрением новшеств. Когда тот или иной руководитель-подрядчик решает вопрос участия своей организации в распространении опыта материалоемкого и энергоэкономичного строительства, именно мнение эксперта должно являться весомым доводом в пользу участия.

Опыт технического сотрудничества НИЭП "БелНИИС", Главэкспертизы РБ и МАПИД - строительство в минском микрорайоне Юго-Запад сборно-монолитного жилого дома, характеризуемого высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями, которое будет завершено в этом году. Инвесторами установлено, что применение данной конструктивной системы автоматически снижает стоимость строительства на 25%.

Тема практического иллюстрирования результатов интеграции деятельности ученых, практиков и экспертов получила дальнейшее развитие в рассказе главного технолога ОАО "Забудова" В. П. Скрипника о новых эффективных стройматериалах и конструкциях ДСК "Чисть".

(На фото - завершенные строительством двухэтажные коттеджи по проспекту "Известий" в Минске. Подрядчик - ОАО "Забудова", возводящий данное жилье из изготавливаемых предприятием ячеистобетонных блоков. Рассказ о более ранней стадии возведения и предшествовавших технических решениях - в "СиН" № 25 и 26 от 1 и 8 июля 1997 г.)

Мнение профессора БГПА Т. М. Пецольда - наибольшая аварийность имеет место как результат некачественного выполнения строительно-монтажных работ, вследствие же неудачных проектных решений и недостатков нормативно-технической базы процент аварийности небольшой. (Такова многолетняя статистика. Выросла и аварийность, связанная с неудовлетворительной эксплуатацией зданий и сооружений.) Одно из преимуществ, предоставляемых деятельностью органов госэкспертизы, полагает Тимофей Максимович, состоит в том, что проектные организации республики получают возможность заниматься поиском новых конструктивных решений зданий. Подспорьем им в этом явятся СНБ 2.06.01-97 "Конструкции бетонные и железобетонные. Нормы проектирования", вторая редакция которых сдана в ГП "Стройтехнорм" авторским коллективом ученых РБ. Впрочем, подчеркнул коллега Пецольд, если белорусские ученые не будут иметь представительства в Евросообществе, занимающемся проблемами бетона и железобетона, то все ссылки, которые они делают на европейские стандарты и нормы проектирования, будут считаться плагиатом.

Завершая совещание, заместитель начальника Главэкспертизы при Минстройархитектуры РБ Н. Н. Ястремский призвал всех специалистов стройотрасли республики покончить с практикой противопоставления органов экспертизы и госнадзора, с одной стороны, и проектировщиков и заказчиков - с другой, так как в создании проектов и объектов, отвечающих современным техническим и экономическим требованиям, заинтересована каждая из сторон.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость