Макроэкономические показатели в строительстве

Белорусский строительный рынок по всем прогнозам - как оптимистическим, так и осторожным - продолжает развиваться и принимать цивилизованные формы. Оживление строительной отрасли связано с объективными (рост инвестиционной активности) и с субъективными (концепция правительства РБ по выходу из экономического кризиса) факторами.

По сведениям Минстата Республики Беларусь, за 11 месяцев 1997 года в Беларуси на развитие экономики и социальной сферы использовано около 40 триллионов рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах на 21% больше, чем за соответствующий период 1996 года. На 20% возросли объемы подрядных работ. Введено в эксплуатацию 1893 000 кв. м. жилья, или на 37,6% больше, чем в соответствующий период 1996 года. На строительстве жилых домов субъектами хозяйствования освоено 25% от общей суммы инвестиций. Причем по сравнению с январем - ноябрем 1996 г. объем инвестиций на эти цели возрос на 56% .Увеличен ввод в эксплуатацию объектов социального назначения: больниц, поликлиник, школ, детских садов. На строительство производственных объектов использовано 58% общего объема инвестиций. Это на 18% больше, чем за этот же период 1996 года.

Строительный комплекс РБ состоит из двух взаимосвязанных секторов: промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и собственно строительства. Темпы роста производства в собственно строительстве и в промышленности строительных материалов составили соответственно 112% и 132% к аналогичному периоду 1996 года.

Так, по предварительным итогам, можно констатировать, что в отрасли наметился перелом к лучшему. Факт оживления строительной сферы республики виден невооруженным взглядом, по крайней мере, на улицах Минска, областных центров и Минской области. Приведенная информация особенно впечатляет потому, что увеличение объемов подрядных работ произошло при острейшем дефиците капитальных вложений. Так, задолженность заказчиков в сфере жилищного строительства за выполненные работы на конец года составляет 16% общего объема выполненных работ.

Увеличению объемов жилищного строительства и объектов социального назначения способствовал ряд указов Президента РБ, в частности о строительстве домов жилищно-строительных кооперативов, для молодежи и военнослужащих, в сельской местности и индивидуальном строительстве, а также решение вопросов льготного кредитования строительства и ряд других. А движущей силой нынешнего "строительного бума" является увеличение объемов капитальных вложений со стороны государства, назвавшего строительство одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 гг.

На ноябрьском заседании коллегии Министерства архитектуры и строительства было подчеркнуто, что проблема исчерпания источников финансирования жилищного строительства, похоже, на сегодняшний день снята и министерство уверено, что кредитные ресурсы будут выделяться ритмично и в полном объеме. К важнейшим положительным сдвигам в работе министерства в области жилищного строительства можно отнести предложение об отмене декларирования денежных средств, направляемых на строительство жилья, а так же разработку ряда проектов документов, касающихся передачи незавершенного строительства в "другие руки".

Нынешние положительные результаты достигнуты, однако, экстенсивным путем. Пути интенсивного развития экономики, и промышленности в частности, правительством РБ еще четко не определены, нет концепции стратегии новой промышленной политики. Не решены два важнейших вопроса: во-первых, проблема привлечения инвестиций и новых технологий, носящая стратегический характер (в первую очередь меры по снижению зависимости от российских энергоресурсов, сокращению энергоемких производств); во-вторых, снятие напряженности в области налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, поддержка собственного малого и среднего бизнеса.

Если по отношению к уровню 1990 года падение производства в 1995 году составило 42%, то на конец 1997 года "яма" падения сократилась лишь до 30%. Это свидетельствует, что резерв экстенсивного развития экономики республики еще не исчерпан. Однако, по мнению специалистов, для долговременной стабилизации экономики нет необходимости в 100-процентном росте, достаточно "вырасти" до 80%, а затем развивать новую структуру экономики.

С другой стороны, существует опасность, что экономический рост вообще остановится, если правительство именно сейчас не воспользуется ситуацией некоторого подъема и не заложит правильной основы для роста при помощи новой промышленной политики.

Строительная отрасль сохраняет тенденцию к все большему государственному регулированию. Ожидаемые стабилизация и улучшение всех качественных показателей строительной отрасли связаны, по мнению заместителя премьер-министра Республики Беларусь Новицкого Г.В., с разработанным и осуществляемым комплексом мер, которым предусмотрено проведение структурной перестройки экономики путем приватизации, акционирования, совершенствования организационных форм управления; снижение стоимости строительства; наращивание экспорта; повышение эффективности работы на основе использования отечественного и зарубежного опыта, внедрение мер по обеспечению конкурентоспособности.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике маркетинг

©1995-2024 Строительство и недвижимость