Фирменная структура строительных услуг

Тенденцией последнего времени стало акционирование большей части строительных предприятий государственной формы собственности и переход их на новые технологии производства, позволяющие выпускать продукцию достаточно высокого качества, способную успешно конкурировать с импортными аналогами.

Важное значение имеет также переход на новые технологии управления предприятием, где значимое место отводится маркетинговой концепции. Достаточно вспомнить февральскую коллегию Минстройархитектуры, рекомендовавшую подрядным строительным организациям на уровне трестов создавать у себя маркетинговые отделы.

Характерной чертой развития рынка становится увеличение количества частных строительных организаций. Можно заметить, что сфера строительства в отечественной экономике отличается на фоне других активностью частного бизнеса. Причем многие фирмы, ныне занимающиеся строительными работами, пришли в этот бизнес после обычной торговли стройматериалами, другие продолжают совмещать эти два вида деятельности при выборе рыночной стратегии специализации либо занятия определенной рыночной ниши.

Переориентация эта связана со следующим. Часто строительные материалы, не знакомые отечественному строителю, требуют и особой технологии применения. Нужны специалисты, знакомые с этой технологией, поэтому фирма-поставщик отправляет своих сотрудников за рубеж на обучение (как правило, зарубежные производители качественных материалов имеют учебные центры). Но поскольку всех строителей за рубеж на учебу не отправишь, фирмам приходиться организовывать строительство с применением поставляемых материалов собственными силами, чтобы минимизировать риск потери денег, вложенных в покупку этих материалов.

С другой стороны, крупные европейские фирмы-производители материалов, имеющие международный авторитет ("Siplast", "Rannila", "Icopal", "Braas" на нашем рынке) не ведут свободную продажу своих материалов, а работают со строительными организациями, располагающими квалифицированными специалистами и имеющими авторитет на рынке строительных услуг. При этом наряду с обязательным обучением специалистов-строителей в своих учебных центрах, они ведут инженерный контроль в процессе производства работ.

По такому пути диверсификации своей деятельности пошли многие поставщики мягких кровельных материалов: фирма "Претти" (российские материалы "Изопласт"), ЧП "Копернит" - поставщик итальянских материалов Copernit, ООО "Сакрамент", ПКФ "Ритм" и т.д.

Уровень производства, технология обработки рынка, тенденции развития этих фирм свидетельствуют о принципиальном "равенстве сил" в конкуренции. Например, фирма " Каскарэкс" позиционирует свои услуги как особенно качественные, проводит пропаганду в прессе. Предприятие "Сакрамент" предлагает своим заказчикам гарантийное обслуживание кровли. Этот вид услуг, относящийся к комплексу товара, был предложен на кровельном рынке и "Битумными технологиями", ими же была заказана в проектном институте "Белжилпроект" разработка единичных комплексных расценок на обслуживание кровель. Фирма "Сакрамент" ориентирована на аналогичные сегменты. Такие фирмы, как "Касмин" и "Битумные технологии", позиционируют себя на рынке в качестве разработчиков перспективных отечественных технологий.

Общими для всех являются и проблемы в области разработки технологической документации, согласования ее в различных ведомствах и т.д.. Поэтому эти фирмы начали объединяться в своеобразный профессиональный союз - Ассоциацию кровельщиков, что привело к смягчению конкурентной борьбы между ними. При соответствующей поддержке в развитии эта организация в недалеком будущем может превратиться в серьезный инструмент маркетинга фирм, занимающихся плоской кровлей.

С другой стороны, с утверждением в июле 1997 года государственной программы "Модернизация и тепловая реабилитация жилых домов на 1997-2000 гг.", у группы фирм, занимающихся устройством плоской кровли, появляется общий конкурент - группа фирм, объединяющихся в своеобразную технологическую группу по устройству мансардных этажей со скатной черепичной кровлей. В эту группу входят в основном иностранные и совместные предприятия: "Paroc ins" (материалы для теплоизоляции), "Ранн констракшен" (металлочерепица), "Velux" (мансардные окна), "Braas" (технические системы кровли), ООО "Феликс" (внутренняя отделка). Этот стратегический альянс ведет профессиональную маркетинговую политику и уже сегодня имеет большой вес на рынке и влияние на контрагентов (проектные организации, НИИ, специализированная пресса). Группа позиционирует свою совместную продукцию по двум важнейшим направлениям: а) устройство "социального" недорого жилья (возможно, и офисов); б) дорогих помещений для двухуровневых квартир на отведенных под мансарды площадях плоской кровли. Доля рынка, на которую претендует данная группа, достаточно велика: модернизации подлежит часть жилищного фонда республики, построенного по типовым проектам первых массовых серий, - свыше 2,5 тыс. 4-5-этажных жилых домов общей площадью около 10 млн м2.

В целом среди частных строительных фирм преобладают мелкие ремонтно-строительные фирмы. При акционированных ремонтно-строительных организациях работает более 220 самостоятельных управлений, которые нанимают такие фирмы на субподряд во время строительного сезона. Основной состав рабочих в этих фирмах - это временные трудовые коллективы (ВТК) с низким уровнем квалификации.

Необходимо отметить, что главной проблемой для строительных организаций всех форм собственности в условиях оживления строительной отрасли в течение ближайших двух лет будет оставаться нехватка профессиональных рабочих. Этот фактор является приоритетным среди факторов, сдерживающих рост строительных предприятий в условиях ужесточения нормативно-технической среды строительства и требований к качеству выполняемых работ.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике кровля

©1995-2024 Строительство и недвижимость