Развитие жилищного строительства на селе

Республиканское совещание, посвященное вопросам функционирования агрокомплекса, состоялось в Гродно 4-5 марта, а 25 марта вице-премьер РБ Г. В. Новицкий провел в Минстройархитектуры РБ еще одно совещание. На этот раз разговор шел о мерах по выполнению поручений Президента РБ, данных на совещании в Гродно и касающихся развития жилищного строительства на селе.

Вице-премьер напомнил, сколь серьезной проблемой является убыль белорусского сельского населения, особенно трудоспособного, и подчеркнул, что решение государством своих продовольственных проблем есть залог его безопасности, как экономической, так и политической.

Количество жилья, которое строится сегодня на селе, не позволяет изменить данную весьма нежелательную демографическую ситуацию, сказал Геннадий Васильевич. Дополнительные меры по развитию жилищного строительства на селе предусматривают строительство в среднем не менее 4 жилых домов (квартир) в год.

Исходя из того, что в общей сложности в РБ 2500 аграрных хозяйств, всего на селе необходимо построить более 10 000 домов (квартир).

В 1991 г. объем ввода в эксплуатацию жилья на селе был самым большим - 31% от всего введенного тогда жилья (общий объем составил 5 392 000 м2). В 1996 г. эта доля равнялась всего 14,7%, однако в результате принятия в сентябре 1996 г. Указа Президента РБ "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе" № 346 данную ситуацию удалось переломить, и уже в 1997 г. на селе было введено 20,9% от всего введенного в РБ жилья. Задачей 1998 г. является прирост на 9%.

Смысл проводимого совещания, подчеркнул вице-премьер, состоит в уяснении всеми его участниками не только количественной, но и качественной стороны задачи.

Далее Геннадий Васильевич зачитал пункты совсем недавнего постановления Совмина РБ, принятого 23 марта 1998 г. "О дополнительных мерах по развитию жилищного строительства на селе", комментируя некоторые из них.

1.1. Облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РБ, Минстройархитектуры РБ обеспечить, начиная с 1998 г., силами подрядных организаций и хозспособом строительство в существующих в каждом хозяйстве населенных пунктах не менее 4 жилых домов (квартир) в год с соответствующим их обустройством за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств, безвозмездных субсидий, льготных кредитов, а также средств хозяйств. Предоставить колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям право приобретать для своих работников за счет указанных средств пустующие, а также подлежащие реконструкции жилые дома в сельских населенных пунктах.

Возможность приобретения существующих домов, сказал Г. В. Новицкий, регламентируется впервые, а в республике таких сегодня примерно 80 000.

1.2. Облисполкомам, Минсельхозпроду РБ и Минстройархитектуры РБ в 2-недельный срок разработать программы строительства жилья на селе с определением по каждому району объемов ввода его в эксплуатацию, источников финансирования, привлекаемых подрядных строительных организаций, способов строительства и материалов ограждающих конструкций. В срок до 1 июля 1998 г. разработать и утвердить аналогичные программы на 1998-2000 гг.

2. ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк" и Белорусскому акционерному коммерческому агропромбанку по согласованию с Нацбанком РБ и Минфином РБ в 2-недельный срок разработать и утвердить Положение о порядке и условиях предоставления льготных кредитов гражданам РБ и Положение о порядке и условиях предоставления льготных кредитов колхозам, совхозам и другим сельхозпредприятиям, строящим жилье в сельской местности.

3. ОАО "Сбербанк "Беларусбанк" и Белорусскому акционерному коммерческому агропромбанку по согласованию с Нацбанком РБ и Минфином РБ обеспечить согласованные с облисполкомами ежемесячные выделения по заявке областных управлений банков кредитных ресурсов в объемах, предусмотренных утвержденными нормами строительства жилья на селе в 1998-2000 гг.

4. Облисполкомам, министерствам и другим органам госуправления обеспечить финансирование строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для возводимых на селе жилых домов на условиях, предусмотренных постановлениями Совмина РБ № 396 от 24 июля 1997 г. и № 427 от 18 марта 1998 г.

В порядке справки Г. В. Новицкий прочел выдержки из упомянутых постановлений. Пункт 9 постановления № 396 гласит: "Установить, что не менее одной трети средств, выделяемых на финансирование жилищного строительства (бюджетные средства на строительство жилья, одноразовые безвозмездные субсидии, льготные кредиты), должно быть направлено на строительство жилых домов в сельской местности." Пункт 4 постановления 427 гласит: "Облисполкомам и Мингорисполкому совместно с Минсвязи РБ, Комитетом по автодорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций РБ, Белорусским концерном по топливу и газификации и Белорусским государственным энергетическим концерном в месячный срок принять согласованное решение по финансированию и строительству соответствующих объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимых для ввода в эксплуатацию в 1998 г. жилых домов в объемах, предусмотренных в приложении 1 к настоящему постановлению. Разрешить Минсвязи РБ, Комитету по автодорогам, Белтопгазу и Белгосэнерго использовать на эти цели до 20% средств централизованных инновационных фондов. Рекомендовать облисполкомам направлять средства местных дорожных фондов на строительство объектов улично-дорожной сети, необходимых для ввода в эксплуатацию в 1998 г. жилых домов."

5. Минстройархитектуры РБ в 2-недельный срок разработать и утвердить архитектурно-планировочные и технические критерии определения типовых потребительских качеств жилых помещений для расчета показателя стоимости строительства 1 м2 общей площади, используемого при установлении размера льготного кредита на строительство жилья в сельской местности.

Дело в том, сказал Г. В. Новицкий, что к типовым потребительским качествам следует относить не только норму жилой площади, которая для сельской местности увеличена до 30 м2, но и факт применения тех или иных материалов (в данном случае речь идет о новых, которые позволяют добиваться принципиально иного качества жилья).

6.1. Облисполкомам и Минстройархитектуры РБ до 1 июля 1998 г. обеспечить завершение строительства и ввод в эксплуатацию показательных комплексов экономичных усадебных жилых домов.

Здесь речь идет о том, что опыт строительства в Витебской области и под Молодечно жилых поселков из нескольких домов, качество которых близко к европейскому, весьма полезен для отработки подходов заказчиков, подрядчиков и других участников строительства к решению инженерных задач повышенной сложности. Уже к 1 июля он должен получить достаточное распространение.

6.2. Облисполкомам и Минстройархитектуры РБ до 31 июля 1998 г. провести областные семинары по изучению опыта строительства экономичных усадебных жилых домов с участием специалистов заинтересованных предприятий и организаций, соответствующих райисполкомов и горисполкомов, организовать с привлечением СМИ повсеместное ознакомление населения с различными вариантами домов, обеспечить широкое распространение опыта их возведения. Построить до конца 1998 г. не менее 4 домов такого уровня в каждом сельском районе.

Имеется в виду необходимость проведения такой работы, в результате которой опыт строительства усадебного жилья европейского качества стал бы достоянием заказчиков и подрядчиков в каждом сельском районе. Вообще-то, в республике, добавил Геннадий Васильевич, уже создана реальная материальная база производства отечественных строительных материалов и изделий (за исключением сантехнической запорной арматуры и в определенной степени электротехнических приборов), позволяющая строить жилье европейского качества хоть на селе, хоть в городе.

Правда, я далек от мысли, что мы моментально достигнем европейского качества выполнения строительно-монтажных и отделочных работ на всех фронтах стройотрасли РБ. Мы будем двигаться в этом направлении. И мы можем и обязаны в ближайшие годы достичь европейского качества сельского жилищного строительства. По своей привлекательности сельское жилье даже должно превзойти городское, иначе условий обратного оттока людей в сельскую местность создать не удастся.

6.3. Облисполкомам и Минстройархитектуры РБ разработать в I полугодии 1998 г. и издать каталоги паспортов экономичных усадебных жилых домов для строительства в сельской местности РБ, типовых решений по благоустройству территории сельских населенных пунктов, архитектурных элементов, типовых технических решений, конструктивных узлов и деталей усадебных жилых домов.

6.4. Организовать в I полугодии 1998 г. центры показа и реализации качественных материалов и изделий, оказания консультационных и строительных услуг, предоставления в аренду механизмов, инструмента и оказания транспортных услуг.

К сведению всех, кто пока не знает: в Чисти (под Молодечно) построен ряд предприятий с использованием средств, которые направлялись по статье "Вывод советских войск из ГДР". За дойчмарки построено 5 заводов, в совокупности составляющих домостроительный комбинат. Это завод, выпускающий газосиликатные блоки высокой размерной точности (плюс-минус 1 мм), предназначенные для укладывания на клей. Это столярное производство мощностью примерно 100 000 м2 столярки в год. Это завод, выпускающий сухие смеси, позволяющие достичь немыслимого прежде уровня и качества отделки и экономии материала. Это, наконец, заводы, выпускающие цементно-песчаную черепицу и известь (последний, к сожалению, пока бездействует). Это же предприятие - ОАО "Забудова" - включает и проектно-конструкторский отдел, и строительно-монтажную группу. При строительстве жилого поселка в деревне Ракутевщина близ Чисти, осуществленном в течение двух с половиной месяцев, были решены задачи не только достижения определенного уровня качества, но и получения наиболее рациональных объемно-планировочных решений жилища, вобравших в себя опыт последних 15-20 лет. Вселившаяся в любой из таких домов семья может в дальнейшем самостоятельно скорректировать интерьер, а также выполнить пристройку к зданию в соответствии со своими представлениями о комфорте. Это - одна из иллюстраций к той технической политике, которую мы будем осуществлять в ближайшие 3 года.

ОАО "Забудова" практикует позаимствованную в Германии концепцию строительства жилого дома самим застройщиком. (Там та или иная строительная фирма берет на себя обучение клиента необходимым строительным навыкам и снабжение его всем необходимым для строительства дома.)

6.5. Облисполкомам и Минстройархитектуры РБ разработать до 1 июня 1998 г. и организовать реализацию программы первоочередных мер по комплексному благоустройству сельских населенных пунктов РБ.

Речь идет о том, что, когда мы будем осуществлять застройку сельских территорий, мы должны будем стараться делать это вблизи существующих населенных пунктов, а еще лучше - внутри их. Расчет состоит в том, что отпадает необходимость выхода на новые площадки, больших затрат средств на развитие сетей. Тем самым будет решаться не только жилищный вопрос для 4 вселяющихся семей, но и вопрос подтягивания необходимых коммуникаций к тем населенным пунктам, которые испытывают нехватку их. Подсчеты показывают, что при отказе от экстенсивной градостроительной идеологии можно будет в самые ближайшие годы добиться удешевления 1 м2 сельского жилья как минимум в 1,5-2 раза. Разумеется, необходимо иметь в виду, что задача благоустройства в первую очередь будет решаться в тех населенных пунктах, в которых начнется возведение обсуждаемых домов европейского качества. Однако параллельно следует разработать и организовать реализацию программы первоочередных мер по комплексному благоустройству вообще всех сельских населенных пунктов РБ.

7. Минстройархитектуры РБ, Комитету по надзору за ведением работ в строительстве и Главному управлению государственной вневедомственной экспертизы при Минстройархитектуры РБ, облисполкомам, райисполкомам, региональным органам государственной вневедомственной экспертизы и госстройнадзора обеспечить оперативное оформление разрешительных документов, касающихся строительства жилых домов на селе, а также организацию эффективного государственного контроля и надзора за качеством строительства.

Вообще-то, все требования, которые закреплены предшествующими нормативными документами, регламентирующими проектирование, экспертизу и госстройнадзор, должны выполняться. Но в текущем году работа эта должна быть организована так, чтобы исключить всяческие проволочки.

Дело в том, пояснил Геннадий Васильевич, что техника подготовки, согласования, прохождения и подписания всех документов имеет определенный регламент, и в соответствии с этим регламентом нормальный срок подготовки всякого документа составляет 2 месяца. Постановление же Совмина РБ, которое мы сегодня обсуждаем, было, к примеру, готово в течение 2 недель.

8. Минстройархитектуры РБ, Минпрому РБ, Минлесхозу РБ, Белорусскому производственно-торговому концерну лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Белорусскоу концерну по нефти и химии обеспечить в первоочередном порядке изготовление по заявкам колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий материалов, конструкций, заготовок и других комплектующих изделий, необходимых для строительства жилых домов хозспособом.

9. Минлесхозу РБ за счет уменьшения аукционной продажи леса обеспечить целевое выделение древесины по прямым договорам предприятиям стройиндустрии в объеме 400 000 м3 для изготовления изделий для жилищного строительства и райисполкомам в объеме 150000 м3 для строительства жилых домов в сельской местности хозспособом.

В данном пункте, пояснил Г. В. Новицкий, решена проблема внеаукционного приобретения леса, которым по установленной разнарядке будет обеспечиваться строительство приоритетного жилья.

10.1. В целях обеспечения контроля хода жилищного строительства представляется целесообразным образовать республиканский штаб по строительству во главе с заместителем премьер-министра РБ Г. В. Новицким, поручив ему утвердить персональный состав этого штаба.

Де-факто штаб уже существует - мы уже провели 5 заседаний, результатом которых, в частности, и является обсуждаемое постановление.

10.2. Создать аналогичные штабы в областях и сельских районах РБ под руководством заместителей председателей облисполкомов и райисполкомов, ведающих вопросами строительства.

11. Министерству статистики и анализа РБ обеспечить, начиная с апреля 1998 г., сбор, обработку и ежемесячное предоставление в установленном порядке информации о ходе ввода в эксплуатацию жилья в сельской местности.

Итак, заключил Г. В. Новицкий оглашение документа, обобщаю требования, выдвигаемые руководством страны к решению поставленной задачи.

Требование энергоэффективности ограждений и заполнений проемов, а также наличия такого сантехоборудования, которое позволяло бы регулировать и учитывать расход топлива - вот требование наипервейшее, причем применимое и к тем домам, которые предстоит достроить.

Далее, применяемые материалы должны способствовать долговечности строений (особенно это касается тех, которые используются при сооружении цоколя, фасадов и кровель, то есть конструкций, в результате климатических воздействий приходящих в неприглядный вид, создавая проблемы для хозяев).

Не подлежит обсуждению требование соответствия интерьеров и экстерьеров зданий, благоустройства примыкающих территорий современным эстетическим канонам.

Не следует забывать и о снабжении сельского строительства необходимым инженерным оборудованием. Задачей дня является уход от порождающих дополнительные потери и затраты протяженных теплосетей и централизованных источников.

Все требования, касающиеся энергоэффективности, долговечности и эстетичности, содержатся сегодня в нормах, утвержденных приказом министра архитектуры и строительства РБ и зарегистрированных в Минюсте РБ. А вот обеспечение необходимым инженерным оборудованием и создание комфорта не регламентируются.

При решении поставленных задач должны быть использованы, с одной стороны, опыт последних 20 лет, с другой - технические возможности, появившиеся в последние 2 года. Отрадно, что в стране появляется все больше предприятий, которые в состоянии обеспечивать такие возможности, такое качество.

Если, выходя из этого зала, завершил свое выступление вице-премьер, каждый из участников совещания будет хотя бы наполовину иметь представление о том, как ему надлежит действовать, это уже будет хорошо. Вторая половина будет реализовываться на региональных совещаниях уровня "область-район".

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость